В казанском ТЦ «Кольцо» на ул. Петербургской стартовали работы по реконцепции комплекса В казанском ТЦ «Кольцо» на ул. Петербургской стартовали работы по реконцепции комплекса Фото: «БИЗНЕС Online»

Москвичи взялись за обновление «Кольца»

В казанском ТЦ «Кольцо» на ул. Петербургской стартовали работы по реконцепции комплекса. Находившийся пару лет в запустении торговый центр готовится обновить состав арендаторов, фуд-корт, усилить развлекательную часть. Проект обновления для собственников недвижимости — АО «Эдельвейс Корпорейшн» семьи бизнесменов Хайруллиных разработала московская компания «Магазин Магазинов». Как рассказали здесь «БИЗНЕС Online», реконцепция должна завершиться до конца года.

Что предполагает проект обновления «Кольца»? Изменения затронут как общие зоны ТРЦ, так и качественный и количественный состав арендаторов. Из общей площади в 46,8 тыс. кв. м арендопригодная составляет только половину комплекса.

Из общей площади в 46,8 тыс. кв.м, аренднопригодная составляет только половину комплекса Из общей площади в 46,8 тыс. кв. м арендопригодная составляет только половину комплекса Фото: Альбина Фархутдинова

«Будет усилена досугово-развлекательная составляющая, существенно возрастет предложение в сфере общественного питания, tenant mix (состав) операторов будет расширен и скорректирован с учетом зоны охвата торгового центра и его целевой аудитории. Это позволит усилить торговую галерею и значительно расширит возможности проведения досуга в ТРЦ, в результате чего „Кольцо“ станет местом, куда хочется возвращаться снова и снова», — отметили в «Магазине Магазинов».

Сегодня среди крупнейших арендаторов ТЦ — супермаркет Spar, «М.Видео», «Л’Этуаль» и «Рив Гош», фешен-галерея представлена магазинами брендов Re (served), Cr (opp), Henderson, Finn Flare, Befree, Zarina, Sela, Ostin и др. Из ресторанных концепций посетителей ждут обновленные «Вкусно — и точка», «Шоколадница» и Rostic’s. Чем же будут развлекать? Два года назад из ТЦ ушла федеральная сеть кинотеатров «КАРО» — формат залов устарел, вкладываться в ремонт здесь не хотели, и ТЦ не стал продлевать договор аренды. Место бывшего кинозала до сих пор пустует. Периодически здесь проводили различные ярмарки. Москвичи же предлагают расположить на месте кинотеатра семейный развлекательный парк.

Сегодня среди крупнейших арендаторов ТЦ — супермаркет Spar, М.Видео, Л’ Этуаль и Рив Гош, фешн галерея представлена магазинами брендов Re (served), Cr (opp), Henderson, Finn Flare, Befree, Zarina, Sela, Ostin и др. Сегодня среди крупнейших арендаторов ТЦ — супермаркет Spar, «М.Видео», «Л’Этуаль» и «Рив Гош», фешен-галерея представлена магазинами брендов Re (served), Cr (opp), Henderson, Finn Flare, Befree, Zarina, Sela, Ostin и др. Фото: Альбина Фархутдинова

«Наша команда взяла на себя амбициозную задачу по перевоплощению знакового для города объекта в одну из важнейших точек на карте Казани как для жителей, так и для многочисленных туристов, которые ценят не только качественный шопинг, но и полезный досуг и интересные развлечения», — прокомментировал заместитель руководителя направления «Торговые центры» компании «Магазин Магазинов» Александр Болотников. Компания на рынке 25 лет, за эти годы сдала более 72 ТЦ в России и странах СНГ, провела более 25 реконцепций моллов. К примеру, это перезапуск ТРЦ «Облака» и «Неглинная» в Москве, реконцепция ТРЦ «Ворошиловский» в Волгограде, Brosko mall в Хабаровске, ТРЦ «Глобус» в Екатеринбурге и т. д.

Из ресторанных концепций посетителей ждут обновленные «Вкусно и Точка», «Шоколадница» и Rostic’s Из ресторанных концепций посетителей ждут обновленные «Вкусно — и точка», «Шоколадница» и Rostic’s Фото: Альбина Фархутдинова

Реконструкция отменяется?

Так что же с обещанной реконструкцией? Как рассказали «БИЗНЕС Online» в «Магазине Магазинов», ее не будет — в ТЦ займутся лишь «косметикой»: обновят полы, стены, освещение и т. д. Напомним, что с концепцией «Кольца» определились еще в 2019 году. Победителем конкурса на реконструкцию стало московское бюро Heads Group. Уже тогда стало известно, что выбранный проект ждет глубокая доработка. Летом 2020-го эскизы представили раису Татарстана Рустаму Минниханову. Сообщалось, что он в целом одобрил концепцию — фасад должны были накрыть ажурной сеткой, сделать эксплуатируемую крышу, расширить парковку за счет подземной части. Но затем пришла пандемия, СВО, взлетевшие цены на материалы подпортили планы, и начать реконструкцию должны были уже в прошлом году. Проект несколько раз дорабатывался. Финальную версию архитекторы показывали в октябре 2023-го.

С концепцией «Кольца» определились еще в 2019 году. Победителем конкурса на реконструкцию стало московское бюро Heads Group. Уже тогда стало известно, что выбранный проект ждет глубокая доработка С концепцией «Кольца» определились еще в 2019 году. Победителем конкурса на реконструкцию стало московское бюро Heads Group. Уже тогда стало известно, что выбранный проект ждет глубокая доработка Фото: телеграм-канал Heads Group

«Доработанные материалы с учетом замечаний, направленных управлением архитектуры и градостроительства Казани в марте 2024 года, на повторное рассмотрение не поступали», — ответили в исполкоме города на запрос «БИЗНЕС Online».

«В натуральную величину»: фрагменты фасада «Кольца» все-таки занесли пощупать Минниханову

Соавтор проекта реконструкции «Кольца» Владислав Куликовский в разговоре с нашим корреспондентом рассказал, что ему неизвестно о судьбе реконструкции. «Пока [собственники], видимо, думают над окупаемостью проекта и его рентабельностью, и приоритеты другие, — отметил он. — По нашему проекту была не только реконцепция арендаторов, но и внутренняя перепланировка, чтобы ТЦ больше развивать в развлекательном наполнении, что более актуально для такого места».

По информации «БИЗНЕС Online», от самой идеи реконструкции Хайруллины не отказываются — продумывают вопрос строительства дополнительной очереди ТЦ, которая предусмотрена в рамках глобальной перестройки молла. Актуальнее для компании сейчас не вбухивать миллионы в стройку, а развивать гостиничное направление. К БРИКС «Эдельвейс» планирует сделать из четырехзвездочной гостиницы «Шаляпин» на Баумана современный бутик-отель высокого класса. Разработкой концепции занимается известный ресторанный холдинг Ginza Project из Санкт-Петербурга. Команда уже знакома с Казанью — прошлым летом руководитель холдинга Алексей Волков стал директором Московского рынка.

По количеству пустых помещений ТЦ бьет рекорды — на втором этаже вакантно практически целое крыло По количеству пустых помещений ТЦ бьет рекорды — на втором этаже вакантно практически целое крыло Фото: Альбина Фархутдинова

«Облик фасада вообще не украшает Казань»

Как чувствует себя «Кольцо» сейчас? По количеству пустых помещений ТЦ бьет рекорды — на втором этаже вакантно практически целое крыло. Недавно здесь закрылся первый в городе российский бренд Lime, а также магазин товаров и одежды для дома Cozy Home. Зато всегда многолюдно на фуд-корте возле Spar и «Вкусно — и точки» — сегодня утром корреспондент «БИЗНЕС Online» заметил здесь небольшие очереди.

Ремонт пока не начался, но продавцы уже в ожидании обновлений. «Возможно, в будущем будут делать что-то, к нам даже приходили делать замеры», — рассказали консультанты в сети «Л’Этуаль». В Up: Store поделились, что хотели бы улучшений в ТЦ: «Начиная от туалета, заканчивая атмосферой».

«То, что требуется внешняя реконструкция, — факт. Об этом говорят очень давно. Но с учетом того, что это центр города и трафик там сам по себе естественным образом высокий, я считаю, что это не столь критичный момент», — говорит директор A-Development Владимир Шайхиев. По его мнению, к реконцепции «Кольца» могло подтолкнуть появление якорного арендатора — Eurospar, который появился здесь вместо закрытого продуктового «Эдельвейса». Основной же поток посетителей торгового центра — студенты, сотрудники офисов и туристы, поэтому обновление комплекса — это необходимость, поскольку месторасположение в центре обязывает иметь современный концепт, постоянно быть в тренде.

«То, что требуется внешняя реконструкция — это факт. Об этом говорят очень давно. Но с учетом того, что это центр города и трафик там сам по себе естественным образом высокий, я считаю, что это не столь критичный момент», — говорит директор A-Development Владимир Шайхиев «То, что требуется внешняя реконструкция, — факт. Об этом говорят очень давно. Но с учетом того, что это центр города и трафик там сам по себе естественным образом высокий, я считаю, что это не столь критичный момент», — говорит директор A-Development Владимир Шайхиев Фото: «БИЗНЕС Online»

При этом Шайхиев не видит ничего страшного в том, что реконструкцию комплекса отложили. «Условно говоря, человек, который будет получать комплекс товаров и услуг, не будет задирать голову и говорить: „Ой, я туда не пойду“. С точки зрения бизнеса это тоже не критичная история». Однако вместе с внутренним обновлением «Кольца» можно ожидать и повышение стоимости аренды в ТЦ, предполагает эксперт: «Непросто так они идут на это. Надо понимать, что это затраты — и прямые [расходы], и недополучение доходов в этот период. В любом случае переезд — провис подоходной части, разумеется, это все заложено в потенциале увеличения арендных платежей».

Другое мнение у эксперта по коммерческой недвижимости Константина Иванова. По его словам, чтобы обновить арендаторов и привлечь новых интересных игроков, для начала нужно было провести реконструкцию. «Они (собственники — прим. ред.) действуют по старо-советски: „Давайте поменяем арендаторов“. Но целевая аудитория при этом не изменится, новых гостей они не завлекут, — объясняет собеседник. — Как они хотят привлечь более дорогую аудиторию? Сам облик фасада вообще не украшает Казань! Кого они хотят [посадить]? Там бюджетные арендаторы сидят, на кого они хотят поменять?»

Иванов также обратил внимание на неудобную логистику внутри ТЦ, как в «Муравейнике»: «Ты должен на эскалаторе подняться, обойти зал, подняться дальше. Это делается для того, чтобы клиент больше вокруг ходил и больше видел вывесок. Но такое только отталкивает людей!» Эксперт считает, что вопрос повышения и без того недешевой аренды после реконцепции может обсуждаться, однако такой вариант могут не поддержать новые бренды, решившие обосноваться в «Кольце»: «Просидят ли у них новые бренды, которые нацелены на другую целевую аудиторию? Они попросят либо о снижении аренды сразу или могут вообще угрожать съездом, и все вернется к старому. Их экономичный подход неразумный!».

Архитектор-реставратор Степан Новиков вспоминает, что лет пять назад, когда шел конкурс на реконструкцию «Кольца», один из вопросов был в том, что площади торгового центра не вписывались в тогдашние тренды — в ТЦ начали появляться двухэтажные магазины с отдельным входом, как, например, у Zara, H&M, Mango в Европе, Турции. «Шла тенденция, что крупные магазины должны быть многоуровневые, на два-три этажа. Это было еще до пандемии, — рассказал Новиков. — А потом большие иностранные бренды и вовсе ушли из России».

Сейчас, продолжил Новиков, можно провести внутреннюю реконструкцию и изменить какие-то пространства, как сделала в свое время «МЕГА». «Они установили перекрытия и меняли внутреннее содержание торгового центра. Вероятно, экономически это удобнее, быстрее, — рассуждает спикер. — Но „Кольцо“ с точки зрения нынешнего внешнего вида — это известный факт — мало кого устраивает. В то же время к нему уже все привыкли».

Казань сейчас активно готовится к БРИКС — улицы, фасады зданий «причесываются», и «Кольцо» внешне морально устаревшее здание, «оно не делает город более привлекательным», считает архитектор. «Можно ли его косметически преобразить? В свое время пытались, то, что можно было сделать, сделали — закрыли какие-то рекламные проспекты, которыми он тогда был увешан. Но сейчас ТЦ все равно „усталый“. Тем более он расположен в самом центре Казани, по факту в самой активной ее площади, на которой бывают и казанцы, и туристы», — резюмировал Новиков.

Сергей Саначин о «Кольце 2.0»: «Нет ничего более страшного, чем решение, которое принято»

Торговый центр «Кольцо» открылся в 2006 году и сейчас входит в десятку крупнейших моллов столицы РТ. Объект почти сразу вызвал множество дискуссий в профессиональном сообществе, а с 2014-го проектные организации начали предлагать собственникам эскизные проекты преображения спорного здания. В январе 2018 года ресурс Russia Beyond включил «Кольцо» в топ-10 «Самых уродливых зданий России». Эксперты отмечали несуразный облик «Кольца», его непрезентабельный вид, аляповатую подсветку и несоответствие стиля историческому центру Казани.

В изначальном проекте также предполагалось, что реконструкция «Кольца» будет включать ликвидацию подземного перехода перед зданием ТЦ, но от такой идеи отказались. Сейчас в подземке обновляют торговые ряды к БРИКСу В изначальном проекте также предполагалось, что реконструкция «Кольца» будет включать ликвидацию подземного перехода перед зданием ТЦ, но от такой идеи отказались. Сейчас в подземке обновляют торговые ряды к БРИКС Фото: «БИЗНЕС Online»

Конкурс на реконструкцию торгового центра «Кольцо» объявили 1 апреля 2019-го. Собственники решили сделать его открытым. Основным организатором конкурса стало управление архитектуры и градостроительства исполкома Казани. Поступило 17 заявок от профессиональных архитекторов и проектных бюро. Победитель — московская Heads Group — предложил воссоздать облик существовавших на площади Тукая здания Татпотребсоюза, утерянных «Музуровских номеров» и двух жилых зданий. Кроме того, проект компании позволял объединить разношерстную архитектуру площади с расположенным зданием пенсионного фонда, высотным ЖК Clover House и историческими зданиями улиц Баумана и Пушкина. «В общем, честная современная архитектура с историческими мотивами, а не мимикрия под работы архитекторов позапрошлого века», — давала оценку главный архитектор Казани Ильсияр Тухватуллина.

В изначальном проекте также предполагалось, что реконструкция «Кольца» будет включать ликвидацию подземного перехода перед зданием ТЦ, но от такой идеи отказались. Сейчас в подземке обновляют торговые ряды к БРИКС.