Сергей Павлов: «Мы отмечаем рост посещаемости: если в 2020-м к нам пришли 314 тыс. человек, то в прошлом году — уже 673 тысячи» Сергей Павлов: «Мы отмечаем рост посещаемости: если в 2020-м к нам пришли 314 тысяч человек, то в прошлом году — уже 673 тысячи» Фото: «БИЗНЕС Online»

С момента открытия «Реки Замбези» посещаемость зооботсада выросла вдвое

— Сергей Владимирович, прошло уже почти пять лет с момента открытия нового зоопарка «Африка. Река Замбези». Хочется подвести некий результат. Как в эти годы менялась посещаемость зооботсада?

— В 2019 году открылась новая территория «Африка. Река Замбези», и команда зооботсада продолжает процесс ее заселения животными. Мы отмечаем рост посещаемости: если в 2020-м к нам пришли 314 тысяч человек, то в прошлом году — уже 673 тысячи.

Особый интерес — и это понятно — у людей вызывает появление новых животных. Осенью к нам наконец приехал молодой слон, поэтому мы надеемся, что те, кто не успел познакомиться с Филимоном в прошлом сезоне, придут к нам в этом году. В России в зоопарках и цирках насчитывается всего 23 слона, так что это редкость — Филимон приехал к нам из Московского зоопарка.

Попасть в Казанский зооботсад можно с 8:30 до 19:00.

Вход на территорию «Африка. Река Замбези»:

  • взрослый билет — 400 рублей;
  • детский, с 3 до 17 лет (включительно), — 200 рублей.

Вход на историческую территорию зооботсада:

  • взрослый билет — 250 рублей;
  • детский, с 3 до 17 лет (включительно), — 150 рублей.

Время кормления животных на территории «Африка. Река Замбези»:

  • каждый час (мелкими порциями) — шимпанзе;
  • 9:00 (каждый понедельник) — нильские крокодилы;
  • 10:00, 15:30 — лемуры, мартышки Бразза;
  • 11:30, 14:30, 16:30 — гориллы;
  • 14:00 — бегемот Захарья;
  • 15:00–15:30 — львы, гепарды, сервалы, генетты (павильон «Львы и гепарды»).

Кормление на исторической территории зооботсада:

  • 10:00–10:30 и 13:10–13:20 — медведи.

С льготными категориями посетителей, представленными животными и растениями, дополнительными услугами можно ознакомиться на сайте Казанского зооботсада.

— А что привлекает посетителей зоопарка, помимо появления новых животных?

— На популярность «Реки Замбези», думаю, влияет сама концепция этого места. Его площадь — 7 гектаров, что сопоставимо с исторической частью зоопарка. У нас совершенно отсутствуют клетки. Территория получилась прозрачной, комфортной и для ее обитателей, и для гостей. Концепцию «Реки Замбези», напомню, готовил наш чешский коллега Богумил Крал (ныне покойный).

«Осенью к нам наконец приехал молодой слон, поэтому мы надеемся, что те, кто не успел познакомиться с Филимоном в прошлом сезоне, придут к нам в этом году» «Осенью к нам наконец приехал молодой слон, поэтому мы надеемся, что те, кто не успел познакомиться с Филимоном в прошлом сезоне, придут к нам в этом году»

— «Река Замбези», насколько мне известно, самый новый в России зоопарк — предыдущий открыли в Ижевске…

— Концепцию реконструкции Ижевского зоопарка тоже готовил Крал, поэтому их часто сравнивают с нашим. У нас процесс заселения еще продолжается. Кроме того, современный зоопарк должен быть просторным.

«Река Замбези» кажется пустующей, но это лишь на первый взгляд. Просто здесь созданы условия, максимально приближенные к реальной среде обитания. Вольеры большие, поэтому у наших жителей есть выбор — находиться рядом со стеклом или прятаться от глаз посетителей.
Ольга Латфуллина первый заместитель директора Казанского зооботсада
Ольга Латфуллина первый заместитель директора Казанского зооботсада

За путешествие носорога из Чили просят почти $1 млн: как зоопарки сегодня приобретают новых животных

— Сколько животных в зоопарке сейчас и кого предстоит еще дождаться?

— У нас содержатся 134 вида и более 3 тысяч особей. Из самого заметного — пока пустуют вольеры жирафа и носорога.

Со стороны кажется, что приобрести в зоопарк животное можно по принципу магазина — пришел, заплатил и привез. На самом же деле в этом вопросе очень много нюансов, сложностей и работы, которая может растянуться на несколько лет. Животных можно получить не только путем покупки, но и за счет обмена из других зоопарков — все это требует серьезных переговоров и занимает массу времени.

Очень сложной бывает логистика. Вот пример: в позапрошлом году привезли в зоопарк зебр. Животные прошли путь от Словении до Чехии, следом отправились в Катар, уже оттуда попали в Москву, и только после этого мы смогли забрать их в Казань. Сами понимаете, что в текущей геополитической ситуации доступны не все маршруты.

«На популярность „Реки Замбези“, думаю, влияет сама концепция этого места. Его площадь 7 гектаров, что сопоставимо с исторической частью зоопарка» «На популярность «Реки Замбези», думаю, влияет сама концепция этого места. Его площадь — 7 гектаров, что сопоставимо с исторической частью зоопарка»

— Какой крюк… Думаю, что расходы на транспортировку в этом случае могут превысить стоимость самого животного.

— Вы попали в точку! Недавно нашли белого носорога в Чили. Но единственная возможность привезти его в Казань — чартерная голландская авиакомпания. Перевозчик прекрасно понимает, что только он может предоставить нам такую услугу, поэтому задирает цену на транспортировку. Получается около миллиона долларов.

— За такие деньги свой самолет можно купить…

— Мы пока отказались от предложения из-за неоправданно высокой стоимости, ищем другие варианты. Есть же еще и риски: контролировать перевозку невозможно, поэтому с животным в пути может случиться что угодно. Сейчас обговариваем с другими авиакомпаниями варианты транспортировки этого носорога и по крупицам выстраиваем его путь до Казанского зоопарка.

«Территория получилась прозрачной, комфортной и для ее обитателей, и для гостей» «Территория получилась прозрачной, комфортной и для ее обитателей, и для гостей»

— А как обстоят дела с поиском жирафа?

— В транспортировке жирафа есть свои особенности: животное, как известно, очень высокое, поэтому оно трудно поддается перевозке с помощью самолета. Перенести перелет сможет только молодой жираф — в возрасте до 2–3 лет. Сейчас активно сотрудничаем с бразильцами, выбираем подходящего нам жителя и рассматриваем возможности его транспортировки до Казани.

«Если кто обидел, они на всю жизнь запомнят»: от Венты до Филимона – история слонов в Казани

— Наверное, и сама перевозка представляет собой кучу проблем — животное нервничает, это уж как минимум?

— Конечно. Уже многие знакомы с так называемой операцией «Слон». С момента договоренностей с Москвой до, собственно, переезда Филимона в Казань прошло около полутора лет. В приоритет мы поставили не скорость появления слона в нашем зоопарке, а именно состояние животного при смене места жительства.

Пока мы готовили наш вольер, московские коллеги приучали слона проходить до транспортировочной клетки, которая была установлена у выхода из вольера. По внутреннему коридору каждый день киперы (работники зоопарка по уходу за животными — прим. ред.) ждали Филимона у выхода с угощениями. Второй этап операции «Слон» предполагал приучение его к клетке: учили заходить сначала одной ногой, потом — другой. Было очень важно, чтобы он привык к этим процедурам, чтобы все это происходило спокойно — ведь буквально за стенкой, в соседнем вольере, волновались его мама и сестра. Весь процесс оттачивался, вся команда, которая этим занималась — а это примерно 20 человек, — знала свои действия посекундно.

Мы даже сняли фильм о процессе переезда слона в Казанский зоопарк. Кроме этого, в наших социальных сетях можно найти не одно видео о жизни Филимона в Казанском зооботсаду.

«Очень сложной бывает логистика» «Очень сложной бывает логистика»

— Когда строили новую территорию «Река Замбези», вопрос ее населения стоял очень остро. Деньги на стройку нашлись, а вот на животных надо было 4 миллиона евро — об этом, в частности, говорил мэр Казани Ильсур Метшин, призывал всех помочь. Можете ли назвать этих благотворителей?

— Раис республики Рустам Минниханов помог приобрести голубых антилоп гну, Ильсур Метшин — зебр, компания «Татнефть» — горилл. И, конечно, есть много других благотворителей, которым признательны все посетители зоопарка.

— В зоопарках очень распространена практика шефства над животными. Есть ли такие меценаты в Казани?

— В зооботсаду уже много лет действует программа «Возьми опеку над животным». Эта добровольная благотворительная программа позволяет любому — как обычному человеку, так и организации — стать причастным к жизни зоопарка, сохранению вида, который находится под опекой, и внести свой посильный вклад для жизни животного в зоопарке. В частности, у нас есть опекуны у большеухих лисиц, розового фламинго, желтого мангуста и других животных.

— Кроме проблем с транспортировкой животных, есть еще какие-то сложности из-за сегодняшних условий — например с кормами, ветеринарными препаратами?

— Здесь все взаимозаменяемо. У нас нет проблем ни с лекарствами, ни с кормами. Возьмем, к примеру, розовых фламинго — в природе они приобретают такой оттенок оперения из-за специфического питания. Они едят рачков с соответствующим пигментом в составе. Раньше покупали необходимый корм для фламинго в Европе, но сегодня его производят и в Москве.

«У нас нет проблем ни с лекарствами, ни с кормами. Возьмем, к примеру, розовых фламинго — в природе они приобретают такой оттенок оперения из-за специфического питания» «У нас нет проблем ни с лекарствами, ни с кормами. Возьмем, к примеру, розовых фламинго — в природе они приобретают такой оттенок оперения из-за специфического питания»

Концепция реконструкции исторической части зооботсада уже готова — осталось спроектировать и реализовать

— Помимо набравшей популярность в последние годы «Реки Замбези», есть еще и историческая часть зооботсада. Эти территории как-то связаны между собой?

— Сейчас территории не связаны — это две разные кассы. Тоннель под железной дорогой, который связывает историческую часть зооботсада и новую, уже готов. Но прохода к нему, к сожалению, нет. Объединение планируется после завершения реконструкции исторической части зооботсада.


— Планы по дальнейшей реконструкции можно спрогнозировать?

— Сначала нам необходимо отстроить новые хозяйственные помещения — кормокухню, сенохранилище, ветблок и другое. Почему это важно? Полное обновление исторической части зооботсада включает в себя снос всех зданий, кроме памятников культурного наследия — дома Фукса и оранжереи. Если мы сносим все, значит, лишаемся тех объектов, которые обеспечивают функционирование зоопарка. Сейчас решаем вопрос с выделением дополнительных площадей под новую хозяйственную зону.

Могу сказать, что концепция второй жизни зооботсада уже готова (ее разрабатывает «Татинвестгражданпроект», который работал и над проектом «Река Замбези»,прим. ред.).

Отталкиваемся от идеи воссоздания трех локаций — острова Врангеля, реки Уссури и озера Байкал. В будущем у гостей будет возможность посмотреть в контрасте на животных, обитающих в Африке и России.
Сергей Павлов директор казанского Зооботсада
Сергей Павлов директор Казанского зооботсада

— Получается, что сейчас уже есть концепция и вы готовитесь к проектированию. А какие планы по обновлению ботанического сада?

— Ботанический сад в Казани появился в 1806 году, оранжерею построили в 1834-м. Наш зоопарк считается одним из старейших в Европе. В то время население Казани составляло всего 40 тысяч человек, сейчас же — более миллиона. Давно пришло время расширять возможности сада, пополнять его коллекцию.

Мы пригласили ведущего специалиста в России Виктора Кузеванова. Он за время своей практики посетил более 350 ботанических садов мира и совместно с нами подготовил концепцию развития казанской оранжереи. Получился по-настоящему красивый проект, и сейчас мы очень ждем его согласования.

Концепция реконструкции оранжереи разработана «Татинвестгражданпроектом»Эскиз предоставлен Казанским зооботсадом

— А денег в текущих условиях зоопарку хватает? Впереди ведь большие планы по реконструкции и обновлению исторической части…

— Мы же существуем и за счет бюджетного финансирования. Без бюджета, думаю, пока не вытянем. Ждем обновления исторической части зооботсада, в связи с которым ожидаем рост посетителей до миллиона человек в год.

— Билеты не подорожают?

— Последний раз поднимали стоимость билетов в 2023 году. Индексацию мы не проводили с момента открытия новой территории в 2019-м.

«Последний раз поднимали стоимость билетов в 2023 году. Индексацию мы не проводили с момента открытия новой территории в 2019 году» «Последний раз поднимали стоимость билетов в 2023 году. Индексацию мы не проводили с момента открытия новой территории в 2019-м»

«Опухоли» краснозадых гамадрилов, «дохлые мыши» в клетках хищников и «несчастный» белый мишка: какие жалобы сыпятся на Казанский зооботсад?

— Вероятно, жалобы от посетителей — неотъемлемая часть жизни любого зоопарка. Как с этим обстоит в Казани?

— Жалобы, конечно, неотъемлемая часть нашей работы, и они приходят постоянно. Какие-то справедливы, какие-то идут от незнания особенностей жизни зверей.

Самая острая тема — содержание белого медведя Терпея. Он передан нам на передержку Пермским зоопарком, пока идет строительство в том числе и его вольера. Но дело в том, что после его переезда в Казань в 2018 году вышло постановление правительства РФ, которое среди прочего устанавливает правила содержания животных в зоопарках. Как раз этому постановлению и не соответствует вольер Терпея, что и вызывает шквал жалоб.

— А есть возможность построить другой вольер?

— Терпей — наш временный постоялец, его владелец — Пермский зоопарк, мы находимся в постоянном контакте с владельцем медведя. Они ускорили работу над вольером Терпея и в скором времени заберут его к себе, поэтому строить вольер в Казани пока нецелесообразно. Ведь планируется масштабная реконструкция в исторической части зоопарка — тогда и будет все сделано.

Есть мнения, что зверя надо отправить туда, где условия соответствуют нормативам, но тут есть один важный момент: медведь уже пожилой, поэтому о перевозке в еще один промежуточный зоопарк не может идти и речи. Для любого животного переезд — тяжелый стресс, который в возрасте Терпея переживается вдвойне тяжело, а переезд в другой зоопарк связан с обездвиживанием. Часто применять такие меры нельзя, это связано со здоровьем животного. Особенно если учесть, что Терпей перенес медикаментозный наркоз совсем недавно — полгода назад, когда проводились ветеринарные процедуры, так что лишний наркоз давать нежелательно. Ведь наркоз для животных в таком возрасте тоже крайне сложная вещь и допустим разве что в случае неотложных ветеринарных процедур.

Но вы посмотрите на этого медведя! Несмотря на возраст, у него прекрасная шерсть, он ухожен, спокоен, уверенно себя ведет, по-хозяйски чувствует себя в вольере. И мы надеемся, что, как только Пермь будет готова его принять, Терпей вернется домой, это будет в ближайшее время.

Вообще же в Казанском зооботсаду ранее содержались белые медведи, и за всю историю родились более 20 медвежат. Они разошлись по зоопаркам всего мира и основали так называемую казанскую линию.

«Часто жалобы поступают по незнанию особенностей жизни тех или иных животных» «Часто жалобы поступают по незнанию особенностей жизни тех или иных животных»

— В целом почему жалуются посетители?

— Часто жалобы поступают по незнанию особенностей жизни тех или иных животных. Например, недавно посетители написали жалобу в Россельхознадзор. Причиной стали «опухоли» на, так скажем, пятых точках гамадрилов. Но дело в том, что это абсолютная физиологическая норма для этого вида. Такие мозоли нужны гамадрилам, чтобы в дикой природе без дискомфорта сидеть на горячем песке и других поверхностях. Кроме того, в период размножения красная попа самок становится еще более красной, это просто бросается в глаза. И посетители сочли, что гамадрилы больны, несчастны, за ними плохо ухаживают…

Еще один пример связан с особенностями питания. Для хищников корм поступает в замороженном виде, но им необходимо есть и свежее мясо. Уточню, что все гуманно и к хищнику поступает уже умерщвленное животное — никакой охоты. Но порой посетители могут заметить в вольере такую вот целую мышку или цыпленка, пожаловаться — мол, это же издевательство, антисанитария, на это смотрят дети… Или разбросанные в вольерах перья после такой трапезы, отчего складывается ощущение, что сотрудники плохо убирают, но это тоже связано с образом жизни хищника. По-другому содержать его просто-напросто невозможно, потому что отсутствие свежего мяса в его рационе чревато развитием разных заболеваний. Мышка, мясо с кровью для хищника необходимый деликатес, часть нормального рациона.

В Европе ставших ненужными по каким-то причинам животных могут скормить другим зверям, и там это не считается чем-то ненормальным.

В 2014 году мир потрясла история, случившаяся в зоопарке Копенгагена. Здесь публично разделали на мясо жирафа Мариуса, предварительно застрелив его из пневматического оружия (чтобы мясо не испортить). Дирекция зоопарка не смогла вовремя найти ему пару, и надо было избежать скрещивания в пределах одной популяции, а Мариус в той или иной степени оказался родственником практически всем европейским жирафам. Но, по правилам европейской ассоциации зоопарков и аквариумов, такое скрещивание запрещено. Обычно жирафы живут 30–35 лет, Мариусу было 1,5 года. И, несмотря на протесты публики, даже попытки выкупить животное, другой судьбы владельцы зоопарка для него не нашли. Тушу пустили на корм хищникам, разделив ее на части в присутствии приглашенных посетителей, в том числе и зрителей с детьми.

Как объяснила дирекция зоопарка, это было сделано в образовательных целях.

Случай с Мариусом не был единственным — год спустя зрителей пригласили на публичную разделку львов, потом — рыбы-молота.

Так что подобные истории — это вполне нормальная в Европе практика. Например, в 2016-м в норвежском Кристиансанне на глазах у зрителей с детьми в клетку ко львам отправили зебру, предварительно ее обезглавив. Согласно объяснениям руководства зоопарка, хищники в природе разрывают добычу на части, им это необходимо и в неволе, так что ежегодно на корм уходит по 80 лошадей. А зебр в зоопарке просто стало слишком много, и их популяцию надо было сокращать.

— Наверное, особый упор делаете и на просветительскую деятельность, чтобы таких случаев с каждым годом становилось все меньше?

— Да, у нас, например, есть бесплатный кружок «Барсята», где мы рассказываем детям о животных. Кроме того, у гостей иногда возникают вопросы в процессе посещения зоопарка. Из последнего — проходил мимо женщины, которая качала головой и говорила: «Бедный слон! Наверное, ему так грустно одному». Объясняем, что самцы слонов в природе живут в одиночестве, а самки подпускают их к себе только в сезон спаривания. Группами живут самки с детьми.

«Труд в зоопарке тесно связан с непосредственным уходом за животными — нужно убирать отходы жизнедеятельности, чистить вольеры, кормить и поить. И так каждый день» «Труд в зоопарке тесно связан с непосредственным уходом за животными — нужно убирать отходы жизнедеятельности, чистить вольеры, кормить и поить. И так каждый день»

Работа в зоопарке: «Наши сотрудники находят подход ко всем вне зависимости от вида»

— Многие сферы сегодня сталкиваются с дефицитом кадров. Подскажите, в Казанском зоопарке есть такие трудности?

— С трудностями особо не сталкиваемся. Единственное — некоторые сначала приходят с большим энтузиазмом, но быстро понимают, что работа для них не подходит. Все-таки труд в зоопарке тесно связан с непосредственным уходом за животными — нужно убирать отходы жизнедеятельности, чистить вольеры, кормить и поить. И так каждый день.

Есть много положительных моментов. Помню, приходили студенты из ветакадемии, и большинство попросили задержаться у нас и после прохождения практики. Сейчас работают у нас в качестве волонтеров, общаются с сотрудниками и набираются опыта.

«Сотрудники относятся ко всем шестерым шимпанзе с большим трепетом и любовью, знают каждого по именам, знакомы с их повадками» «Сотрудники относятся ко всем 6 шимпанзе с большим трепетом и любовью, знают каждого по именам, знакомы с их повадками»

— Наверное, действительно работать тут можно только при большой любви к животным. Помимо ухода, думаю, проводите и дополнительную работу с жителями зоопарка — обучаете, воспитываете, играете?

— Давайте для примера возьмем шимпанзе. Если с этими животными не заниматься так называемым тренингом, они начинают хулиганить, конфликтовать между собой. Многие приезжие коллеги удивляются: «Они у вас такие дружные!» Все дело в ежедневных совместных активностях как с сородичами, так и с человеком.

Сотрудники относятся ко всем 6 шимпанзе с большим трепетом и любовью, знают каждого по именам, знакомы с их повадками. Доходит до забавного — обезьяны один за другим начали выкручивать канаты в вольере, приносить их киперам и «продавать» за бананы. Иногда на фруктах попадаются наклейки — они их отдирают и тоже подходят менять на вкусненькое, отдельно. Это такая игра.

Тренинги с животными нужны и для проведения ветеринарных и уходовых процедур. Шимпанзе считаются очень опасными животными, они значительно сильнее человека, могут и убить. В нашем же зоопарке они без страха и злости дают ветеринарам лапы для забора крови, показывают зубы и позволяют себя осматривать.
Александр Малев заместитель директора Казанского зооботсада по зооветчасти
Александр Малев заместитель директора Казанского зооботсада по зооветчасти

— К каждому животному нужен особый подход…

— Конечно. Например, зебры считаются нелюдимыми — лишний раз никого к себе не подпускают. Но живет у нас одна зебра Вика, которая по-настоящему кайфует от общения с киперами. Бывает, подходит и хвост дает, чтобы подержали и погладили. Все это говорит о том, что наши сотрудники находят подход ко всем, вне зависимости от вида.

— А конфликты внутри группы животных, думаю, все же случаются?

— Да, бывает. Европейские коллеги в свое время отдали нам на содержание мальчиковую группу горилл. Среди них есть альфа-самец Мавинго, он приехал из Австрии — в апреле ему, кстати, исполнилось 23 года. И он двух наших молодых (Нгуву, приехал из Испании, и Квабена, он из Москвы) поначалу серьезно гонял. Мы даже в разных вольерах их закрывали, чтобы Мавинго младших не обижал. Кстати, сначала, пока его не было, молодые конфликтовали между собой. А вот как появился Мавинго — объединились, и он еще подумает не раз, прежде чем задирать их… Прошло два года, и группа сплотилась — играют теперь вместе, обнимаются.

«Сейчас активно внедряем в нашу жизнь праздники в честь дней рождений животных. Устраиваем конкурсы для детей, и, где это возможно, приглашаем посетителей поздравить жителя зоопарка лакомством» «Сейчас активно внедряем в нашу жизнь праздники в честь дней рождения животных. Устраиваем конкурсы для детей и, где это возможно, приглашаем посетителей поздравить жителя зоопарка лакомством»

— Какова средняя зарплата у сотрудников Казанского зоопарка?

— Всего у нас работают около 150 человек. Если брать рабочий персонал, где наиболее высокая текучесть кадров, то за прошлый год в среднем зарплата вышла порядка 50 тысяч рублей на руки в месяц. Вы уже знакомы с тем, что из года в год растет количество посетителей зоопарка — это непосредственно влияет и на внебюджетную выручку. Ежегодно поднимается размер окладов, премий и праздничных выплат. Кроме того, материально поддерживаем сотрудников в период подготовки детей к школе и предоставляем так называемый мамин день. Сотрудница, у которой есть дети младше 16 лет, может раз в месяц взять оплачиваемый выходной.

— Что интересного бывает в зоопарке, помимо наблюдения за животными?

— Сейчас активно внедряем в нашу жизнь праздники в честь дней рождения животных. Устраиваем конкурсы для детей и, где это возможно, приглашаем посетителей поздравить жителя зоопарка лакомством.

Ближайшее мероприятие, приуроченное ко Дню Победы, пройдет 11 мая. Организуем угощение для гостей — солдатскую кашу, оркестр и катание на военной машине. Кроме того, широко отмечаем День защиты детей, Сабантуй и другие праздники. Так что приглашаем гостей!