Узбекская певица Лола Узбекская певица Лола Фото: Nataev, CC BY-SA 3.0, commons.wikimedia.org

«Понятно, что это делают мужчины»

В Узбекистане вновь озаботились нравственным и моральным обликом артистов местной эстрады. Чуть ли не вся страна, по крайней мере ее мужская часть, вовсю обсуждает «нравственное падение» популярной узбекской певицы Лолы (в миру Лолы Юлдашевой). Досталось ей и от чиновников от культуры.

Последний аналогичный скандал случился прошлой осенью. Известная узбекская актриса и ведущая Нилуфар Хамидова позволила себе выйти на сцену в платье с высоким разрезом и открытыми плечами. За это она получила строгое предупреждение от «Узбекконцерта». И вот теперь «весенний сезон».

К слову сказать, тогда Юлдашева поддержала коллегу по цеху, выложив на своем канале в YouTube пародию на художественный совет «Узбекконцерта», в сатирической форме высмеяв порядки в местном шоу-бизнесе. Клип выполнен в советской стилистике. Члены комиссии требуют, чтобы содержание песни, внешний вид и поведение соответствовали узбекскому национальному менталитету.

В этот раз досталось самой Юлдашевой. Казалось бы, по российским меркам не случилось ничего особенного. Если бы особо наблюдательные почитатели певицы не обратили на это внимания, то никто бы и не заметил конфуза. Со стороны выглядело все очень пристойно: артистка выступала в длинном платье из плотной зеленой ткани. Никаких декольте и вырезов, как это было с Хамидовой. Тем не менее наиболее внимательные зрители, в особенности, повторяем, мужчины, рассмотрели, что под платьем отсутствует нижнее белье, и по причине чего слишком явственно выступает грудь певицы.

Этот факт стал поводом для жесткого осуждения, началась травля.

Позже в социальные сети было выложено снятое скрытой камерой видео, на котором представитель компании «Узбекконцерт» отчитывает певицу за инцидент с платьем. Лола была шокирована ситуацией и не могла сдержать слез. Она попросила чиновника защитить ее как женщину и артиста, а не ругать. «Какие-то мужчины это смотрят, комментируют, пишут гадкие вещи, которых я не делала. Я бы хотела, чтобы вы сказали, что такое может случиться с каждой женщиной», — говорит на видео певица, вытирая слезы. Она также не считает свое поведение аморальным, потому что не выходила на сцену голой.

В понимании чиновников певица совершила повторное правонарушение. В 2015 году ее уже лишали лицензии «в связи с вызывающим поведением». Она не только надевала для выступлений смелые наряды, но и якобы «публиковала на своих страницах откровенные фотографии».

Необходимо отметить, что «Узбекконцерт» решает, быть или быть, — организация является уполномоченным органом по выдаче лицензий исполнителям и осуществлению контроля за их деятельностью. Фактически это инструмент цензуры, хотя лицензии лишают и за неуплату госпошлины.

«Меня очень сильно расстраивает тот факт, что задеты мои права как женщины, как человека, — написала в итоге Лола. — Все эти каналы в соцсетях пишут гадости, оскорбляют, унижают, пишут ужасные и непристойные вещи. Понятно, что такое делают мужчины. Этот факт очень неприятен. У меня семья, муж, дети. Дети ходят в школу и из-за этого могут подвергаться буллингу. Сейчас я подвергаюсь невероятной травле. Я теперь стараюсь не появляться в общественных местах из-за такого давления».

Многие звезды и поклонники артистки встали на ее защиту, поддерживая сообщениями и сториз в социальных сетях. Например, известный в Узбекистане блогер Никита Макаренко написал, что «певицу Лолу затравил местный „Талибан“*».

«Может, завидуете? Или у вас глаза масляные?»

Ситуация с Лолой, помимо нападок в ее адрес, вызвала широкую дискуссию относительно прав женщин, вопросов эмансипации, феминизма и т. д.

«Красивая женщина с прекрасной фигурой, еще и поет хорошо — чего вам еще надо, лицемеры? — пишут ее поклонники. — Может, завидуете? Или у вас глаза масляные? Или это специально организованная травля, чтобы испортить жизнь молодой женщине?»

В стране начиная с 2020 года фиксируется небывалый рост численности населения. Как сообщило в понедельник агентство статистики при президенте Узбекистана, оно превысило цифру в 37 млн граждан. Согласно официальным данным, доля мужского населения теперь составляет более 18,6 млн человек, женского — более 18,3 миллиона.

И вот еще одна новость. Можно подумать, что шуточная, но она была опубликована в серьезных изданиях. В минувшем 2023 году Узбекистан, согласно международным рейтингам, вышел на первое место в мире по уровню тестостерона у мужчин. К слову сказать, почетное третье место на пьедестале заняла еще одна постсоветская республика — Азербайджан.

Кто и как измерял уровень гормона — история умалчивает. По крайней мере, утверждается, что «данные собраны из многочисленных исследований» и речь идет о серьезном научном исследовании, которому можно доверять.

Впрочем, статистические данные говорят сами за себя. Если в 2020-м в Узбекистане родились 841 тыс. детей, то в 2023-м — 968 тысяч. Т. е. за три года произошел резкий рост сразу на 100 тыс. с лишним человек.

Правда, специалисты объясняют это тем, что рекордный всплеск случился лишь в постпандемийный 2021-й — тогда темп рождаемости увеличился сразу на 7,5% (в 2,3 раза больше обычного). А сейчас якобы такого роста уже нет, мало того, наметился небольшой спад. Но, что бы ни говорили, ежегодный рост населения Узбекистана достиг цифры почти в 1 млн человек. Так что первое место в «тестостероновом» рейтинге вполне заслуженно.

Впрочем, у роста человеческой популяции есть и обратная сторона медали. Уже сейчас для молодежи нет рабочих мест, не хватает земли и воды. Ведь вода — это спусковой крючок многих конфликтов. Ферганские погромы конца 1980-х тому пример, хотя и косвенный. Недостаток земли и водных ресурсов на фоне высокой рождаемости ведет к резкому росту большого числа незанятой молодежи, которая, не найдя применения своим силам, неизбежно радикализируется. И это тоже тестостерон.

Но не только это. Вот одно из сообщений из новостной ленты минувшей недели: «В автобусе, который ехал из Термеза в Ташкент, 45-летний мужчина расстегнул одежду спящей женщины и дотронулся до ее груди. На суде мужчина заявил, что трогал ее за руку. Суд признал мужчину совершившим правонарушения согласно статье 183 („Мелкое хулиганство“) и части 1 статьи 41−1 („Сексуальное домогательство“) Кодекса об административной ответственности Узбекистана и назначил ему 15 суток административного ареста».

В Средней Азии свадьба — это эпохальное событие, требующее огромных расходов: празднество с участием многих сотен гостей, дорогих подарков и т. д. В Средней Азии свадьба — это эпохальное событие, требующее огромных расходов: празднество с участием многих сотен гостей, дорогих подарков и т. д. Фото: Азат Ахунов

В наши дни подобные новости стали для Узбекистана обыденностью. В данном случае речь идет еще об относительно безобидном проступке, но, к сожалению, нарастает число тяжелых преступлений против половой свободы женщин и несовершеннолетних.

Рост численности населения — это еще и неизбежное снижение уровня жизни. Молодые мужчины в силу недостатка финансовых средств не могут создать семьи. В Средней Азии свадьба — это эпохальное событие, требующее огромных расходов: празднество с участием многих сотен гостей, дорогих подарков и т. д. Даже лайт-версия не всем по карману.

Нерастраченная энергия сублимируется в противоправные проступки… Неслучайно, понимая данную проблему, почти во всех среднеазиатских республиках были приняты специальные законы, запрещающие пышные и дорогостоящие свадьбы. Но обычаи и традиции сильнее. Особенно учитывая тот факт, что сельское, патриархальное население, в первую очередь соблюдающее эти правила, составляет почти половину (49%) численности населения Узбекистана.

В прошлом году в стране даже одними из первых приняли эпохальный закон «О совершенствовании системы надежной защиты прав, свобод и законных интересов женщин и детей». Новым актом уровень общественной опасности преступлений на сексуальной почве повышен на один уровень, ранее считавшиеся легкими преступления были включены в категорию тяжких, а тяжкие — в категорию особо тяжких.

Мужчины, которые оскорбляли и угрожали своим женам, теперь понесут наказание. Нанесение тяжких телесных повреждений супругу наказывается лишением свободы на срок до 12 лет. Также введена ответственность за домогательства, преследование, непрекращающиеся телефонные звонки и действия сексуального характера.

«Хочу сказать спасибо всем женщинам, которые встали на мою защиту»

Всеобщий буллинг певицы Лолы сам по себе является ярким показателем нынешнего состояния узбекского общества, его маркером. Никто не будет спорить, что она пошла против общепринятых правил и традиций. Но при этом надо иметь в виду, что и сам Узбекистан меняется на глазах, становится более открытым и европеизированным. На арену вышли уверенные в себе, самодостаточные узбекские женщины, которых уже не сильно интересует мнение общества.

Непререкаемый мужской авторитет дал трещину и в семьях — жены открыто называют своих мужей абьюзерами, по малейшему поводу бегут к психологу.

Инцидент с известной певицей — отражение коллективного бессознательного узбекского общества, особенно его мужской части. Совокупность мыслей, образов и эмоций. Это желание оставить все как есть, «как раньше», ничего не менять. Ведь в сложные времена люди всегда цепляются за старое, ищут опору в славных делах прошлого.

Кроме того, это еще и попытка снять накопившееся эмоциональное напряжение, желание выпустить пар.

Нынешняя история окончилась хеппи-эндом. Лицензии Лолу не лишили. Звезда узбекской эстрады поблагодарила всех, кто поддержал ее в эти трудные дни.

«Я хочу сказать спасибо всем женщинам, которые встали на мою защиту. Для меня это особенно важно, — сказала Юлдашева. — Это означает, что мы, женщины, объединившись, уже представляем ту силу, которая способна противостоять проявлению мизогинии в нашем обществе. Я хочу сказать большое спасибо мужчинам, которые проявили себя как настоящие рыцари. Спасибо вам, что показали пример того отношения к женщине, которое могут себе позволить только сильные и добрые. Благодаря этому случаю я лишний раз убедилась, какое огромное количество людей готовы протянуть мне руку помощи и тепло своего сердца, и увидела в этом стимул жить и творить».