Дмитрий Чикрин: «Мы готовим не рядовых инженеров, а специалистов высшего класса. Поэтому разработали программы, на которых сами хотели бы учиться» Дмитрий Чикрин: «Мы готовим не рядовых инженеров, а специалистов высшего класса. Поэтому разработали программы, на которых сами хотели бы учиться»

«Мы вложили более 170 миллионов рублей в переоснащение института»

Дмитрий Евгеньевич, как возникла идея создания нового Института искусственного интеллекта, робототехники и системной инженерии в КФУ?

— В Казанском федеральном университете уже на протяжении 10 лет ведется работа по искусственному интеллекту и робототехнике. Но все специалисты у нас были разнесены по различным факультетам и институтам. К середине прошлого года мы пришли к выводу, что для достижения действительно больших результатов необходимо объединить все ресурсы в одном месте. Было принято решение произвести полную реновацию Инженерного института.

С чего начали?

— Для начала провели полное техническое переоснащение — только за последние полгода мы вложили более 170 миллионов рублей в переоснащение института. Только за последние полтора месяца мы провели дни открытых дверей более чем для двух тысяч человек. Два политехнических лицея, №110 и 177, стали нашими базовыми школами, где мы можем вести дисциплины и делать совместные проекты. Сейчас, например, со школьниками начинаем проект по разработке малого подводного телеуправляемого аппарата для поиска объектов на небольшой глубине.

«Только за последние полгода мы вложили более 170 миллионов рублей в переоснащение института» «Только за последние полгода мы вложили более 170 миллионов рублей в переоснащение института»

Какие новые направления подготовки появились в институте?

— Мы создали три принципиально новых направления подготовки. Первое — это мехатроника и робототехника — направление, которое сосредоточено на создании роботов. Второе — разработчик искусственного интеллекта: сюда входят программисты и методологи ИИ-софта. И третье — беспилотные транспортные средства: наземные, наводные, воздушные, подводные, космические. Старые направления также сохранились, и там есть бюджетные места.

Необходимо отметить, что полноценная разработка и обучение в области ИИ возможны лишь в рамках новой метанауки — когнитологии. Она ориентирована на изучение самого процесса производства, переработки, хранения и передачи знания. Поэтому мы рады видеть у нас и будущих лингвистов, психологов и филологов, будущих специалистов в области нейробиологии и даже медицины! Их усилия вместе с программистами объединяются в единое целое при помощи методов системной инженерии. Да, это сложно!

Мехатроника и робототехника (Робототехника и искусственный интеллект).

— Программная инженерия (Архитектор интеллектуально-транспортных систем и беспилотных платформ).

— Программная инженерия (Разработчик искусственного интеллекта и когнитивных систем).

— Магистерская программа «Нейрокогнитивные технологии в бизнес-аналитике».

Сколько студентов планируете обучать?

— Существующий контингент — чуть меньше 400 студентов бывшего Инженерного института — увеличится в 3–4 раза. Площадь это позволяет.

За последние несколько месяцев к нам пришли более 1,5 тысячи школьников, и около трети заинтересованы в поступлении к нам. Мы даем ребятам возможность получить в Казани образование в области робототехники по разумным ценам — в Москве год обучения стоит 800 тысяч рублей, а у нас — 200 тысяч.

«За последние несколько месяцев к нам пришло более 1,5 тысяч школьников и около трети заинтересованы в поступлении к нам» «За последние несколько месяцев к нам пришли более 1,5 тысячи школьников, и около трети заинтересованы в поступлении к нам»

«Мы учим людей быть либо ведущими специалистами, либо руководителями, либо создавать свой бизнес»

В российских вузах все чаще появляются факультеты, где готовят специалистов по искусственному интеллекту. В чем ваше отличие?

— В России очень мало образовательных учреждений с профилем искусственного интеллекта, которые заточены не под чат-боты, текстовые генераторы и картинки. Мы сосредоточены на «железе», на котором работает сложный ИИ.

Последние 10 лет мы занимаемся робототехническими платформами с высокоуровневым сознанием, создаем системы искусственного интеллекта, которые работают как человеческий мозг. Когда мы разрабатывали систему промышленной автоматизации, то копировали инструкции операторов тяговой подстанции, а когда разрабатывали беспилотные грузовики с КАМАЗом, дублировали поведение водителя-профессионала.

При институте работает конструкторское бюро. Разрабатывать софт и проектировать роботов студенты будут там?

— Да, мы уже закупили для него оборудование: новые машины для аддитивной печати, робототехнические платформы, отладочные платы, сенсоры и прочую микроэлектронику. Уже сейчас порядка 50 студентов работают там над своими проектами. Сейчас они могут прийти и начать делать подводного робота или, например, запускать промышленную «руку»-манипулятора для своей робокофейни.

Со второго курса 25–30% лучших студентов мы будем отбирать в бюро в качестве сотрудников с возможностью трудоустройства, успешно прошедших стажировку, на зарплаты на уровне рынка. На третьем-четвертом курсе наши успевающие студенты получают оферы даже выше рынка от наших ведущих индустриальных партнеров.

Но есть и другой вариант — создать свое дело. Акцент на стартап-деятельности и технологическом предпринимательстве — еще одно принципиальное отличие нашего института от всех факультетов КФУ. Мы учим людей быть либо ведущими специалистами, либо руководителями с инженерным бэкграундом, либо создавать свой бизнес.

«Последние 10 лет мы занимаемся робототехническими платформами с высокоуровневым сознанием, создаем системы искусственного интеллекта, которые работают как человеческий мозг» «Последние 10 лет мы занимаемся робототехническими платформами с высокоуровневым сознанием, создаем системы искусственного интеллекта, которые работают как человеческий мозг»

Как студентов можно обучить успешному предпринимательству?

— На всех трех направлениях есть блок, который касается технологического предпринимательства, целеполагания и soft skills1. Мы не хотим, чтобы наши студенты были рядовыми инженерами, а готовим специалистов высшего класса. Ведь при продвижении по карьерной лестнице стоимость технических навыков стремительно начинает уменьшаться.

Кроме этого, мы привлекаем деньги для студенческих проектов. Прямо сейчас нами подается более 40 заявок на государственные гранты. Также освобождаем время студентов для работы над проектами — создаем индивидуальные учебные планы и делаем так, чтобы курсовые и дипломные работы соответствовали деятельности, которую они ведут в рамках грантов.

Как развиваете soft skills?

— Мы сделали такие программы, на которых сами хотели бы учиться. И знаете, очень круто получилось. Посмотрите на названия дисциплин: «42 — автостопом по утопиям и антиутопиям», «Реальные технологии: от колеса до сотового телефона», «Теория решения изобретательских задач». Наши дети, когда это видят, что называется, «визжат от счастья». Где они могут такие дисциплины вообще найти? И это не просто лекция, а непрерывный полуторачасовой перформанс: выбегают робособаки, роборука переворачивает песочные часы, беспилотная техника разъезжает по аудитории.

А о чем рассказывают на этих занятиях?

— Почему проваливается 90% стартапов? Потому что их создатели не знают историю. Мы рассматриваем жизненный цикл успешных стартапов. Например, как Motorola прошла путь от изготовителя радио до крупнейшего производителя процессоров, но стала безвестным полукитайским предприятием. Или как Pepsi пережила три банкротства, перед тем как стала всемирным лидером по производству напитков и еды. Рассказываем, как защитить свои интеллектуальные права, говорим об основах бизнес-планирования.

Еще пример — дисциплина «Компьютерные игры и стрессоустойчивое проектирование». Я сам являюсь профессиональным геймером больше 30 лет и специализируюсь на ролевых играх и стратегиях. Ролевые игры позволяют рассматривать различные ситуации, которые чрезвычайно важны в работе с людьми. Современная компьютерная стратегия значительно сложнее, чем шахматы, в которые советуют играть всем, кто хочет добиться чего-то в бизнесе.

Кроме того, я веду телеграм-канал с последними и самыми актуальными новостями из мира ИИ, робототехники и инновационных технологий.

«Это не просто лекция, а непрерывный полуторачасовой перформанс: выбегают робособаки, роборука переворачивает песочные часы, беспилотная техника разъезжает по аудитории» «Это не просто лекция, а непрерывный полуторачасовой перформанс: выбегают робособаки, роборука переворачивает песочные часы, беспилотная техника разъезжает по аудитории»

«Человек уже в 24 года может стать кандидатом наук»

Чему еще будете уделять внимание в обучении, кроме soft skills?

— Сейчас дети очень долго учатся в школе, иногда и в 19 лет ее оканчивают. (Я, например, школу в 15 лет окончил.) И им нужно еще пройти бакалавриат и магистратуру, потому что, если ты окончил только бакалавриат, ты не можешь стать руководителем в госкомпаниях, стать научным сотрудником, поступить в аспирантуру и так далее.

Уже 10 лет я прорабатываю подходы в области образования. Первый — это массовый экстернат. Мы даем возможность успевающим студентам бакалавриат окончить за 3 года вместо 4, после они поступают в магистратуру, там на втором году уже занимаются своей кандидатской диссертацией и защищают ее в течение двух лет после окончания магистратуры. Это уникальное предложение. То есть человек уже в 24 года может стать кандидатом наук.

Какие еще проблемы в образовании видите?

— Есть такой подход обучения под названием STEM (Science2, Technology3, Engineering4, Mathematics5). Но в нем не остается места для soft skills и гуманитарных дисциплин. У людей, обученных по такому подходу, творческое мышление отсутствует, это люди-калькуляторы. Поэтому методология была расширена до STEAM: добавилось Art6 — гуманитарные предметы, которые развивают конвергентное мышление, свойственное бизнесменам, творцам, политикам.

Мы работаем по еще более новой и улучшенной нами концепции STREAM. Стало понятно, что клиповое мышление молодых людей чрезвычайно негативное явление. Это катастрофически снизило квалификацию выпускников в последние годы. Поэтому к STEAM добавилась буква R (Reading and Writing — чтение и письмо). Только люди, умеющие работать с литературой, действительно могут сделать что-то серьезное. У тех, кто работает с видео, концентрация начинает падать через 10–15 минут. А письмо от руки стимулирует ассоциативное мышление.

Каким вы видите идеального выпускника нового института?

— Это должен быть человек, который за время работы в университете уже сделал свой бизнес, собрал свою команду или обладает очень мощными техническими навыками и имеет опыт работы как минимум на уровне Middle7. При этом у него достаточные знания в области истории, философии, предпринимательства, ведения переговоров. Это такой молодой Сэм Альтман (глава компании OpenAI8, создавшей ChatGPTприм. ред.), который знает, что ему нужно от жизни.

Я называю наше образование прогрессорским. У Аркадия и Бориса Стругацких есть великий цикл «Мир Полудня», где они показывают то, каким должно было стать человечество в XXI веке. И они показывали человека, который обладает хорошей политехнической и гуманитарной подготовкой и мощным общественным сознанием. Эти люди назывались прогрессоры. Вот мы и готовим современных прогрессоров.