Спустя год после начала СВО рынок грузовых автомобилей в Татарстане не только восстановился, но и показал прирост. Но ураган несет с Востока новых лидеров, а все марки отечественных производителей демонстрируют снижение. Даже КАМАЗ, который вроде как наш, родной, не показал всем, «кто здесь хозяин», — Sitrak и FAW на двоих продали в РТ больше, чем он. Вдобавок по республике стали разъезжать китайские Mercedes. Все это, впрочем, объяснимо — техника эшелонами идет на фронт СВО. О том, как в ушедшем году развивался рынок крупнотоннажного транспорта, кто эти новички и какие у них результаты, читайте в материале «БИЗНЕС Online».
Наш рынок был закрыт для популярных грузовых автомобилей европейского производства: Mercedes, Volvo, MAN, Iveco, Scania и др.
В Татарстане число грузовиков выросло на 20% за два года, в РФ — на 45%
Показатели продаж грузовых автомобилей — это косвенный индикатор состояния дел в экономике. Российский рынок грузовых машин первым ощутил на себе давление — запрет на поставки грузовой техники в РФ попал в первые санкционные пакеты. Наш рынок был закрыт для популярных грузовых автомобилей европейского производства: Mercedes, Volvo, MAN, Iveco, Scania и др.
В 2023-м продажи грузовиков в России обновили свои рекорды. По данным агентства «Автостат», за прошлый год на территории всей страны было реализовано свыше 144 тыс. новых грузовых автомобилей. Это на внушительные 70% больше, чем за 2022-й, и на 45% больше, чем в 2021-м. В 2023 году повышенный спрос наблюдался на два типа грузовиков: это седельные тягачи, спрос на которые вырос по причине постройки новых логистических маршрутов, закрытия границ, ограничения доступа к воздушным и морским перевозкам; а также строительные грузовые авто, прежде всего самосвалы, — из-за строительства крупных инфраструктурных проектов.
Аналогичная ситуация складывается и в Татарстане. Всего в республике за прошедший год было поставлено на учет 8 980 новых грузовых авто, из которых 53% пришлось на седельные тягачи, а 21% взяли на себя самосвалы. При этом в 2023-м динамика продаж в РТ более чем в 2 раза меньше общероссийской. По сравнению с досанкционным 2021-м, когда в Татарстане было поставлено на учет 7,5 тыс. грузовиков, динамика продаж по итогам 2023-го составила всего 19,6%. Связано это, вероятно, с тем, что у КАМАЗа снизились продажи машин внутри республики.
(Здесь и далее мы сравниваем итоги ушедшего года с досанкционным 2021-м, т. к. результаты кризисного 2022-го были искажены целым рядом факторов и, на наш взгляд, не столь показательны.)
Несмотря на то что первенство на рынке грузовых автомобилей в Татарстане продолжает удерживать КАМАЗ, динамика его отрицательна
КАМАЗ теряет татарстанский рынок
Несмотря на то что первенство на рынке грузовых автомобилей в Татарстане продолжает удерживать КАМАЗ, динамика его отрицательна. Так, если в 2021 году в республике было поставлено на учет 3 917 автомобилей от челнинского автогиганта, то по итогам 2023-го — на 37% меньше, или 2 459 единиц.
В 2023-м КАМАЗ произвел около 53 тыс. единиц коммерческой автотехники. В частности, выпущено почти 2 тыс. автобусов и электробусов, более 4 тыс. прицепов и полуприцепов, свыше 41,7 тыс. единиц тяжелой автотехники, в том числе 5 тыс. грузовиков «КАМАЗ-54901», 4,85 тыс. средне- и малотоннажных автомобилей «Компас». При этом, по данным «Автостата», в 2023 году в РФ было продано 31 тыс. новых «КАМАЗов» — на 1,6% меньше, чем в 2022-м.
Ранее руководитель пресс-службы автогиганта Олег Афанасьев комментировал данные о реализации в России: «Утверждения о снижении продаж не соответствуют действительности. Продажи КАМАЗа не только не снизились, но и увеличились во всех сегментах деятельности компании. Скорее всего, это заблуждение идет из информации, которую публикуют различные СМИ, основанной на регистрации техники в ГИБДД. Мы уже неоднократно объясняли, что в современных условиях эти данные не могут быть корректными, так как не учитывают всех продаж не только КАМАЗа, но и других российских производителей автотехники».
Согласно стратегии развития до 2030 года, КАМАЗ планирует увеличить свою долю на рынке к 2025-му до 34%, а к 2030-му — до 50%. Захват рынка предполагается совершить за счет снижения доли китайских автопроизводителей сначала до 52%, затем до 33%.
Однако пока статистика не слишком вдохновляющая. «Автостат» заявляет, что по итогам 2023 года доля ведущего отечественного производителя грузовиков снизилась в Татарстане почти в 2 раза — с 52% до 27%. Практически такие же цифры указывает и сам автогигант. Так, доля грузовиков «КАМАЗ» в РТ с 2021 по 2023 год упала с 42% до 19%, тогда как китайские грузовики увеличили свое присутствие с 9% до 66%.
По данным отчетности, чистая прибыль ПАО «КАМАЗ» за 2023 год составила 12,7 млрд рублей — это в 2,4 раза больше, чем в 2022-м. Выручка челнинского автогиганта увеличилась на треть (33%) до 354,7 млрд рублей.
Согласно стратегии завода, ключевой целью КАМАЗа является планомерное увеличение выручки за счет роста как производства, так и продаж. К 2025 году автопроизводитель планирует нарастить оборот до 436 млрд рублей при реализованных 47 тыс. автомобилей. К 2030-му выручка должна составить 806 млрд рублей, продажи прогнозируются на уровне 60 тыс. единиц в год. Помимо этого, планируется повысить долю зарубежных продаж с нынешних 11% до 16%.
Гендиректор «Камавтоцентра» Артур Кулов объясняет это резкое падение тем, что после начала СВО от КАМАЗа одномоментно ушли все поставщики комплектующих, в том числе и Daimler. Смежные заводы, которые укомплектовывали автомобили, также ушли с рынка. «КАМАЗу для возобновления работы пришлось искать им замену. С учетом потери огромного количества поставщиков возобновление объемов выпуска за столь короткое время невозможно», — объясняет Кулов.
Также он отмечает, что огромное число автомобилей, особенно полного привода, поставляется в зону спецоперации. Ранее этот тезис нам подтверждал и Афанасьев: дело в том, что российская техника, которая направляется на нужды СВО и на новые территории, не попадает в статистику ГИБДД.
Сам гендиректор КАМАЗа Сергей Когогин в интервью «Ведомостям» недавно сетовал, что автозаводу падение продаж преподнес IV квартал 2023-го, медвежью услугу производителям грузовиков оказал Центробанк, резко повысивший ключевую ставку. Страдают от этой ситуации якобы не только российские, но и китайские производители. Хотя по темпам роста продаж последних такого особо не скажешь.
Самым популярным у КАМАЗа стало семейство грузовиков серии «6511»
Самосвалы в почете, чего не скажешь о тягачах
Самым популярным у КАМАЗа стало семейство грузовиков серии «6511». В 2023 году количество регистраций автомобилей данного модельного ряда по сравнению с 2021-м увеличилось на незначительные 3% — с 602 единиц до 621. Наиболее продаваемым в республике, но в снижающейся динамике стал самосвал «65115» — 362 единицы в 2023 году против 495 авто в 2021-м.
«КАМАЗ-65115», который обойдется покупателю минимум в 6,4 млн рублей, остается одной из самых продаваемых моделей самосвалов челнинского автозавода. Как и предшественники, «65115-й» представляет собой трехосный самосвал с двумя ведущими задними мостами, с двускатной ошиновкой. Его грузоподъемность составляет 15 т, и он является лидером продаж в сегменте строительных самосвалов, а также (при дополнительном оборудовании самосвальной платформы с возможностью трехсторонней разгрузки) широко применяется в агропромышленном комплексе.
На 2-м месте разместился «КАМАЗ-43118», представляющий собой крупнотоннажный грузовой автомобиль повышенной проходимости с трехосной колесной базой 6×6, который разрабатывался на основе «4310» по заказу минобороны страны. И если в 2021 году на учет было поставлено 592 штуки, то в 2023-м на 4% меньше — 567 авто.
Как рассказывал Когогин в своем интервью, в 2024-м основные силы автогигант бросит на производство грузовиков семейства К5: завод планирует выпустить более 15 тыс. машин нового поколения — в 3 раза больше, чем в прошлом году
Популярность данной модели объясняется тем, что стандартная комплектация востребована в строительстве, различных отраслях энергетики, добывающей и перерабатывающей индустрии. Машина характеризуется отличной проходимостью и активно используется в труднодоступных регионах. Версию на шасси можно приобрести за 8,5 млн, а за автомобиль с бортовой платформой с краном-манипулятором или за кунг со спецоборудованием придется выложить уже 10,3–12,9 млн рублей. Некоторые версии, например ломовоз с краном-манипулятором, обойдутся уже в 13,8 млн рублей.
3-е место по количеству регистраций взял «КАМАЗ-5490» (от 9,9 млн рублей) — магистральный седельный тягач линейки четвертого поколения.
Что касается грузовиков семейства К5, если в 2021 году таких тягачей было зарегистрировано 1 630, то в ушедшем 2023-м — на 66% меньше, 556 единиц. Но причина здесь, как нам видится, не в падении спроса на данную модель. Как известно, в 2022 году выпуск этих грузовиков был остановлен в связи с дефицитом комплектующих. Производство грузовиков поколения К5 возобновили лишь в феврале 2023-го, что и сказалось на объемах продаж. Как рассказывал Когогин в своем интервью, в 2024-м основные силы автогигант бросит на производство грузовиков семейства К5: завод планирует выпустить более 15 тыс. машин нового поколения — в 3 раза больше, чем в прошлом году.
При этом количество рекламаций на флагманский грузовик в расчете на 100 проданных единиц выросло на 34,9%. Причем жалобы поступают не только от покупателей — дефектологи тоже недовольны качеством тягачей линейки К5, а уровень брака по итогам внутризаводских инспекций увеличился на 21,4%. Как отмечает корпоративная газета завода, «недостаточная квалификация привлеченных работников и недостаточное знание ими технологических процессов снизили и показатель технологической дисциплины». Причинами снижения показателей К5 также стали «нестабильное качество комплектующих изделий, низкая эффективность взаимодействия подразделений на функциональном уровне, низкая вовлеченность персонала в деятельность по повышению качества выпускаемой продукции». Производитель рассчитывает в приоритетном порядке заниматься этими вопросами в 2024 году.
Снижение на 12% продемонстрировали тяжелые самосвалы серии «6520/6522», ценник на которые начинается от 8 млн рублей. Что касается показателей, то если в 2021-м было поставлено на учет в Татарстане 342 таких «тяжеловеса», то по итогам прошедшего года — всего 300.
Но не все модели показали падение. Увеличился спрос на грузовой автомобиль военного назначения «КАМАЗ-5350» и на седельный тягач «53504», предназначенный для буксировки полуприцепной техники, — общий рост составил 75%, или 42 зарегистрированных авто.
Неплохие показатели у среднетоннажного грузового автомобиля модели «4308» и среднетоннажного низкорамного грузового авто класса N2 категории MCV. На первого пришлось 105 регистраций, на второго (он, к слову, дебютирует в нашем рейтинге) — 122 единицы.
Показатели НЕФАЗа в Татарстане малы
ПАО «НЕФАЗ» является дочерним предприятием КАМАЗа и дислоцируется в Башкортостане. Несмотря на это, в РТ есть приверженцы данной марки. По итогам 2023 года на учет было поставлено 26 автомобилей с шильдиком NEFAZ. Это на 30%, или на 6 единиц, больше, чем в 2021-м. 18 из них — вахтовые автобусы, которые выпускаются НЕФАЗом на шасси автомобиля «КАМАЗ-5350-42» с колесной формулой 6×6. На сайте госзакупок сообщается, что приобретали такие автобусы-грузовики компании «ТНГ-Групп», «Сабинский лесхоз» и «Альметьевские тепловые сети».
Что касается задумок, то в 2024 году бизнес-план завода предусматривает выпуск в общей сложности 2,3 тыс. единиц пассажирской техники (автобусы, электротранспорт), более 7,1 тыс. единиц спецнадстроек (самосвальные установки, вахтовые автомобили) и 1,8 тыс. единиц прицепной техники.
Нашел свою строчку в рейтинге другой отечественный бренд — «ГАЗ». Как и в прошлые годы, самым популярным грузовичком марки стал Gazon Next
ГАЗу не хватает газа
Нашел свою строчку в рейтинге другой отечественный бренд — «ГАЗ». По итогам 12 месяцев 2023 года в Татарстане было поставлено на учет новых автомобилей класса HCV 200 единиц, что на 38% меньше, чем за весь 2021-й (325 единиц). В результате доля продукции Горьковского автозавода на татарстанском рынке грузовых автомобилей в 2023-м снизилась с 4,3% до 2,2%.
Как и в прошлые годы, самым популярным грузовичком марки стал Gazon Next. Автомобиль из семейства пятого поколения среднетоннажников снизил количество своих поклонников почти в 2 раза и разошелся по Татарстану тиражом всего в 116 машин. Снижение спроса на продукцию ГАЗа в ушедшем году можно связать с тем, что КАМАЗ запустил продажи среднетоннажных грузовиков «Компас», которые предлагаются как альтернатива Gazon Next и Valdai Next.
В 2019 году стартовали продажи представителя нового поколения линейки внедорожников марки «ГАЗ» — «Садко Next»: он покорил чуть больше человек, чем в 2021-м. Если в доэсвэошном году в Татарстане было зарегистрировано 56 автомобилей данной серии, то в ушедшем 2023-м — 61 грузовик.
22 профессиональных водителя выбрали в качестве своей работы кабину сравнительно нового среднетоннажного грузовика Valdai Next — это новое авто с полной массой 6,7 т и бескапотной компоновкой, которая является одним из ультимативных требований перевозчиков.
Положительные результаты с хорошей динамикой показал автозавод «Урал»: количество регистраций грузовых автомобилей марки «Урал» в РТ выросло в 2,2 раза
«Урал» пытается конкурировать с КАМАЗом
Положительные результаты с хорошей динамикой показал автозавод «Урал»: количество регистраций грузовых автомобилей марки «Урал» в РТ выросло в 2,2 раза (с 66 до 144 единиц).
1-е место во внутримарочном рейтинге взял «Урал-4320» — крупнотоннажный грузовой автомобиль повышенной проходимости с колесной формулой 6×6. Чаще всего используется в Российской армии и выпускается даже в бронированном исполнении. В 2023 году продажи такого «крупномера» выросли почти в 3,3 раза до 62 единиц.
На 2-м месте конкурент КАМАЗа — «Урал-6370». Если ранее уральский автозавод выпускал капотные грузовики, которые имели проблему маневренности, то сейчас он производит бескапотный автомобиль в трех модификациях: шасси, самосвал и седельный тягач. Чаще всего такие машины используют газовщики и нефтяники. В Татарстане 54 транспортных средства данной марки было поставлено на учет, причем все они седельные тягачи.
Кроме того, на дороги РТ выехали 17 новеньких машин «Урал C35». Грузовой автомобиль представляет собой самосвал с кабиной от Iveco TurboTech и фарами от «КАМАЗа», коробкой передач китайского производства Fast Gear FG 12JS 220TA и китайскими мостами фирмы HanDe.
«Серебро» в общем зачете по продажам в Татарстане получают грузовые автомобили китайского бренда Sitrak
Sitrak заменил Scania…
«Серебро» в общем зачете по продажам в Татарстане получают грузовые автомобили китайского бренда Sitrak. Раньше эта позиция была закреплена за шведским производителем грузовых машин Scania.
Марка Sitrak — совместное детище Sinotruck и европейского MAN. Т. к. MAN владеет крупным пакетом акций китайского производителя, неудивительно, что китайский тягач похож на своего немецкого «прародителя», причем не только снаружи, но и внутри. Именно на эту марку «накинулись» перевозчики после ухода европейских компаний с российского рынка.
Всего в республике было продано 1 567 автомобилей Sitrak, из них 1 431 единица пришлась на седельный тягач Sitrak C7H, о котором еще пару лет назад в наших широтах никто и не слышал. Двигатель Sitrak — лицензионная копия дизеля MAN серии D26, рядная «шестерка» объемом 12 600 см³, мощностью 480 л. с., крутящим моментом 2 400 Нм. Машина оснащена двумя топливными баками: левый рассчитан на 400 л, правый — на 860 литров. Запас хода больше, чем на MAN.
Оставшиеся грузовики также идут под данной маркой — Sitrak C7H, но представлены в классе самосвалов или другой специализированной техники.
«Бронза» досталась FAW — государственной автомобильной компании Китая
…а Faw — Mercedes
«Бронза» досталась FAW — государственной автомобильной компании Китая. Кроме легковых машин, она выпускает внедорожники, грузовые автомобили и автобусы. Является первым производителем в Китае и входит в «большую четверку» автопроизводителей Поднебесной наряду с Chang’an Motors, Dongfeng Motor и SAIC Motor. В России грузовые автомобили данной марки продаются с 2007 года.
Грузовики FAW уже знакомы нашим землякам, но никогда их не покупали в таких количествах. Продажи FAW по сравнению с 2021-м увеличились в 16 раз — с 86 до 1 358 единиц. Если представить, что европейские марки не покинули Россию, то с таким объемом реализации в республике FAW с легкостью бы обогнала Mercedes-Benz. Продажи автомобиля китайского производства в 1,5 раза превысили показатели немецкого в 2021-м.
Локомотивом марки является FAW J7 — магистральный седельный тягач с колесной формулой 4×2. Автомобиль выпускается на заводе в городе Чаньчун, основной сборочной площадке группы компаний FAW. Оснащается двигателем FAW CA6DM3‑55E52 мощностью 550 л. с. и крутящим моментом 2 300 Нм. Коробка передач — 12‑ступенчатая. Стоимость данного тягача — 9,4 млн рублей. В Татарстане продано 557 таких машин.
Следующая модель, завоевавшая внимание татарстанских дорожных работников, — FAW CA3310. Модель представляет собой самосвал с колесной формулой 8×4 с кузовом Amkar — крупногабаритная рабочая машина, обладающая высокой грузоподъемностью. Оснащается самосвальным оборудованием с задним способом разгрузки. Стандартный объем платформы составляет 26 м³, а с надставными бортами — 33 м³. За год в РТ был продан 521 такой самосвал, что в 8,7 раза больше, чем в 2021-м.
FAW CA3250 J6 6×4 вступает в конкурентную борьбу с аналогичными тяжелыми самосвалами камского и минского автозаводов, но только в сопоставимых комплектациях. Самосвал FAW СА3250 оснащен силовым агрегатом CA6DL2-37E4. Это 6-цилиндровый рядный турбодизель рабочим объемом 8,6 л, мощностью 375 л. с. В 2023 году на учет в татарстанских отделениях ГИБДД было поставлено 188 единиц такой техники, что почти в 7 раз больше, чем в 2021-м.
Лидер китайского сегмента занял 4-е место в рейтинге популярности грузовых машин в Татарстане. Увеличив свои продажи с 110 до 947 автомобилей, Shacman (Shaanxi) закрепил за собой право на эту позицию
Еще одно детище от MAN
Лидер китайского сегмента занял 4-е место в рейтинге популярности грузовых машин в Татарстане. Увеличив свои продажи с 110 до 947 автомобилей, Shacman (Shaanxi) закрепил за собой право на эту позицию, сместив не только нидерландский DAF, с которым они шли практически на одном уровне, но и ГАЗ, MAN и МАЗ. Успех Shacman (Shaanxi) заключается в сотрудничестве между китайской фирмой Shaanxi Heavy Duty Automobile Co и германским концерном MAN. Результатом стал даже стал внешний вид авто — копия германского MAN F2000/F3000.
Трехосная модель SX3258 с колесной формулой 6x4 и грузоподъемностью 25 т стала самым продаваемым китайским самосвалом в России по итогам прошлого года, а модель SX3318 8Х4 и грузоподъемностью 35 т — лидер не только среди четырехосных строительных самосвалов, но и в целом по марке. Если первый прибавил себе 144 пункта до 199 единиц, то второй — 312 пунктов до 366 единиц.
Из новинок на нашем рынке можно выделить Shacman SX4188 и Shacman SX4258. Обе модели представляют собой седельные тягачи. Первый оснащен 6-цилиндровым дизельным 12,5-литровым двигателем WEICHAI WP13.480E501 с турбонаддувом, развивающим мощность 480 л. с. У второго — 11,6-литровый 400-сильный двигатель, работающий на сжатом природном газе. Первый был продан в количестве 192 авто, второй — 132 единиц.
Foton вышел на российский рынок в 2010 году
Foton — это не только фундаментальная частица
Foton — это еще один из ключевых автомобильных концернов Китая. Почти 30 лет он занимается выпуском малых, средних и крупнотоннажных большегрузов, а также автобусов, сельхозтехники и другого коммерческого транспорта. Производит Foton и легковые авто, но только меньшими партиями. На российский рынок бренд вышел в 2010 году. Первым в отечественной линейке стал грузовик Aumark. Аналогичный грузовик, только уже под другим названием — BJ 1039, разошелся в Татарстане в количестве 39 единиц.
Седельный тягач Foton Auman EST A или BJ 4189 официально продается в России с весны 2018 года. Он был первым настоящим магистральником из Поднебесной, официально представленным в нашей стране. В самом начале продаж его прочили на замену «европейской большой семерке», но этого не произошло. Наступил 2023-й, ситуация кардинально поменялась. За год седельных тягачей данной модели было реализовано 355 штук. Всего же суммарные продажи марки в республике достигли 427 единиц, что соответствует 5-му месту рейтинга.
Если по итогам 2021-го Scania занимала 2-е место после КАМАЗа по популярности, то спустя два года марка показала самое большое снижение в относительном выражении
Scania и Mercedes-Benz больше не конкуренты
Европейские производители тяжелых грузовиков после введения санкционных ограничений сократили долю на татарстанском рынке в 2023 году — она упала почти в 7 раз с 33,4% до 5,5%. При этом количество новых грузовиков производителей «европейской семерки», поставленных на учет в РТ, снизилось на 80% — с 2,5 тыс. до 497 автомобилей. Данные учитывают постановку на учет грузовиков марок Scania, Volvo, Man, Mercedes-Benz, DAF, Iveco, Renault. По причине того, что указанные марки продолжают продаваться на рынке Татарстане, нельзя их обходить стороной.
Первым среди «европейцев» стал Mercedes-Benz, снизивший продажи с 839 до 282 единиц. Стоит отметить, что грузовики с «серебряными лучами» на капоте 7-е по популярности в РТ. Локомотивом марки является модель Actros, 280 единиц которой было реализовано в республике. При этом 187 грузовых автомобилей привезено к нам из Китая. Выпускают китайские Actros на совместном предприятии Foton Daimler, а производство грузовиков Mercedes-Benz в Китае уже локализовано на 60%. Еще 74 было выпущено в 2022-м с конвейера ООО «ДК РУС», а 21 авто приехало из Германии.
Если по итогам 2021-го Scania занимала 2-е место после КАМАЗа по популярности, то спустя два года марка показала самое большое снижение в относительном выражении. Итогом стала регистрация всего 54 новых грузовых машин, тогда как в 2021-м — 1 236 единиц. Причем 25 авто прибыли в республику из Нидерландов, а 22 транспортных средства — из Швеции. В относительном и абсолютном выражении больше всего удивила недавно обновленная модель S. Ни один из самых популярных в свое время седельных тягачей с колесной формулой 4x2, 6x2 со вторым ведущим мостом и 6x2 с третьим ведущим мостом не сумел пробраться сквозь закрытые шлагбаумы границ. Крупнотоннажные грузовые автомобили серии P и G смогли купить 14 татарстанцев, а R — 40.
2-е место среди «семерки» заняла шведская Volvo, которая снизила «обороты» всего… на два автомобиля (с 63 единиц до 61). Причем 58 авто швейцарского происхождения. Основной вклад в копилку Volvo внесла модель FH — многотоннажный грузовой автомобиль для магистральных перевозок с двигателем от 550 до 750 л. с. Таких транспортных средств было продано 54 штуки.
Следующим идет MAN, реализовавший 57 грузовых авто против предыдущего результата в 237 единиц. На 5-м месте — марка DAF, сумевшая продать в Татарстане 38 грузовиков (в 2021 году их было 90). 6-ми стали грузовики от Renault, объемы реализации которых упали с 32 до 5 единиц. И наконец, с нулевым результатом замыкает рейтинг Iveco.
Как распределился рынок?
В рамках анализа рынка была рассмотрена структура рынка крупнотоннажных грузовых автомобилей Татарстана. По итогам 2023 года 53%, или 4 766 новых зарегистрированных грузовых авто, — это седельные тягачи. На 1-м месте по реализации магистральных тягачей — Sitrak. На него пришлось 30% от продаж в данном сегменте. Напомним, что кассу Sitrak делает Sitrak C7H.
19% от всех тягачей, или 901 авто, взял на себя КАМАЗ, из которых 556 — это «КАМАЗ-5490», 165 единиц у тягового грузовика «КАМАЗ-65116». 3-е место с долей в 13,6% и показателем в 659 продаж взяла китайская компания FAW, где ее тягачом и в прямом, и в переносном смысле выступает J7.
Пятая часть рынка приходится на крупнотоннажные самосвалы. Общее количество новеньких самосвалов, зарегистрированных в прошлом году, составило 1 888 единиц. Почти 28% от общего числа самосвалов забрала марка FAW. Здесь выделяются СА3310 и СА3250, общее количество которых составило 527 авто. У 518 самосвалов на капотном пространстве красуется надпись Shacman — это 27,4% от их общего числа. Рабочих лошадок от КАМАЗа разошлось 338 штук, что составляет 17,9%. С 159 регистрациями здесь выделился «КАМАЗ-65115», который предназначен для перевозки различных сыпучих строительных и промышленных грузов, а также самосвал третьего поколения «КАМАЗ-6520».
Бортовые грузовики менее популярны. Число автомобилей, попадающих в данную сегментацию, приблизилось к 800. Это всего лишь 8,8% от общего количества. Почти 59%, или 466 таких машин, реализовал КАМАЗ, 94 — ГАЗ, 86 — FAW.
В отношении грузовиков с другими типами кузовов изменения произошли и будут происходить, но не такие значительные по причине их особенностей. Коммунальная техника, автоцистерны, техника для добывающих отраслей, спецтехника для госслужб: пока в этих сегментах лидирует КАМАЗ.
***
В заключение стоит отметить, что КАМАЗ продолжает упускать рынок под натиском китайского автопрома, даже несмотря на то, что правительство РФ оказывает поддержку российским автоконцернам. Минпромторг РФ по просьбе КАМАЗа и ГАЗа, напомним, одобрил отсрочку уплаты утильсбора за технику до конца 2024 года, хотя обычно концерны его должны выплачивать ежеквартально. К тому же для отечественных заводов были введены промышленные субсидии, которые де-факто компенсируют утильсбор. Все это делается с одной целью — для защиты российского рынка от экспансии китайских брендов, но, судя по результатам 2023-го, эти государственные обереги не очень-то помогают.
Однако, как считают эксперты, китайская экспансия — явление все же временное, КАМАЗ, набравшись сил, еще свое возьмет, особенно после окончания СВО. Кулов отмечает, что у китайских производителей грузовой техники отсутствует целенаправленная политика продвижения своих авто на территории России. «По сути, это просто огромный вброс в рынок, за счет которого они смогли показать такие результаты. Причем у некоторых марок есть по 10–15 дистрибьютеров, которые сначала хаотично завозят технику и только потом набирают субдилеров», — говорит он. И эта хаотичность уже начинает повергать китайских производителей, выражаясь терминологией Когогина, в цугцванг.
На 1 января на складах дилеров было 17 тысяч грузовиков китайского производства и еще столько же в пути. Это примерно 60 процентов годового спроса в России. Китайские компании попали в цугцванг. Такого роста рынка, как в 2023-м, нет. В прошлом году цены были высокими, они позволяли дилеру и производителю в Китае хорошо жить. Но сейчас все остановилось. Первый квартал с точки зрения продаж коммерческой техники почти всегда проходит на нисходящем тренде.
Завоевание рынка — это сложная работа, которая возможна только в коллаборации поставщиков, завода и дилеров, и основное преимущество КАМАЗа здесь — широкое сервисное покрытие.
«Китайские автомобили будут ломаться, как и любые другие машины, но при этом существует проблема наличия запчастей и сервисных центров, что в дальнейшем вызовет негативное отношение к китайским маркам», — уверен гендиректор «Камавтоцентра». А на рынке грузовой техники (наверное, как и на любом другом) важно не только продать, но и потом обслуживать ее в течение всего эксплуатационного периода.
«У КАМАЗа дилерская сеть развивается и растет. Думаю, что уже по итогам текущего года автогигант нагонит не только потерянные объемы, но и долю рынка, которая была до этого», — считает спикер.
Главный редактор журнала «Грузовик Пресс» Даниил Минаев напоминает, что у КАМАЗа есть сложности с комплектующими и импортозамещением, что сказалось не только на продажах, но и на производстве, но он также верит в светлое будущее камского автогиганта. «Завод — это очень сложный живой организм, живущий своей жизнью, потому не надо преждевременно спешить с выводами, тем более системными», — предупреждает он.
Но завершить наш обзор все же придется на пессимистичной ноте. Большим ярмом на «колесах» КАМАЗа висит кредитная задолженность. Как пояснял сам рулевой автогиганта в своем интервью, она выросла до 90–100 млрд рублей из-за особенностей работы с гособоронзаказом. Скованный по рукам и ногам санкциями и спецзаказом КАМАЗ и начал терять российский рынок.
Кроме того, из-за высокой ключевой ставки рассчитывать, что «камазовское чудо» случится уже в 2024-м, тоже не приходится. Сам Когогин трезво прогнозирует, что продажи грузовиков в РФ в текущем году упадут до 110 тыс. единиц (в 2023-м, напомним, было 144 тыс.). А вот какую долю от общероссийского пирога удастся откусить челнинским грузовикам, покажет только время.
Инфографика: «БИЗНЕС Online»
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 130
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.