«НЕ ПОДНИМАТЬСЯ ДО УРОВНЯ БРЕССОНА СКУЧНО»

- Илья, в галерее современного искусства РТ в течение месяца работала ваша выставка. Каков ее итог?

- Итог, как мне кажется, достойный. Представлено то, над чем я работал шесть лет, и намечены те направления, по которым буду работать дальше. В этой экспозиции впервые были представлены репортажные работы, раньше я к ним относился как-то так, стесняясь. Репортажные снимки - особые. Если они не поднимаются до уровня философского или постановочного снимка, они так и остаются социальным репортажем. Если репортажный снимок не поднимается до такого уровня, как это делал, скажем, Брессон, это не есть интересная фотография. А такого очень много сейчас, и это малоинтересно. Это скучно.

- В экспозиции вашей выставки были отличные репортажные снимки…

- Я отобрал то, что снимал шесть лет. И кажется, не было человека, который бы мне не позвонил и не сказал, что увидел новую грань моего творчества. До этого я выставлял в основном постановочные работы.

«ЗАРАБОТАТЬ НА ВЫСТАВКЕ НЕВОЗМОЖНО»

- Вы что-то заработали на этой выставке или наоборот вложили?

- Заработать невозможно. Выставка – это мои вложения и никакой не заработок.

- А сколько стоит устроить выставку в Казани?

- Эта мне обошлась более чем в 70 тысяч рублей. Это рамы, это стекла, это фотопечать, это паспарту. Для меня, человека, работающего в бюджетной организации, это было очень непросто. Но я должен был выдержать определенный стиль выставки. В Казани редко кто отваживается это делать.

«ДЕЛЕНИЕ НА ЖАНРЫ В ФОТОГРАФИИ УСЛОВНОЕ»

- А какой жанр более любимый – репортажный или постановочный?

- В фотографии деление на жанры очень условное. Я, например, свои работы называю: не «портрет», а «люди», не «репортаж», а «мгновения», не «постановочный снимок», а «фантазии». Но мне кажется, что если фотография художественная, она существует вне жанров. Искусство фотографии уникально тем, что сочетает в себе документальность и художественное осмысление. Разделять хорошие фотографии по жанрам очень трудно. Я раньше мучился, не знал на выставках, в какой раздел поместить ту или иную фотографию, но потом понял: если фотография хорошая, она и художественная, и документальная одновременно. В каком бы образе у меня человек не существовал на постановочном снимке, он все равно остается артистом, который играет тот или иной образ. Он сохраняет свою индивидуальность.

- А что легче снимать: репортаж или постановочный снимок?

- Репортаж. Они связаны в основном с поездками, гастролями, чем-то приятным. Это момент, когда наслаждаешься миром. Когда я снимаю, всегда знаю конечный результат, знаю, о чем будет история. Знаю, как будет выглядеть фотография на выставке.

«ФОТОСЕССИИ МНЕ ЗАКАЗЫВАЮТ ЧАСТО»

- А постановочный снимок?

- Он требует колоссальной подготовки. Подготовки на уровне замысла, идеи, подбора реквизита, одежды, аксессуаров, выбора актеров. С ними требуется режиссерская работа, полноценная работа: и актерская, и режиссерская. Я никогда не говорю «модели», у меня актеры. Даже люди других профессий, которые участвуют в съемках, у меня работают как актеры.

- А часто вам заказывают фотосессию просто люди с улицы?

- Заказывают часто, просто я не часто это делаю в силу занятости.

«ФОТОГРАФИЯ ДОРОЖЕ, ЧЕМ ЖИВОПИСЬ»

- Фотография – дорогое удовольствие?

- Дорогое. Дороже, чем живопись. Художник, например, купил краски и холст и ни от кого не зависит. Фотограф завязан с фототехникой, которая стоит порядка двухсот-трехсот тысяч, с осветительными приборами, то, чем я снимаю, стоит почти как автомобиль. Фотограф связан, помимо людей, с помещением, с фотопечатью, с компьютером. Фотография - очень затратное искусство.

- А бывают случаи, что у вас покупают фотографии?

- Бывает, покупают, как правило, мои «фантазийные» работы.

- А сколько стоит фотография от Ильи Славутского?

- По-разному. Приходит человек, мы с ним разговариваем, люди разные, возможности у них тоже разные. Меня раздражает, когда пишут: «Скидки на весенние фотосессии». Фотография – это не джинсы, на нее не может быть скидок. Вообще, в этом есть большая проблема. Огромный сегмент фотографического искусства превратился в коммерцию. Проводятся какие-то бесконечные мастер-классы, где за три дня человека обещают научить быть фотографом. Учат техническим составляющим, которые можно прочесть в книжке, но не учат видеть мир. Очень мало людей сейчас занимается художественной фотографией. Единицы занимаются искусством.

«Я ПО-ПРЕЖНЕМУ ХОЧУ СНИМАТЬСЯ, Я ЖЕ АРТИСТ»

- Ну их и ценят посетители выставок.

- Меня очень давно просят провести мастер-класс. Говорят, что им не нужно знать, как работает затвор, им надо узнать, как придумать что-то, как эту придумку воплотить. Они хотят не деньги зарабатывать на свадебных фотографиях, а научиться останавливать мгновения. И я думаю, что все-таки проведу серию таких встреч и постараюсь показать путь от замысла до воплощения, как я его понимаю.

- Фотографии помогает актерская профессия?

- Не мешает, скажем так. Скорее, помогает моя режиссерская профессия. Мне часто бывает грустно, что я не могу быть у себя в кадре в качестве артиста. Но мне надо быть по другую сторону кадра. Раньше меня часто снимали, но в последнее время ко мне стали бояться обращаться как к актеру-модели. Я все хочу написать "ВКонтакте" объявление, что по-прежнему хочу сниматься, я же артист.

- Как при такой загруженности в репертуаре вы находите время для фотографии?

- Нахожу. Мне кажется, и это в любой профессии, если человеку что-то нравится, он всегда найдет время. Вот сейчас закончится репетиция, и будет время до спектакля, ко мне придет актриса, и мы начнем съемку. Мной уже все рассчитано, я знаю, что она наденет, каким будет реквизит, как она будет существовать. Мы все уже подробно продумали.

«МОИ ФОТОПРОЕКТЫ – РЕЖИССЕРСКАЯ СУБЛИМАЦИЯ»

- У вас диплом режиссера, вы прекрасно делаете фотоспектакли, почему же не сделать обычный спектакль?

- Что-то пока не сходится с планами театра, моей загрузкой актерской и загрузкой других актеров. Я готов сделать ряд спектаклей, никто не против, но что-то не происходит. Я не буду пока называть, что бы мне хотелось поставить, потому что стоит мне все это вслух произнести, как мне станет скучно. Возможно, что в связи с вводом малой сцены какие-то мои замыслы воплотятся. Мои фотопроекты – это моя режиссерская сублимация.

- А папа – художественный руководитель Качаловского театра Александр Славутский – не давит?

- Талантливый папа и талантливая мама (актриса Качаловского театра Светлана Романова ред.) – этот факт на меня накладывает определенные обязательства. Я должен каждое свое слово и дело обдумывать, я не просто я, за мной стоит прекрасная семья, и наш театр тоже моя большая семья.

«ХОЧУ СЫГРАТЬ РАНИМОГО И ДОБРОГО»

- Есть что-то такое, что вам пока не удалось сыграть?

- Нет такого актера, который был бы до конца доволен своей судьбой. Эмоциональная природа у актера должна быть – это как ноги у танцора. Все остальное – это ум. То, что актер должен быть глупым, – это миф. Даже, например, такой «сумасшедший» человек, как Виктор Сухоруков. Я недавно посмотрел передачу о нем – изумился, какой это разумный человек. Как он сознательно управляет своей необычной эмоциональной природой. Так что мы должны анализировать свое творчество. Я в последнее время понял, что у меня нет персонажа положительного. Я испытываю потребность сыграть человека, который бы не был артистом, художником в душе. Мэкки – артист, Остап Бендер – артист, Глумов, Том Сойер, они все у меня артисты, творцы, люди с харизмой, авантюристы. Мне лестно, что я играю столь сильных и ярких людей, но я не являюсь в жизни подобием тех, кого видит в моем исполнении зритель. Я хочу сыграть простого человека, ранимого, открытого, доброго.

Справка

Илья Славутский – актер, режиссер, фотохудожник, артист Качаловского театра. Родился в 1979 году в Озерске. Окончил ГИТИС – актерский и режиссерский факультеты. Заслуженный артист РТ, член союза фотохудожников России.