Артём Дап — дизайнер, траблшутер. Основатель и креативный директор студии artemdapstudio.ru Артем Дап — дизайнер, траблшутер. Основатель и креативный директор студии artemdapstudio.ru

Нейросети и дизайн-сервисы совершили эволюцию в разработке брендбука

— Артем, какова предыстория «Студии Артема Дапа», с чего все началось?

— Я в индустрии 20 лет. Разрабатывал бренды для Татсоцбанка, «Автосеть.РФ», сети «Мойдодыр», совместно с Комитетом по развитию туризма Казани нами была создана прекрасная туристическая карта города. Вел проекты с министерствами и ведомствами Татарстана, Удмуртии, с инфраструктурными предприятиями «Татэнерго», «Транснефть», «ТАИФ», «Ак Барс Арена», «ТГК-16» «Нижнекамскнефтехим» и др. В 2012–2020 гг. создал более 100 проектов выставочных стендов, музеев, форумов по всей России и за рубежом, в том числе для «Ростеха». Этот опыт стал основой для написания книги «Русский путь бизнеса и дизайна».

Я разработал брендбокс-подход — упаковку бренда под ключ. С брендбоксом цикл запуска продукта на рынок сокращается в 1,5–2 раза. Продумывается этапность запуска благодаря целенаправленному поиску MVP (минимальный жизнеспособный продукт примред.). А уже потом сам MVP дорабатывается «в полете».

Проект имиджевой туристической карты Казани создавался более года по принципам бренд-дизайна. Карта состоит из 300+ иконок достопримечательностей, стикеров. Скоро для подобных задач можно будет обучить нейросеть. После этого дизайн проекта одним человеком занял бы около 2-х месяцев. О проекте: https://artemdapstudio.ru/map_of_kazan Проект имиджевой туристической карты Казани создавался более года по принципам бренд-дизайна. Карта состоит из 300+ иконок достопримечательностей, стикеров. Скоро для подобных задач можно будет обучить нейросеть. После этого дизайн проекта одним человеком занял бы около двух месяцев. О проекте: artemdapstudio.ru/map_of_kazan

— Как стало возможным предложить такой подход?

— С развитием ИИ и IT-решений. Традиционно над выводом нового бренда трудились агентства, где каждый человек или отдел выполняет отдельную задачу. Раньше существовала строгая последовательность разработки, когда не приступают к созданию сайта и вывесок без брендбука.

У меня же это происходит параллельно. Зачем дизайнить абстрактные элементы фирменного стиля, если можно сразу делать, например, сайт? Поэтому часто брендбокс выглядит как сайт с мини-гидом по фирменному стилю и готовыми в печать макетами буклетов, вывесок и т. п.

Брендбуки же — это многостраничные руководства по использованию на все возможные случаи. Но в реальной практике такое почти не нужно, если вы не франшиза.

Я называю брендбокс «брендбуком мгновенного действия». Используя нейросети, мы можем сгенерировать больше эскизов фирменных элементов, используя конструкторы сайтов — сразу сделать посадочную страницу, а в ИИ-сервисе «Яндекс.Бизнес» запустим рекламу без директолога.

Нейросети в дизайне запустили те же процессы, что компьютерные шрифты. Сто лет назад, чтобы напечатать журнал или афишу, вы отдавали рукопись наборщику. И он набирал по одной литере со скоростью 2 000 знаков в час. Теперь можно в «Ворде» за секунду выбрать любой шрифт, не задумываясь, что когда-то это была работа наборщика.

Брендбокс сети футбольных манежей ФИЗРА, включающий дизайн сайта, интерьеры манежей, системы бренд-коммуникации лиги дворового футбола и сайта лиги. Отдельно стоит отметить, что с помощью нейросети для каждого игрока создаётся именной логотип моментально. Раньше такое было невозможно. О проекте: https://artemdapstudio.ru/easyball Брендбокс сети футбольных манежей «ФИЗРА», включающий дизайн сайта, интерьеры манежей, системы бренд-коммуникации лиги дворового футбола и сайта лиги. Отдельно стоит отметить, что с помощью нейросети для каждого игрока создается именной логотип моментально. Раньше такое было невозможно. О проекте: artemdapstudio.ru/easyball

Нас ищут, когда советники и топ-менеджеры компании развели руками

— Сайт соберем в «Тильде», GPT напишет текст, а Кандинский 2.0 сгенерирует картинку — получается, маркетологи и дизайнеры уже не нужны?

— Этот вопрос сейчас горячо обсуждается. На мой взгляд, ИИ — очередной инструмент для автоматизации. Как в примере со шрифтами, который уже привел.

Раньше говорили «поиграй шрифтами», а скоро будут говорить «поиграй дизайнами» сайтов и даже улиц городов. Профессия дизайнера не исчезает, а качественно меняется. Сайт, логотип, презентацию вы, может, и сделаете самостоятельно, но не брендбокс. Бренд не будет жизнеспособным — это задача совместного труда дизайнера и маркетолога. Еще пример: сейчас писатель сам может быстро издать свой труд, не обращаясь в издательство, где его поставят в план, дожидаясь, пока произведение в работу возьмут редактор, иллюстратор, верстальщик и т. д. Для новой книги Евгения Федорова «Теория конкуренции наций» я создал обложку лишь за два дня, используя «нейронку» и доработку в фотошопе. Доработка дизайнера тут все равно нужна. Но раньше на такую же художественную разработку ушла бы неделя и нужно было бы привлечь минимум 3D-визуализатора.

Также ИИ не может делать выбор за нас. Двум конкурирующим компаниям ИИ предложит сотни вариантов. В итоге победит чувство вкуса и интуиция конкретного руководителя… А еще сейчас размывается грань между дизайнером, маркетологом и бизнес-консультантом.

Обложка книги Евгения Фёдорова. Изображение сгенерировано нейросетью с помощью специальных запросов (промотов). Задача отрисовать Собор Василия Блаженного в виде шахматной фигуры требовала бы от 3D-дизайнера высокой квалификации и неделю работы. Нейросеть создала шаблон изображения за несколько минут и дальше графическому дизайнеру осталось в Фотошопе использовать основу для обложки Обложка книги Евгения Федорова. Изображение сгенерировано нейросетью с помощью специальных запросов (промтов). Задача отрисовать собор Василия Блаженного в виде шахматной фигуры требовала бы от 3D-дизайнера высокой квалификации и неделю работы. Нейросеть создала шаблон изображения за несколько минут, и дальше графическому дизайнеру осталось в фотошопе использовать основу для обложки

— Брендбокс-подход — ваше ноу-хау, аналогов ему нет?

— Конечно, есть. Близкого мне специалиста называют продуктовым дизайнером. Он изучает и прорабатывает логику взаимодействия пользователя с IT-продуктом, создает и тестирует план проекта, разрабатывает стратегию развития, дизайн. Таким был Стив Джобс для Apple. Но, как правило, продуктовые дизайнеры работают внутри брендов. А я создаю бренды. Я продуктовый дизайнер-маркетолог бренда, владеющий большим количеством инструментов и знаний.

Именно дизайн-методы очень важны в бизнесе, потому что проблемы в нем почти всегда связаны с маркетингом и брендингом. В конечном итоге это упирается в навыки дизайнера не только в плане эстетики, но и в плане изобретательности/креативности.

— В какой момент менеджмент компании чаще обращается к вам? На старте или в момент перезагрузки?

— Если речь не просто о брендбоксе, а о чем-то нестандартном, то чаще к нам приходят, когда топ-менеджеры компании развели руками. Это может быть и на старте, и в момент «перезагрузки». Даже наши конкуренты обращались за помощью.

Однажды основатель сети компьютерных клубов Godji Game Ильяс Мамонтов, мы ему для будущей метавселенной создали дизайн-концепцию и интерфейс, назвал меня траблшутером. В буквальном переводе — «отстреливающий проблемы». Такого специалиста ищут, когда все способы решения перепробованы. Траблшутеров путают с антикризисными менеджерами, которые должны «вытащить» экономику предприятия через типовые организационные действия, сопряженные чаще с управленческими, а не организационными навыками. В отличие от него траблшутер предлагает нестандартные организационные, а не управленческие решения задачи. Есть классический пример с кроссовками. Чтобы работники фабрики не воровали обувь, траблшутер посоветовал производить все левые кроссовки в одной стране, а все правые — в другой.

Брендбокс компании Автосеть.РФ. О проекте: https://artemdapstudio.ru/avtoset Брендбокс компании «Автосеть.РФ». О проекте: artemdapstudio.ru/avtoset

Собственник остался доволен: сразу все «зашевелилось»

— У вас самого бывали такие решения-озарения?

— Недавний пример — кейс автосалона «Автосеть.РФ». В 2023 году владелец Руслан Абдулнасыров поставил задачу, чтобы уличная площадка автомобилей выглядела как автосалон, а не как парковка. Многочисленные референсы — фирменные флаги, газоны, арки — ничего не дали. Я стал размышлять: когда автомобили выходят с заводского конвейера, их под чехлами тоже ставят на улице, но так, что с первого взгляда ясно — это машины на продажу. Чехлы по ряду причин отпадали, поэтому я предложил группировать машины по их цвету, как на заводе. Получился требуемый результат с минимумом затрат. А уже обычные методы оформления усилили эффект.

— Как оценить KPI* траблшутера, понять, насколько оправдались затраты на его услуги?

— Когда прекращена стагнация. Руководитель и сотрудники это чувствуют. Например, для одного из партнеров, цифрового стоматологического центра «Медентис» medentis.pro, мы искали способ выделиться на рынке. Мы расширили традиционное представление о формате стоматологической клиники: комплексный подход к здоровью зубов — профессиональная гигиена полости рта — правильное питание — нутрициология. Это брендбокс-кейс стратегического маркетинга и дизайна. Мы сделали логотип, сайт, реализовали интерьеры, помогли с быстрым запуском рекламы для поиска клиентов в интернете через сервис «Яндекс.Бизнес». Собственник остался доволен. Сразу все «зашевелилось». И не только потому, что увеличился поток, это и так происходит с помощью менеджмента, а потому, что он пересел с условного старого уазика на условный «Мерседес» и начал видеть свое позиционирование, стратегию, динамику роста. Появился комфорт в управлении.

Этим я отличаюсь от кризис-менеджера. У них главный показатель — конкретный объем прибыли, управление организацией как «автомобилем». У траблшутера —ключевые действия, решающие проблемы, наладка «автомобиля» или вообще его изобретение.

Я натренирован в бытность эксподизайнером искать решения в рамках конкретного бюджета и времени. Это тоже брендбокс-подход. В выставочном стенде есть все виды дизайна — от графического до дизайна интерьеров, медиаконтента. Все это выглядит как единый дизайн-продукт, полученный к сроку, без дробления на отдельные виды дизайна.

Дизайн упаковок стиральных порошков IRMA. Фирменные художественные элементы генерировались нейросетью с помощью специальных запросов (промтов). О проекте: https://artemdapstudio.ru/povolga Дизайн упаковок стиральных порошков IRMA. Фирменные художественные элементы генерировались нейросетью с помощью специальных запросов (промтов). О проекте: artemdapstudio.ru/povolga

— Что вам в этом помогает? Дизайн-мышление?

— Я не сторонник этой концепции. Мне помогает мышление конкретно моих «дизайн-мозгов». Есть талант певца, но нет методички по мышлению певца. Любой фреймворк вроде «дизайн-мышления» основан на идее, что существует набор универсальных правил для всех бизнес-задач. Но практика поиска потребности клиента и прототипирования идеи перед тиражом существовала без «дизайн-мышления».

Я, напротив, считаю, что каждый путь уникален. Многое зависит от конкретной компании, ее истории. Отсюда рождаются уникальные проблемы и, следовательно, уникальные решения. Результат копировать можно, метод решения — едва ли. Если бы предприимчивость можно было свести к методичке, то все, наверное, были бы предпринимателями.

Алия Зиганшина, Алла Калашникова