Новая Платформа позволяет выйти на принципиально новый уровень оказания услуг населению

— Руслан Анасович, какие новшества были внедрены в ООО «Газпром трансгаз Казань» для удобства потребителей природного газа?

— С помощью передовых цифровых технологий компания стремится создать вокруг абонента удобную систему оказания спектра услуг. Систему, где абонент является главным лицом. В 2023 году успешно завершился один из ключевых и масштабных для компании проектов в области цифровизации бизнес-процессов, внедрен основной элемент системы оказания услуг — высокотехнологичная Платформа расчетов и взаимодействия с абонентами-потребителями природного газа (ПРиВА).

Платформа выстраивает единую экосистему цифровых инструментов и технологий компании, применяемых при взаиморасчетах с абонентами, и позволяет обеспечить предоставление комплекса услуг и современных онлайн-сервисов с постоянным доступом для абонентов (эргономичный личный кабинет, мультифункциональное мобильное приложение), соответствующих современным потребностям абонента.

— Почему вы приняли решение внедрить Платформу расчетов и взаимодействия с абонентами-потребителями природного газа?

— Прежняя биллинговая система морально устарела, ее функционал не выдерживал даже минимальных требований к современным условиям цифровизации бизнес-процессов. Децентрализованная система, состоявшая из более 70 разрозненных баз, требовала большого количества ручного труда и не давала оперативной картины состояния взаиморасчетов с абонентами. Кроме того, она функционировала на импортной системе управления базой данных, что не удовлетворяет требованиям ПАО «Газпром», выставляемым к программному обеспечению, функционирующему в Обществе «Газпром трансгаз Казань».

Необходимо отметить, что система развернута на 100% импортозамещенном оборудовании, Платформа работает под новой отечественной системой управления базами данных.

Платформа предусматривает, что для одного предприятия сведены в одном месте расчеты за газ, техническое обслуживание газового оборудования населения, разовые и ремонтные работы, расчеты с юридическими лицами, приобретающими газ для нужд населения, а также добавлен абсолютно новый блок расчетов с юридическими лицами — ЖСК, ТСЖ — за техническое обслуживание газового оборудования.

Важно отметить, что 1,6 млн абонентов — это самое большое количество абонентов, обслуживаемых Платформой. К слову, база расчетов с абонентами в Татарстане входит в пятерку крупнейших в России по масштабу.

«1,6 млн абонентов — это самое большое количество абонентов, обслуживаемых Платформой. К слову, база расчетов с абонентами в Татарстане входит в пятерку крупнейших в России по масштабу» «1,6 млн абонентов — это самое большое количество абонентов, обслуживаемых Платформой. К слову, база расчетов с абонентами в Татарстане входит в пятерку крупнейших в России по масштабу»

— Какие особенности можно отметить в ПРиВА?

— Новая Платформа позволяет выйти на принципиально новый уровень оказания услуг населению в вопросах газоснабжения, оптимизирует бизнес-процессы расчетов с абонентами, досудебной и претензионно-исковой деятельности.

В ходе опытной эксплуатации ПРиВА были отмечены следующие преимущества:

— система отвечает самым высоким современным стандартам информационной безопасности;

— единая база данных, централизованное наполнение взамен разделенной ранее;

— быстродействие и технологичность;

— информация об абонентах собирается и обрабатывается в одной системе с использованием удобного пользовательского интерфейса (в карточке лицевого счета наглядно видно всю историю и работу с абонентом, документами, заявками и т. д.);

— наличие блока «Контакт-центр», где аккумулируются и обрабатываются поступающие от абонентов заявки, формируется статистика обращений и отслеживается исполнительская дисциплина.

«Внедрение Платформы обеспечило наших потребителей удобными современными сервисами — эргономичным личным кабинетом абонента и многофункциональным мобильным приложением «Оплата за газ» «Внедрение Платформы обеспечило наших потребителей удобными современными сервисами — эргономичным личным кабинетом абонента и многофункциональным мобильным приложением «Оплата за газ»

Оплатить любым, привычным вам способом

— Предполагает ли внедрение новой Платформы запуск современных онлайн-сервисов для абонентов?

Да, внедрение Платформы обеспечило наших потребителей удобными современными сервисами — эргономичным личным кабинетом абонента и многофункциональным мобильным приложением «Оплата за газ».

С помощью цифровых сервисов абоненты могут передавать показания приборов учета, производить оплату за поставленный природный газ, проведенное техническое обслуживание ВДГО и разовые работы без комиссии, получать информацию о задолженности за поставленный газ, техническое обслуживание ВДГО и разовые работы, начислениях и платежах, оборудовании, установленном в жилом помещении, иметь под рукой квитанции за текущий и прошлый месяцы, управлять несколькими лицевыми счетами, узнать телефоны, режим работы и адрес обслуживающего абонентского пункта. Также в приложении предусмотрена возможность направления обращений по всем интересующим вопросам в области газоснабжения.

В мобильном приложении реализован интернет-эквайринг от банка-партнера АО «Газпромбанк», позволяющего совершать оплату за газ непосредственно в приложении. Заплатить за газ теперь можно в два клика без комиссии картой любого банка — это удобный и безопасный способ совершения платежей.

Сервисы отвечают всем современным требованиям информационной безопасности, проведены испытания на сдерживание различных уровней угроз безопасности, все испытания завершились для системы успешно.

Благодаря облачному решению реализации сервисов информация о состоянии расчетов по каждому абоненту актуализируется в режиме реального времени, и просмотр фактических начислений, поступивших платежей и сумм задолженности доступен каждому абоненту 24 часа в сутки.

— Как вы считаете, будет ли новое мобильное приложение популярно среди жителей республики, ведь существует много аналогичных продуктов от банков, есть портал госуслуг, иные сервисы?

Мы начали тестовую эксплуатацию нашего продукта более одного года назад, и на сегодняшний день новым мобильным приложением уже пользуются более 300 тысяч жителей Республики Татарстан. При этом статистика прироста новых пользователей динамично растет. Я считаю, что наши потребители давно ждали такое современное приложение именно от поставщика услуг, для них важен удобный интерфейс, знание, как в реальном времени идет потребление, сколько начислено, сколько они оплачивают. Немаловажно, что оплата, совершенная в личном кабинете и мобильном приложении «Оплата за газ», отражается на лицевом счете абонента мгновенно.

— Оплата газа для абонентов стала значительно комфортнее. А как для абонентов организована возможность оплаты технического обслуживания?

Абонент может заплатить за ТО ВДГО по квитанции любым привычным способом (в банках, онлайн, на почте и прочее), а может не дожидаться квитанции и совершить платеж по QR*-коду, размещенному на акте выполненных работ, один экземпляр которого остается у абонента. Оплатить по этому коду можно так же, как по квитанции, — через приложения и онлайн-сервисы банков, а также в офисах банков и почты, в терминалах приема платежей.

Есть возможность внести платеж через личный кабинет абонента и мобильное приложение «Оплата за газ», причем необязательно дожидаться появления начислений — оплатить можно, выбрав услугу и указав сумму платежа. Оплата поступит на лицевой счет мгновенно. И, конечно, этим способом всегда можно оплатить ранее возникшую задолженность за ТО и актуальные начисления. Это быстро, удобно и безопасно!

Также, если у абонента под рукой нет никакого платежного документа, он может воспользоваться универсальным кьюар-кодом, размещенным на нашем официальном сайте в разделе «Информация для потребителей». Отсканировав этот код, абоненту нужно в назначении платежа указать номер лицевого счета либо адрес и Ф. И. О. абонента и указать сумму платежа за выполненные работы.