«Увеличение массива преступлений было прогнозируемо», — заявил сегодня врио министра Алексей Соколов, выступая перед Рустамом Миннихановым на коллегии МВД по РТ. Несмотря на то что итоговый отчет ведомства прошел за закрытыми дверьми, его детали стали известны «БИЗНЕС Online». И там было кое-что интересное: раскрыли число телефонных мошенничеств в Татарстане, а в районных отделах МВД в ожидании нового министра, кажется, началась волна отставок — рапорт написали Олег Хохорин и Юрий Пономарев. О чем еще говорили в МВД — в нашем материале.
«Увеличение массива преступлений было прогнозируемо», — заявил сегодня врио министра Алексей Соколов, выступая на коллегии МВД по РТ
Почему не представили нового министра и кто уходит в отставку
Коллегия МВД по Татарстану прошла в закрытом для прессы и посторонних формате уже четвертый раз, хотя формально в 2021-м итоговое совещание и отчет полиции закрывали, только ссылаясь на коронавирус. Но традиция, к сожалению, прижилась.
Сегодня отчет ведомства впервые за 13 лет прошел без Артема Хохорина. Министр написал рапорт в конце декабря, и ряд силовиков ожидали, что на коллегии представят его преемника. Но этого не произошло и произойти в принципе не могло: указ об отставке Хохорина пока не подписан, он находится в отпуске — до февраля и, по данным собеседников, сейчас вообще не в Казани. Да и будущий министр внутренних дел по РТ пока не выбран, документы на его назначение еще не переданы в администрацию президента России.
В такой атмосфере неопределенности и проходила коллегия, которую проводил врио министра Алексей Соколов — первый зам Хохорина и начальник республиканской полиции. Впрочем, выступать с высокой трибуны для него дело привычное: в прошлом году он уже отчитывался перед депутатами Госсовета РТ за проделанную работу ведомства. Да и в целом прекрасно владеет обстановкой в МВД.
Стало известно, что в отставку уходят начальники двух крупных отделов МВД: Олег Хохорин из Зеленодольска и Юрий Пономарев из Елабуги
Однако команда его в ожидании кадровых перемен редеет. На самой интересной части коллегии — закрытой и только для своих — стало известно, что в отставку уходят начальники двух крупных отделов МВД. Это Олег Хохорин (родственник уходящего в отставку министра) из Зеленодольска и Юрий Пономарев из Елабуги.
Собеседники нашей газеты в МВД поясняют: скандального оттенка их рапорты не имеют. Оба давно собирались на пенсию — каждому под 60, они давно имеют выслугу лет и «так и так собирались в отставку». Теперь, после ухода Артема Валерьевича, сдерживающих факторов не осталось. К слову, известны имена их сменщиков. В Елабугу, вероятно, уедет начальник отдела МВД по Сармановскому району Олег Камалюков. А вот в Зеленодольск — Айрат Багаувов, он несколько лет руководил отделом МВД по Альметьевску, а в прошлом году был назначен замом начальника управления участковых уполномоченных МВД по РТ. Причем источники нашей газеты внутри ведомства тогда подчеркивали: должность переходная.
Кроме Хохорина и Пономарева, «на чемоданах» сидят еще около десятка руководителей районных отделов МВД, которые готовы уйти на пенсию. Объективно говоря, подчеркивает один из наших источников, кадровый вопрос в руководящем составе и «на земле» может стать первоочередным для нового министра.
В работе коллегии приняли участие президент РТ Рустам Минниханов и заместитель главы МВД России, статс-советник Игорь Зубов
Телефонные кражи догоняют все остальные преступления
В первой части с присутствием президента РТ Рустама Минниханова и заместителя главы МВД России, статс-советника Игоря Зубова с пространным докладом, повторим, выступил Соколов. По его словам, в прошлом году в Татарстане зарегистрировали 55 тыс. преступлений — это на 3 тыс. больше, чем в 2022-м. «Увеличение общего массива преступлений было прогнозируемо», — успокаивал врио министра. Виной всему — «интенсивный рост» телефонных интернет-мошенничеств: их в этом году стало больше в 1,5 раза — 26,5 тысячи. «В каждом третьем случае преступники действовали из-за пределов Татарстана», — отметил Соколов. Получается, что в остальных случаях это не так.
По словам Соколова, в прошлом году сотрудники МВД из Татарстана расследовали максимальное количество краж с банковских карт и мошенничеств. По этому показателю, а также по количеству пойманных преступников РТ — первая в ПФО и пятая в России.
При этом, судя по статистике, остальных преступлений за год в сумме было почти столько же, сколько всех телефонных мошенничеств, — почти 29 тысяч. Это на 15% меньше, чем годом раньше, и вообще самое низкое значение за 30 лет, подчеркивал Соколов. Снижается число убийств, разбоев, грабежей, краж, угонов машин.
Идет работа и над «висяками»: по данным МВД, за год в Татарстане расследовали и направили в суд уголовные дела по 1,7 тыс. преступлений прошлых лет (большинство из них — кражи и мошенничества). Были в этом массиве и убийства. Соколов напомнил, что в этом году в Ростовской области задержали одного из лидеров ОПС «Кинопленка» — Эльфата Сунгатуллина (Ильфатея), который был в розыске с 2007-го. Еще одного беглеца — лидера бригады «Казаевские» (в составе ОПФ «Юдино») Николая Казаева взяли в Казани: он скрывался почти 10 лет. Уже направили в суд дело ОПГ «Тукаевские» по обвинению в бандитизме. Свой приговор наконец-то услышал Рашид Хачатрян (Джамбульский), которого осудили по «воровской» статье 210.1 УК РФ — о занятии высшего положения в преступной иерархии. Всего за весь 2023-й в Татарстане к уголовной ответственности привлекли 697 членов ОПФ и 110 лиц, которые совершили преступления в составе организованных групп. Эти цифры — примерно на том же уровне, что и в 2022-м.
Финансовые пирамиды до сих пор не уходят в закат: только в прошлом году бэпники выявили 8 «организаций», от которых пострадали 8 тыс. вкладчиков
Хищения по «демографии» и два ОПС
Возбудили в прошлом году два дела по особо тяжкой (и приносящей внеочередные звания) статье 210 УК РФ — о создании ОПС. Так, возбуждено дело по пирамиде Invest GT, организаторы и участники которой выманивали у людей деньги под видом брокерской деятельности. Еще одно громкое дело — о хищении авиационных деталей и оборудования с ПАО «КВЗ». Под следствие попали сотрудники вертолетного завода и «должностные лица ряда коммерческих организаций».
Борьба с экономическими преступлениями идет стабильно: за год сотрудники УЭБиПК МВД по РТ выявили 2,6 тыс. преступлений (примерно как и в 2022-м). В 2023 году экономические полицейские обеспечили возмещение ущерба на 3,8 млрд рублей. Но без громких задержаний и раскрытых резонансных схем.
Финансовые пирамиды до сих пор не уходят в закат: только в прошлом году бэпники выявили 8 «организаций», от которых пострадали 8 тыс. вкладчиков. 488 преступлений выявили в сфере «обнала», еще 20 — легализация и отмывание денег. В целом в кредитно-банковской сфере, к которой относятся эти преступления, в прошлом году случился «бум»: 143 факта против 34 годом ранее. Выросло и число уголовных дел по налогам — с 107 до 343. Сумма причиненного ущерба по налоговым делам, которые уже расследованы, — почти 2,3 млрд рублей.
«Сопровождают» силовики и нацпроекты: в прошлом году выявлено 74 преступления при реализации программ. Причем больше всего — 58 — по нацпроекту «Демография». То самое направление, которое сейчас активнее других развивают в стране. Например, в хищениях по нацпроекту заподозрили директора медколледжа Зухру Хисамутдинову.
В 2023 году мигранты совершили 560 преступлений (больше всего — кражи, грабежи, изнасилования)
«Отказаться от мигрантов мы не можем. Вся эта экономика требует людей»
Возможно, самая болезненная тема из доклада Соколова — о мигрантах. Они в прошлом году совершили 560 преступлений (больше всего — кражи, грабежи, изнасилования), в отношении них — 446. Соколов констатировал, что в общей статистике это немного, потому «мигрантские» преступления в целом не влияют на общую ситуацию с криминалом в Татарстане.
В целом в прошлом году в РТ на учет встали 397 тыс. мигрантов. Это не значит, что в республике столько иностранцев: они могут вставать на учет несколько раз за год. Но хотя бы для сравнения: по данным МВД по РТ, в Москве за год на миграционный учет встали 3,3 млн иностранцев и людей без гражданства, в области — 2,4 млн, в Санкт-Петербурге и ЛО — 2 млн, в Краснодарском крае — 466 тыс. человек.
А вот российское гражданство в Татарстане получили 5 тыс. человек. По местам проживания мигрантов полиция провела почти 13 тыс. рейдов (в 2022-м — 11,5 тыс.), по итогам которых составила почти 20 тыс. административных протоколов. Можно сказать, что ни один рейд не обходился без нарушений со стороны мигрантов. Кроме того, 225 человек депортировали, еще 3 тыс. выдворили, еще 4,4 тыс. иностранцев закрыли въезд в РФ. Последние два показателя в 2 раза больше, чем в 2022-м.
«Отдельно хочу остановиться на теме миграции. Мы свои предложения подготовили, Мишустину я это представил… Отказаться от мигрантов мы не можем. Вся эта экономика требует людей, — не „по бумажке“ и не протокольно комментировал тему Минниханов. — Совершенно правильно вы, Игорь Николаевич [Зубов], сказали, что с мигрантами надо работать. Нужно создать им условия, чтобы они социализировались. На заседании совбеза республики и совета по межнациональным и межконфессиональным отношениям мы выработали комплекс мер для социокультурной адаптации и интеграции мигрантов. Игорь Николаевич, эта работа идет всегда совместно с министерством внутренних дел. Надеемся на вашу поддержку».
Выйдя к трибуне, президент РТ сразу же выразил слова благодарности всему коллективу МВД и «лично» Владимиру Колокольцеву за постоянную поддержку Татарстана. Несмотря на все вызовы, в том числе на фоне СВО, по словам Рустама Нургалиевича, республика уверенно движется вперед, в чем общая заслуга всех ведомств, в том числе и МВД. «Криминальная обстановка в Татарстане остается стабильной. Огромные слова благодарности личному составу за добросовестную работу и ответственность», — заявил Минниханов.
Первое, о чем просил Минниханов, — обеспечить безопасность во время проведения в Татарстане крупных международных мероприятий, что ожидаются в этом году: БРИКС, выборы, «Игры будущего» и т. д. Второе — внимательнее следить за межконфессиональными и межнациональными конфликтами, усилить профилактику, в том числе и за протестными группами, включая противников СВО. Третье — плотнее и нестандартнее работать с молодежью и несовершеннолетними. Четвертое — усилить работу по борьбе с преступлениями в сфере высоких технологий, стать ближе полицейским с профильными ведомствами: минцифры, минобрнауки и, конечно, «Татмедиа», с помощью которого нужно усилить разъяснительную беседу с населением. Пятое — не сбавлять натиска в борьбе с наркотиками и коррупцией, особенно если, не дай бог, это связано с гособоронзаказами.
Такие задачи теперь будут стоять и перед новым министром.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 60
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.