«Хлопнуло так, что каска чуть не слетела», — так описывали пользователи социальных сетей аварию, которая случилась накануне на ТАИФ-НК. Участок возгорания был локализован в течение 40 минут. В пресс-службе ТАИФ-НК успокоили — пострадавших и разрушений нет. Но за последние 8 лет установка комплекса глубокой переработки тяжелых остатков (КГПТО), запущенная в 2021 году, горела уже минимум 4 раза. Причиной последнего возгорания, сообщили в компании, стала разгерметизация элемента системы трубопроводов при опрессовке. По некоторым данным, с сентября там проводился плановый капремонт. В том, мог ли ТАИФ-НК избежать очередной аварии, разбирался корреспондент «БИЗНЕС Online».
Источники «БИЗНЕС Online» сначала назвали произошедшее хлопком, как и пользователи соцсетей
Что опять «хлопнуло» в Нижнекамске
Очередное ЧП в промышленной зоне Нижнекамска произошло накануне и напугало жителей города. Источники «БИЗНЕС Online» сначала назвали произошедшее хлопком, как и пользователи соцсетей. Очевидцы публиковали кадры с места ЧП — на них видно, что на предприятии что-то горит. «Хлопнуло так, что каска чуть не слетела», — говорит мужчина на видео. На другом ролике виден столб пламени, похожий на огромный факел на высокой трубе, а ниже на земле четко прорисовывается еще один очаг возгорания поменьше.
В ГУ МЧС РФ по РТ ответили прессе не сразу — ясность появилась только в 16:00, хотя, по их данным, сообщение о факельном горении на одном из предприятий в промышленной зоне города поступило в 14:04, а в 14:40 горение было ликвидировано. «Угрозы для населения города нет, пострадавших нет», — отметили в МЧС.
В пресс-службе ТАИФ-НК прокомментировали «БИЗНЕС Online», что произошло факельное горение водорода при опрессовке оборудования на одном из объектов АО «ТАИФ-НК», не уточняя, на каком именно. Причиной, по их данным, стала разгерметизация элемента системы трубопроводов.
«Системы защиты сработали штатно, участок возгорания был локализован в течение 40 минут. Пострадавших и разрушений нет», — подчеркнули в ТАИФ-НК. Как сообщили в компании, создана комиссия для выяснения причин произошедшего. Расследовать происшествие будет Ростехнадзор. «БИЗНЕС Online» запросил ведомство, ответа на момент публикации не поступило.
По словам источника нашей газеты, в момент инцидента завод не был запущен в эксплуатацию — там проводился капремонт
«Опять закоксовались…»
Как уточняют наши источники, все произошло на многострадальном комплексе глубокой переработки тяжелых остатков (КГПТО), который был запущен в 2021 году. По словам источника нашей газеты, в момент инцидента завод не был запущен в эксплуатацию — там проводился капремонт. Когда возгорание устранили, был произведен контрольный выпуск водорода из системы.
Судя по последним новостям в корпоративном издании ТАИФа, с 4 сентября на ТАИФ-НК производился плановый останов на всех производственных объектах, за исключением очистных сооружений. Были запланированы вскрытие и чистка практически всех без исключения аппаратов, трубопроводов, ревизия КИПиА (контрольно-измерительные приборы и автоматика), электрооборудования. КГПТО среди прочих требовал особого внимания — продолжительность ремонта там выше. Ориентировочная дата пуска была обозначена 15 октября.
Но 31 октября корпоративное СМИ опубликовало итоги планового остановочного капремонта, где начальник отдела производственного контроля за промышленной безопасностью Антон Вахотин дал положительную оценку проведенным работам и отметил, что эти работы позволили не только отремонтировать, заменить и модернизировать систему и оборудование, но и повысить эффективность, безопасность и экологичность производств. Однако Вахотин добавил, что ремонт на КГПТО еще «на финальной стадии».
«Это очень большая и кропотливая работа. С каждым годом технологическое оборудование приближается к истечению срока службы, подвергается рискам. Поэтому обследование оборудования нужно производить с наибольшей тщательностью современными методами диагностирования. Эту работу проводят эксперты специализированной организации, но, чтобы нам самим быть уверенным в надежности и работоспособности оборудования, мы дополнительно со своей стороны осуществляем контроль за данной организацией, — сказал начальник отдела производственного контроля за промышленной безопасностью.
После этого других сообщений о КГПТО — о завершении работ или их продлении — не было. Но источник «БИЗНЕС Online» из отрасли удивляется тому, что ТАИФ-НК решил проводить якобы плановый капремонт в неподходящее время.
«А чего они останавливались-то зимой? То, что они остановились зимой на Новый год, — это не плановый капремонт при любом раскладе. Это значит, какая-то жопа, опять закоксовались… Потому что там тяжелые процессы, где перерабатываются тяжелые остатки, которые при плюсовых температурах твердыми становятся, а при минусовых стекленеют, невозможно ничего с ними сделать», — рассуждает наш источник.
Что на самом деле стало причиной, сказать пока трудно. «Для окружающей среды от этой аварии не может быть серьезных последствий», — дал оценку еще один наш эксперт из отрасли.
«VCC — это процесс экспериментальный»
Собеседник «БИЗНЕС Online», рассуждая о возможных причинах возгорания, объясняет, что по технологическому процессу перед тем, как подавать сырье, трубы надо опрессовать, т. е. проверить на герметичность.
«Сначала опрессуется на азоте, но невозможно создать давление на азоте 200 атмосфер. Это, во-первых, требует определенных компрессоров чрезвычайно дорогостоящих. Во-вторых, дело в том, что в свете разности плотностей водорода и азота тот фланец, то уплотнение, которое совершенно точно будет держать азот, не будет держать водород. Может опрессоваться на 200 атмосфер азотом, и все сложится хорошо, а на этот же фланец водород потечет. А водород обладает волшебным свойством — он загорается при истечении. Скорее всего, с этим связано [возгорание]. Это специфика процессов», — объясняет источник из отрасли.
При этом он отмечает, что вся система промышленной безопасности из многочисленных правил предназначена для того, чтобы подобные инциденты случались как можно реже. В конечном счете частота происшествий зависит от эксплуатанта — как содержится оборудование, как оно обслуживается.
«Математически разница давления между 170 атмосфер и 200 атмосфер небольшая. А с точки зрения физики процесса она колоссальна. Поэтому это очень сложно. А водород — это такая вещь, которую очень сложно удержать. Поэтому здесь такое в практике случаться может», — добавил наш собеседник.
«VCC (Veba Combi Cracker — прим. ред.) — это процесс экспериментальный, —напоминает он. — Ребята (т. е. ТАИФ — прим. ред.) пошли на крупнотоннажный экспериментальный процесс, которого нигде никогда не было».
Несмотря на то что объект был запущен только два года назад, говорит эксперт, производить капитальный ремонт нужно — новый процесс необходимо испытать, чтобы убедиться, что все нормально. «Это нормальный, разумный, прагматичный подход. Это очень сложный процесс, потому что та твердая присадка, которая используется в самом процессе, является абразивом. Она изнашивается, истирается, грубо говоря. Это очень сложный процесс, который требует массы телодвижений и очень грамотного обслуживания», — отмечает эксперт.
Но глубокая переработка нефти нам необходима, считает он, хотя уверен, что гидроконверсия, которую используют на ТАНЕКО, лучше и безопаснее — там происходит работа с меньшим давлением и без абразивного агента.
Бывший гендиректор ТАИФа Руслан Шигабутдинов еще в 2021 году во время ВКС с президентом РТ Рустамом Миннихановым поднимал вопрос безопасности, жалуясь на низкое качество нефти «Дальнейшая переработка неизбежно приводит к образованию сверхтяжелых непревращаемых асфальтеновых отложений в трубопроводах, неконтролируемому закоксовыванию регулирующих и предохранительных клапанов, арматуры и другого оборудования», — заявил он. Шигабутдинов тогда подчеркнул, что при работе с подобным некачественным сырьем всегда есть опасность, что предохранительные и регулирующие элементы могут не сработать,что чревато «катастрофическими взрывопожароопасными ситуациями, техногенными катастрофами с огромным риском разрушения всего промышленного узла в городе Нижнекамске». Минниханов сказал, что тема качества нефти сложна, но работа ведется.
Ростехнадзор узаконил ТАИФу установку КГПТО за 110 млрд рублей только в 2021 году, а его строительство начали еще в 2012 году
Как многострадальный КГПТО шандарахало с завидной регулярностью
КГПТО, работающий по уникальным инновационным технологиям, полыхал и в 2016, и в 2018, и в 2019 году.
Особенно серьезно все было в 2016-м. Появлению огня предшествовал мощный взрыв, который слышали все работники ТАИФ-НК даже сквозь плотно закрытые окна. Как выяснилось, причины схожи с нынешней аварией: в компрессорной одного из цехов строящегося тогда КГПТО произошло возгорание водорода или его соединений. Тогда начальник пресс-службы ГУ МЧС России по РТ Андрей Родыгин сообщил, что на комплексе происходит факельное горение. Высота пламени, по некоторым данным, доходила до 30 метров. Основной версией причин возгорания назвали разгерметизацию воздушного холодильника при проведении работ по опрессовке на установке гидрокрекинга. Тогда пожар не обошелся без трагических последствий — пострадали пятеро человек, сообщалось, что троих увезли в тяжелом состоянии с 30% ожогами тела. Глава федерального Ростехнадзора Алексей Алешин сообщил, что аварию спровоцировала ошибка производителя оборудования.
Ростехнадзор узаконил ТАИФу установку КГПТО за 110 млрд рублей только в 2021 году, а его строительство начали еще в 2012-м. Тогда из нескольких технологий установки по переработке тяжелых нефтяных остатков была выбрана неопробованная Veba Combi Cracker. Против ее применения выступал экс-гендиректор ТАИФ-НК Александр Бабынин. Не желая участвовать в проекте, в 2011-м он покинул ТАИФ.
В основе VCC лежит технология, которую применяли немцы во время войны: в условиях жесточайшего дефицита собственной нефти они научились получать топливо из угля. Затем ноу-хау продолжила развивать компания Veba, которая примерно 35 лет назад построила в Германии пилотную установку, но после почти 20 лет испытаний последняя была закрыта, поскольку при низких ценах на нефть оказалась нерентабельной. Компанию вместе с патентом выкупила англо-американская корпорация BP, которая в 2009 году тоже возвела опытную установку в США.
По сей день ТАИФ остается почти единственным коммерческим эксплуатантом VCC. Сообщалось, что, помимо татарстанского холдинга, технологию приобрели две китайские структуры: четвертая по величине нефтяная компания Поднебесной Shaanzi Yang Chang Petroleum и госхолдинг BPEC. Потенциально намерения применять технологию якобы высказывали еще 30 организаций, в том числе группа Reliance, эксплуатирующая крупнейший НПЗ в Индии.
Суть процесса заключается в комбинировании стандартного газофазного гидрокрекинга, процесс которого реализован на многих НПЗ, с процессом жидкофазного гидрирования тяжелых нефтепродуктов в присутствии специальной добавки. Данная добавка позволяет выводить из процесса металлы, которые являются ядами, для дальнейших ступеней гидрокрекинга. В реакторе тяжелые нефтепродукты соединяются с водородом, а на выходе получаются синтетические нефтепродукты. Выход неразложимых остатков — менее 5% вместо 25% при традиционном способе. Процесс идет при температуре до 500 градусов и переменном давлении до 220 атмосфер.
После промышленной аварии в 2016 году попытки запустить установку предпринимались в 2018-м. Тогда ТАИФ заявлял об окончании стройки на КГПТО и ближайшем завершении пусконаладочных работ. Но с гудроном запустить установку не получалось, и, чтобы она не стояла без дела, ее начали загружать вакуумным газойлем. В течение нескольких лет установка работала с перебоями, а проверки Ростехнадзора становились лишь источниками дополнительных претензий к ТАИФ-НК.
В 2020-м ТАИФ активизировал процесс ввода установки в эксплуатацию — перешел от стадии пусконаладочных работ к комплексному опробованию систем. Но запустить объект на полную мощность не удавалось без разрешения. Потом начались долгие судебные тяжбы с Ростехнадзором — у контролирующего органа были претензии к безопасности объекта. В том же году своего поста лишился руководитель приволжского управления Ростехнадзора Борис Петров, который не раз крайне жестко критиковал ТАИФ за несоблюдение норм безопасности. В марте того года ему на смену пришел Азат Мубаракшин, который и сменил гнев на милость. После запуска КГПТО планировал выйти на проектную мощность — переработку 3,7 млн т сырья в год.
В июне 2023 года в онлайн-конференции корпоративного издания генеральный директор ТАИФ-НК Максим Новиков сказал, что средний показатель глубины переработки в 2022 году на КГПТО составил 88%. Показатель по отбору светлых нефтепродуктов уже превысил 92%, сообщил он. Заветные цели прежние — достижение глубины переработки 98,3% по извлечению светлых и 98,7% по глубине переработки, передает издание.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 17
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.