«БИЗНЕС Online» провел традиционный круглый стол по итогам 2023 годаФото: Оксана Король

О круглом столе и его участниках

Традиционный круглый стол «БИЗНЕС Online» по итогам 2023 года на этот раз проходил в расширенном и обновленном составе.

К широко известным в Татарстане экспертам, часто выступающим на страницах нашего издания, впервые присоединился федеральный аналитик экономических и финансовых рынков Дмитрий Голубовский, а также предприниматель, глубоко неравнодушный к происходящему в стране, председатель совета директоров смежной сетевой компании «Интеграция» Алексей Сергеев.

Шамиль Рахимович АГЕЕВ — председатель Торгово-промышленной палаты РТ;

Дамир Мавлявиевич ИСХАКОВ — член исполкома всемирного конгресса татар;

Айрат Рафкатович НУРУТДИНОВ — генеральный директор ПАО «Таттелеком»;

Марат Гадыевич ГАЛЕЕВ — депутат Госсовета РТ, член комитета ГС по экономике, инвестициям и предпринимательству;

Алексей Викторович СЕРГЕЕВ — председатель совета директоров «Смежная сетевая компания „Интеграция“»;

Дмитрий Олегович ГОЛУБОВСКИЙ — аналитик компании «Золотой монетный двор»;

Иван Дмитриевич ГРАЧЕВ — экс-депутат Госдумы РФ, главный научный сотрудник Центрального экономико-математического института РАН;

Илья Светославович ВОЛЬФСОН — депутат Государственной Думы, член комитета по строительству и ЖКХ.

Одной из тем дискуссии ожидаемо стали вопросы, связанные со специальной военной операцией и ее влиянием на жизнь страны в целом и Татарстана в частности. Как отметил модератор круглого стола, издатель «БИЗНЕС Online» Рашид Галямов, в последние несколько лет реальность постоянно подбрасывает все новые вызовы, в корне переворачивающие поступательное развитие: сначала это была пандемия, потом СВО. Мир проходит через трансформацию и находится, как говорится, на сломе эпох. А это всегда повод для анализа уже пройденного пути и составления прогноза на будущее. Именно эти два блока вопросов и стали ключевыми в ходе 2,5 часа обсуждения.

Председатель Торгово-промышленной палаты РТ Шамиль Агеев (на фото слева) констатировал, что Татарстан заканчивает год с очень хорошей отметкой ВВП на уровне 4 трлн рублейФото: Оксана Король

Год пройден «нормально»

Оценивая социально-экономические итоги года, участники круглого стола, можно сказать, сошлись во мнении, что 2023-й выдался в целом позитивным. Председатель Торгово-промышленной палаты РТ Шамиль Агеев констатировал, что Татарстан заканчивает год с очень хорошей отметкой ВВП на уровне 4 трлн рублей. Инвестиции в основной капитал превысили 1 трлн рублей, достигнут значительный прогресс по инфраструктурным дорожным проектам — в этом смысле чего только стоит ожидаемый со дня на день ввод М12. «Это будет оказывать долговременное влияние на всю страну и послужит толчком к развитию очень многих бизнесов», — отметил депутат Госсовета РТ, член комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству Марат Галеев.

По словам депутата Госдумы Ильи Вольфсона, в 2023-м продолжала демонстрировать успехи и строительная отрасль: рекордный показатель по объемам введенного жилья по стране (103 млн кв. м), за последние три года в отрасли ожидается рост примерно на 24%, «стройка» дает стране сегодня 13% ВВП и 16% от всех занятых работников. Свою роль сыграл и рост цен на материалы, дизельное топливо, запредельные ставки и т. д. Но вопреки неблагоприятным тенденциям и благодаря тесной межведомственной работе, активной поддержке отрасли законодателями, отметил Вольфсон, строительный комплекс не просел. Говоря же в целом об экономике Татарстана, эксперт также констатировал общие положительные сдвиги, а это: перезапуск авиаотрасли, вертолетостроения, успехи в импортозамещении, особенно в энергетике. Для примера: ушедшие из «Алабуги» иностранные компании все успешно замещены новыми инвесторами, которые прекрасно себя чувствуют в республике.

Технологические компании в уходящем году фиксируют рост и выручки в районе 6–8%, и абонентской базы, рассказал гендиректор «Таттелекома» Айрат Нурутдинов. Да, определенное снижение прибыли имеется, но оно не катастрофическое, по-прежнему позволяющее реализовывать сложные инвестиционные проекты. Но все это, по словам как Нурутдинова, так и других экспертов, в 2023 году удалось сохранить и приумножить в условиях целого ряда серьезных вызовов.

Технологические компании в уходящем году фиксируют рост и выручки в районе 6–8%, и абонентской базы, рассказал гендиректор «Таттелекома» Айрат НурутдиновФото: Оксана Король

«Раньше в рамках старой модели, но сегодня так уже нельзя»

«Не то чтобы непредсказуемая, а просто вопреки», — так Агеев описал ситуацию в промышленности. По его словам, в 2023 году наблюдались проблемы с получением бизнесом банковских кредитов. Предприятия столкнулись с большой нехваткой рабочей силы, что стало, по мнению главы ТПП, прямым следствием «убийства» профтехучилищ, низких зарплат на производствах, оттока кадров в новые сферы занятости вроде торговли, курьерства. Как добавил Нурутдинов, кризису трудовых ресурсов поспособствовал и перезапуск ряда проектов в ВПК. Это следом привело к очень жесткой конкуренции и борьбе за кадры, отсюда — рост зарплат (в среднем на 20%) и, как следствие, увеличение издержек бизнеса и себестоимости услуг, что и так подогревается курсовой разницей с Китаем по высокотехнологичному оборудованию.

По словам Голубовского, трудовые ресурсы в стране задействованы практически полностью. Такого низкого уровня безработицы в России, как сейчас, не было никогда — даже в СССР, даже с учетом скрытой безработицы.

В ближайшем будущем, по мнению аналитика, очень остро встанет вопрос повышения производительности труда. Правительством будет решаться эта проблема, но с какой эффективностью? По мнению Голубовского, необходим переход к некоей гибридной экономической модели с государственным фондом денежного обращения и ориентированием на конечного потребителя. Т. е. речь о необходимости перехода на государственное планирование на основе динамических межотраслевых балансов — фактически это госплан 2.0 или его аналог. И дискуссии о переходе на такую модель, отметил эксперт, уже начинаются.

«Успех цифр по ВВП — это чудеса изобретательности в логистике, что проявил бизнес. Переориентировать логистику, что складывалась десятилетиями только по направлению Европы, — это чудеса изворотливости и изобретательности, что спасло от многих кризисных моментов. Было трудно, но вроде справились», — прокомментировал Галеев другой немаловажный вызов 2023 года, на который обратили внимание все эксперты. Так, по словам Агеева, далеко неслучаен разворот и Татарстана по направлению ко все более тесной кооперации с Узбекистаном, Казахстаном, Китаем и т. д. «Это все назрело внутри», — отметил председатель ТПП.

По словам научного сотрудника Центрального экономико-математического института РАН Ивана Грачева, с учетом теневого сектора Россия сегодня вполне может считаться четвертой экономикой мираФото: kremlin.ru

Переориентация — ответ на санкционную политику Запада, который, по мнению экспертов, слишком заигрался. Наложенные ограничения не только не сломили экономику России, а больно ударили по их инициаторам. Те тихонько начинают осознавать это, хватаются за головы, но выбор ими уже сделан — как отметил Галеев, Запад встал на путь размывания международного права, нарушая стабильность в экономическом сотрудничестве всего мира. Эта дорога очень опасна, и ведет она только к глобальным переменам.

«Если раньше можно было жить в рамках старой модели, то сегодня так уже нельзя. Более того, я считаю, что весь мир уперся в некий предел роста. Если говорить о мировой экономике, то мы стоим перед достаточно неприятной ситуацией — глобализация завершена. Об этом пишут не какие-то маргинальные организации, а говорит сам международный валютный фонд», — отметил Голубовский. Он указал также, что сейчас в мировой экономике растут риски фрагментации, снятие барьеров уже не является драйвером роста. Наглядно это видно на американском рынке. Он стабильно растет, но если посмотреть на акции технологических компаний, то там все на грани аналогичной ситуации с пузырем доткомов — они просто перекачены деньгами. По мнению аналитика, следующий год может быть очень трудным для мировых рынков. Вопрос: выдержит ли удар российская экономика?

По словам научного сотрудника Центрального экономико-математического института РАН Ивана Грачева, с учетом теневого сектора Россия сегодня вполне может считаться четвертой экономикой мира. Реальный рост экономики по итогам года составит показатель в районе 3%, средняя стоимость Brent установится на уровне $85 за баррель, инфляция будет на уровне 10%, в бюджет соберут 30 трлн рублей.

«Этот 2023-й, как раньше сказали бы, — год коренного перелома в конфликте Запада с Россией. Победы еще нет, но перелом уже есть», — констатировал Грачев. По его словам, последние события не что иное, как фиксация этого перелома. Встреча Владимира Путина в Эмиратах — это в чистом виде встреча победителя.

Как отметил председатель совета директоров смежной сетевой компании «Интеграция» Алексей Сергеев, 2023 год принес не только трансформацию в экономике, связанную с политической переориентацией, но и в обществеФото: Оксана Король

«А что будет потом?»

При этом одной победы мало. Как отметил председатель совета директоров смежной сетевой компании «Интеграция» Алексей Сергеев, 2023 год принес не только трансформацию в экономике, связанную с политической переориентацией, но и в обществе. Сегодня на фоне СВО в нем все сильнее прослеживаются сигналы к консолидации. По мнению предпринимателя, объединение происходит не только вокруг действующей власти, но и вокруг ее оппонентов — целого ряда общественных деятелей, что уехали и выступили с негативной оценкой СВО. Среди них также происходит консолидация.

Другая проявившаяся тенденция заключается в том, что происходящее в стране заставило широкие слои общества задуматься над вопросами: кто мы и куда идем? У российского общества возникла необходимость четкого самоопределения своего места в мире, появился запрос на идеологию, новую национальную идею, обновление духовных и социокультурных норм и ценностей, а также поиск ответов на вопрос: для чего мы ведем эту борьбу? По словам Сергеева, такие тезисы он неоднократно и сам слышал из окопов от бойцов СВО, которые спрашивают: «А что будет потом?» Выйти победителем из конфликта очень легко, но в нем можно также очень быстро проиграть, если нет определенности, для чего ведется эта борьба. Действительно имеет место быть год коренного перелома, согласился Сергеев, крах идей глобализации. При этом если нет своей идеологии, то всегда очень легко встроиться снова в чужую.

С тезисом о консолидации общества не согласился видный историк, член исполкома ВКТ Дамир Исхаков. По его мнению, сегодня в стране видны прямо противоположные тенденции — есть и сторонники разрушения. Главным инструментом здесь выступают исторические факты. Так, рассказывал Исхаков, в последнее время в учебниках истории вновь стали появляться термины о «татарском иге» и виден явный крен в истории, что, по мнению эксперта, не совсем правильно для многонационального государства. Нет, выработка единой линии нужна, иначе много противоречий, но все должно проходить с учетом мнения регионов. В противном случае ни о какой консолидации общества не может идти и речи. Другой пример такой тенденции — наметившиеся из-за политической конъюнктуры проблемы во взаимодействии с татарами за рубежом. По словам Исхакова, отдаление России от западных стран и сближение с восточным миром привело к тому, что проживающие татары в тех же Штатах сегодня боятся лишний раз контактировать с соотечественниками. Это не идет ни на пользу консолидации россиян в целом, ни на пользу татарскому миру в частности.

…На круглом столе «БИЗНЕС Online» высказывались самые разные мысли, порой противоречащие мнениям собеседников. Это позволило создать живую дискуссию, в которой родилось немало практических полезных идей — от того, что делать с разогретым жилищным рынком, до обоснованных прогнозов по завершению СВО. Полная стенограмма круглого стола будет опубликована после новогодних праздников.