Михаил Мишусти: «Популярность инженерной профессии должна быть на деле доказана нашими ребятами, которые будут оканчивать вузы. Ведь речь тут идет и о достижении технологического суверенитета страны» Михаил Мишустин: «Популярность инженерной профессии должна быть на деле доказана нашими ребятами, которые будут оканчивать вузы. Ведь речь тут идет и о достижении технологического суверенитета страны» Фото: government.ru

Плюс две ПИШ в Татарстане

«Популярность инженерной профессии должна быть на деле доказана нашими ребятами, которые будут оканчивать вузы. Ведь речь тут идет и о достижении технологического суверенитета страны», — напутствовал сегодня премьер-министр РФ Михаил Мишустин на заседании с правительством, где объявили об итогах второго конкурса по созданию передовых инженерных школ (ПИШ). В этом году на них претендовали 73 проекта, в финал отобрали 57 заявок из 40 регионов России, из которых позже выбрали 20 победителей. Хотя, как заметил вице-премьер Дмитрий Чернышенко, изначально стояла задача отобрать всего 10.

Таким образом, система ПИШ России будет состоять из 50 вузов в 23 регионах (в прошлом году было создано 30 проектов в 15 субъектах). Две новые школы «достались» и Татарстану. Отбор прошли КНИТУ-КАИ и Альметьевский государственный нефтяной институт (АГНИ).

«Передовые инженерные школы» (ПИШ) — это федеральный проект, созданный в 2022 году по инициативе министерства науки и высшего образования РФ. Цель — подготовить квалифицированные инженерные кадры для высокотехнологичных отраслей экономики. Проект входит в госпрограмму «Научно-технологическое развитие РФ», которую курирует Чернышенко. Согласно постановлению правительства РФ, школа представляет из себя структурное подразделение университета (без образования юридического лица), которое занимается образовательной, научной, инновационной деятельностью в партнерстве с высокотехнологичными компаниями.

Заявки от университетов и компаний отбирают в рамках конкурса. Победители получают гранты из бюджета. По задумке правительства, новые инженерные школы обеспечат «прорывные разработки и исследования <…> в приоритетных областях технологического развития РФ». Помимо этого, власти ждут от школ новых образовательных программ для «опережающей подготовки инженерных кадров». Предполагается, что преподавать в школах будут в том числе привлеченные работающие инженеры.

Напомним, в прошлом году в республике было создано четыре ПИШ. Так, школа в набережночелнинском институте КФУ в партнерстве с КАМАЗом специализируется на машиностроении, школа при КНИТУ-КХТИ в партнерстве с СИБУРом, «Газпромом» и «Аммонием» занимается химической промышленностью, а школа при Университете Иннополис вместе с «Газпромом», «Ростелекомом», «Газпромнефтью», «ВКонтакте», «Ак Барсом» и МТС — подготовкой IT-специалистов. Еще одну школу, специализирующуюся на промышленных биотехнологиях, создали татарстанские нефтяники с участием Петербургского ИТМО также на базе АГНИ. Получается, что альметьевский институт будет иметь уже две передовые школы.

«Квантовый скачок» для вузов на миллиарды: Татарстан отхватил сразу четыре инженерные школы

Что касается финансирования, то в 2024 году на ПИШ из федерального бюджета в общей сложности выделят 16,5 млрд рублей, в том числе 4,3 млрд рублей на новые школы. КАИ, как сообщается на сайте минобрнауки РФ, получит 340,4 млн рублей, а АГНИ — 230,4 миллиона. Кроме того, школы претендуют еще на региональную поддержку. Как рассказал источник «БИЗНЕС Online», альметьевский институт получит от республики 200 млн рублей. Предусмотрено и софинансирование от индустриальных партнеров. В целом по стране в следующем году оно будет составлять около 4,2 млрд рублей.

В прошлом году в республике были созданы четыре ПИШ В прошлом году в республике было создано четыре ПИШ Фото: «БИЗНЕС Online»

КАИ: вторая попытка, Ту-214 и беспилотники

В прошлом отборе КНИТУ-КАИ, что называется, «пролетел» мимо ПИШ. Подробнее о причинах и мнение экспертов мы писали в этом материале. Тогда, напомним, в профессорско-преподавательском составе говорили, что к написанию заявки руководство вуза отнеслось несколько легкомысленно, в итоге она не прошла по качеству. При этом в пресс-службе КНИТУ-КАИ заверили, что университет не подавал ее вовсе. Источник «БИЗНЕС Online» в сфере высшего образования РТ рассказал, что подавать заявку надо было, заручившись поддержкой какого-либо промышленного партнера. Премьер-министр РТ Алексей Песошин и прежний и. о. ректора (ныне — ректор) Тимур Алибаев достигли соответствующей договоренности с «Ростехом» и были уверены в успехе. Однако буквально в последний момент руководство госкорпорации почему-то переменило свое решение. Сожаление тогда высказывал даже президент Татарстана Рустам Минниханов.

«Не хочу принижать ничьего значения, но в ПИШ пробился маленький отраслевой вуз из Альметьевска, а КАИ, который всегда готовил инженеров, — нет», — негодовал в беседе с «БИЗНЕС Online» еще в июле этого года заведующий кафедрой конструкции и производства летательных аппаратов (КИПЛА) Владимир Гайнутдинов. А бывший ректор КНИТУ-КАИ Геннадий Дегтярев предупреждал: «Просто удивительно, что мы тогда не попали в программу. Если снова не попадем, будет очень плохо».

КАИ ожидаемо займется подготовкой специалистов для «участия в реализации серьезных проектов авиаотрасли» КАИ ожидаемо займется подготовкой специалистов для «участия в реализации серьезных проектов авиаотрасли» Фото: «БИЗНЕС Online»

Позже президент АН РТ и главный идеолог инженерных школ в республике Рифкат Минниханов признался, что КНИТУ-КАИ активно готовил заявку, однако «Ростех» поддержал только один вуз — Московский институт радиоэлектроники. «В прошлом году КНИТУ-КАИ не проиграл в конкурсе, он просто не заявлялся. А не заявился, потому что не успел заручиться поддержкой (она была очень регламентированная и финансово подкрепленная), он ее вовремя от индустриальных партнеров не успел получить. В этом году КНИТУ-КАИ заявился и победил», — заверил в этот раз помощник президента Татарстана и экс-ректор вуза Альберт Гильмутдинов.

Вадим Королев: «Ту-214 и МС-21 не соперничают. Всем нам предстоит поставить 600 гражданских самолетов»

Теперь же КАИ ожидаемо займется подготовкой специалистов для «участия в реализации серьезных проектов авиаотрасли». В их числе, например, производство самолета ТУ-214 и тяжелых БПЛА. Индустриальными партнерами школы выступят ПАО «Туполев», Казанский вертолетный завод, Уральский завод гражданской авиации, ведущий производитель интегральных систем «Микрон» и центр обработки данных «Атомдата-Иннополис». «Фактически у нас неимущественный взнос в софинансирование программы: это все затраты на целевиков, кафедру, практику и другая помощь, которую можем оказать институту», — рассказывал в интервью «БИЗНЕС Online» управляющий директор «Туполева» Вадим Королев.

КАИ совместно с бизнес-партнерами планирует внедрить в производство современные материалы, а также разработать 15 суверенных технологий и продуктов, отмечается в описании проекта. Также перед школой стоит задача обеспечить 25% потребностей авиационной отрасли в инженерных кадрах и лидерах проектов к 2030 году.

Алексей Лопатин: «Когда университетскую научно-практическую школу признают на федеральном уровне, в любом университете это большие перспективы» Алексей Лопатин: «Когда университетскую научно-практическую школу признают на федеральном уровне, в любом университете это большие перспективы» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Когда университетскую научно-практическую школу признают на федеральном уровне, в любом университете это большие перспективы», — оценивает завкафедрой реактивных двигателей и энергетических установок КНИТУ-КАИ Алексей Лопатин. Он отметил, что создание и развитие инженерной школы «необходимо подтвердить серьезной финансовой базой», т. к. интеллектуальный потенциал в университете есть. «И это стандартная ситуация для любого университета в мире, когда материально-физическая база отстает от той, которая есть на ведущих предприятиях. Несомненно, чтобы готовить лучших инженеров, нужно иметь передовое оборудование. Это не только производственное оборудование, в том числе и информационно-измерительное. Это какие-то образцы станков, которые входят в производственную цепочку для того, чтобы понимать, отлаживать процесс соответствующий, — поделился он. — Само по себе признание — хорошо, но тут еще плюс средства. Это очень хорошая новость для университета».

Что касается АГНИ, то вуз планирует создать передовую инженерную школу совместно с «Татнефтью», «Танеко» и «Татшина» и заняться рациональным недропользованием Что касается АГНИ, то вуз планирует создать передовую инженерную школу совместно с татарстанскими нефтяниками и «Татшиной» и заняться рациональным недропользованием Фото: «БИЗНЕС Online»

АГНИ: рациональное недропользование и новое здание

Что касается АГНИ, то вуз планирует создать передовую инженерную школу совместно с татарстанскими нефтяниками и «Татшиной» и заняться рациональным недропользованием. Как пояснил первый проректор института Юрий Василенко, новая ПИШ будет ориентирована на подготовку кадров для добычи трудноизвлекаемых запасов нефти. «Это тот ресурс, с разработкой которого столкнутся в ближайшие десятилетия все нефтяные компании не только России, но и мира. Доля трудноизвлекаемых запасов нефти чем дальше, тем будет увеличиваться. Добывать нефть становится все дороже, поэтому нужно искать новые технологии. И они, естественно, должны быть ориентированы на импортозамещение и импортоопережение. То есть они должны быть технологически независимыми, обеспечивать технологический суверенитет в этом направлении для нашей страны. И именно на такие задачи и ориентирована ПИШ АГНИ», — поделился собеседник газеты.

Под школу будет построено отдельное здание на территории кампуса «Высшая школа нефти». «Что касается финансирования, то республика и индустриальный партнер школы будут участвовать в этом строительстве. Деньги, которые придут в рамках финансирования ПИШ от федерального бюджета, пойдут на реализацию проекта ее развития и ее лабораторное оснащение. А строительство здания — это средства компании и региона», — сказал Василенко.

Обучение в передовой инженерной школе начнется с 1 сентября 2024-го. В первый год на магистратуру планируют набрать 15 человек, дальше их количество будут увеличивать ежегодно.

«Условия отбора, в принципе, традиционные, но и немножко с изюминкой. Прежде всего это представление абитуриентами результатов предшествующей проектной деятельности, чтобы посмотреть, насколько человек в этом плане развит и какую роль он может играть в команде, — рассказал первый проректор. — Второе — это, безусловно, его оценка знаний в профессиональной области. Поэтому предусматривается мультидисциплинарное тестирование. И еще мы рассматриваем такой элемент, как оценка потенциала личности, с целью определения того, какая оптимальная роль у этого человека дальше будет в команде и как выстроить трек развития его коммуникативных и управленческих компетенций. Потому что основной акцент в нашей передовой инженерной школе делается не на подготовку отдельных специалистов, а на подготовку слаженных команд специалистов».