В почтовом отделении заменили инженерные сети: электричество, водоснабжение, отопление. В здании поменяли окна, установили современную мебель для посетителей, а также видеокамеры и кондиционер В почтовом отделении заменили инженерные сети: электричество, водоснабжение, отопление. В здании поменяли окна, установили современную мебель для посетителей, а также видеокамеры и кондиционер

Новая почта в самом читающем районе Татарстана

Стереотип о том, что «Почта России» — огромная неповоротливая организация с невысоким качеством сервиса и характерными проблемами вроде долгой доставки, неприветливых сотрудников и некомфортных отделений, рушится на глазах. Компания закупает новые самолеты для международных посылок, внедряет цифровые сервисы, сокращает сроки доставки, а почтовые отделения сотнями и тысячами модернизируются по специальной федеральной программе. Особенно важно это в селах, где почта вместе с местным магазином — это центр жизни, практически римский форум, где решаются куда более важные социальные задачи, чем обработка писем и посылок.

В Татарстане модернизация почтовых отделений идет активно. На прошлой неделе поздравления с новосельем принимали работники почтового пункта в селе Шемордан. Хотя из своего родного здания они никуда не переезжали — прежнее отделение почты после капремонта не узнать. Ежедневно сюда приходят от 60 до 100 жителей (Шемордан — второй по численности населения пункт в Сабинском районе, здесь проживают 6 тысяч человек). Кто забрать письма и посылки, кто оплатить квитанцию, кто узнать последние новости. Причем приходят не только пенсионеры (которых в селе 700), но и молодежь, которая получает на почте онлайн-заказы. Хорошо идет подписка на газеты и журналы, рассказывает начальник отделения Расима Гарифуллина. Об этом на открытии отделения говорил и глава района Раис Минниханов. «Если взять по району, то на душу населения по читаемости журналов и газет мы лидеры [в Татарстане]», — отметил он.

В почтовом отделении заменили инженерные сети: электричество, водоснабжение, отопление. В здании поменяли окна, установили современную мебель для посетителей, а также видеокамеры и кондиционер. Офис доступен для маломобильных людей: внутри установили широкий пандус, расширили дверной проем, а снаружи есть кнопка вызова персонала. Кроме газет и журналов, в офисе можно купить продукты, бытовую химию, хозтовары, книги, журналы, детские игрушки и фирменную продукцию «Почты России», например почтовый самолет на радиоуправлении или конструктор, из которого можно собрать вертолет, уазик или грузовик.

Рамзия Шакурова: «Сейчас намного лучше — современнее. Молодцы!» Рамзия Шакурова: «Сейчас намного лучше — современнее. Молодцы!»

У сотрудников почты появилась отдельная комната отдыха и удобные рабочие места. В отделении работают 9 человек: 5 почтальонов, 2 оператора и начальник. Для посетителей установили уголок здоровья, где они могут бесплатно измерить давление, уровень кислорода в крови и температуру тела. Тонометры — деталь, кажущаяся абсолютно бытовой в городских обстоятельствах, — могут оказаться жизненно необходимыми на селе, где не каждая бабушка может позволить себе иметь их дома. Кроме этого, в отделении почты теперь можно подтвердить или восстановить учетную запись в госуслугах.

«Сейчас намного лучше — современнее. Молодцы!» — поделилась впечатлениями с корреспондентом «БИЗНЕС Online» местная жительница Рамзия Шакурова, которая пришла на почту забрать посылку. Теперь в офис можно приходить не только за почтовыми услугами, но и просто за покупками, радуется она.

Очень приятно! Очень хорошо отремонтировали, уютно. Здесь и персонал очень хороший, такие вежливые, всегда стараются помочь.
Райхан Кашипов местный житель
Райхан Кашипов местный житель

Качеством ремонта и оказываемых услуг очень доволен местный житель Райхан Кашипов, который живет в Шемордане 40 лет, ранее он работал учителем и завучем в сельской школе. Вместе с братом он пришел на почту оплатить квитанции ЖКХ, здесь же мужчины оплачивают кредит, получают бандероли и покупают товары. Так что почта — место довольно значимое для местных жителей. «Красиво, уютно. Все прекрасно сделали!» — оценил Рустам Кашипов.

Айрат Хайруллин: «Мы ставим задачу расширять нашу программу. В прошлом году было модернизировано 15 отделений, в этом году — 32» Айрат Хайруллин: «Мы ставим задачу расширять нашу программу. В прошлом году было модернизировано 15 отделений, в этом году — 32»

Более 100 отделений отремонтируют в следующем году

Модернизация коснулась не только почтового пункта в Шемордане — 24 ноября была запущена сеть из 32 обновленных отделений в Татарстане. На капитальный ремонт было потрачено почти 300 млн рублей. Все офисы из Сабинского района по видеосвязи поздравил министр цифрового развития РТ Айрат Хайруллин и анонсировал продолжение программы ремонта.

Мы ставим задачу расширять нашу программу. В прошлом году было модернизировано 15 отделений, в этом году — 32. В следующем году будет выбран однозначно новый формат для тех почтовых отделений, которые совсем не готовы к ремонту.
Айрат Хайруллин Министр цифрового развития Татарстана
Айрат Хайруллин Министр цифрового развития Татарстана

«Есть договоренность о том, что будем делать модульные почтовые отделения. Такая практика в Татарстане есть — строятся модульные ФАПы, магазины, и модульные почтовые отделения тоже откроют свои двери в 2024 году», — рассказал Хайруллин.

В 2024–2025 годы управление федеральной почтовой связи «Татарстан почтасы» планирует модернизировать более 100 сельских отделений. «В последние годы очень большие изменения происходят на „Почте России“, — отметил глава района Минниханов. — При этом идет цифровизация, и я думаю, наша система почты тоже будет совершенствоваться и будет доступной для малонаселенных пунктов. Огромное спасибо за вклад, многие годы республика делает все, чтобы в сельских населенных пунктах продолжалась жизнь».

На открытии гости смогли не только осмотреть обновленные помещения, но и лично проверить работу почтовой связи республики. Директор УФПС «Татарстан почтасы» Ильнур Махмутов предложил гостям поздравить жен и матерей с международным Днем матери и отправить им открытки. В большой синий почтовый ящик письмо для мамы опустил глава минцифры. Чтобы доставить его в другой район в срок, у почты было всего два дня.

В целом в республике работают 852 сельских почтовых отделения и 260 городских, а также 29 передвижных отделений и 70 пунктов почтовой связи. Офисы постоянно совершенствуются и становятся технологичными, а «Почта России» постепенно превращается в цифровую компанию. У системы почтовой связи есть свое приложение, компания развивает электронную торговлю, клиентам помогает голосовой ассистент, а на сайте функционируют онлайн-сервисы. В прошлом году в ИТ-парке им. Башира Рамеева в Казани «Почта России» открыла цифровое отделение, где оформить письма можно с помощью конвертомата InnoPost, который сам наносит все необходимые данные на конверт, есть зона 3D-печати, а вместо привычных полок с продуктами здесь микромаркет. «Ведомости» сообщали, что в планах цифровой трансформации «Почты России» до 2025 года также входит внедрение блокчейна, биометрической идентификации Pochta ID, системы интеллектуального управления розничными ценами, видеоаналитики в отделениях и многое другое.

После делегация заехала в недавно отремонтированный исполнительный комитет в Шемордане. Министр спросил у сотрудниц о качестве связи и интернета в офисе. В исполкоме проведен оптоволоконный интернет, поэтому скорость соединения высокая, рассказали девушки. Практически все запросы в органы сотрудницы отправляют электронно. Например, ответ из Росреестра по объектам приходит всего за пару минут. Бо́льшая часть работы в исполкоме выполняется через портал госуслуг. Напомним, Татарстан первым перевел в «цифру» все госуслуги, а Шемордан, впрочем, как и любой другой поселок в республике, может стать инициатором создания новых электронных сервисов уже на уровне села. «Подумайте, если чего-то не хватает, будем добавлять. Мы же иногда вообще не понимаем, как люди на местах работают. Если есть какое-то конкретное предложение на уровне поселения, мы готовы это делать. Если мы здесь это сделаем, значит, это необходимо всей республике», — отметил Хайруллин.

«Подумайте, если чего-то не хватает, будем добавлять. Мы же иногда вообще не понимаем, как люди на местах работают. Если есть какое-то конкретное предложение на уровне поселения, мы готовы это делать. Если мы здесь это сделаем, значит это необходимо всей республике», — отметил Айрат Хайруллин «Подумайте, если чего-то не хватает, будем добавлять. Мы же иногда вообще не понимаем, как люди на местах работают. Если есть какое-то конкретное предложение на уровне поселения, мы готовы это делать. Если мы здесь это сделаем, значит, это необходимо всей республике», — отметил Айрат Хайруллин

Потребность в интернете как потребность в газе, водопроводе»

«Помогите, у нас в деревне нет совсем никакой связи, даже не можем вызвать скорую!», «Чтобы дозвониться, приходится залезать на крышу», «Одна палочка на телефоне появляется только на выезде из деревни». Такие обращения в минцифры РТ массово поступают от местных жителей, когда те не могут добиться от операторов улучшения качества связи в своем населенном пункте. Экономика — наука точная, а каждая новая базовая станция мобильной связи — это прежде всего инвестиция, которая должна окупиться, чего в небольших населенных пунктах добиться нереально.

Такое положение дел существовало не один год и не устраивало государство. Поэтому было принято решение разработать программу устранения цифрового неравенства, которую курирует федеральное министерство цифрового развития и связи. По этой программе за счет бюджетных средств базовые станции стандарта 4G устанавливаются в населенных пунктах, где живет от 100 до 500 человек.

Одна из таких вышек была установлена в деревне Серда, где проживает всего 216 человек. В населенном пункте были проблемы с мобильной связью — мобильные устройства плохо ловили сеть практически всех операторов связи, рассказывает местная жительница Ландыш Ибатуллина. Недавно в деревне установили базовую станцию стандарта 4G. «Сейчас очень хорошо работает интернет. Ждем, пока нас переведут на другого оператора», — рассказала женщина.

Серда попала в федеральную программу «Устранение цифрового неравенства» для малых населенных пунктов. Жители деревни активно голосовали за установку базовой станции в деревне на сайте госуслуг. К слову, и в прошлом, и в этом году Татарстан стал одним из самых активных регионов по голосованию за доступный интернет.

Так, благодаря активным жителям «Ростелеком» по согласованию с минцифры установил в деревне вышку связи Tele2. Эта базовая станция откроет ровно те же самые возможности на селе, что есть в городе.

Люди смогут пользоваться качественной голосовой связью, высокой скоростью передачи данных, смотреть видео, загружать любой контент, общаться в социальных сетях — пользоваться всеми благами современной жизни.
Павел Гонцов Директор филиала ПАО «Ростелеком»
Павел Гонцов Директор филиала ПАО «Ростелеком»

Жителям деревни даже не пришлось выезжать в город, чтобы покупать новые сим-карты. Команда оператора выехала в Серду и подключила всех желающих. «После нашего приезда 53 человека стали абонентами Tele2, — рассказал „БИЗНЕС Online“ директор казанского филиала Tele2 Дмитрий Савенков. — Планируем такие вещи на постоянной основе делать по мере того, как у жителей будет появляться потребность к подключению. Помимо того, что организовываем продажу в магазинах в населенных пунктах, мы также планируем выезжать и общаться с населением и получать обратную связь».

Благодаря активным жителям, «Ростелеком» установил в деревне вышку связи Tele2. «Эта базовая станция откроет ровно те же самые возможности на селе, что есть в городе Благодаря активным жителям «Ростелеком» установил в деревне вышку связи Tele2. «Эта базовая станция откроет ровно те же самые возможности на селе, что есть в городе

За время реализации второго этапа проекта «Устранение цифрового неравенства 2.0» «Ростелеком» построил в районах республики 43 базовые станции мобильной связи. До конца года оператор введет в эксплуатацию еще 55 базовых станций с опережением графика — все они должны заработать к 1 декабря в тестовом режиме. А уже в начале нового, 2024 года жителям сел и деревень, где установлены станции, в полном объеме будут доступны голосовая связь и мобильный интернет. Сумма финансирования проекта в Татарстане — более 400 млн рублей.

«Я хочу поблагодарить Шадаева Максута Игоревича за поддержку Республики Татарстан. В планах в следующем году еще 87 населенных пунктов в Татарстане охватить сотовой связью 4G, — указал в разговоре с журналистами глава минцифры Хайруллин. — Сегодня без связи никуда, мы учимся, звоним по видеосвязи, отправляем сообщения, поздравляем друг друга. Задача правительства республики заключается в том, чтобы сельский житель не был обделен услугами, которые городской житель имеет в достатке — проводной интернет, мобильный интернет, почтовая связь, электронная коммерция. Потребность в интернете такая же, как потребность в газе, водопроводе. Эти программы будут продолжены».