«В турецком городе Диярбакыр толпа демонстрантов громит американские кофейни Starbucks за то, что руководство кофеен поддерживает Израиль в палестино-израильском конфликте» «В турецком городе Диярбакыр толпа демонстрантов громит американские кофейни Starbucks за то, что руководство кофеен поддерживает Израиль в палестино-израильском конфликте» Фото: Onur Dogman/Keystone Press Agency / www.globallookpress.com

«В турецком городе Диярбакыр толпа демонстрантов громит американские кофейни»

Турция объявила войну «мировому сионизму». Пока виртуальную, в форме бойкота таких мировых брендов, как McDonald’s, Burger King, Starbucks, Coca-Cola и др., которые поддержали Израиль или владельцами которых являются представители известных еврейских кланов.

Каждый день приносит новые сводки «с фронтов». «В турецком городе Диярбакыр толпа демонстрантов громит американские кофейни Starbucks за то, что руководство кофеен поддерживает Израиль в палестино-израильском конфликте», «Неизвестный принес коробку мышей в отделение ресторана быстрого питания McDonald’s в Стамбуле в знак протеста против действий Израиля в секторе Газа и выпустил их с криком: „Ешьте не мясо мусульман, а этих мышей“». Новости такого рода стали обыденностью.

В социальных сетях завирусился ролик с камеры наблюдения торгового центра. На видео изображен мальчик, который пришел в магазин возвращать игрушку, купленную здесь же пару часов назад. Дома он обнаружил, что она была изготовлена в Израиле — теперь он хочет сдать ее обратно.

Босфорский университет Турции объявил, что решено прекратить продажу продукции, принадлежащей брендам, поддерживающим оккупационную политику Израиля, в своих учреждениях. В другом стамбульском университете Медипол, наоборот, инициативу проявили «низы» — студенты-медики вышли на пикет против ректора своего вуза, который отказался закрывать на их территории Starbucks. Кроме того, несколько турецких университетов объявило академический бойкот израильским академическим учреждениям.

К бойкоту крупных транснациональных брендов из-за их предполагаемой поддержки войны Израиля против ХАМАС присоединились турецкий парламент, несколько университетов и местные муниципалитеты.

Парламент Турции на этой неделе запретил продавать в кафе продукцию, произведенную транснациональными компаниями, заявив, что они поддерживают «израильскую агрессию». Спикер парламента Нуман Куртулмуш призвал граждан последовать этому примеру. «Мы не будем использовать продукцию компаний, поддерживающих израильскую агрессию, в Великом национальном собрании Турции. Впредь мы не будем их покупать и откажемся от тех продуктов, которые уже купили», — цитирует Куртулмуша государственное информационное агентство Anadolu.

Государственные железные дороги Турецкой Республики поручили всем компаниям-подрядчикам убрать продукцию Starbucks, заявившей о поддержке Израиля, из своих высокоскоростных поездов. «Наша нация всегда поддерживала угнетенных против угнетателей. Как главное управление транспорта, мы хотели бы сообщить общественности, что мы всегда будем поддерживать наших палестинских братьев и сестер», — говорится в заявлении государственной компании.

«Турецкие авиалинии» (Turkish Airlines) также приняли решение убрать продукцию брендов, которые поддержали Израиль.

Глава управления по делам религии Турции Али Эрбаш призвал бойкотировать бренды, поддерживающие Израиль, тем самым «благословив» сограждан на протесты. На тротуарах можно увидеть наклейки с требованиями бойкотировать деятельность этих сетей. Но в целом ситуация находится под контролем.

При этом многие не понимают, что местные подразделения сетевых брендов работают по франшизе и по большому счету мало чем связаны с материнскими компаниями. К примеру, компании McDonald’s в Катаре и Турции выразили готовность оказать гуманитарную помощь жителям сектора Газа на фоне эскалации палестино-израильского конфликта. Только турецкая сеть готова предоставить $1 млн жителям Газы. Турецкий «Мак» заверил сограждан, что компания является самостоятельным местным бизнесом, никакой оперативной и финансовой связи с McDonald’s Israel турецкая сеть не имеет.

«Два первых израильских премьер-министра Давид Бен-Гурион и Моше Шарет владели турецким языком»

Как будут развиваться турецко-израильские отношения дальше? Этот вопрос интересует как израильских высокопоставленных политиков, так и их покровителей за океаном. Ведь Турция для Израиля много чего значит, она не просто страна «одна из», а в недавнем прошлом стратегический партнер, который, хотя и в опосредованной форме, сдерживал с севера столь ненавистный Тель-Авиву иранский и сирийский режимы. Еще совсем недавно израильские ВВС имели полный карт-бланш на тренировочные полеты в гористой местности турецкой Анатолии — учились наносить удары по территории Ирана, схожей по ландшафту.

Турция стала одной из первых стран, которая в 1949 году официально признала молодое еврейское государство. Были общие точки соприкосновения. Два первых израильских премьер-министра Давид Бен-Гурион и Моше Шарет владели турецким языком. Первый изучал юриспруденцию в Стамбуле, а второй был лейтенантом армии Оттоманской империи, участвовал в битве при Чанаккале. Бен-Гурион, как и Ататюрк, являлся ярым секуляристом, светская Турция была для него зримым примером при строительстве нового государства Израиль. Обе страны одинаково ориентировались на Запад.

В мусульманском мире Турцию беспрерывно критиковали за эту позицию, называли просионистским государством, продавшимся империалистам. Особенно сильно доставалось от одного из лидеров арабского мира того времени — египетского президента Гамаля Абдель Насера. Отношения арабского мира и Турции были всегда прохладными — арабы винили турок за свою отсталость: если бы не 400-летнее османское иго, они якобы жили бы лучше.

Отношения между Турцией и Израилем ослабли в 1973 году, когда турки решили поддержать арабов, объявивших нефтяное эмбарго странам Запада. «Холодная война» длилась почти 20 лет. Лишь в начале 1990-х при «прозападном» турецком премьер-министре Тансу Чиллере отношения двух стран вернулись в прежнюю колею. Произошел четырехкратный рост ежегодной торговли — с $450 млн до $2 миллиардов. Ведущая безостановочную войну с курдскими сепаратистами Турция крайне нуждалась в современном вооружении, включая новые беспилотники, которые Израиль без проблем поставлял Анкаре. Мало того, благодаря израильским спецслужбам был обнаружен Абдулла Оджалан, лидер Рабочей партии Курдистана, что помогло турецкой стороне выследить и арестовать его.

С приходом к власти Реджепа Тайипа Эрдогана и начавшимся дрейфом в сторону «умеренного исламизма» отношения между двумя странами вновь дали течь. В 2010 году после неудачной попытки международного конвоя во главе с турецким судном «Мави Мармара» прорвать блокаду Газы и доставить туда гуманитарный груз Анкара и Тель-Авив де-факто разорвали дипломатические отношения. Напомним, что тогда операция закончилась трагедией: силы армии обороны Израиля провели операцию силового захвата судов, во время операции по захвату «Мави Мармара» были убиты 9 пассажиров, более 30 были ранены.

Эрдоган вновь начал сближаться с Израилем после резкого ухудшения отношений с Россией в 2015-м. Кроме того, на Тель-Авив давил Вашингтон, считавший, что отношения между странами надо вернуть в прежнее русло. 17 августа 2011 года израильская газета «Едиот ахронот» писала, что израильские дипломаты получили сообщение госдепартамента, в котором говорилось, что охлаждение в турецко-израильских отношениях наносит вред американским интересам в регионе.

Несмотря на ставшие уже привычными угрозы в отношении Израиля со стороны Ирана и ряда арабских лидеров, реальной силой, которая может противостоять экспансистским устремлениям еврейского государства в регионе, является Турция. И все хорошо помнят, как на пике конфликта Эрдоган был готов пойти на самые крайние шаги: перебросить в Восточное Средиземноморье морские эскадры и поднять в небо турецкие ВВС.

В 2020-м турецко-израильские отношения наладились, но ненадолго. И вот в эти дни мы вновь видим откат — повторяется ситуация 2010 года, хотя события еще не достигли своего пика и неизвестна развязка. Тем не менее разрыв между Анкарой и Тель-Авивом уже почти произошел. Торговля между Израилем и Турцией сократилась вдвое после начала войны с Палестиной.

Действий от Эрдогана требует даже турецкая оппозиция

В понимании всего арабо-мусульманского мира, включая Турцию, Израиль перешел всевозможные «красные линии» и начал представлять экзистенциальную угрозу. На субботнем саммите в Эр-Рияде Лиги арабских государств и Организации исламского сотрудничества вновь прозвучали громкие заявления, но дело этим и закончилось. Все смотрят на Анкару и на ее реакцию. В самой Турции все громче и громче слышны голоса о принятии более решительных мер. На днях союзник Эрдогана по парламентской правящей коалиции Фатих Эрбакан обратился к правительству с призывом направить в Газу вооруженные силы Турции «на один год, чтобы создать гуманитарную безопасную зону на суше и коридор безопасности на море». Не остался в стороне и вчерашний конкурент Эрдогана на президентских выборах — лидер турецкой оппозиции Кемаль Кылычдароглу обвинил правительство в бездействии в вопросе израильской агрессии.

Судя по тому, какими темпами разворачивается в Турции «война» с McDonald’s, Starbucks и прочими кока-колами, дана отмашка не мешать, а дать населению выпустить пар и тем самым сублимировать агрессию. А может и, наоборот, морально подготовить людей к возможным решениям и событиям ближайших дней. Но стоит ли их ждать? Президент Турции — человек горячий, но разумный. Пойдет ли он ва-банк — большой вопрос. Почти любой его шаг — это прелюдия к торгу, шаг к сделке. Не ради себя, а во благо страны.

Риторика Эрдогана пока не слишком воинственная — видимо, он ждет решения «великих держав» в надежде, что ситуация вокруг Газы разрулится сама по себе. Как итог, не придется принимать сложных решений и удастся обойтись войной виртуальной.