Идет масштабный переток детей в сторону престижных школ, а вслед за детьми следуют и бюджетные средства, и повышенное внимание властей. При этом лучшие школы Татарстана оказываются заложниками системы — чтобы быть на вершине «пищевой цепи», они вынуждены «натаскивать» учеников на высокие результаты ЕГЭ и «штамповать» олимпиадников пачками. О том, какие учебные заведения предлагают школярам альтернативное обучение, где дают навыки soft skills, а куда стоит идти исключительно за стобалльными результатами, — в рейтинге топ-40 самых влиятельных персон в сфере школьного образования «БИЗНЕС Online».
«БИЗНЕС Online» публикует первый «образовательный» рейтинг, который мы посвящаем наиболее влиятельным фигурам в сфере школьного образования
Как мы составляли наш топ-40?
На этой неделе в Татарстане и по всей стране отгремели мероприятия, посвященные Дню учителя. Школьные чаты взрывались от поздравительных открыток, улицы Казани раскрасились улыбками лучших учителей, а один из них — педагог из лицея Иннополиса и призер конкурса «Учитель года» Арман Костанян даже принял участие в традиционной встрече с президентом РФ Владимиром Путиным. Самое время подвести итоги.
«БИЗНЕС Online» публикует первый «образовательный» рейтинг, который мы посвящаем наиболее влиятельным фигурам в сфере школьного образования. Наш топ-40 мы строили на основе серии интервью с экспертами (оставляем их анонимными), среди которых руководители школ, чиновники и прочие специалисты. При формировании рейтинга мы сознательно сконцентрировались не на «теоретиках», а на практиках. Поэтому из числа чиновников и управленцев в наш топ попали люди, которые имеют непосредственное влияние на подготовку школьников. Именно поэтому мы не стали включать, например, президента РТ Рустама Минниханова, мэра Казани Ильсура Метшина или госсоветника РТ Минтимера Шаймиева, да, они, безусловно, влияют на школьное образование по роду своей деятельности, но она не является для них профильной. Зато мы добавили в рейтинг простых учителей, незаменимых при подготовке к ЕГЭ репетиторов, руководителей онлайн-школ. Кроме того, мы ввели в наш топ руководителей олимпиадных центров и даже представителя сообщества семейного образования.
В топ проблем — натаскивание на ЕГЭ и «распухание» модных школ
Прежде чем перейти к самому рейтингу, хочется обозначить основные тенденции и проблемы отрасли. За неимением другого пригодного инструментария успешность школ традиционно оценивается по двум основным «линейкам» — это баллы ЕГЭ и число олимпиадников. С одной стороны, это позволяет замерить «температуру» в школах, с другой — порой искажает целеполагание, сокрушаются эксперты.
Самые успешные школы начинают затягивать в свою орбиту все больше и больше учеников. А с учетом системы подушевого финансирования учебных заведений в нашей стране вслед за детьми следуют и бюджетные деньги. Стоит в такую школу поступить учиться отпрыску какого-нибудь известного республиканского деятеля — смело можно открывать в параллели еще один новый класс, потому что уже завтра туда набегут юные представители других славных фамилий. К таким школам начинают проявлять повышенное внимание сильные мира сего — их опыт тиражируют в отстающих учебных заведениях, туда же устремляются и официальные делегации. Как следствие, такие школы оказываются в первых рядах на получение финансирования — на ремонт, приобретение мебели и оборудования и др.
Чем выше баллы ЕГЭ и чем больше олимпиадников выдает школа, тем более влиятельной она становится. Для поддержания своего реноме учебные заведения начинают максимально усиливать эти направления работы
Чем бо́льшими человеческими и финансовыми ресурсами начинает распоряжаться конкретный руководитель, тем более могущественным он становится. Такие директора порой влиятельнее самого министра. Их невозможно ни приструнить, ни уволить — а как, когда в попечительском совете (официально или не очень) немалая часть республиканского кабмина и руководители крупного бизнеса?!
На выходе получается, что чем выше баллы ЕГЭ и чем больше олимпиадников выдает школа, тем более влиятельной она становится. Для поддержания своего реноме учебные заведения начинают максимально усиливать эти направления работы, подчас забывая об основной миссии — воспитании многогранной и разнообразно одаренной личности. Вместо интересного школьного урока в таких школах «идет механическое „натаскивание“ учеников на высокие результаты ЕГЭ», вместо увлекательных внешкольных занятий — подготовка к олимпиадам в режиме 24/7. «В такой школе воспитание неважно, не имеет значения, какие люди их ученики. Важно, чтобы дети хорошо учились», — комментируют спикеры.
Идет существенный перекос в сторону «модных» школ. Желание отдать своего ребенка в учебное заведение с интерактивными досками, лабораториями и бассейном заставляет родителей тратить деньги на «подготовишки», которые увеличивают шансы на поступление в нужную школу, мухлевать с прописками и идти на другие ухищрения. Наши спикеры с сожалением констатируют, что переполненность «модных» и «привилегированных» школ порой заслоняет идею, заложенную в образовательный процесс таких учреждений. «Взять „Адымнар“. Детей туда порой ведут не за фишкой школы, не за татарским и английским, а за тем, что там комфортно, красиво, все новое. Из-за этого там по 40 человек в классах», — комментируют наши спикеры. Встречаются и другие «перекосы на местах». Например, об одной из топовых школ рассказывают, что ее директор не стыдится брать «левых» и «блатных» детей. «Статистику они сильно не портят, зато спортзал построен», — критикуют коллеги.
Между руководителями «модных» школ начинается настоящая война за кадры. Директора начинают хантить сильных учителей из других школ, привлекая их кто чем может — кто работой только в первую смену и пятидневкой, кто деньгами. Известные школы имеют возможность платить учителям «вторую зарплату» — за счет недешевого дополнительного образования, или так называемой школы второй половины дня. С такими надбавками учитель может получать и по 70–100 тыс. рублей в месяц.
Что в итоге? Внешне — позитивные тренды, по факту — растет расслоение между популярными и «прокаченными» гимназиями и лицеями и обычными школами в спальных районах, куда определяют по прописке. В обычных школах царствуют учителя пенсионного и предпенсионного возраста, до таких школ редко доходит рука строителя. Наиболее продвинутые родители стараются перевести детей из таких «несовременных» школ в продвинутые, как результат — классы нередко «сливают», а на уроках сидят всего по 20–25 человек.
Наши спикеры не без сожаления замечают, что работа директора «обычной» школы в спальном районе порой бывает даже более значимой. Но, увы, никем не замеченной. «Я не говорю, что работать с одаренными детьми и талантливыми педагогами просто. Но вклад директора и учителя, который работает с неблагополучным ребенком, вытаскивает его с улицы и приводит в школу, бесценен. Его не измерить в баллах», — отмечает экс-директор одной из казанских школ.
На первое место рейтинга наши спикеры возвели Альфию Хабибуллину (1), директора казанского лицея №131
«Золотая» пятерка «топов»
На первое место рейтинга наши спикеры возвели Альфию Хабибуллину (1), директора казанского лицея №131. «Великая Блигвардовна» давно поставила на поток выпуск олимпиадников, высокобалльников. 131-й вошел в этом году в топ-200 школ России по конкурентоспособности выпускников и в топ-300 сильнейших школ по количеству выпускников, поступивших в ведущие вузы РФ. И стал первым в них среди татарстанских школ.
«Она глыба! Международная олимпиада по математике — они. Международная олимпиада по химии — они. „Золото“ кто принес? Альфия Блигвардовна скромная. Она сама, как педагог сильнейший, готовит всегда сильных детей по химии. Плюс она держит марку школы, сколько лет никто не может переплюнуть 131-ю», — рассказывает один из спикеров.
При этом надо понимать, что Альфия Блигвардовна тщательно ведет селекцию поступающих, а потому педагоги работают с изначально замотивированными детьми, которые в принципе будут заниматься с любым педагогом или репетитором. «Имея такой потенциал детей на старте, лицей мог бы выйти за границы только олимпиад и ЕГЭ: например, дать талантливым и мотивированным школярам опыт проектной работы и пресловутые soft skills», — рассуждают собеседники.
Другие отмечают, что работать как с талантливыми детьми, так и педагогами вовсе не просто. «Дети-олимпиадники знают предмет лучше педагога, представляете, как им к урокам готовиться? Талантливые учителя — со своими сложностями. Переставил у него мел в кабинете, а он тебе заявление на стол на следующий день, потому что ты в его кабинете „похозяйничал“ в его отсутствие», — отзывается о работе коллеги директор одной из школ для одаренных детей.
«Серебро» рейтинга наши эксперты отдали Лейле Фазлеевой (2)
«Серебро» рейтинга наши эксперты отдали вице-премьеру РТ, курирующему социальный блок, Лейле Фазлеевой (2). В прошлом она сама работала директором казанской школы и не понаслышке знает все тонкости и сложности системы образования. Говорят, Фазлеева до сих пор тяготеет к школам, воспитательной и социальной работе с детьми. И именно она несет ответственность за работу сферы как перед президентом республики, так и перед своим шефом Алексеем Песошиным.
«Очень много невидимой работы проводится: комитеты по делам несовершеннолетних, правонарушениям, профилактике, много не только образовательных, но и околообразовательных аспектов. Она задает курс того, как мы будем работать с детьми, которые находятся в трудной ситуации», — говорит один из спикеров. Именно Лейла Ринатовна решает вопросы о выделении бюджетных денег образовательным учреждениям и лоббирует развитие тех или иных школ. «Например, школа „Адымнар“ — проект не только Шаймиева, но и Фазлеевой, а там большие деньги», — рассуждает другой эксперт.
Влиятельность Фазлеевой усилилась с приходом министра Ильсура Хадиуллина. Дело в том, что в момент трудоустройства у него забрали статус вице-премьера (у экс-министра Рафиса Бурганова он был — прим. ред.), потому все инициативы и решения министра сперва проходят через «фильтр» курирующего вице-премьера.
В отрасли с удовольствием отмечают, что Ильсур Хадиуллин, что называется, «от сохи»
Что касается самого Хадиуллина (3), то в отрасли с удовольствием отмечают, что этот министр, в отличие от двух предыдущих, что называется, «от сохи». В том смысле, что он имеет педагогическое образование и понимает, что такое школа. Да, Бурганов обладал куда бо́льшим аппаратным весом (хотя и не имел опыта в образовании), так что мог «порешать вопросы» на своем уровне. Два министра назад Энгель Фаттахов перестарался с насаждением татарского языка в школах, так что в итоге сослужил медвежью услугу всей республике и был отправлен обратно в район. Так что у Ильсура Гараевича права на ошибку почти что нет. Но Хадиуллин постепенно набирает вес — исполнительной работой по 16 часов в сутки. В заслуги министру можно отнести хорошие результаты ЕГЭ последних трех лет и возросшее количество побед татарстанских ребят на международных олимпиадах, проведенный международный форум министров образования и науки в июне, лестные высказывания федерального министра просвещения Сергея Кравцова о показателях образования Татарстана.
«За последние три-четыре года система образования республики значительно изменилась в положительную сторону. Стали оформляться федеральные гранты на строительство и капремонт школ, был вновь актуализирован грант „Наш новый учитель“ для молодых педагогов и многое другое, — отмечают спикеры. — [Президент РТ] Рустам Минниханов, видимо, доволен работой министра: много положительных решений в части строительства и капремонтов, повышение уровня оплаты труда учителей и введение грантов для их поддержки».
Хадиуллин смог собрать свою команду заместителей и руководителей министерства. Если экс-министру приходилось лавировать между разными мнениями внутри министерства, то сейчас команда минобрнауки РТ «смотрит в одном направлении», в работе ведомства появилась системность и предсказуемость. «Политика Ильсура Гараевича очень осторожная, поэтому ожиданий каких-то глобальных изменений в отрасли изначально не было. Это не хорошо и не плохо, это его стиль — без резких движений», — объясняют эксперты.
За работу с кадрами хвалят начальника управления образования исполкома Казани Ирека Ризванова (4): он сумел укомплектовать новые школы столицы РТ, что с учетом кадрового голода в сфере непросто. Как бывший директор школы, Ирек Асафович в курсе текучки педагогов и директоров и, по словам опрошенных спикеров, готов «подставить плечо».
За работу с кадрами хвалят начальника управления образования исполкома Казани Ирека Ризванова (4)
«Хорошо выполняет свою работу, старается интересные подходы реализовать. Да, как директор он был ярче, но сейчас на нем огромная административная нагрузка — все школы, садики Казани. Для творчества практически не остается ни места, ни времени. Это неизбежно», — делятся опрошенные спикеры.
Топ-5 рейтинга замыкает еще один управленец — руководитель Рособрнадзора по РТ Рамис Музипов (5). Все опрошенные нами эксперты отрасли считают, что он должен быть в списке влиятельных на высоких позициях. Именно департамент по надзору и контролю в сфере образования РТ отвечает за проведение ЕГЭ на территории республики, госаккредитацию и лицензирование образовательных организаций, подтверждение документов об образовании, ученых степенях и званиях.
«Он человек, который отвечает за проверки. И в случае с Музиповым это проверка с человеческим лицом. Рамис Гаптраисович нашел способ доносить до окружающих важность проверок демократичным языком, сохранять адекватный, порядочный, уважительный подход. С ним ведомство не тупо наказывает, а помогает исправить, объясняет, что должно быть иначе, по-человечески консультирует. Музипов задает настроение в отрасли, снимает напряженность», — делятся спикеры.
Среди руководителей госшкол выше всех в рейтинге оказался Ильдар Мухаметов (8), который руководит IТ-лицеем при КФУ
«При том количестве людей, что за него «топят», его нельзя игнорировать»: топ влиятельных директоров госшкол
Вполне естественно, что в рейтинге персон, оказывающих наибольшее влияние на школьное образование, будет немало директоров. Среди руководителей госшкол выше всех в рейтинге оказался Ильдар Мухаметов (8), который руководит IТ-лицеем при КФУ. В прошлом учебном году лицей занял почетное первое место по числу олимпиадников всеросса (123 человека стали победителями и призерами регионального этапа) и третье место по количеству высокобалльников по результатам ЕГЭ. Мухаметов в прошлом работал замминистра образования и науки РТ, а в лицей пришел с позиции руководителя центра лидерства в образовании КФУ. «Поступить сюда нереально, не вылететь еще тяжелее», — такие отзывы о лицее можно встретить на профильных школьных сайтах. Лицей отмечают за «однозначно сильное качество обучения» и высокие средние баллы, которые позволяют детям без проблем поступают в лучшие университеты страны.
В IT-лицее на углубленном уровне изучают математику, информатику, физику, химию, английский язык. Изначально туда брали только мальчиков, но после скандала в 2013 году лицей пересмотрел свою политику. Школьники живут в интернате неподалеку от деревни Универсиады, поскольку лицей является структурным подразделением КФУ для одаренных и высокомотивированных детей, школьники имеют возможность работать в лабораториях вуза, где они разрабатывают собственные проекты.
На 9-м месте расположился директор полилингвальной школы «Адымнар», депутат Госсовета РТ Айдар Шамсутдинов (9). Она специализируется на полилингвальном обучении — на татарском, русском и английском языках. С одной стороны, некоторые спикеры считают, что «идея себя не оправдала». Очарование новой школой, овеянной флером избранности (в связи с кураторством строительства первым президентом РТ Шаймиевым), столкнулось с реалиями: педагогов той же физики, химии, математики, одинаково прекрасно владеющих русским, татарским и английским языками, найти оказалось сложно.
На 9-м месте расположился директор полилингвальной школы «Адымнар», депутат Госсовета РТ Айдар Шамсутдинов
И все же сторонников «Адымнар» и его директора оказалось больше. Да, директор буквально захлебывается в рутине из-за огромного количества учеников (в двух зданиях «Адымнар» учатся почти 4 тыс. детей) и педагогов. Но, несмотря на текучку, Шамсутдинов ведет «много фундаментальной работы»: разрабатывает материалы, учебники, оказывает реальное влияние на процесс.
«То, что происходит с „Адымнар“ в части неконтролируемого роста, абсолютно нормальная история. И Шамсутдинов с задачей справляется. Вот если годика через три они продолжат „плыть“, тогда можно задуматься. А пока он в числе сильных и влиятельных директоров. Кроме того, Шаймиев до сих пор курирует проект, такую мощную поддержку нельзя игнорировать», — замечает другой спикер.
Всего на строчку ниже расположился директор казанской школы «СОлНЦе» Павел Шмаков (10). Спикеры отмечают необычный внешний вид директора школы и порой эксцентричный способ выражения своих мыслей. Мол, из-за этого в чиновничьих кругах его не воспринимают всерьез. Вспоминают, как в свое время он умело «хайповал» на теме преподавания татарского языка в школе, за что получил поддержку в лице татарской общественности.
На 10-м месте рейтинга расположился директор казанской школы «СОлНЦе» Павел Шмаков
Академические успехи «СОлНЦа» не на пике формы, но выпускники школы продолжают радовать стобалльными результатами по литературе и математике, а также числом победителей олимпиад (8-е место среди школ региона). Есть и еще одна составляющая влиятельности, не менее важная, — желание родителей привести детей в такую школу. И оно есть, поскольку «СОлНЦе» готовится открыть филиал в Альметьевске. А в Набережных Челнах родительское сообщество осаждает городскую администрацию с требованием поддержать появление олимпиадного центра в автограде.
«У Шмакова много защитников, и это именно его выпускники и последователи. Когда меня просят оценить его работу и ставят под сомнение методы, я отвечаю, что при таком количестве людей, которые за него „топят“, мы не можем игнорировать его влияние. Да, может быть, у него есть крайности, но, когда яркие выпускники его поддерживают, это о чем-то говорит», — резонно отмечает один из анонимных спикеров. Речь, например, о бывшей ученице Шмакова и помощнике президента Татарстана Олесе Балтусовой.
За академические заслуги учеников в рейтинге оказалась и директор лицея им. Лобачевского при КФУ Елена Скобельцына (11). Лицей — на втором месте рейтинга RAEX 2023 среди школ РТ по числу выпускников, поступивших в ведущие вузы России. Школьники углубленно изучают математику, физику, химию, поступление, разумеется, на конкурсной основе. В Татарстане лицей — на четвертом месте по количеству победителей олимпиад, он продолжает исправно штамповать высокобалльников. Располагается Лобачевка в центре Казани, в историческом здании — бывшей Мариинской женской гимназии, а известная традиция школы — проведение «Пушкинских балов».
За академические заслуги учеников в рейтинге оказалась и директор лицея им. Лобачевского при КФУ Елена Скобельцына (11)
Высокое второе место по числу олимпиадников занимает казанский лицей-интернат №2 во главе с Булатом Гиниятуллиным (13). Бывший татаро-турецкий лицей, а ныне лицей для мальчиков в свое время взлетел под руководством нынешнего главы казанского управления образования Ризванова. Некоторые спикеры полагают, что после его ухода школа потеряла в аппаратном весе, другие уверены в обратном: в его лице лицей обрел поддержку более высокого уровня.
«У них какой-то зашкаливающий процент результатов на олимпиадах на количество школьников! Причем в лицее стараются уделять внимание не только учебе, но и воспитательной работе, что похвально», — отмечают спикеры. Кстати, в лицее №2 работает учитель истории и обществознания, «Учитель года – 2022» в Татарстане, лауреат всероссийского конкурса «Учитель года России – 2022» Ильсур Зиганшин (22). Но нужно понимать, что в лицее обучаются лучшие из лучших — поступить туда могут ребята, которые уже проявляют выдающиеся способности в учебе, например, являются призерами республиканского этапа олимпиады.
В лицее №2 работает учитель истории и обществознания, «Учитель года – 2022» в Татарстане, лауреат всероссийского конкурса «Учитель года России – 2022» Ильсур Зиганшин (22)
Позиции директора школы №19 Андрея Талманова (14) традиционно усиливает поддержка мэра Казани. Также веса учебному заведению добавляет и предыдущий директор — Нияз Гафиятуллин, который возглавляет Международную школу Казани. Спикеры отмечают сильный педагогический состав школы. Неудивительно поэтому, что школа «один-девять» занимает четвертую позицию рейтинга RAEX 2023 среди школ РТ по числу выпускников, поступивших в ведущие вузы России, и имеет большое число высокобалльников по ЕГЭ. Сейчас в школе ведется строительство нового корпуса на 280 мест, так как основное здание работает с большой перегрузкой.
Директора гимназии №3 Александра Морозова (31) наши эксперты просили включить в рейтинг по множеству причин
Директора гимназии №3 Александра Морозова (31) наши эксперты просили включить в рейтинг по множеству причин. Он уже больше 30 лет возглавляет одну из самых старых школ Казани, и за это время коллектив буквально выкристаллизовывался, что создает целые династии выпускников. Родители ведут детей к своим учителям. Морозов воспитал сразу несколько участников нашего рейтинга — из третьей гимназии выпустились генеральный директор «Бала-Сити» Альбина Насырова (18) и тот же директор 19-й гимназии Талманов (14). И сейчас там учатся дети и внуки весьма влиятельных в республике людей, что добавляет веса и школе, и ее директору.
К плеяде школ для одаренных детей наши спикеры относят инженерный лицей при КАИ под руководством Динара Габидуллина (20). «Ребятам стараются давать практико-ориентированные дисциплины, а не только теорию, и это ценно! Но их незаслуженно как-то обходят стороной. Школа запустила спутник в космос, но на это не обращают внимания», — подмечает директор одной из казанских школ. С удовольствием исправляем эту несправедливость.
«Маленький городок, маленькая школа. Правда, есть неплохие результаты», — признают спикеры хорошую работу директора «Лицея Иннополис» Надежды Сулимовой (17). В прошлом году учебное заведение выдало на-гора 39 победителей и призеров всеросса, высоких результатов выпускники лицея добиваются на ЕГЭ по математике.
«Маленький городок, маленькая школа. Правда, есть неплохие результаты», — признают спикеры хорошую работу директора «Лицея Иннополис» Надежды Сулимовой (17)
Протеже столичного градоначальника Розалия Козловская (33) несколько лет назад встала у руля казанской «еврейской» школы №12. Надо сказать, что ее приход на место легендарной Ольги Трупп сперва непросто восприняли в школе. Но сегодня уже видны результаты ее труда и, бесспорно, управленческого таланта. Если раньше из школы дети чуть ли не десятками уходили в более сильные учебные заведения, то сегодня этот отток прекратился. Например, именно при Козловской в «еврейскую» школу перешли сразу 6 педагогов из Лобачевки.
«До 2020-го мы видели большой отток учеников в профильные школы. Я понимала, что мы не конкурент профильным математическим школам на данный момент, но сейчас дети не уходят. К нам перешли учителя с громкими фамилиями. Например, Кирсанова Елена Владимировна, учитель английского языка», — рассказывает нашему изданию сама Козловская. За прошлый год в школе «вырос» 1 победитель и 7 призеров республиканского этапа ВСОШ.
Директор АНОО «Международная школа Казани» и депутат Госсовета РТ Нияз Гафиятуллин занял 6-ю строчку нашего рейтинга
«Считаю, ей нужно ставить памятник!»: топ директоров коммерческих школ
В рейтинге влиятельности над школьными умами все выше поднимаются руководители частных и коммерческих школ Татарстана. Впереди всех — директор АНОО «Международная школа Казани» и депутат Госсовета РТ Нияз Гафиятуллин (6). Его влияние во многом складывается за счет родителей учеников школы, отмечают некоторые наши спикеры. Хотя нужно признать, что «международка» заметно усилилась в последние годы и по академическим показателям (олимпиады, высокобалльники).
«Есть и еще одна сторона влияния — трендовость. Там и проектная деятельность, и внеклассные занятия. В эту школу водят с экскурсиями педагогов и директоров, Гафиятуллин с удовольствием рассказывает, что и как работает в школе. За „международкой“ тянутся другие школы», — отмечают спикеры.
На втором месте в частном звене — генеральный директор «Бала-Сити», депутат Госсовета РТ Насырова (18). «Насырова делает нестандартные образовательные проекты на уровне республики, которые в принципе включаются в конкуренцию со стандартным образовательным процессом. У них кембриджский диплом, кроме того, она продолжает расширяться, открывать новые направления. Ну и депутатский мандат добавляет веса», — рассказывают наши источники.
На втором месте в частном звене — генеральный директор «Бала-Сити», депутат Госсовета РТ Альбина Насырова (18)
«Одна из лучших частных школ в Поволжье», «Первая из частных школ точно!» — так отзываются спикеры о директоре школы «Елена-Сервис» Наталье Ахатовой (19). Несмотря на то что школа платная, она сильна своим гуманитарным образованием: выпускники традиционно получают высокие баллы по ЕГЭ по русскому языку.
«Я считаю, ей нужно ставить памятник! Я не знаю, как она это делает. Будучи частной школой, „Елена-Сервис“ на протяжении многих лет входит в топовые академические рейтинги, и в этом году она тоже в него вошла. Она находится рядом со школами, которые отбирают детей, то есть на старте работают с мотивированными детьми. А „Елена-Сервис“ — частная школа и дает такой же результат. Можно ставить под сомнение то, как она это делает, но она делает. Я ей восхищаюсь», — признается один из директоров общеобразовательных школ Казани.
Выше всех среди влиятельных на школьные умы лиц в районах республики наши эксперты поставили начальника управления образования Бугульмы, замруководителя РИК Валентину Кульбеду (7)
«Это копия Ризванова, и задач у него не меньше»: кого и за что хвалят в районах?
Выше всех среди влиятельных на школьные умы лиц в районах республики наши эксперты поставили начальника управления образования Бугульмы, замруководителя РИК Валентину Кульбеду (7). В достижения вменяют хорошие результаты по ЕГЭ: бугульминская СОШ №16 показала одни из самых высоких в РТ результатов ЕГЭ по русскому языку (средний балл — 86,96!), а лицей №2 продемонстрировал отличные результаты по математике, плюс подарил республике плеяду стобалльников по различным предметам, от русского языка до географии. «У Кульбеды еще и невероятное личное влияние и уважение со стороны коллег. Она буквально держит образование в Бугульме в своей руке. Это очень жесткая рука, но эффективная», — делится один из наших спикеров.
В закамской зоне спикеры отметили начальника управления образования Челнов Рустема Хузина (12), наградив его определением «копия Ризванова в Челнах». «Но перед ним стоят еще бо́льшие задачи, потому что у Челнов соприкосновение по территории со скандальным Тукаевским районом, где идет большая застройка, школы нужны. Но Хузин — крепкий середняк, пока справляется», — отмечают спикеры.
Отдельно в Челнах отмечают директора гимназии №26 Андрея Сальникова (25) — гимназия регулярно в рейтингах ведущих школ республики по среднему баллу ЕГЭ по русскому и математике. Но вместе с директором отмечают и сильного учителя математики Любовь Баеву. «Баева — гениальный человек! И считаю, что она значимее директора, если мы говорим именно о результатах, поскольку олимпиадники, которыми гордится школа, — это ее заслуга. Хотя понимаю, что без поддержки директора этого бы не было», — говорит наш собеседник.
Также спикеры отметили директора чистопольского лицея №1 Елену Шумайлову (23): по итогам 2023 года сразу два выпускника лицея показали 200-балльный результат.
Особая роль — у челнинского педуниверситета и его ректора Альфинур Галиакберовой (29). Спикеры отмечают, что КФУ в лице директора Института психологии и образования Айдара Калимуллина (28) НПГУ важен как «кузница кадров».
«В КФУ, конечно, педагогов просто штампуют, но это большой вуз с большим числом выпускников. А НПГУ — единственный классический педуниверситет в республике, там хороший конкурс, хороший отбор. В условиях жуткого кадрового голода руководители всех подобных учреждений приобретают очень большое влияние на сферу образования в целом», — объясняют спикеры.
С развитием «Движения первых» Тимур Сулейманов «неизбежно будет тесно переплетен с системой образования», и игнорировать это нельзя уже сейчас
Растущее влияние Тимура Сулейманова и топовые репетиторы
Вокруг персоны помощника президента РТ, руководителя республиканского отделения российского движения детей и молодежи «Движение первых» Тимура Сулейманова (15) разгорелись жаркие споры. Одни эксперты считают, что «Движение» только набирает обороты, следовательно, оценивать заслуги Тимура Джавдетовича слишком рано. Другие обращают внимание, что с развитием «Движения первых» Сулейманов «неизбежно будет тесно переплетен с системой образования» и игнорировать это нельзя уже сейчас.
«„Движение первых» — 100 процентов игровая история. Везде, где включаются игровые технологии, — включаются и дети: им важно набирать какие-то звездочки, статусы. Если это будет построено грамотно, по правилам игрофикации, то, конечно, это сработает, за этим движением будет будущее», — объясняют спикеры.
Собеседники отмечают влияние и подведомственного минобрнауки РТ республиканского олимпиадного центра. Его несколько лет возглавляет Гульнара Исламова (27). Центр занимается организацией олимпиад и тренировкой учеников, в основном к республиканским соревнованиям, но иногда готовят и к всероссийским.
«Центр закрывает собой все олимпиадное движение в республике по проведению олимпиад, выявлению талантливых детей и их подготовке. У них есть своя хорошая база, загородный клуб, могут принимать 600–800 человек одновременно. Исламова — это такая рабочая пчелка. До нее результаты были неплохие, но в центре была не вполне здоровая ситуация в плане отбора обучающихся. Сейчас такого меньше, и во многом это заслуга Исламовой. Она вкладывает душу в работу, открыта к общению. В целом олимпиады с ней стали более человечными», — откровенничает один из наших спикеров из системы образования.
Говоря о подготовке к олимпиадам и ЕГЭ, нельзя не упомянуть о «побочных» ветках образовательного процесса, которые порой играют бо́льшую роль, чем школьные педагоги и директора. Речь об онлайн-школах и репетиторах. Именно поэтому в наш рейтинг попал основатель и генеральный директор онлайн-школы «Умскул» Дмитрий Данилов (35), а также топовые (по оценкам экспертов «БИЗНЕС Online») репетиторы: профессор, доктор филологических наук Татьяна Прохорова, которая готовит к ЕГЭ и олимпиадам по русскому и литературе, и Никита Балакирев, который натаскивает школяров со всей России по математике, информатике и физике.
«Есть целый сегмент так называемых профессиональных репетиторов. Это, как правило, люди с высшим образованием и опытом работы в вузах или школах. Они поняли, что работать на себя и развивать свой навык в сфере репетиторства значительно эффективнее в плане экономики и отдыха. Такой пласт появился в последние 2–3 года, — рассказывает репетитор по обществознанию, доцент ИСФН КФУ Ольга Волчкова. — Они все ушли из госструктур, понимая, что по времени не в состоянии тянуть и то и другое, поэтому выбрали работу на себя».
И хотя опрошенные «БИЗНЕС Online» директора школ все как один против явления репетиторства среди учителей своих школ, факт остается фактом: если ребенку по каким-то причинам «заказана» дорога в топовые школы, «штампующие» стобалльников и олимпиадников, то хороший репетитор даст ему и знания, и пропуск в хороший вуз.
Что касается допобразования, то из всей плеяды возможных вариантов наши спикеры отметили детскую архитектурную школу (ДАШКА) при КГАСУ и ее директора Марию Латыпову (36). «Я не знаю, кто там влияет, лично ректор Рашит Низамов или Латыпова, но то, что ДАШКА — это интересно, ново и перспективно, — факт!» — рассказывает один из спикеров. Проект настолько интересный, что в ДАШКА возят детей не только со всей Казани, но даже из Иннополиса. «Насколько знаю, несколько влиятельных людей отдали туда своих дочек. Так что авторитет школа уже набирает», — продолжает другой.
От допобразования к альтернативе. Ее лицом, по версии «БИЗНЕС Online», является основатель семейной альтернативной школы «ТриНити», инициатор создания в республике ассоциации семейного образования Лейсан Газизова (40). Экспертам было сложно оценить влияние течения «семейников» на школьное образование в регионе, однако они соглашаются, что родители, взявшие на себя обучение своих детей, идут против системы.
«Есть негативное отношение к „семейникам“, в том числе со стороны министра (Хадиуллина — прим. ред.). Но тоже не просто так: есть результаты ЕГЭ, есть вопросы со стороны проверяющих структур», — объясняют спикеры. Между тем мамы, которые выбрали семейную форму обучения, отмечают, что дети быстрее проходят образовательные курсы, у них остается больше времени на хобби. По задумке Газизовой, ассоциация семейного образования должна сделать эту форму обучения более прозрачной и понятной для властей региона, помочь выстроить диалог.
«Думаю, чиновникам тоже важно знать, что мы не просто занимаемся по разным семейным клубам, а что мы всегда на связи, открыты, проводим те же воспитательные работы с нашими детьми, что и школа, развиваем эмпатию, патриотизм», — рассказывала Газизова «БИЗНЕС Online».
***
Наш рейтинг отражает оценки и мнения опрошенных нами спикеров в сфере школьного образования Татарстана, управленческого сектора, но он не истина в последней инстанции. Если вам есть за что похвалить педагога, директора, который помог вам или вашему ребенку, предлагаем поздравить его с Днем учителя в комментариях.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 88
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.