РљРђРњРђР—1.jpg
ОАО «КАМАЗ» готовится к кризису: оптимизирует расходы и сокращает персонал

«БЕЛЫХ ВОРОТНИЧКОВ СТАНЕТ МЕНЬШЕ НА ТРЕТЬ»

О том, что автогигант готовится к сокращениям перед кризисом и вступлением России в ВТО заговорили несколько недель назад. Сегодня стали известны более-менее конкретные контуры планируемого сокращения персонала в ОАО «КАМАЗ». Так, челнинская «Полезная газета» опубликовала проект приказа-постановления «Об оптимизации численности персонала в группе организаций ОАО «КАМАЗ». Как сказано в подготовленном документе, изменения связаны с совершенствованием системы управления и исполнением программы стратегического развития ОАО «КАМАЗ» до 2020 года. Для эффективного управления трудовыми ресурсами предлагается установить нормативную численность персонала. Оптимизировать будут РСиС (руководителей, специалистов и служащих) на 30 %, а численность вспомогательных рабочих сократится на 5%. Мастеров основного и вспомогательного производства при оптимизации учитывать не будут. Срок исполнения – 15 июня.

Тем же РСиС и вспомогательным рабочим снизят и зарплату (на 30% и 5% соответственно). Снижение зарплаты планируется и на дочерних и зависимых организациях КАМАЗа.

«ВЫ НАС КРИТИКОВАЛИ, НАШЕ РУКОВОДСТВО ТОЖЕ НЕ СИДЕЛО СЛОЖА РУКИ»

Олег Афанасьев - директор департамента по связям с общественностью ОАО «КАМАЗ», признал подлинность документа, но отметил, что это «не приказ, а проект приказа». Пока он не подписан и находится на согласовании. С документом должны ознакомиться юридические, финансовые службы компании, управления персоналом, профсоюзы.

Поэтому и указанные в проекте приказа цифры, по его словам, могут кардинально измениться. Причем, скорее всего, в меньшую сторону («в большую вряд ли»). Связано это с тем, что совет директоров компании утвердил программу по повышению эффективности деятельности бизнеса, в соответствии с которой за два года 2012 - 2013 КАМАЗ должен сократить расходы на 16,5 млрд. рублей. В рамках этой программы и планируется сокращение управленческих расходов, поэтому и появился проект приказа. Связано ли это со вступлением России в ВТО и возможной потерей доли рынка автогиганта в результате импорта?

- Это решение было принято еще в прошлом году. Когда в прошлом году СМИ, вы, «БИЗНЕС Online», критиковали нас за то, что у нас растут управленческие расходы, наше руководство не сидело сложа руки. Оно точно так же видело наши проблемы. Благодаря тому, что эти проблемы осознали, и было принято решение, что нужно повысить эффективность деятельности компании, значительно сократить расходы. Программа после этого долго разрабатывалась, ее невозможно придумать за один день. Благодаря программе, которая практически уже действует, мы уже получили существенную прибыль по итогам квартала, - заявил Афанасьев корреспонденту «БИЗНЕС Online».

На вопрос, может ли сокращение персонала на КАМАЗе вызвать в Набережных Челнах, являющихся моногородом, социальный взрыв, Афанасьев заметил:

- Простой арифметический подсчет. Приказ касается управленцев. Управленцев на КАМАЗе - 20 процентов. От этих 20 сократят – возьмем по максимуму – 30 процентов. То есть, 6,5 - 7 процентов от общего числа работающих. Людей же у станков, на конвейере мы сокращать вообще не планируем! У нас нехватка рабочих рук! И прием рабочих у нас открыт!

Отметим, что согласно последнего отчета ОАО «КАМАЗ» за первый квартал 2012 года, в компании работает 42 847 человек. Несложно подсчитать, что речь идет примерно о трех тысячах человек, которые, по всей видимости, потеряют работу.

СТРУКТУРУ УПРАВЛЕНИЯ «СОЖМУТ» СО 160 ДО 28 ЮРЛИЦ

Топ-менеджмент КАМАЗа, собственно, не скрывает планируемых сокращений. О планах по снижению численности персонала заявил и сам гендиректор ОАО «КАМАЗ» Сергей Когогин в опубликованном сегодня интервью корпоративной газете «Вести КАМАЗа», отметив, что компания не объявляет административного сокращения персонала, а идет «по пути реорганизации через улучшение процессов». «Сократить расходы, оптимизировать их на 16 миллиардов 485 миллионов рублей – таково плановое задание на 2012 - 2013 годы. Много? Да. Достижимо? Тоже – да. Сжатие управленческого аппарата, уход от непрофильных функций, упрощение структуры управления и сокращение количества юридических лиц со 160 (столько сейчас входит в группу «КАМАЗ», и персонал в некоторых из них порой затрудняется с ответом на вопрос – чем же они занимаются) до 28 – это необходимые меры. Других способов повысить фондоотдачу не существует», - объяснил глава компании.

Пресстур-на-КАМАЗ-2010-183.jpg
Сергей Когогин: «Мы будем готовы к кризису не так, как в конце 2008 года: тогда была просто катастрофа, 7 тысяч машин на складе, полное падение продаж!»

По его словам, будет тщательно проанализирована работа всех подразделений, проведён хронометраж. Выявлено, «кто загружен на 100 %, а кто, может быть, на 20, какова отдача каждого». Будет проводиться объединение функций.

«В ВОЗДУХЕ ПАХНЕТ ГРОЗОЙ»

Глава автогиганта в интервью пожаловался на то, что «уже в который раз в наш адрес звучат упрёки – якобы мы

kamaz_prikaz-1-small.jpg

снова делаем «что-то не то», а между тем, по его словам, КАМАЗ - едва ли не единственная в стране компания, которая много лет шаг за шагом проводит осознанную политику. Когогин считает, что разработанная и одобренная советом директоров компании «Программа повышения эффективности бизнеса», которая охватывает все аспекты нашей деятельности и обозначенные в нём критерии и цифры «не являются чем-то из ряда вон выходящим: всё происходит в рамках принятой ранее Стратегии развития компании до 2020 года».

Когогин также заявил, что «в период кризисных явлений не принято думать об инвестициях – как бы сохранить то, что есть»: «Опыт КАМАЗа показывает: в такие годы наша отрасль страдает первой и наиболее серьёзно. Поэтому мы решили сейчас чуть притормозить. Нам нужно успеть раньше. Если в ближайшие месяцы на рынке что-то произойдёт, мы будем готовы к кризису не так, как в конце 2008 года: тогда была просто катастрофа, 7 тысяч машин на складе, полное падение продаж!»

По словам главы компании, у него есть свои реперные точки, чтобы отслеживать ситуацию на рынке. С его точки зрения, «в воздухе пахнет грозой», хотя на рынке и сохраняется стабильная ситуация на протяжении 7 - 8 месяцев. Когогин обратил внимание на долговые проблемы, накопившиеся в Европе, США, «простого решения которых не существует»: «Если займы уже превышают размеры ВВП, нарыв должен быть прорван. Пока много разговоров, но действенного рецепта или программы, что позволила бы выйти из этих кризисных явлений, никто не предложил.

kamaz_prikaz_2_small.jpg
kamaz_prikaz_3_small.jpg