«Практика, когда мы детское пространство формируем, будто играя сами в детей, мне кажется, играет с детьми злую шутку», — рассуждали сегодня эксперты на панельной дискуссии осенних «Диалогов». Первый день архитектурно-градостроительной конференции посвятили пространству в современной школе. Но вначале выслушали мечты (или пожелания) от самих школьников. О том, почему школьное пространство не должно быть выставкой «визуальных развлечений» и как быть с равенством для всех, — в материале «БИЗНЕС Online».
Осеннюю сессию архитектурно-градостроительного форума «Диалоги», уже ставшего визитной карточкой Казани, посвятили образовательным объектам и культовым сооружениям
«К сожалению, есть такая вещь, как СанПиН»
Осеннюю сессию архитектурно-градостроительного форума «Диалоги», уже ставшего визитной карточкой Казани, посвятили образовательным объектам и культовым сооружениям. В первый день в Национальной библиотеке РТ обсуждали, например, ошибки при проектировании школ, то, как должен выглядеть современный храм знаний, и даже использование цветов при стройке.
На радость руководителю татарстанского отделения «Движения первых» Тимуру Сулейманову открывали форум «новые пионеры», придумавшие проект «Идеальная школа» с помощью популярной компьютерной игры Minecraft. Получилось довольно необычно. В идеальной школе, по мнению казанских школьников, здание выполнено в форме черепахи (ассоциируется с «мудростью, знаниями и защитой»), в кабинетах — панорамное остекление, одноместные парты с USB-портами и розетками, а также климат-контроль. Есть в этой школе и отдельная комната отдыха с пуфиками, подушками и пледами, а также детский центр инициатив и большая столовая с выходом на террасу.
Взрослым участникам форума, пожалуй, оставалось только вспомнить свои юные годы и позавидовать нынешней молодежи. Как известно, мечтать не вредно. Вспоминалась и недавняя встреча президента РФ Владимира Путина со студентами, где последние спрашивали про ремонт колледжей и общежитий. «Давайте Ломоносова вспомним, он вообще пешком шел [учиться], так говорят. Ни на метро не ездил, ни на самолете не летел к знаниям, — напомнил глава государства. — Это не значит, что все должны в сараях жить, но постепенно будем это все делать».
Помечтав, перешли ко «взрослой» части пленарки. Каждый год в Казани открывается четыре новых школы. Каждая из них уникальна, в том числе по дизайнерским и архитектурным решениям, отметил начальник управления образования исполкома Казани Ирек Ризванов. Но есть и ограничения. «К сожалению, есть такая вещь, как СанПиН и СНИПы (строительные нормы и правила — прим. ред.), которые очень сильно ограничивают наших коллег. Но даже при этих рамках они стараются создавать что-то интересное, уникальное, неповторимое», — подчеркнул спикер.
«Особенно казанцы у нас в хорошем смысле избалованы эстетикой, поэтому удивить наших школьников, нашу молодую поросль очень сложно какими-то интересными решениями»
Тут, пожалуй, стоит заметить, что есть не только «творческие» ограничения для школ, но и бюджетные. Особенно если учесть сегодняшнюю непростую ситуацию. Так что в любом случае особо не «разгуляться». Поэтому образовательные учреждения проще строить по типовым, уже опробованным проектам. Но надо признать, что условия в современных казанских школах «фантастические». Позже в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» начальник управления образования Казани отметил, что и в типовые проекты можно привнести уникальные и интересные решения. «Четыре школы — школа №184, гимназия №107, лицей №186 и лицей №182 — все разные [проекты]. Вроде они снаружи практически одинаковые, но только одна из них рассчитана на 1 224 места, а остальные — на 1 501 человека. [Это] Стандартные школы, которые мы привыкли видеть в новостройках, однако внутри совершенно разные подходы использованы, пространства и интересные решения», — поделился он.
образовательные учреждения проще строить по типовым, уже опробованным проектам. Но надо признать, что условия в современных казанских школах «фантастические»
При строительстве школ в первую очередь надо обращать внимание на физическую и психологическую безопасность детей, продолжил докладчик. Кроме того, образовательные учреждения должны быть «меняющимися», потому что самые необычные пространства со временем становятся обычными.
«Очень важно сказать, что школа должна быть интересной. Особенно казанцы у нас в хорошем смысле избалованы эстетикой, поэтому удивить наших школьников, нашу молодую поросль очень сложно какими-то интересными решениями», — признался Ризванов.
«Каким мы хотим видеть 18-летнего выпускника школы?» — задавался вопросом Сулейманов. Он рассуждал скорее не про облик школы, а про учащихся. Выпускник же должен быть здоровым, счастливым, ответственным, рассуждающим и рассудительным, уважительно относящимся к старшим и несущим ответственность за младших и слабых
«Все мы хотим фантазировать, но живем в реальном мире»
«Каким мы хотим видеть 18-летнего выпускника школы?» — задавался вопросом Сулейманов. Он рассуждал скорее не про облик школы, а про учащихся. Выпускник же должен быть здоровым, счастливым, ответственным, рассуждающим и рассудительным, уважительно относящимся к старшим и несущим ответственность за младших и слабых. На деле же большинство детей к 11-му классу скорее ухудшают свое здоровье, около 30% учеников младших классов имеют избыточный вес, подчеркнул спикер. И отметил в том числе плохую культуру питания. В течение последних 10 лет среднегодовой темп прироста распространения ожирения составлял у детей почти 9% в год, у подростков — 7,6% в год, рассказывали ранее в правительстве.
Марсель Искандеров: «Не нужны излишние траектории движения, излишние площади. Все мы хотим фантазировать, но живем в реальном мире — все нужно построить, помыть, отопить и содержать в хорошем качестве»
Среда школы, отметил он, не должна развлекать, а пространство должно быть удобным для педагога и учеников, взял слово следом Марсель Искандеров — архитектор и доцент Института дизайна и пространственных искусств КФУ. «Это простая, банальная вещь, но она основная. Не нужны излишние траектории движения, излишние площади. Все мы хотим фантазировать, но живем в реальном мире — все нужно построить, помыть, отопить и содержать в хорошем качестве, — спускал Искандеров с небес на землю. — То есть поиск здравого, взвешенного подхода к школьному пространству не следует вычеркивать из системы наших приоритетов».
Второй пункт — цветовая гамма, отметил эксперт. Наличие каких бы то ни было контрастов, как говорят психологи, утомляет детей. А все эффектные решения со временем перестают приносить положительные эмоции. Поэтому, считает архитектор, школьное пространство не должно быть выставкой «визуальных развлечений». «Практика, когда мы детское пространство формируем, будто играя сами в детей, играет с детьми злую шутку, — отметил он. — Школьное пространство должно быть комфортным и неконфликтным для постепенного, интересного и воодушевляющего вхождения ребенка во взрослую жизнь».
Наличие каких бы то ни было контрастов, как говорят психологи, утомляет детей. А все эффектные решения со временем перестают приносить положительные эмоции. Поэтому, считает архитектор, школьное пространство не должно быть выставкой «визуальных развлечений»
Может быть, куда важнее не то, какой линолеум в кабинете, сколько бассейнов, а то, кто стоит у доски, спросил «БИЗНЕС Online» у Сулейманова после окончания сессии. «Истина всегда посередине, — ответил руководитель татарстанского „Движения первых“. — Определяющую роль всегда играет педагог, а также коммуникация с учениками. Сегодняшняя школа должна отвечать на вопрос о том, каков образ будущего у человека. 11 лет — самый важный период. Форма во многом способствует тому, чтобы более точно образ будущего сформировать, но определяющая роль за человеком».
Никита Явейн: «Это ужасно, что у нас нельзя вечером спортом заниматься в школе, в актовом зале нельзя проводить «самодеятельность» и прочее. С этим надо как-то бороться»
«Ужасно, что у нас нельзя вечером спортом заниматься в школе»
В школах и вузах можно давать больше возможностей для выстраивания горизонтальных связей и более неформального общения за счет зон отдыха и кофе-брейка, подхватил руководитель и основатель архитектурного бюро «Студия 44» из Санкт-Петербурга Никита Явейн. «Я считаю что школы и вузы должны быть разными. Чем они станут более разными, тем будет интереснее и правильней. И пространства должны быть разными», — подчеркнул спикер.
Главная беда сегодняшних школ в том, что пространства готовят только под одну функцию, также отметил он. «Условно, актовый зал заперт на ключ, 6 раз в году работает. Но он должен быть многофункциональным. Одновременно рекреацией, местом обучения, работать как спортзал, в углах библиотека, коворкинг и так далее. И так все», — пояснил Явейн, добавив, что при таком подходе нельзя забывать об ориентации в пространстве. «По-хорошему она (школа — прим. ред.) должна становиться и центром районов. Это ужасно, что у нас нельзя вечером спортом заниматься в школе, в актовом зале нельзя проводить „самодеятельность“ и прочее. С этим надо как-то бороться», — сказал Явейн.
Тут директор АНОО «Школа 800» Нижнего Новгорода и главный советник по образованию губернатора Нижегородской области Марк Сартан предложил также подумать о том, какой должна быть школа уже через 20–30 лет: «Школа, которая выходит за пределы своих стен, <…> наверное, это такая футуристическая, перспективная и очень сложная задача для нас, как разработчиков образовательной концепции, так и для архитекторов, которые эти концепции будут воплощать».
Марк Сартан предложил также подумать о том, какой должна быть школа уже через 20–30 лет
«Я сделал лучшую школу не для того, чтобы ее повторили»
Школа — это очень интересный объект для архитектора, взял слово основатель и главный архитектор московского бюро ATRIUM Антон Надточий. Почему так? В отличие от других объектов, здесь примерно равное отношение «массы» (заполненного пространства) и пустоты. А, например, в жилых домах не разгуляешься. Для Казани бюро в 2019 году спроектировало одну из частных школ.
«Школа должна правильно проектироваться начиная от ее расположения в районе, инфраструктуре города», — отметил спикер. Школа должна не просто обучать, но и вдохновлять, расписывал участник сессии и показывал на слайдах типовые старые здания школ. Прежде они по большому счету не отличались от административных зданий заводов, было «конвейерное» строительство, но сегодня другие задачи, поскольку поменялась «образовательная парадигма».
«Школа должна не просто обучать, но и вдохновлять»
Какими качествами должны обладать современные школы:
- Очень разнообразная среда — как по функционалу, так и по самим помещениям.
- Мобильность и многофункциональность. «Если раньше были кухни и гостиные, то сейчас кухни-столовые, и в школе то же самое. Многие функции могут быть перенесены в рекреации», — привел пример спикер.
- Связанность и открытость. Попадая в здание школы, ребенок должен ощутить себя в большом коллективе, в пространстве без «темных и тупиковых зон».
- Доступная среда.
- Школа «в идеале» должна быть символом района или города, учитывать местную «идентичность».
Явейн назвал типовые школы «худшим» решением. Кроме того, по его мнению, одинаковых школ не может быть в Казани, Санкт-Петербурге и любом другом городе, ведь нужно транслировать в том числе и региональную специфику. Искандеров заметил, что не все дети одинаково талантливы, и выступил за создание лучшего проекта типовой школы. «Мы сделали с коллегами школу, которая может претендовать на одну из лучших в стране по пространственной организации, — вступил против Сартан. — Но я сделал ее не для того, чтобы ее повторили. Мы сделали ее для того, чтобы все посмотрели и сказали: „А я сделаю лучше“».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 52
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.