Азат Абзалов отметил, что «Аксенов-фест» — это литературно-музыкальный фестиваль, успешная программа, которая уже в 16-й раз собирает «неравнодушных людей, которые ценят литературу, поэзию, музыку»

«Как починить человека?»

Ежегодный «Аксенов-фест» в Казани становится своего рода островком стабильности на фоне бушующего моря глобальных событий, свидетелями которых мы становимся. Вот и сегодня мероприятие традиционно стартовало с пресс-конференции участников форума в доме-музее Василия Аксенова, а провела эту встречу все так же привычно многолетний куратор фестиваля и главный редактор литературно-художественного журнала «Октябрь» Ирина Барметова.

Уже за полчаса до старта «Аксенов-феста-2023» в небольшом зале дома-музея начала собираться публика. И публика эта, наверное, мало чем отличалась от людей, собиравшихся здесь и год, и два назад. 

«Аксенов-фест» становится своего рода островком стабильности на фоне бушующего моря глобальных событий

Пожилые дамы, осторожно выбиравшие себе место и пристально вглядывавшиеся в лица соседей, были в большинстве. У одного из гостей, кстати, наш корреспондент заметил журнал, раскрытый на очень интересной статье под названием «Как починить человека?». Было, впрочем, и несколько групп молодых людей, хотя в общем чувствовалось, что площадка фестиваля давно стала привычным «междусобойчиком» для своих. Но, хорошо это или плохо, судить зрителям фестиваля…

Вскоре началась и сама встреча. Барметова представила собравшимся любителям литературы и джаза начальника управления культуры Казани Азата Абзалова, главного редактора «Литературной газеты» Максима Замшева, а также любимого казанцами, да и не только ими известного писателя Дениса Осокина, который, как ни странно, на встрече не проронил ни звука.

Свои журналы сидящим в «президиуме» раздала главный редактор журнала «Казань» Альбина Абсалямова, их с благодарностью приняли писатели Екатерина Барбаняга, Павел Басинский и Дмитрий Воденников, известный драматург Дмитрий Данилов, а также другие поэты и писатели.

«В этом году мы снова собираемся не для того, чтобы говорить только о творчестве Аксенова, но и чтобы обсуждать современную литературу. И когда мы приглашаем на этот фестиваль, то стараемся собрать лучших, интересных. Тех, кто в этом году отметился не только книгами, но и своими выступлениями», — начала свою речь Барметова, отметив, что главными в этом году будут не только выступления, но и диалог между участниками фестиваля и зрителями.

За полчаса до старта фестиваля в небольшом зале дома-музея начала собираться публика. И публика эта, наверное, мало чем отличалась от людей, собиравшихся здесь и год, и два назад

Затем она передала слово главе управления культуры Казани, который назвал всех присутствовавших «неравнодушными людьми, которые ценят литературу, поэзию, музыку». Абзалов еще раз отметил, что «Аксенов-фест» — это литературно-музыкальный фестиваль, успешная программа, которая уже в 16-й раз собирает людей не только из нашей страны, но и из-за рубежа.

«В этом году количество площадок у нас прибавилось. Мы добавили публичную библиотеку „Сандугач“», — отметил Абзалов, подчеркнув, что, если посетить эту библиотеку, можно будет проникнуться духом татарской литературы. Он же отметил, что в этом году премия фестиваля «Звездный билет» будет вручена в трех номинациях: литература, проза и музыка.

Глава управления культуры также отметил, что в программе фестиваля предусмотрена дискуссия о блогинге и сторителлинге. Еще одним знаковым событием фестиваля Абзалов назвал спектакль «Сережа очень тупой» в театре «Сдвиг» по пьесе едва ли не самого известного современного российского драматурга Данилова, также приехавшего в Казань.

Ирина Барметова: «Никакого сценария нет, все будет сделано на импровизации. Любой писатель, любой поэт может сказать: «Не надо вашей импровизации, я буду читать отдельно». Мы никаких сценариев не делаем. У нас действительно фестиваль выступлений — это импровизация»

Слоган этого года: «Литература как джаз»

Пришло время вопросов, и первым из них стал вопрос о настроении фестиваля этого года.

Отвечая на него, Барметова отметила, что слоган «Аксенов-феста-2023» звучит так — «Литература как джаз», поэтому фестиваль начнется с джем-сейшена. «Никакого сценария нет, все будет сделано на импровизации. Любой писатель, любой поэт может сказать: „Не надо вашей импровизации, я буду читать отдельно“. Мы никаких сценариев не делаем. У нас действительно фестиваль выступлений — это импровизация», — отметила куратор мероприятия.

Отвечать на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» — будет ли «Аксенов-фест» как-то отвечать на вызовы времени, обрушившиеся на страну в последнее время, — ведущая доверила все тому же Абзалову. И он, похвалив журналиста за вопрос, отметил, что на фестивале обсуждается творчество и искусство.

«Но обсуждаются также и острые темы, которые присущи нашему обществу», — подчеркнул чиновник. Кроме того, он напомнил, что и в творчестве самого Василия Аксенова было немало интересных высказываний. «Когда он говорил о будущем человечества. И это очень важно, что творчество, и литература в данном случае, и музыка, — это мосты, которые объединяют людей. И я более чем уверен, что это прекрасная площадка для объединения, для того чтобы мы могли поговорить об общечеловеческих ценностях», — заметил Абзалов.

Ведущая пресс-конференции в свою очередь напомнила, что прошлогодний фестиваль был посвящен обманутому поколению. 

У присутствовавших было что спросить, а у участников фестиваля — что ответить, чем и определялся взаимный интерес друг к другу. И, возможно, это обеспечивает долгожительство самого фестиваля

WhatsApp* убьет роман и повесть?

Следующий вопрос задали о возможной «смерти» больших произведений — романа, повести — и переходе к более коротким жанрам. Действительно, сообщения в WhatsApp* к этому располагают…

По словам драматурга Данилова, пока ничто не предвещает смерти романа. «По-моему, не нужно связывать то, что люди сейчас действительно погружены в такое сетевое общение… но это не значит, что люди не любят в минуты досуга, когда у них есть время, читать что-то большое», — заметил автор «Человека из Подольска». Его мысль продолжил коллега по цеху Воденников. «Текст создается воздухом. Это только кажется, что он создается из слов. Слова тоже важны, но очень важна пауза, очень важна история именно воздушная», — отметил он. Воденников также заметил, что очень важны даже не сами слова, но то, кто их говорит — Лев Толстой или какой-то Вася Тютькин…

Высказалась и писательница Барбаняга. «Люди, которые любят длинные тексты, так и будут любить длинные тексты», — уверена она.

А тот же Воденников обратил внимание, что в общении между людьми появился новый жанр — не написанные, а наговоренные сообщения. «Голосовые письма — это какой-то абсолютно новый жанр. Куда нас это приведет, я не знаю. Но было бы интересно проследить», — заметил он.

Следующий вопрос от собравшихся в зале был связан с нейросетями. Способны ли они убить творчество? И Воденников тут же ответил, что не верит в это. Причина, по его мнению, в том, что нейросети берут информацию из уже сказанного и хранящегося в сети. То есть какой-то живой первоисточник даже в продукте нейросетей все-таки есть. А кроме того, опять-таки очень важна персонификация. То есть важно то, кто именно и кому направляет конкретное сообщение. И эта персонификация, скорее всего, делает «неживой» текст «живым»…

Судя по происходившему в зале, у присутствовавших было что спросить, а у участников фестиваля — что ответить, чем и определялся взаимный интерес друг к другу. И, возможно, это обеспечивает долгожительство самого фестиваля, которому, напомним еще раз, в этом году исполняется уже 16 лет.