РОСТ ЗА СЧЕТ ФЕДЕРАЛОВ

В «Гранд отеле Казань» в среду прошла третья региональная конференция GfK, организованная институтом маркетинговых исследований ГфК-Русь. Как известно, GfK входит в топ-5 мировых маркетинговых компаний и является номером один на рынке non-food (непродовольственые рынки). Как рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» Иван Бабичев, региональный представитель компании в Сибири, GfK с этого решил проводить ежегодные конференция в каждом федеральном округе. Подобные мероприятия уже прошли в Красноярске и Ростове-на-Доне. «Первую региональную конференцию решено было провести в Казани. Аккредитовалось около 300 участников - вендоры, дистрибьюторы, представители торговых сетей», - рассказал Бабичев.

Учитывая, что конференция собрала представителей Приволжского федерального округа (ПФО), организаторы достаточно обширный пассаж посвятили макрорегиону. По словам Тимура Самерханова - руководителя департамента методологии и регионального развития GfK, по итогам первого квартала рынок розничной торговли Поволжья, в отличие от средних показателей всей России, которые показывали снижение, вырос аж на 4,5%. Также ПФО является первым после Центрального округа по объемам розницы - 16 - 17%.

«Получается, что каждая пятая точка продаж всего рынка находится в ПФО. Тенденцией является, что вполне закономерно, существенная доля рынка у городов-миллионников. Так, на 15 городов-миллионников приходится половина всего рынка. Лидеры в нашем регионе – Нижний Новгород, Самара и Казань», - торжественно заявил спикер.

Также в отличие от всей остальной России, рост показал и рынок фотоаппаратов. «Здесь рост объясняется увеличением количества федеральных точек в регионах на 26 процентов», - заявил Самерханов. Вообще, похоже, все розничное благополучие Поволжью обеспечила экспансия федеральных сетей.

DSC02823.jpg
Тимур Самерханов: «Каждая пятая точка продаж всего рынка находится в ПФО. Так, на 15 городов-миллионников приходится половина всего рынка. Лидеры в нашем регионе – Нижний Новгород, Самара и Казань»

КОГДА ПОКУПАТЬ ТЕХНИКУ?

В ходе доклада Самерханов также раскрыл секрет (правда, он условный для участников рынка), в какие месяцы лучше всего покупать бытовую технику и электронику. Сезон скидок спикер назвал импортным словом - price cuts (т.е. наиболее «урезанные» цены). Оказывается, что аудио-, видеотехнику и фотоаппараты лучше всего приобретать в декабре-январе, крупную (КБТ) и малую бытовую технику (МБТ) – в ноябре-декабре, ноутбуки и смартфоны – в феврале-марте.

Говоря о развитии интернет-магазинов в России, спикер сообщил, что в 1609 онлайн-магазинах больше всего продаются ноутбуки, смартфоны и LCD-телевизоры.

Среди последних тенденций: 2011 год стал годом развития продаж докингов – устройств, которые подключаются к смартфонам, планшетам, и позволяют, к примеру, подзарядить технику, подключиться через USB. Всего в прошлом году было продано 1,2 млн. этих устройств в России, из них 14% - доля Поволжья. Отметили выступающие и большой интерес потребителей к телевизионной технике с подключением к интернету. Всего плоскопанельных ТВ и домашних кинотеатров в ПФО было продано более 170 тыс. штук на 5 млрд. рублей.

Что касается отраслей, в направлении компьютерной техники больше всего, как следовало ожидать, положительную динамику показывают сотовые телефоны. В целом, самыми продаваемыми товарами являются смартфоны, ноутбуки и телевизоры, которые занимают долю в 50%.

Если говорить о сегменте домашних развлечений (сюда входят игровые приставки, видеоигры и аксессуары), то оказалось, что жители Поволжья не особо падки на эти товары. В целом, по словам Натальи Эльген, российские потребители тратят больше всего денег на видео (DVD, Blu Ray), видеоигры (ПК, видеоконсоли), консоли (приставки) и игровые аксессуары. В прошлом году в России было продано 22,5 млн. штук DVD, доля ПФО в общем обороте составила всего 6,5%. «Речь идет только о лицензионных дисках», - лукаво уточнила спикер, намекая на оставшуюся любовь россиян к «экранкам» (пиратские записи фильмов с экранов в кинотеатрах).

«ГОЛУБОЙ ЛУЧ» В КАЗАНИ В 87 МАГАЗИНАХ

Андрей Серегин, специализирующийся на IТ и компьютерной технике представитель GfK, рассказал, что, несмотря на восстановление рынка после кризиса, отрицательная динамика пока отмечается в сегменте премиум-товаров. На этом фоне, как шутка, прозвучало выступление представителя Toshiba Эрнса Исланова, который рассказывал о первых в мире 3D телевизорах, в которых пиксели используются для создания 3D эффекта без очков. На вопрос из зала о стоимости последней модели такого телевизора Исланов ответил, что это премиум-сегмент и стоит продукт 399 тыс. рублей.

Несмотря на то, что половина зала на конференции сидела с айпадами в руках, также странно прозвучало сообщение, что 75% всего оборота компьютерного рынка дают мобильные компьютеры - ноутбуки. А планшеты не дают схожего объема, и, по мнению выступающих экспертов, не скоро оккупируют российский рынок, - сегодня это лишь 10%. Единственным же непрерывно растущим направлением на сегодня являются моноблоки all in one (ЖК монитор, в корпусе которого сзади находится системный блок).

Что касается цифровых носителей, по словам Константина Мосунова, специалиста потребительской электроники GfK, здесь происходит не революция, а эволюция формата. Главная тенденция - движение от ограниченных возможностей носителей к безграничным хранилищам информации в «облаках». Однако спикер отметил, что у этого завтрашнего тренда есть свои минусы. Это защита информации и наличие доступа к интернету.

Сравнительно недавним явлением в России – пара лет - является появление формата Blu Ray, который привел к массовому выпуску домашних кинотеатров. Если в России в 2008 году их продажи были представлены тремя сетями, а в Казани – двумя, то сейчас это 90 и 87 точек соответственно.

DSCF0277.jpg
Объем российского рынка электроинструментов - самый большой в Европе: 893 млн. евро против 664 млн. евро в Германии, 413 млн. евро во Франции и 272 млн. евро в Великобритании

БУДУЩЕЕ ЗА МИНИ-ПЕЧКАМИ

Что касается сегмента крупной бытовой техники, то у россиян и тут есть свои предпочтение, которые продиктованы квартирным вопросом. Например, если европейцы, не жалующееся на нехватку жилплощади, предпочитают покупать большие стиральные машины, то в российских городах популярны узкие стиральные машины с большой загрузкой. «Сегодня 70 процентов продаж приходится на узкие, до 50 см машины с 5 - 6 кг загрузкой. Значительно растет сегмент 35-50 см, в ПФО прирост составил 25 процентов по сравнению с прошлым годом. Что интересно, самым популярным является серебристый цвет, как впрочем, и с холодильниками. Холодильники же и приносят больше всего прибыли ритейлерам. Например, в ПФО прирост в первом квартале 2012 года составил 8 процентов», - рассказала представитель GfK Наталья Андриевская.

Похожая ситуация и с холодильниками. Так, если в Европе у покупателей востребованы холодильники высотой до полутора метров, то россиянам нужно все и сразу, поэтому высота составляет 180 см. Этот сегмент за последний год вырос на 15%. Андриевская от себя добавила, что было бы неплохо, если бы в холодильники были встроены совместные с телевизорами или смартфонами датчики: «Телевизор во время рекламы будет отсылать потребителя к холодильнику на перекус, а смартфон вычислять, какие продукты в холодильнике закончились».

Среди советов, которые прозвучали на конференции для ритейлеров, - обратить внимание на сегмент мини-печей (небольшая электродуховка с функциями гриля, размораживания продуктов, поддержания определенной температуры в течение некоторого времени, тостера и т.п.). По словам Андриевской, это востребованный сегмент, который за прошлый год показал прирост продаж на 300% в Европе и аж на целых 556% в России. В Поволжье в 2011 году этого сегмента на рынке не было вообще. А сейчас потенциал составляет 800 тыс. штук товара.

DSCF0247.jpg
Среди советов, которые прозвучали на конференции для ритейлеров, - обратить внимание на сегмент мини-печей, который за прошлый год показал прирост продаж на 300% в Европе и аж на целых 556% в России

DIY «ГИПЕРОВ» И «СУПЕРОВ» МАЛОВАТО

Также в рамках региональной конференции прошли тематические «круглые столы». К примеру, сегменты DIY (ремонт и сад) и отомотив (основной акцент был сделан на шины и масла) были объединены в один. По словам Ирины Рыбаковой - эксперта GfK по рынку стройматериалов, сегодня, согласно последним европейским тенденциям, происходит взаимопроникновение данных рынков. «К примеру, европейские магазины запчастей начинают продавать электроинструменты, а гипермаркеты DIY - масла, щетки и лампочки для авто», - пояснила Рыбакова.

В своем выступлении спикер сделала основной акцент на рынок электроинструментов и лампочек. Так, оказалось, что по суммарному выражению объем российского рынка электроинструментов - самый большой в Европе: 893 млн. евро против 664 млн. евро в Германии, 413 млн. евро во Франции и 272 млн. евро в Великобритании. Что интересно, средняя цена электроинструментов в нашей стране оказалось чуть не самой высокой среди европейских стран - 71 евро, дороже только во Франции - 72 евро. По мнению эксперта, это свидетельствует о недостаточном развитии рынка.

Что касается каналов продаж, то, по словам Рыбаковой, в России почти 30% розницы электроинструментов приходится на супермаркеты (средняя площадь 1 тыс. кв. м), 25% - магазины у дома, 10% - гипермаркеты. По мнению докладчика, именно слабая насыщенность крупными форматами по сравнению с Европой дает большие перспективы для развития подобных магазинов. Для сравнения, GfK насчитала в РФ более 550 супермаркетов, тогда как в Германии их 2442, Франции 2030, а Великобритании - 1134. «Насыщенность сетями в Европе такая, что, например, в Британии у сетей по каждой номенклатуре товара есть один или два поставщика», - рассказала Рыбакова.

Правда, в ходе дискуссии участники рынка заметили, что не использование данных интернет-продаж в нынешних условиях - это уже большое упущение. Выступающие рассказали, что в ближайшее время они включат эти данные в выборку, и начали интересоваться, сколько могут в продажах шин и электроинструментов занимать интернет-продажи? Из зала звучало - 10-15% . Сидевший рядом с корреспондентом представитель недавно открывшегося в Казани магазина электроинструментов «220 Вольт» отметила, что вместе с активностью есть и издержки такого канала сбыта, как интернет. «Очень большой процент возврата. Люди не разобравшись в технических характеристиках, покупают, а затем возвращают», - призналась она.

СЕЙЧАС АКТУАЛЬНЫ ПОКУПКИ-ЗАМЕНЫ

Один из представителей татарстанского ритэйла Дина Сайфутдинова - представитель сети магазинов «Холодильники&Климат» рассказала «БИЗНЕС Online», что согласна с тенденциями в ритэйле, озвученными на конференции и рассказала, какие тренды наблюдает сегодня сама.

- В сегменте бытовой техники самым бюджетообразующим товаром являются холодильники, потому что стоимость одной единицы товара достаточно высока. Спрос колеблется, тренд идет вверх, и нужно отметить, что это покупка-замена. Сейчас бытовая техника – это не первое приобретение, идет замена на более новые, функциональны приборы. Считаю, что это тенденция для всей России, а не только Поволжья. Подошел 5-7 летний цикл замены техники. Эта тенденция сохранится в ближайшие два-три года, после чего наступит недолгий период стагнирования. Цикл по холодильникам сегодня уже стал не 5-7, а 3-5 лет.

Тенденция по продаже холодильников высотой от 180 см также есть. Самая оптимальная высота – 185 см. Например, в Германии и Австрии холодильники продаются встраиваемые. Если брать гипермаркет с большой площадью, то холодильники будут в нем занимать за рубежом 5-10% площади. У нас же это 20%, потому что холодильник считается самым важным прибором в доме. Кроме этого, за рубежом люди не привыкли хранить дома продукты, да и вообще готовить. В России же все наоборот.

Справка

GfK - старейший и крупнейшей в Европе институт маркетинговых исследований в Европе, основанный в 1925 году в Нюрнберге. В числе его создателей был Людвиг Эрхард, в последующем канцлер Германии и один из «отцов» немецкого экономического чуда.

Сегодня годовой оборот GfK Group превышает 1 млрд. евро. В 140 компаниях, более чем в 90 странах мира трудятся более 8,2 тыс. специалистов, что позволяет проводить интегрированные исследования как в Европе, так и во всем мире. GfK Group объединяет 16 компаний из 12 стран Центральной и Восточной Европы.