10.jpg

Q400 сохранил легко узнаваемые фирменные обводы машин Bombardier

ТУРБОВИНТОВОЙ ДЖЕТ

На чем вскоре будут летать пассажиры «Тулпара», показали вчера в ангаре «Тулпар Техник». Турбовинтовой лайнер Dash 8 Q400 NextGen заглянул в Казань в рамках своего мирового рекламного тура. Блеск лакокрасочных покрытий чуда заокеанской техники отражался в почти зеркальном полу ангара. Самолет производит впечатление изяществом и даже некоторым уютом. В кабине экипажа нет никаких приборов-«будильников» - только дисплеи. Особенно понравился прозрачный люк в потолке. Симпатично выглядит пассажирский салон (на 78 чел.) – голова при ходьбе в потолок не упирается (195 см, пояснила представитель фирмы-изготовителя), кресла - красивые и удобные, хотя шаг между ними для рослого человека все же маловат – не очень-то и развалишься.

Всему этому великолепию, говорят, соответствуют и летно-технические характеристики. Как рассказал, на презентации председатель совета директоров ГК «Тулпар» Азат Хаким, Q400 – почти русский самолет. Во-первых, допущен к эксплуатации с грунтовых аэродромов, во-вторых, может эксплуатироваться при -50 градусах – рекорд среди самолетов подобного класса. При этом Q400 – самый быстрый (крейсерская скорость – 648 км/ч) из турбопропов.

Полюбоваться машиной пришло немало казанских авиаторов, например, руководитель татарского межрегионального территориального управления воздушного транспорта «Росавиации» Шавкат Умаров, генеральный директор ОАО «Казанское авиапредприятие» Магомед Закаржаев. С явным интересом, хотя, кажется, не без иронии рассматривал «канадца» технический директор казанского филиала ОАО «Туполев» Лев Недзельский. Посмотреть на свое потенциальное приобретение пришло и руководство ОАО «ТАИФ» (владеет контрольными пакетами акций компаний «Тулпар Эйр» и «Тулпар Техник») – генеральный директор Альберт Шигабутдинов и его зам Руслан Шигабутдинов. Да, по всей видимости, «ТАИФ» все активнее приобщается к авиационным делам, о чем «БИЗНЕС Online» уже писала.

О достоинствах Q400 «БИЗНЕС Online» также рассказал пилот-инструктор Bombardier Aerospace Алекс Рапопорт: «Это самый быстрый турбопроп в мире. Он автоматизирован, как джет, оборудован, как джет – вы видели кабину. Пилот, который придет с обычного турбовинтового самолета, сразу почувствует разницу. Модели Q400 NextGen отличают, например, салон, который стал выглядеть более просторно, новое, более мягкое, освещение, более точная навигация, - да много чего еще.

04.jpg

Сергей Ермолаев: «У Bombardier в Татарстане планов громадье»

ЧТО БУДУТ ДЕЛАТЬ В РТ С «ЗЕЛЕНЫМИ» САМОЛЕТАМИ

«БИЗНЕС Online» попросила Хакима рассказать, зачем «Тулпар» канадские самолеты (сейчас компания эксплуатирует, в основном, Як-42).

- Азат Муртазович, проясните, почему Q400 представляют здесь, в «Тулпар»?

- Мы давно ведем переговоры с «Бомбардье». Сегодня продвинулись до подписания контракта на авторизованный центр по всему модельному ряду «Бомбардье» в России и СНГ. «Тулпар Техник» уже прошел соответствующий аудит, в июне получим сертификат.

- На какие формы получаете допуск?

- Базовая форма до 2,5 тысяч часов.

- Означает ли это, что «Тулпар Техник» будет обслуживать все летающие в России самолеты производства «Бомбардье»?

- Думаю, все охватить не получится, потому что заказчик выбирает, где ему лучше, где он привык. Но в будущем планируем значительную часть рынка завоевать. Особенно - обслуживания бизнес-самолетов «Бомбардье»: думаю, они в больших количествах будут обслуживаться здесь.

28.jpg

Выпускнику КАИ Альберту Шигабутдинову, видимо, понравилась продукция канадского авиапрома

- Когда начнут прилетать на обслуживание сторонние самолеты?

- Это произойдет к концу лета.

- С кем-то предварительные договоренности уже есть?

- С «ЮТэйром» - часть своих самолетов (тех, что требуют тяжелых форм обслуживания) отдает нам на аутсорсинг, а легкие формы они делают сами.

- Каие-то еще области сотрудничества с «Бомбардье» просматриваются?

- «Тулпар Интерьер» уже получил сертификат авторизованного центра «Бомбардье». То есть теперь мы можем даже собирать интерьер на «зеленом» самолете. Прилетает, к примеру, самолет без всего, и мы на нем собираем интерьер по конкретному заказу.

- Приобретать Q400 планируете?

- Планируем брать в финансовый лизинг.

- Зачем вам такой самолет?

-У нас есть ряд заказчиков, в интересах которых мы будем работать. То есть мы не просто купим и пойдем шарахаться по рынку. У нас есть конкретные заказчики именно под эти самолеты.

- Маршруты определены?

- Скажем так, это будут регулярные чартеры. Например, у нас есть чартер Москва – Байконур, четыре раза в неделю. Можем использовать Q400 на линии Магадан – «Купол» (золото-серебряное месторождение в центральной части Чукотского АОавт.), есть реальный заказчик, реальная потребность. Плюс еще по северам («Тулпар» традиционно работает в этом регионе России – авт.). Это наиболее приспособленный к северам самолет, у него там нет конкурентов.

- Сколько самолетов предполагаете взять?

- На первом этапе – до трех. Когда машина получит российский сертификат летной годности, начнем плотно вести переговоры. Но мы заточены на этот самолет.

На презентации генеральный представитель Bombardier Aerospace and Transportation по России Сергей Ермолаев подчеркнул, что у канадского производителя – большие виды на Татарстан. Не исключено, что в ближайшем будущем здесь появится и центр подготовки летного персонала для самолетов марки Bombardier.