1. Вот так с высоты птичьего полета выглядит стройка самого крупного мостового сооружения в рамках скоростного маршрута Казань – Екатеринбург в Татарстане. Его длина — 1,3 километра. Из них русловая часть — почти 800 м и 500 м эстакадной. Стоимость объекта — 23 млрд рублей. Строят мост «Дороги и мосты», они же участвовали и при возведении Крымского моста. В настоящий момент полностью завершены работы по погружению призматических свай, ведутся работы на русловых опорах.

  2. Левее на фото — то, где будет расположен мост. Справа — технологический мост, он установлен для ускорения строительства опор №5 и 6. Главной особенностью объекта стало то, что мостостроители работают в ускоренном режиме. Рабочее движение обещают запустить уже в декабре 2024 года. Стройку начали в сентябре 2022-го. Нормативный срок строительства такого моста приблизительно 3,5 года. «Мы каждый день оптимизируем процесс строительства», — рассказал замначальника ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» Тимур Хафизов

  3. Для сооружения металлического пролетного строения над водой будет применяться технология надвижки. Предварительно проведут укрупненную сборку на сборочном стапеле высотой 16 м — с 7-й по 12-ю опору. На фото — как раз процесс подготовки стапельной площадки, работы завершены уже на 75%. Мостостроители начали укрупненную сборку металлических блоков пролетного строения моста. Всего им предстоит собрать 160 блоков массой 11 тыс. тонн. К надвижке опорного строения планируют приступить в конце августа. Технология надвижки плюс-минус похожа на технологию, которая применялась при строительстве того же Крымского моста. 

  4. А вот так будет выглядеть мост, когда он будет достроен. Да, кажется простеньким, не вантовый. Но, уверяют строители, здесь он и не требуется — лишняя трата денег. Мост, кстати, рассчитан на достаточно большую пропускную способность, но проектом предусмотрено в районе 25 тыс. автомобилей в сутки, сказал представитель «Волго-Вятскуправтодора». Сооружение как часть коридора Казань – Екатеринбург возьмет на себя трафик промышленного узла. А для жителей Нижнекамска путь до Казани сократится на один час. 

  5. «Мосты как дети, они все уникальные», — уверен Хафизов. Основная сложность возведения этого моста в том, что есть большой перепад высот между правым и левом берегом. Названия для сооружения, кстати, пока не придумали. «Думаем», — с улыбкой заметил собеседник. 

  6. Перепад наглядно. 

  7. Так выглядит строительство опоры №6. Здесь уже откачивают воду. На опоре сделан тампонажный слой, строители приступают к армированию ростверка. «Заканчиваем погружение буронабивных свай на 5-й и 4-й опорах», — объяснил Хафизов. 

  8. Металлоконструкции для моста производит Борисовский завод металлоконструкций. Бетон — от поставщиков Нижнекамска. А песочек — камский. «Мост у нас 100 процентов отечественный. Единственное — у нас еще есть импортные грузоподъемы. В основном вся техника преимущественно отечественная», — добавил Хафизов. 

  9. Заместитель руководителя проекта филиала АО «Дороги и мосты» «Мостоотряд-41» Марс Юлтыев рассказал, что технологии строительства мостового перехода подобны технологиям возведения Крымского моста. 

  10. Кстати, на стройке моста через Каму сейчас работают 396 человек и 58 единиц техники. Средняя зарплата у мостостроителей, говорит Юлтыев, 60 тыс. рублей. А на строительстве всего обхода задействованы 1 338 рабочих и 629 единиц техники.

  11. Действительно, не вся техника отечественная. Нам встретился, например, вот такой немецкий Liebherr. В строительстве используются плавсредства: баржи, плавучие краны, паромы. А также грузоподъемные краны, самосвалы и пр. 

  12. Построили и специальный причал, чтобы привозить строительные материалы. 

  13. Величественные. Их здесь называют «генералами». Высота достигает 24 метров. Но это не самая высокая опора, которая появится у моста. Опора №2 будет выше в два раза. 

  14. Река судоходная, приходится опоры №3 и 4 возводить и уносить с технологических площадок с помощью плавсредств. Мы добирались до места на воздушной подушке. Погода, конечно, стояла не прогулочная — плюс 12 градусов с сильными порывами ветра. Бр-р. 

  15. На пути нам попался четырехпалубный теплоход «Виссарион Белинский». В 2023 году, судя по открытым данным, он следует из Перми по рекам Кама, Волга и Дон. На нем можно поехать в тур по городам: Волгоград, Казань, Елабуга, Чебоксары, Нижний Новгород, Санкт-Петербург, Москва, Ярославль и др. 

  16. Вот так выглядит сама опора №6.  

  17. Сквозь лесной массив уже пробита будущая трасса М7. Покрытие твердое, но пока здесь можно ездить, только разгоняя песок. Общая протяженность обхода — 81 километр. Напомним, проект включает в себя строительство четырехполосной автодороги IБ-категории, 10 мостов, пять транспортных развязок, 11 путепроводов и пять пересечений на разных уровнях. 

  18. Ушлые «Нижнекамскнефтехим» и шинный завод, говорят строители. Оказывается, грузовики уже ездят внаглую по участкам готовой трассы. Например, из деревни Иштеряково. «Кому нужно в Нижнекамск, зачем им ехать в объезд? Они хоп, с Иштеряково на нашу трассу прыгнули и поехали. 10 минут, и в Нижнекамске. Нельзя ездить, но всех не остановишь», — сокрушаются рабочие. 

  19. Вот один из небольших мостов через ручей Васильев — начало второго этапа стройки. Здесь самая большая степень готовности на всем обходе. Длина моста — 91 метр. Техническая готовность — 75%. 

  20. А так выглядит путепровод в районе села Шингальчи, он тоже в высокой степени готовности. Кстати, общая готовность обхода составляет 30%.