Фарит Ханифов: «На уровне руководства республики принято решение, что пассажирский флот должен стать на 100% республиканской собственностью» Фарит Ханифов: «На уровне руководства республики принято решение, что пассажирский флот должен стать на 100 процентов республиканской собственностью» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Пассажирский флот должен стать на 100 процентов республиканской собственностью»

На минувшей неделе стало известно о создании в Татарстане компании, которая займется развитием пассажирских перевозок внутренним водным транспортом, а также обновлением и ремонтом пассажирских судов в регионе. Полностью государственное АО «Флот РТ» возглавил Роман Лизалин, который, будучи капитаном судна «Арабелла», 10 июля 2011 года спас с тонувшего теплохода «Булгария» 79 человек.

«Лизалина выбрали, потому что он знает всю инфраструктуру и он рабочий капитан! Сегодня мы должны собрать для „Татфлота“, уже республиканского флота Татарстана, полноценную команду — капитаны, матросы», — комментирует логику назначения высокопоставленный источник из транспортной отрасли.

Размер бюджетных инвестиций в новое АО составит 2 млрд рублей. В МЗИО РТ «БИЗНЕС Online» уточнили, что эти деньги планируется использовать для приобретения и ремонта пассажирских судов и дебаркадеров.

Компанию создали по предложению миндортранса и минземимущества РТ. В республиканском правительстве деятельность АО «Флот РТ» будет курировать министерство транспорта и дорожного хозяйства. В совет директоров новой компании вошли пять человек — это министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Фарит Ханифов, министр земельных и имущественных отношений РТ Фаниль Аглиуллин, начальник отдела ЖКХ и транспорта аппарата кабмина РТ Фаиль Салихов, помощник президента РТ Рустэм Мерзакреев и директор компании Лизалин.

«На уровне руководства республики принято решение, что пассажирский флот должен стать на 100 процентов республиканской собственностью. Сейчас, во время становления нового флота, его реновации, обязательно нужно сконцентрироваться и нести всю ответственность», — рассказал «БИЗНЕС Online» министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Ханифов.

По данным «Контур.Фокуса», АО «Флот РТ» зарегистрировано 24 мая 2023 года на ул. Николая Ершова, 31а — в этом здании размещен офис миндортранса РТ. Однако штаб-квартира компании, скорее всего, будет в казанском речном порту, по месту действующего здания управления «Татфлота».


Решение о создании на 100% государственной компании принималось нелегко, говорит наш собеседник из отрасли, но Рустам Минниханов распорядился правильно. В большинстве регионов водные пассажирские перевозки осуществляет частный бизнес, однако годы неудовлетворительной работы «Татфлота», видимо, заставили признать, что пора брать направление в государственные руки.

АО «Флот РТ» в перспективе должно стать главным оператором пассажирских перевозок внутренним водным транспортом в Татарстане. Но это, вероятно, случится в навигацию 2024 года. Вновь созданной организации еще предстоит получить лицензию на деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров, а также оформить другие документы. Поэтому в текущем году «Флот РТ» стартует с раскатки туристических маршрутов.

Заниматься «социальными» перевозками пассажиров в 2023 году по-прежнему будет АО «СК „Татфлот“», которое традиционно относят к сфере влияния гендиректора ПСО «Казань» Равиля Зиганшина. В начале года данная компания была признана победителем конкурса на право выполнения пассажирских перевозок в 2023 году. По нашим данным, менять что-либо с перевозками на «социальных» маршрутах в начале текущей навигации уже не станут. Но очевидно, что в следующем году ситуация кардинально поменяется и «Татфлоту» ничего «не светит» от бюджетного пирога. 

О том, что состояние речного хозяйства оставляет желать лучшего, было записано еще в госпрограмме о развитии транспортной системы РТ на 2014–2025 годы То, что состояние речного хозяйства оставляет желать лучшего, было записано еще в госпрограмме о развитии транспортной системы РТ на 2014–2025 годы Фото: Сергей Елагин

Почему меняют «Татфлот» на «Флот РТ»?

«Жители Татарстана давно мечтали, чтобы флот был предсказуемым, организованным, — приветствует один из наших собеседников создание „Флота РТ“, — Мы же скатились до 9 судов в год! Будем возвращать». «СК „Татфлот“, вероятнее всего, не справляется с поставленной задачей, раз не может выпустить то количество судов, которое необходимо», — согласен другой источник. На прогулочные маршруты по Волге, по Казанке выходят «пришлые» компании, зарегистрированные в Санкт-Петербурге, Самаре, Москве.

«„Татфлот“ подвинулся немножко, и эту нишу занимают другие перевозчики», — отмечает источник. Речной флот в Татарстане сегодня — это «ни о чем», каким он был в 50–70-е годы прошлого столетия, такой и есть. Случаи поступления новых судов единичные. Пассажирским теплоходам по 50–60 лет, а баржи и вовсе родом из середины прошлого века.

Соседи строят порты, покупают «Метеоры» и «Валдаи», а что же Татарстан?

Интернет полон негативных отзывов о «Татфлоте». «Вся территория в заборах, нормально не зайти, не выйти. Здание, на которое вид с реки, внутри заброшенное и не функционирует, а это вид города, раньше оно хоть и выглядело совдеповским, но внутри был зал ожидания, туалет, медпункт, гостиница. Сейчас функционирует пригородное небольшое здание, в котором кассы и маленький зал ожидания. Очень плохие впечатления оставляет речной порт Казани, который „гремел“ в советское время», — такой отзыв на «Яндекс.Картах» оставил один из пользователей.

«Добро пожаловать в советский сервис в худшем его проявлении! Билеты можно купить только в кассах и только в день отплытия, что такое онлайн-покупка — здесь понятия не имеют. Очередь надо занимать за два часа до открытия касс, а билеты кончаются через 15 минут после открытия. Посидеть негде, перекусить тоже. Сотрудники нервные, толком ничего объяснить не могут. Полное „дно“!» — возмущается еще один клиент. «Красиво только на картинке и с теплохода с реки. В реале полное запустение, вокзал закрыт, везде непонятные заборы, отсутствие лавочек: не на чем посидеть в ожидании катера. Нет кафе, купить воды — проблема. Кассы в маленьком здании, душно, тесно. Позор для города», — недоволен сервисом другой клиент.

Экс-сотрудник «Татфлота», капитан судна Валерий Вольнов рассказал корреспонденту нашего издания, что устроился в филиал «Татфлота» в Чистополе еще в 1993 году, позже работал в Казани. Трудился на ОМ-330, на пароме, на «мошке» и даже на буксирном катере. «Зарплата, скажем так, была не очень. Поэтому все и разбегались. Особенно молодежь, у кого ипотека. Бывали задержки. Снабжение плохое — запчасти, краски, все дела. Пришли сторонние люди, которые были далеки от флота, просто его развалили, и все, — сетует Вольнов. — Как понимать, если флот просто встает и не ремонтируется и не обновляется? Я говорю: «А как нам выходить?» А мне отвечают: «Ну у нас такая ситуация. Кто выйдет, тот выйдет, а кто не выйдет, тот не выйдет». Вольнов вспоминает, что экипажу все всегда приходилось делать своими руками. «Когда я ушел оттуда в 2020 году, работал капитаном. Зарплата маленькой была, жить было невозможно».

За долгие годы работы СК «Татфлот» периодически испытывает на себе нападки со стороны кредиторов, которые пытаются обанкротить компанию до сих пор, о чем наше издание писало неоднократно.

Судя по данным сервиса «Контур.Фокус», к АО «СК „Татфлот“» с 2004 года было подано 18 банкротных исков на общую сумму 770 млн рублей. Серьезные проблемы у компании начались в 2018 году. Вахитовский суд Казани оказался завален сотнями исков сотрудников СК, которая не выплатила зарплату 1 067 человекам. Чтобы кормить семьи, многие речники в то время начали таксовать. Уже тогда единственным возможным выходом из этой ситуации собеседники называли банкротство фирмы. 

Самые крупные требования к «Татфлоту» выкатывала налоговая служба. В августе 2018 года ФНС подала банкротный иск на 62 млн рублей, но ответчик погасил большую часть суммы, и дело было прекращено. В 2019-м служба вновь попыталась признать транспортную фирму несостоятельной из-за долга в 280 млн рублей, в августе 2020-го там ввели наблюдение. Годом позже УФНС РФ по Татарстану обратилось с просьбой исключить его требования из реестра кредиторов, поскольку долг «Татфлота» был погашен. Кроме того, некое ООО «Юлташ» (через несколько юрлиц ниточки этой компании тянутся к фамилии Зиганшин) стало правопреемником ряда кредиторов, например уфимского ООО «Корвет» с требованием в 760 тыс. рублей, АО «Кайбицкий рыбхоз» на 2,3 млн рублей и др. Дело вновь закрыли. 

Спустя месяц УФНС еще раз выкатило СК банкротный иск на 315 миллионов. К концу 2021-го стороны заключили мировое соглашение. Любопытно, что последнюю попытку признать «Татфлот» банкротом предпринимало зеленодольское ООО «Волгататсудоремонт» (его как раз возглавляет Лизалин), но и с этой фирмой по ходу дела СК рассчиталась. Суд отказал во введении наблюдения.

То, что состояние речного хозяйства оставляет желать лучшего, было записано еще в госпрограмме о развитии транспортной системы РТ на 2014–2025 годы. В документе говорится, что использование имеющегося в Татарстане «водного» потенциала сдерживается из-за отсутствия рыночной инфраструктуры, что «сооружения и материально-техническая база портов, грузовой флот физически изношены и морально устарели» и что «дальнейшее промедление в преодолении отставания в этом секторе ведет к потере конкурентоспособности указанного вида транспорта». Однако за годы реализации программы (в части водного транспорта) мало что изменилось. На смену ей сейчас в минтрансе готовят новую госпрограмму — с горизонтом планирования до 2030 года. Удастся ли что-то изменить на этот раз?

В планах на 2024 и 2025 годы строительство еще четырех судов проекта «Метеор-2020», эксплантатом которых также станет АО «Флот РТ», сообщили нам в «Ак Барс холдинге» В планах на 2024 и 2025 годы строительство еще четырех судов проекта «Метеор-2020», эксплуатантом которых также станет АО «Флот РТ», сообщили нам в «Ак Барс Холдинге» Фото: «БИЗНЕС Online»

На чем поплывет «Флот РТ»?

Планируется, что в ближайшее время на баланс госкомпании передадут два судна «Метеор-2020» на подводных крыльях производства АО «Зеленодольский завод им. Горького». Им присвоены имена Героев Советского Союза Михаила Девятаева и Мусы Джалиля. Сейчас заканчиваются ходовые испытания этих судов, идет процесс получения разрешительной документации.

В планах на 2024 и 2025 годы строительство еще четырех судов проекта «Метеор-2020», эксплуатантом которых также станет АО «Флот РТ», сообщили нам в «Ак Барс Холдинге» (в состав холдинга входит Зеленодольский завод им. Горького). Сейчас прорабатывается вариант покупки данных судов в рамках утвержденной правительством РФ программы льготного лизинга гражданских судов водного транспорта совместно с АО «Государственная транспортная лизинговая компания».

«Метеор-2020» — это новое для речников судно, они по всем параметрам отличаются от тех «Метеоров», которые дожили до нас из советского прошлого. Для работы на них командам предстоит пройти переобучение. Поначалу новые «Метеоры» будут обкатывать на маршрутах внутри республики, после чего они встанут на межрегиональные маршруты.

«Суда на подводных крыльях — это исконная компетенция нашего завода, раньше их строили по 10 в год. Эту нашу изюминку нельзя было отпускать, — рассказывал в интервью „БИЗНЕС Online“ генеральный директор СК „Ак Барс“ Ренат Мистахов. — „Метеор-2020“ серьезно отличается от аналогов, которые строят наши коллеги. Ширина — на 2 метра больше, а это означает просторный салон. Салон един, а не поделен на носовую и кормовую части, что тоже добавляет удобства и снижает проблему шума от работы двигателей. Кресла просторные, а расстояние между рядами такое, что ноги не упираются. Проходы — шириной 1,5 метра. У экипажа — кают-компания, душ, места для сна».

Скоростное пассажирское судно на подводных крыльях «Метеор-2020» обладает принципиально новой самостабилизирующейся крыльевой системой. Особое внимание разработчиками было обращено на улучшение условий пребывания пассажиров и экипажа в течение рейсов: просторный салон оборудован удобными креслами, доступом к мультимедийному контенту с помощью Wi-Fi. Созданы условия для перевозки пассажиров с ограниченными возможностями. Есть система кондиционирования. Длина «Метеора-2020» — 36 м, ширина — 11 м, вместимость — 124 пассажира, экипаж — 6 человек. Максимальная скорость  — 75 км/ч. Продолжительность рейса — 13 часов. Запас хода — 700 километров. «Метеор-2020» разработан конструкторами нижегородского проектного ООО «Си Тех». Судно на 99% состоит из российских комплектующих. 

Теплоход проекта «А217-1» — водоизмещающее судно, предназначен для пассажирских перевозок на внутренних водных путях. Вместимость — 176 человек. Длина — 27,4 м, ширина — 5,6 м, осадка — 1,66 метра. Скорость хода — 25 км/ч. Дальность плавания — до 400 километров. Корпус у А217-1 — с ледовым усилением, винты тоже. Теплоход сможет ходить в 30-сантиметровом битом льду. Материал корпуса — сталь, надстройки — из алюминиево-магниевого сплава. 

В 2023 году приобретается также судно А217 (ледового класса), которое может ходить по битому льду толщиной до 30 сантиметров. «Будем рассматривать возможность продления навигационного периода до поздней осени, если поступят заявки от дачников», — говорит министр транспорта Ханифов.

В перспективе количество «ледоколов» в парке «Флота РТ» планируют увеличить. По идеологии А217-1 — дальний родственник «омикам» и «мошкам» (проекты ОМ-300 и МО-150) и должен прийти им на смену. «Потенциал Зеленодольского завода имени Горького позволит омолаживать наш флот. Нас поддерживает раис Татарстана Рустам Минниханов, спасибо ему большое. Он понимает, что пришло время, перемены необходимы», — рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» Лизалин.

1 июня состоится торжественная церемония передачи компании «Флот РТ» одного «Метеора-2020» и одного судна проекта А217-1. В мероприятии примут участие президент РТ, министр транспорта и дорожного хозяйства РТ и приглашенные гости, сообщили в миндортрансе региона.

В 2013 году Лизалин возглавил компанию ООО «Арабелла» с основным видом деятельности — «деятельность внутреннего водного пассажирского транспорта». Компания сперва на 100% принадлежала Зеленодольскому заводу им. Горького. Позже структура собственности изменилась, сейчас 99,98% предприятия принадлежит ООО «Авиасервис» (35,12% — у МЗИО РТ, 32,6% — у НО «Региональный фонд социально-экономического развития „Туган Иль“», 17,89% — у «Синек Финко ЛТД», 8,5% — у ООО «Инвестнефтехим» и 5,89 % — у АО «Связьинвестнефтехим») и 0,02% — АО «ОПК „Ак Барс“» (гендиректор — Мистахов).

С 2015 года Лизалин возглавляет ООО «ВолгаТатСудоремонт» (строительство кораблей, судов и плавучих конструкций), на 99% предприятие учреждено АО «СК „Ак Барс“» и на 1% ООО «Ак Барс Экспорт». Кроме того, в предприятии по ремонту и техническому обслуживанию судов и лодок под названием ООО «Камататсудоремонт» Лизалин является 100-процентным учредителем. В ООО «СК „Арабелла“» (деятельность внутреннего водного пассажирского транспорта) он выступает как директор и единственный учредитель. 

В дальнейшем Лизалин планирует выйти из бизнесов, чтобы сконцентрироваться на работе во «Флоте РТ».

Сколько судов планируется передать, пока не известно. В прошлой навигации в перевозке пассажиров участвовало 9 теплоходов «Татфлота», в этом году планируется спустить на воду 11 судов Сколько судов планируется передать, пока неизвестно. В прошлой навигации в перевозке пассажиров участвовало 9 теплоходов «Татфлота», в этом году планируется спустить на воду 11 судов Фото: Сергей Елагин

Состоится ли передача судов «Татфлота»?

Новых теплоходов, которые получит «Флот РТ», будет недостаточно для того, чтобы обеспечить все регулярные и туристические маршруты в регионе. Именно поэтому в планах государства передать во «Флот РТ» некоторые пассажирские суда, которые сегодня принадлежат СК «Татфлот» и АО «Татфлот». Истинные владельцы обеих компаний скрыты, но даже высокопоставленные чиновники миндортранса РТ не скрывают, что они связаны с именем Зиганшина.

Сколько именно судов передадут и в какой форме, пока неизвестно. «Сейчас идут переговоры по поводу того, в каких пропорциях и какое имущество будет выкупаться, — сообщил нашему изданию Лизалин. — Частично имущество находится в СК „Татфлот“, а частично в АО „Татфлот“, поэтому такая, комбинированная сделка будет». Назвать сумму выкупа собеседник не смог, объяснив это тем, что сейчас имущество еще оценивается. «Объем того, что нужно будет выкупить, достаточно большой, а средства ограничены», — пояснил он.

Известно, что в прошлой навигации в перевозке пассажиров участвовало 9 теплоходов «Татфлота», в этом году планируется спустить на воду 11 судов. Об этом «БИЗНЕС Online» сообщил гендиректор АО «СК „Татфлот“» Дамир Исмагилов. Общее количество пассажирского флота, принадлежащего компании, он назвать отказался, сославшись на коммерческую тайну. 

По данным сайта fleetphoto.ru, СК «Татфлот» с пометкой «эксплуатируется» принадлежит три «Метеора», пять теплоходов типа «Москва», три судна типа «ОМ», а также 9 дебаркадеров.

Исмагилов пояснил нашему изданию, что СК «Татфлот» является владельцем большинства пассажирских речных судов в регионе (но не всех) и сдает их в аренду АО «Татфлот», которое оказывает услуги по перевозке пассажиров. Ранее на сайте СК «Татфлот» сообщалось, что она владеет более 85% пассажирского и грузопассажирского флота в республике, а также казанским речным портом, чистопольским пассажирским портом и пристанью «Тетюши» (сейчас сайт заблокирован). 

ГУП «Судоходная компания „Татфлот“» появилось в результате преобразования казанского речного порта. В феврале 2004 года ГУП «СК „Татфлот“» было преобразовано в ОАО «СК „Татфлот“». Учредило общество министерство земельных и имущественных отношений РТ, говорится в отчете ОАО «СК „Татфлот“» за 2015 год. Долгое время компанией на 99,96% владело частично государственное ОАО «Татфлот» (преобразовано в АО «Татфлот»). В совет директоров обеих фирм входил зять Зиганшина — Зайнутдинов Тимур Альхатович.

Однако на данный момент эти юридические ниточки разорвались. Согласно «Контур.Фокусу», АО «Татфлот» больше не является учредителем АО «СК „Татфлот“». Кроме того, 21 января 2022 года МЗИО РТ вышло из состава учредителей АО «СК „Татфлот“». Сведения о конечном владельце АО «СК „Татфлот“» на данный момент в базе данных отсутствуют.

На балансе АО «СК „Татфлот“» находится имущество стоимостью 1,5 млрд рублей. Выручка по итогам 2022 года составила 883 млн рублей (рост 23%), чистая прибыль — 24,5 млн рублей. В штате 796 человек, средняя зарплата — 21 тыс. рублей. Гендиректор — Дамир Исмагилов, учредители отсутствуют. 

25% акций АО «Татфлот» принадлежит МЗИО РТ, 75% акций — у ООО «Итиль-Транс», которым, в свою очередь, владеет Револь Исмагилов (считается, что он человек, близкий к семье Зиганшиных). В прошлом АО «Татфлот» принадлежало супруге Равиля Хабибулловича — Светлане Зиганшиной. На балансе АО «Татфлот» имущество стоимостью 120,5 млн рублей (минус 76% по сравнению с 2021-м), выручка за 2022 год — 164,4 млн, чистая прибыль — 10,7 млн рублей. У предприятия 62 сотрудника при средней зарплате 32 тыс. рублей. Гендиректор АО «Татфлот» — Валерий Воронин

Перед передачей во «Флот РТ» судна планируется основательно отремонтировать. В феврале на итоговой коллегии миндортранса РТ Ханифов упоминал, что в 2023 году планируется ремонт пяти теплоходов. 

Есть ли смысл ремонтировать «посудины», которым по 50–60 лет? «Ресурс у них есть. Практика Европы показывает, что даже суда, которым за 150 лет, спокойно работают. При своевременном ремонте, при проведении плановых реноваций ресурс судна очень большой», — говорит Лизалин.

В планах «Флота РТ» возродить и круизный флот В планах «Флота РТ» возродить и круизный флот Фото: Сергей Елагин

Куда поплывет «Флот РТ»?

Первое приложение усилий госкомпании — это «социальные» перевозки. В 2022 году государством субсидировалось 10 социально значимых маршрутов. Это традиционные направления — до Ташевки, Кызыл-Байрака, Шеланги, Свияжска, Печищ и др. Для их организации задействовали 9 пассажирских теплоходов (из имеющихся в регионе 32). Статистика зафиксировала снижение количества перевезенных по воде пассажиров на регулярных маршрутах на 1,2% — с 334 тыс. в 2021 году до 330 тыс. в 2022-м.

«Жители Татарстана всегда ждут начала пассажирской навигации, многие ездят на дачи. Если в прошлом году перевезены порядка 330 тысяч пассажиров, то с 2023-го по 2025-й ставим цели поднять пассажироперевозки до 500 тысяч в год», — говорит министр Ханифов.

До этого 500 тыс. пассажиров были перевезены в 2012 году, так что эта планка не выглядит такой уж амбициозной. «Социальные» маршруты в будущем сохранятся, тогда «Флот РТ» сможет поучаствовать в соответствующем конкурсе на право выполнения пассажирских перевозок.

Второе — развитие межрегиональных перевозок. Это длинные маршруты — например в Ульяновск, Чебоксары, Нижний Новгород или в Самару. «Новым „Метеорам“ это под силу. Раньше мы „Метеорами“ ходили до Челнов 6 часов», — вспоминает наш собеседник из транспортной отрасли.

«Допустим, вам нужно добраться до Ульяновска, и вы могли бы это сделать по воде, наслаждаясь видами реки и комфортом, не вдыхая пыль дорог и не стоя в пробках», — рассказывает Лизалин.

Участие в проекте подтвердила Ульяновская область, другие регионы также проявляют интерес. По поручению вице-премьер РФ Дмитрия Чернышенко в стране должна быть разработана программа субсидирования межрегиональных речных пассажирских перевозок, если она заработает, то станет стимулом для развития внутреннего туризма в стране.

Третье. В планах «Флота РТ» возродить и круизный флот. В Татарстане остался один круизный теплоход «Павел Миронов» (пока принадлежит «Татфлоту»). «Мы его тоже планируем ставить на ход. Это круизное судно проекта 305, в свое время оно ходило по таким направлениям, как Астрахань, Москва, Ростов-на-Дону, Пермь, по Оке ходило до Рязани, в Уфу ходило по Белой. Это судно универсальное, позволяет значительную часть России покрыть по воде, а по комфорту способно удовлетворить нашего туриста», — считает Лизалин.

По мере того, как татарстанский круизный бизнес загибался, в регион заходили конкуренты из других регионов. Например, путешествия на теплоходах по маршрутам из Казани в 2023 году предлагает круизная компания «Гама» из Нижнего Новгорода. Программу маршрутов из столицы РТ выкатила пермская теплоходная компания «ВолгаWolga» (ООО «Большой МАЯК»). Ряд маршрутов из Казани запланировал совершить московский «Водоходъ». «В республике огромный потенциал туризма, его надо развивать. А у нас сейчас работают люди из других регионов. Это хорошо, что они работают. Но нам бы хотелось развивать собственный круизный флот», — говорит Лизалин.

В планах новой компании — отремонтировать волжские дебаркадеры, привести в порядок здание казанского речного вокзала В планах новой компании — отремонтировать волжские дебаркадеры, привести в порядок здание казанского речного вокзала Фото: «БИЗНЕС Online»

На туристических направлениях в Татарстане число пассажиров выросло со 187 тыс. в 2021 году до 393 тыс. в 2022-м (плюс 57%). Увеличилось и число заходов круизных судов в основные туристические центры республики — от 1,121 тыс. до 2,241 тыс. (плюс 85%).

Четвертое. Глава «Флота РТ» мечтает развивать судоходство по Казанке. «Это тоже перспективное направление. Казанка на сегодняшний день снова является судоходной рекой, — отмечает он. — Река Вятка не освоена, планируем и ее тоже осваивать. На это требуется время, но мы будем стараться не ударить в грязь лицом».

Пятое. Будут осваиваться традиционные внутритатарстанские туристические маршруты — в направлении Болгара, Свияжска, Елабуги. Лизалин подчеркнул, что хочет восстановить былое величие татарстанского флота, как в советские времена, вернув гордость за речные поездки и популярность этого вида транспорта. «Чтобы Татарстан вновь стал водным регионом», — говорит он.

Помимо этого, в планах новой компании — отремонтировать волжские дебаркадеры, привести в порядок здание казанского речного вокзала.

«Мы должны создавать такие услуги, чтобы люди хотели поехать на экскурсию и были готовы заплатить деньги, за которые они получат качественные услуги» «Мы должны создавать такие услуги, чтобы люди хотели поехать на экскурсию и были готовы заплатить деньги, за которые они получат качественные услуги» Фото: Сергей Елагин

На что поплывет «Флот РТ»?

Первый источник средств для АО «Флот РТ» — бюджет Татарстана. На возмещение выпадающих доходов по «социальным» маршрутам в 2022 году речникам было направлено 95,7 млн рублей субсидий. Эти данные приведены на итоговой коллегии миндортранса РТ. Бюджет Татарстана продолжит финансирование отрасли и в будущем. Но на «социальных» маршрутах заработать невозможно.

Второй источник — 2 млрд рублей, внесенные в уставной капитал. Они пойдут на покупку речных судов. Их стоимость держится производителем в тайне, но кое-какая информация имеется. Цена одного «Метеора-2020», заказанного в 2021 году для Ханты-Мансийского автономного округа, равнялась 370 млн рублей, а судно проекта «А217», построенное в 2018 году для работы в акватории Архангельска, было оценено в 288,5 млн рублей.

В октябре 2022 года замминистра транспорта и дорожного хозяйства РТ Тимур Никонов заявлял несколько другие цифры. Стоимость одного «Метеора-2020», по его данным, составляет 550 млн рублей, а пассажирского судна проекта «А217» — 160 млн рублей.

Таким образом (если верить более свежим цифрам минтранса) на закупку трех судов Татарстан потратит 1,26 млрд рублей. Это значительная часть от внесенной в «уставник» суммы в 2 млрд рублей. Очевидно, что ее будет маловато для формирования целого флота республики.

Зарабатывать компания планирует на туристических маршрутах — это будет третий источник финансирования. «Мы не можем завышать тарифы [на социальные перевозки], потому что доходы населения растут не так быстро, как бы нам хотелось. Понятно, что без повышения тарифов нельзя говорить о развитии флота, о модернизации. Здесь важно найти баланс, — объясняет Лизалин. — Но если турист хочет проехаться до Свияжска с комфортом, с дополнительными услугами, то цена будет другой».

Ставку директор компании планирует делать на туризм. «Мы видим, какой интерес наши предприниматели проявляют к развитию внутреннего и межрегионального туризма. В кооперации с бизнесом у нас должно все получиться. Мы должны создавать такие услуги, чтобы люди хотели поехать на экскурсию и были готовы заплатить деньги, за которые они получат качественные услуги», — считает он.

По подсчетам госкомитета РТ по туризму, к 2030 году ежегодный турпоток по Волге можно нарастить до 2 млн человек и зарабатывать на этом по 15 млрд рублей.

Один из намеченных шагов «Флота РТ» по популяризации водных перевозок — создание онлайн-касс по продаже билетов.

Пока с безопасностью на речных перевозках не все в порядке Пока с безопасностью на речных перевозках не все в порядке Фото: «БИЗНЕС Online»

А есть ли кадры?

Лизалин много раз подчеркивает во время нашей беседы, что основная его цель — это обеспечить безопасность пассажирских перевозок. Пока с безопасностью на речных перевозках не все в порядке.

Крупнейшая в истории современной России катастрофа речного пассажирского судна произошла в Татарстане 10 июля 2011 года. В районе села Сюкеево Камско-Устьинского района на Волге затонул двухпалубный круизный теплоход «Булгария». Судно выполняло туристический рейс по маршруту Казань – Болгар – Казань. На его борту находился 201 человек. Во время шторма теплоход накренился вправо и за несколько минут ушел на дно. Погибли 122 человека, в том числе 22 ребенка. И если бы не капитан Лизалин, подоспевший на своей «Арабелле», этих жертв стало бы куда больше. Как установило следствие, у судна были неисправны один из двигателей и генератор, заметен крен на правую сторону. В 2016-м суд приговорил субарендатора «Булгарии» Светлану Инякину к 11 годам лишения свободы, она вышла из колонии в 2018-м. Также были осуждены старпом капитана, сотрудники Ространснадзора и камского филиала Российского речного регистра.

В 2021 году теплоход «Трио» с 44 пассажирами задымился на Волге в районе казанского района Аракчино. Обошлось без пострадавших. Владелец судна пошел под суд и был признан виновным по ч. 1 ст. 238 УК РФ («Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья»). 

В мае прошлого года сел на мель теплоход «Восход-51», выполнявший рейс Казань – Свияжск. Произошло столкновение, в результате которого 6 пассажиров получили травмы: ссадины и ушибы. У капитана судна, 56-летнего Андрея Агапова, выявили «признаки алкогольного опьянения». А следственные органы возбудили в отношении него уголовное дело. Он признал вину и извинился перед пассажирами на страницах «БИЗНЕС Online». Агапову назначили наказание в виде 240 часов обязательных работ.

Годовщину «Булгарии» Татарстан встретил очередным кораблекрушением. 10 июля 2022 года прогулочный теплоход «Казанец-1» начал тонуть после отплытия от острова Маркиз. На борту находились около 30 человек, которые собрались для празднования дня рождения казанского бизнесмена Артура Сабитова. По предварительной информации, судно могло затонуть из-за большего количества пассажиров, чем оно на самом деле могло принять. Организатора поездки Владимира Казакова приговорили к штрафу в 50 тыс. рублей.

«Новые суда оснащены системой кондиционирования воздуха, да и вообще на них предполагается совершенно другая система безопасности», — комментирует Лизалин.

Но дело не только в состоянии флота, не менее важны кадры. «Кадры — серьезный вопрос», — соглашается собеседник. «Мы понимаем, какая это ответственность. С водой не шутят. Если уж он капитан, он должен быть капитаном. Случайных людей во флоте оказаться не должно. Да, это тоже проблема, которая может быть даже посложнее, чем с обновлением флота. Это приоритетная задача», — заключает он.

Большие надежды на воспитание нового поколения работников водного транспорта возлагаются на казанский филиал Института морского и речного флота им. Девятаева. В 2021 году в филиале был открыт новый учебный кампус подготовки кадров для водного транспорта, а также студенческое общежитие. В вузе обучаются 990 студентов.

Общая протяженность внутренних водных путей в границах Татарстана составляет 1 тыс. 57 км, в том числе в Волжском бассейне — 788 км и Камском бассейне — 269 километров. На территории республики имеется 7 пассажирских причалов (Казань, Свияжск, Болгар, Тетюши, Чистополь, Елабуга, Нижнекамск) и три речных порта — в Казани, Набережных Челнах, Чистополе.

По данным на 2021 год, в водном транспорте Татарстана работали 800 человек. Средняя зарплата составляла 41,9 тыс. рублей.