Директор и совладелец бугульминского ООО «Инженерно-производственный центр» Ольга Айдуганова Директор и совладелец бугульминского ООО «Инженерно-производственный центр» Ольга Айдуганова Фото: Андрей Титов

«Труба с нашей защитой будет работать более 30 лет»

— Ольга Вячеславовна, расскажите, пожалуйста, о своей компании. Как она создавалась?

— У нас семейный бизнес, компанию основали в 1988 году мой отец, талантливый инженер и изобретатель, и дядя вместе с группой энтузиастов. В основу легла идея «возможности организовать частный бизнес и зарабатывать на научных разработках». Идея сработала. Разработанная уникальная технология неразъемного соединения труб специальными муфтами, без сварки, была успешно опробована на самых проблемных участках нефтепровода «Татнефти» и далее реализована на различных предприятиях Башкирии, Удмуртии, Урала, Сибири. В первые 20 лет команда ИПЦ по собственной запатентованной технологии проложила сотни километров трубопроводов, бо́льшая часть которых безаварийно служит по сей день.

До ИПЦ я работала в других компаниях и возглавила предприятие в 2018 году, после смерти Вячеслава Михайловича. В то время у нас были только завершенные заказы и стояла задача — заключить новые контракты. И мы начали перестраивать все что могли: продажи, коммуникации с заказчиками, позиционирование компании на рынке. С этой задачей мы справились.

— Что вы сейчас производите?

— Одно из самых востребованных изделий — электроизолирующая вставка. Этот элемент в любом трубопроводе обеспечивает электрическое разъединение, пресекая способствующие развитию коррозии и ускоряющие абразивный износ трубы блуждающие токи. Также высоким спросом пользуются втулки внутренней защиты сварного шва. Сейчас трубы начали делать из полиэтилена, и нужно думать, как соединять эти трубы со стальными. Поэтому мы разработали переход «ПЭ — сталь», а также свой цокольный ввод.

— Кому могут быть интересны эти продукты?

— Однозначно — газовикам. Также их могут использовать нефтяники и все те, у кого есть технологические трубопроводы.

— Что получают клиенты, используя вашу продукцию? В чем ваше преимущество по сравнению с конкурентами?

— Мы продаем не просто трубы, а уверенность в будущем. Девиз компании — «Технологии, сохраняющие будущее». Есть трубопровод, который мы построили в 1988 году, и он до сих пор работает. За 35 лет на нем сверху выросла трава, появились деревья, по нему ползают жучки-паучки и ходят животные. Пшеницу посадили на этой земле, а трубы продолжают работать. Мы очень много строили в Западной Сибири, это болотистая местность с ягелем в основе экосистемы. Если повредить ягель, то «летит» вся экосистема и она долго не восстанавливается. Обычная стальная труба прослужит год-два. Труба с нашей защитой будет работать более 30 лет без прорывов, утечки продуктов и ремонта. За это время экосистема в местах проведения трубопровода восстановится и получит право на жизнь. Мы гарантируем заказчикам надежность и уверенность в наших продуктах.

«У нас есть огромный опыт и багаж изобретений. Однако в работе мы выстраиваем отношения не с компаниями, а с людьми. И человеческий подход во взаимоотношениях с партнерами и внутри коллектива — наше главное достижение»Фото: ООО «Инженерно-производственный центр»

«У нас нет проблем, есть только задачи»

— Можете назвать своих основных заказчиков?

— Крупные нефтяные и газовые компании дают нам порядка 40% выручки. Политика компании — у нас нет неважных заказов. Самое главное — мы должны своевременно отгрузить качественную продукцию. Кстати, каждый год у нас растет экспорт, пока это страны ближнего зарубежья. Это направление мы начали развивать во время пандемии, и оно нас спасло в тот сложный период. В 2021 году мы продали за рубеж на 11 млн, в 2022-м — на 20 млн, на этот год планируем выйти на показатель 80 миллионов экспортных поставок.

В 2018 году наш оборот составил 200 млн рублей, в 2019-м — 230 миллионов. В период пандемии коронавируса выручка падала из-за снижения цен на нефть — и заказчики сворачивали инвестиции. Например, один контракт срезали на 40 процентов. При этом у нас не останавливалось производство, рабочие какое-то время практически жили на заводе. Я всегда говорю, что у нас нет проблем, есть только задачи, которые надо решить, и реализация выпущенной продукции не остановилась, экспортные соглашения сработали для нас «вовремя». А в 2022 году, несмотря на СВО, все уже выдохнули. Наша выручка выросла до 540 млн рублей.

— Какие показатели ожидаете в этом году?

— Не люблю делать прогнозы, но ставлю планку на 800 млн рублей минимум.

— Как идет процесс модернизации предприятия?

— Мы запустили новые линии, построили новый цех, закупили дополнительное оборудование. Сейчас, несмотря на период неопределенности, мы можем расширяться. В 2021 году поняли, что с инвестициями придется повременить, ждали восстановления рынка. Мы переждали это время успешно, не подались в производство кастрюль, например. Пересмотрели ниши, поняли, что можем продавать не только нефтяникам и газовикам. На очереди — строительство третьего производственного корпуса. Станки купить дополнительные можем, а поставить их пока некуда.

— Как санкции повлияли на вашу компанию?

— Львиная часть нашего оборудования — отечественного производства, допускаю, что российские производители могут использовать иностранные комплектующие. С началом антироссийских санкций мы тщательно проанализировали все риски, по всем направлениям. И нашли аналоги в России, заменили кое-какие комплектующие. Наши ожидания были скорее негативными, однако мы увидели, что много всего «полезного и необходимого» производится у нас в стране.

«Сейчас трубы начали делать из полиэтилена, и нужно думать, как соединять эти трубы со стальными. Поэтому мы разработали переход «ПЭ — сталь», а также свой цокольный ввод»Фото: Андрей Титов

«Человеческий подход в работе — наше главное достижение»

— Что ждет вашу компанию в будущем?

— Будем расширять производство. Мы понимаем, куда можно развиваться, видим свой рынок. В партнерстве с крупными компаниями ведем НИОКР. Участвуем в разработке национальных стандартов. Мы не просто производители, наш уровень чуть выше, наше мнение учитывается в решении таких важных вопросов. В планах у нас — двинуться дальше и увеличить экспорт. Хотя экспортный рынок очень сложный, например, в плане платежей. Поставить продукцию можно, только потом сидишь и думаешь: как деньги получить? Но это возможно, просто надо работать. И у нас большие планы по развитию промышленного туризма. Уже сейчас мы проводим экскурсии по заводу для школьников и заказчиков. Это хорошая возможность показать и наше производство, и конкурентные преимущества.

— Мы заметили у вас в здании очень много графики лисы. Это со смыслом?

— Лиса, Лисенок — наш талисман, маскот, как принято сейчас говорить. Также это способ коммуникаций, с покупателями например, способ донести через простые образы тезисы про окружающую среду. В 2018 году мы участвовали в первой за долгое время выставке, и моя дочь дала мне с собой в командировку игрушечного лисенка, а я поставила его на стенд. И оказалось, что трубы — это не всегда неинтересно, а вот лисенок — интересно! С ним все хотели сфотографироваться, забрать с собой. Получился такой ажиотаж. И мы решили строить свои дальнейшие коммуникации через этот символ в том числе.

— Что вы считаете главным достижением за 35 лет работы компании?

— У нас есть огромный опыт и багаж изобретений. Однако в работе мы выстраиваем отношения не с компаниями, а с людьми. И человеческий подход во взаимоотношениях с партнерами и внутри коллектива — наше главное достижение.