О своих планах по постепенному отказу от работы с региональными операторами телеканал НТВ заявлял еще в прошлом году, поэтому информация об отказе ведущего федерального канала от работы со своим сетевым партнером в Челнах кажется вполне логичной. Напомним, что одна из старейших челнинских телекомпаний «Чаллы-ТВ» с середины 90-х работала с этим федеральным каналом.

Сейчас заполнять освободившееся эфирное время «Чаллы-ТВ» намерен трансляцией сетевого продукта канала ТВ Центр, детища Юрий Лужкова, которое в наследство досталось сменившей его команде Сергея Собянина.

Ориентировочное время завершения совместной работы с НТВ – май, июнь. Об этом БИЗНЕС Online рассказал директор телеканала Чаллы-ТВ Абдулхак Батюшов. «Я никакой трагедии не вижу в том, что мы расходимся с телеканалом НТВ, хотя период будет болезненный, – отметил Батюшов. - Мы сами сознательно идем на этот шаг. Знаем перспективы канала ТВЦ. Знаем, какие планы выстраиваются руководством и собственниками телеканала НТВ по отношению к региональным партнерам. Поэтому решение о новом сетевом партнере сознательное, и думаем, что в результате перехода на новый канал даже какое-то второе дыхание «Чаллы-ТВ» получит».

По данным Национальной ассоциации телерадиовещателей (НАТ), в России насчитывается 982 региональные телекомпании, имеющие лицензии на эфирное вещание. По меньшей мере, 900 таких компаний являются сетевыми партнерами федеральных каналов. Национальные сети аналогового вещания в содружестве с региональными сетевыми партнерами построены большинством федеральных каналов так называемого второго эшелона (ТНТ, РЕН ТВ). Однако постепенно федеральные каналы начинают отказываться от вещания в регионах. В частности, масштабную кампанию по самостоятельному развитию, помимо НТВ, с недавних пор ведет и телеканал СТС. Во многом соблазн отказа от сетевых партнеров у федеральных каналов, по мнению генерального директора телерадиокомпании «Татарстан - Новый век» Ильшата Аминова, возникает в связи с переходом на цифровое вещание, так как попав во 2-й или 3-й мультиплекс, они получают возможность разом охватить всю территорию России.

ЗА 20 ЛЕТ - ДВА ТЕЛЕКАНАЛА И ДВЕ РАДИОСТАНЦИИ

Отметим, что «Чаллы-ТВ» в общем рейтинге каналов, вещающих в Набережных Челнах, занимает шестую строчку (первое место в рейтинге занимает «ОРТ», второе - «Россия»). За 20-ю историю вещания «Чаллы-ТВ» запустил, кроме телеканала, еще и вещающую на частотах УКВ 67,79 радиостанцию «Кунел». Инициатором ее создания, по словам Батюшова, стало руководство Набережных Челнов.

В декабре 2010-го года в партнерстве с телеканалом «Звезда» была запущена еще одна структура редакции «Чаллы-ТВ» - «Кама-ТВ». Правда, полноценное вещание последнего пришлось на конец 2011 года. «Это отдельный телеканал, - рассказал газете «БИЗНЕС Online» Батюшов. - В партнерстве с телеканалом «Звезда». Там идут «Новости», «Вопросы-ответы», программа «Откровенный диалог», поздравительную программу запустили. И часть программ, дублирующихся с «Чаллы-ТВ». Кроме того, мы являемся партнерами радиостанции «Маяк». Занимаемся вещанием «Маяка» здесь, продажей рекламы на радио. Таким образом, сегодня филиал «Татмедиа» в Набережных Челнах – это два телеканала и две радиостанции».

12-222.jpg
«Чаллы-ТВ» снимают 11 собственных программ

«ОТ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПАРТНЕРОВ БУДЕТ УХОДИТЬ И ТВЦ»

Журналисты «БИЗНЕС Online» попросили экспертов оценить факт смены сетевого партнера каналов «Чаллы-ТВ».

Ильшат Аминов - генеральный директор телерадиокомпании «Татарстан - Новый век»:

- У НТВ такая позиция, что вещать они хотят только сами. Они по всей стране уходят от сетевых партнеров, поэтому смена «Чаллы-ТВ» сетевого партнера с НТВ на ТВЦ с этим и связана. «Чаллы-ТВ» вынужден искать нового партнера, так как вещать самостоятельно очень сложно и затратно. Это нормальное явление. Никаких проблем здесь нет: ну, будет «Чаллы-ТВ» работать с ТВЦ, тоже ведь неплохая компания. Придет время, от региональных партнеров будет уходить и ТВЦ… Основные сетевые компании не хотят, чтобы их перекрывали, поэтому и происходит смена сетевых партнеров. Проблема эта давняя и известная. Например, СТС отказался от сетевых партнеров, от собственного программирования на уровне города. Был же в свое время пункт СТС в Казани.

По поводу открытия «КАМА-ТВ» могу сказать, что рад за коллег, пусть развиваются. Сегодня идет битва за контент, о чем я уже неоднократно говорил. Наш контент – татароязычное вещание, у нас зритель стабильный. Конечно, для успеха канала контент обязательно должен быть уникальным. Контента ведь очень много, как и способов его доставки: интернет, мобильный телефон и многое другое. Канал открыть не проблема – найти телезрителя проблема.

Алексей Зотин - программный директор ТК «Эфир»:

Если телекомпания меняет своего сетевого партнера, возможно, на то есть весомые причины. Может быть, истек срок сетевого договора, и какая-либо из сторон не захотела договор пролонгировать. Или, вероятно, есть еще какие-то условия, о которых известно только двум сторонам. В данном случае, возможно, что НТВ, стремясь к единообразию в вещании в Москве и в регионах, лишил своего партнера времени для собственного вещания или выделил меньше времени для региональной рекламы. Это же вопрос договоренностей. Либо «Чаллы-ТВ» могут просто не устраивать новые условия договора. ТВЦ канал достаточно интересный, они провели ребрендинг. Конечно, у них не такая многочисленная аудитория, как у НТВ, но тем не менее есть собственный программный продукт. Понятно, что рейтинг ТВЦ гораздо ниже рейтинга НТВ, что на «Чаллы-ТВ» обязательно скажется. Пятерка федеральных каналов, которые собирают основную часть аудитории: «Первый», «Россия», РЕН ТВ, НТВ и СТС, который конкурирует с ТНТ.

Представьте, что у «Эфира» нет сетевого партнера РЕН ТВ, что произойдет? «Эфиру» придется закупать фильмы, сериалы, снимать больше программ, соответственно, в разы увеличатся расходы. Мы однажды посчитали, во сколько обойдется каналу так называемое самопрограммирование. Расходы увеличиваются в 18 раз! Для примера, чтобы сегодня купить право на одну трансляцию хитового фильма, допустим, «11 друзей Оушена», «Мистер и миссис Смит» или последние голливудские хиты, нужно порядка одной тысячи долларов. А в году 365 дней, и каждый день, 24 часа нужно закрывать собственным вещанием, каковы будут расходы только на закупку фильмов и сериалов? Да и нет еще пока в России продавцов, которые бы обеспечивали потребность региональных компаний в полном объеме. Есть компании, которые продают региональным телеканалам контент-пакет, в котором, условно говоря, далеко не самые хитовые фильмы, сериалы и документальные проекты, прошедшие на федеральных каналах 5-7 лет назад.

Мадина Тимерзянова - генеральный директор телекомпании «Казань»:

- Безусловно, смена сетевого партнера в какой-то части на популярности канала скажется. Все зависит от того, какой сегодня рейтинг в Набережных Челнах у НТВ и ТВЦ. Если рейтинг НТВ выше, то какое-то время небольшой провал будет, но развитие будет зависеть уже от совместной раскрутки и стратегии продвижения ТВЦ и НТВ. Когда мы открывались, то должны были всеми возможными способами донести зрителю мессидж, что мы вещаем на телеканале «Звезда». На основную раскрутку у нас ушел первый год работы. Мы доносили информацию о том, что мы вещаем и где. Но «Чаллы-ТВ» уже 20 лет на рынке, поэтому сверхусилий прикладывать им не придется: свой зритель у них уже есть. И творческий коллектив телеканала сильный и интересный.

Договоры с сетевыми партнерами, помимо стандартных пунктов, могут предусматривать и индивидуальные договоренности. Мы, например, в рамках лицензии брали дополнительное окно, чтобы наши новости могли выходить в 21.30. Ибо в городе-миллионнике в 19.00 жители сидят в пробках.

Запуск «Кама-ТВ» - факт однозначно позитивный. У телезрителей расширяется выбор. На запуск любого продукта рынок так или иначе реагирует всегда. Успех канала будет зависеть от творческого потенциала команды и от выбранной стратегии и тактики продвижения.

К развитию нашего канала этот факт отношения не имеет, так как рынки разные. Что касается «Звезды», как сетевого партнера, то у нас среди партнеров показатели одни из лучших в России. «Звезда» непростая для раскрутки, но очень привлекательная. Зритель ее человек умный, состоявшийся. Не зря наш канал позиционируют, как канал для умных. Он уникален тем, что не ругает наше прошлое, но и не хвалит. Зритель делает выводы сам. И сам формирует свое отношение к прошлому и настоящему. Хочется коллегам пожелать успехов в продвижении. Но лучше это делать с оригинальными программами. В ближайшее время они должны появиться, 20-летний опыт на телерынке многого стоит. Какой смысл заводит два канала, если на нем будут транслироваться те же программы? Зритель ведь будет смотреть тот, что ему привычней. То есть заманить его можно новыми уникальными продуктами.

Справка

ТРК «Чаллы-ТВ» - (ГУ «Телерадиокомпания «Чаллы-ТВ») — одна из крупнейших телерадиокомпаний Закамья, создана 15 апреля 1992 года, с количеством потенциальных телезрителей и радиослушателей в 1,5 млн. человек. Зона уверенного вещания телевидения – Набережные Челны, Менделеевск, Елабуга, Тукаевский район, часть Нижнекамского района. Ранее директором и главным редактором был — Хабрахман Галимуллович Шафигуллин. С конца 2010 года - Батюшов Абдулхак Мустафович. В структуру компании входит телеканал «Чаллы-ТВ», телеканал «Кама-ТВ», радиостанция «Кунел», радиостанция «Маяк». Количество программ собственного производства – 11. Мощность передатчика в Набережных Челнах – 1 кВт. Входит в медиа-холдинг «Татмедиа».

НТВ — общероссийский телеканал, начавший вещание в 1993 году. НТВ круглосуточно вещает из Москвы, из телецентра «Останкино». Система аналогового цвета — SECAM. Помимо территории России, вещание НТВ распространяется за пределы России. Охват телеканала «НТВ Мир» включает страны СНГ и Балтии, а также Западную Европу, Ближний Восток, США и Канаду, Израиль, Австралию, Новую Зеландию и Океанию. Канал имеет временные дубли для трансляции на восточные регионы России через спутник. Основная аудитория канала – мужчины с невысоким образовательным уровнем.
В список аффилированных лиц компании на 31 марта 2012 в том числе входят: ООО «Газпром-Медиа», ООО «Газпром-Медиа Холдинг» и ООО «НТВ-Центр». Уставный капитал на 31 декабря 2011 года – 3 тыс. рублей. Баланс – 24 865 738 рублей, дебиторская задолженность – 4 998 341 рублей. Генеральный директор (на 31 марта 2011 года) – Владислав Кулистиков.

ТВ Центр (ОАО «Телекомпания «ТВ Центр») – одна из ведущих российских телекомпаний, программы которой впервые вышли в эфир 9 июня 1997 года. ТВ Центр вещает в 83 регионах России, а также в странах СНГ и Балтии, Восточной и Западной Европы, Израиля, США, Австралии и Новой Зеландии. Большую часть эфирного времени «ТВ Центр» уделяет освещению политической, социальной и культурной жизни Москвы. Согласно договору с правительством Москвы и лицензионными требованиями важнейшей целью телеканала является информационное обеспечение выполнения программ правительства Москвы. Канал имеет три временных дубля для вещания на восточные регионы России, транслируемые через спутник.
Подавляющей частью принадлежит правительству Москвы. Генеральный директор канала с 29 декабря 2005 — Александр Пономарёв. Выручка за январь-декабрь 2011 – 2 713 875 рублей, чистая прибыль – 5 127 рублей, чистые активы – 4 121 380.