Новыми красками заигралана днях шумная и скандальная история, случившаяся ровно год назад. Тогда известный оперный режиссер Михаил Панджавидзе неожиданно обрушился в одной из соцсетей на «татарских сепаратистов» Новыми красками заиграла на днях шумная и скандальная история, случившаяся ровно год назад. Тогда известный оперный режиссер Михаил Панджавидзе неожиданно обрушился в одной из соцсетей на «татарских сепаратистов» Фото: скриншот из YouTube-видео

«Если хотят лишить меня премии — да ради бога»

Новыми красками заиграла на днях шумная и скандальная история, случившаяся ровно год назад. Тогда известный оперный режиссер Михаил Панджавидзе, который много и довольно плодотворно работал с театром им. Джалиля, неожиданно обрушился в одной из соцсетей на «татарских сепаратистов» и обнаружил в Татарстане «центробежные силы». «Давно уже благодаря националистическим кадрам татары настроены весьма „нетолерантно“, — добавил Панджавидзе. — За 15 лет работы в Татарстане заметил, что, когда я приехал, татарской речи было мало на улицах Казани. А сейчас сплошь и рядом, и в основном молодежь». И еще одна «вишенка на торте» в речах режиссера: «Я замечаю и то, что многие ребята [татары] уже говорят по-русски с сильным акцентом и не очень правильно. А это означает, что русский для них неродной. Такая же история в кавказских республиках».

После этих тезисов Панджавидзе предсказуемо сцепился в комментариях с татарскими активистами, назвал экс-руководителя всемирного форума татарской молодежи (ВФТМ), замдиректора Нацбиблиотеки РТ Табриса Яруллина «первым представителем сепаратизма» и ответил ему: «Деньги я у вас не получал, а зарабатывал, и не ваши, а из госбюджета, а он не только из татарстанских денег сложен».

На вопрос о том, как оперный постановщик мюзикла «Алтын Казан» и «Джалиль» после всего сказанного будет работать в Татарстане, тот отвечал, что на данный момент (декабрь 2021-го) никаких контактов с ТАГТОиБ им. Джалиля не имеет. Говорили, что этому предшествовал конфликт Панджавидзе с директором театра Рауфалем Мухаметзяновым, из-за чего режиссер, уже получив в столице РТ аванс за постановку оперы «Паяцы», затем от этого проекта был отстранен, и поставил спектакль уже Юрий Александров.

«Татары настроены весьма «нетолерантно»: автор «Джалиля» и «Алтын Казан» против «туган тел» в Казани

Между тем молодые татарские активисты из ВФТМ оценили эпистолярные таланты Панджавидзе и отправили письмо Рустаму Минниханову и Ираде Аюповой с предложением лишить режиссера премии им. Тукая, которую он получил за постановку оперы Резеды Ахияровой «Любовь поэта». «Например, в 1907 году в ответ на высказывание в стенах Государственной Думы черносотенца Владимира Пуришкевича, который так же, как и Михаил Панджавидзе, негативно высказывался по отношению к татарскому народу и предложил татарам ехать в Турцию, чтобы там строить татаро-мусульманские школы, Габдулла Тукай написал свое известное стихотворение „Китмибез“ („Не уйдем“). Не правда ли, знакомая ситуация и знакомые слова? Прошло более 100 лет, и последователи Владимира Пуришкевича теперь получают Тукаевскую премию, попутно оскорбляя татарский народ, благодаря которому они получили определенное признание», — было сказано в числе прочего в этом письме.  

«Единственное, что могу сказать: я с Татарстаном последнее время не сотрудничаю. Если хотят лишить меня премии — да ради бога», — прокомментировал тогда ситуацию Панджавидзе в разговоре с «БИЗНЕС Online».

Михаил Панджавидзе был оперным постановщиком мюзикла «Алтын Казан» в театре оперы и балета им. Мусы Джалиля Михаил Панджавидзе был оперным постановщиком мюзикла «Алтын Казан» в театре оперы и балета им. Джалиля Фото: «БИЗНЕС Online»

«А при чем тут я? Я не сепаратист, я демократ, даже подавленный демократ»

Казалось бы, ситуация разрешилась сама собой. Режиссер и оперная Казань оформили негласный «развод» и отправились каждый своей дорогой. Но не тут-то было, оказалось, что директор Мухаметзянов без Панджавидзе обойтись не может. И уже в июне последний заключил контракт на 273 тыс. рублей с театром им. Джалиля на проведение репетиций оперы «Джалиль». Впрочем, то событие еще можно было объяснить. Панджавидзе — автор этого спектакля, который показывают в Казани обычно раз в год (на 9 мая или 22 июня), с творческими кадрами в ТАГТОиБ напряженно, здесь попросту нет грамотного помощника режиссера, который мог бы с солистами вспомнить все необходимые мизансцены.

Однако в декабре 2022-го выяснилось, что Панджавидзе окончательно вышел из опалы в Татарстане, если он в ней когда-нибудь и был. «Нетолерантные татары» позвали его в качестве режиссера будущих гала-концертов Шаляпинского фестиваля. Причем в этом году ежегодный оперный фест пройдет с максимальным размахом по случаю 150-летия со дня рождения Федора Шаляпина, претендуя на главное культурное событие 2023 года в республике. Кстати, для организации празднеств по случаю юбилея даже сформирован оргкомитет, куда вошли многие самые влиятельные татарстанские чиновники. Что касается самого фестиваля, то итальянский режиссер Бепи Морасси здесь за рекордный гонорар в 100 тыс. евро представит на фестивале премьеру «Севильского цирюльника», Валерий Гергиев привезет «Хованщину» из Мариинки, а в гала-концерте, который и будет режиссировать Панджавидзе, примут участие солисты и оркестр Большого театра. На недавней встрече с прессой министр культуры РТ Аюпова отказалась назвать бюджет Шаляпинского фестиваля, сообщив, что он находится в стадии формирования.

Казанский «цирюльник» за 100 тысяч евро: праздник от дона Джузеппе из Венеции

Зато глава республиканского минкульта рассказала «БИЗНЕС Online» о своем отношении к ситуации с Панджавидзе. «Насколько я знаю, он (Панджавидзе прим. ред.) позже извинился за свои высказывания. Во всяком случае, позиция у него была, что он некорректно выразился», — сообщила Аюпова. Хотя на самом деле никаких публичных извинений не было, режиссер стер свои скандальные посты со словами «мне, в принципе, эта тема понятна, и ни с кем ее обсуждать я не намерен».

«Я могу сказать свою позицию, это не применительно к Панджавидзе, это не применительно к любому другому вопросу, но я считаю, что профессионализм любого человека не должен пересекаться с эмоциональной сферой, — считает Аюпова. — Это сфера профессионального искусства, и оценивать здесь нужно исключительно с точки зрения профессионализма. А творческие люди очень часто бывают эмоциональными, и их высказывания зачастую вырываются из контекста». Правда, министр культуры Татарстана добавила, что никоим образом не оправдывает предыдущие заявления оперного постановщика.

Ирада Аюпова: «Насколько я знаю, он [Панджавидзе] позже извинился за свои высказывания. Во всяком случае позиция у него была, что он некорректно выразился» Ирада Аюпова: «Насколько я знаю, он [Панджавидзе] позже извинился за свои высказывания. Во всяком случае, позиция у него была, что он некорректно выразился» Фото: «БИЗНЕС Online»

«БИЗНЕС Online» попытался выяснить позицию и других важных татарстанских чиновников. Вице-премьер РТ, курирующая социальный блок, Лейла Фазлеева сказала, что готова будет дать комментарий после разговора с коллегами, организующими Шаляпинский фестиваль. «А при чем тут я? Я не сепаратист, я демократ, даже подавленный демократ, — отшутился вице-спикер Госсовета РТ, руководитель комиссии по сохранению и развитию татарского языка при президенте РТ Марат Ахметов. — Этот вопрос, может быть, надо задать Шайхразиеву или Аюповой».

В свою очередь, глава «Милли шура» сказал нашему корреспонденту: раз речь идет об оперном фестивале, «то главный оператор здесь — минкультуры». «Если бы были какие-то серьезные препятствия, исходя из его высказываний, и они противоречили назначению, его не выбрали бы, — уверен Василь Шайхразиев. — Но я в этом вижу другой позитив. Знаете, бывает так, что иногда даже среди нас, татар, когда проводим какие-то мероприятия, мы друг друга тоже ругаем, не понимая внутренних вопросов людей, не вникая туда. А потом, когда этот человек окунается во все вопросы (организационные, финансовые и прочие), то выходит восхищенный. Может, это такой удивительный шанс, если этот режиссер полностью проект доведет, покажет во время организации фестиваля, насколько татары, русские и другие национальности живут в мире и согласии… Да, с точки зрения русского языка мы, наверное, где-то имеем какой-то акцент, ошибки, но это не принципиально. Душою мы за великую Родину. Наоборот, надо его обнять, дать возможность, чтобы на выходе этого фестиваля с высокой трибуны или у себя он рассказал бы с восхищением о том (если такое высказывание было), что раньше недопонимал татарский мир. Тогда это будет на пять с плюсом».

Сам Панджавидзе отказался от комментариев «БИЗНЕС Online».

Василь Шайхразиев: «Знаете, бывает так, что иногда даже среди нас, татар, когда проводим какие-то мероприятия, мы друг друга тоже ругаем, не понимая внутренних вопросов людей, не вникая туда» Василь Шайхразиев: «Знаете, бывает так, что иногда даже среди нас, татар, когда проводим какие-то мероприятия, мы друг друга тоже ругаем, не понимая внутренних вопросов людей, не вникая туда» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Получается, нас оскорбляют, и мы же из своего кармана подкармливаем, обеспечиваем такого человека»

А что же всемирный форум татарской молодежи, который предлагал лишить режиссера Тукаевской премии? Кстати, его прежний руководитель, недавно ставший членом Общественной палаты РТ Яруллин, которого режиссер из Москвы аттестовал в прошлом году «первым представителем сепаратизма», также сегодня предпочел никак не комментировать ситуацию.

Интересно, что в ВФТМ на то самое письмо так и не получили никакого ответа ни от аппарата Минниханова, ни от министра Аюповой. «После письма нашей организации, я считаю, государственные органы исполнительной власти РТ, по крайней мере, минкультуры, как минимум должны были забыть о каком-либо сотрудничестве с этим человеком, — уверен член совета ВФТМ, историк Ильнар Гарифуллин. — Он должен был быть внесен в списки тех, кто неприемлем для какого-либо сотрудничества внутри Татарстана на госденьги. Мне кажется, это большая ошибка органов исполнительной власти РТ».

Гарифуллин говорит, что молчание самого театра им. Джалиля понятно — они прикрывают Панджавидзе, однако за госзакупками и заключаемыми учреждением контрактами должны следить государственные органы, учредитель, в данном случае министерство культуры. «То, что на татарстанские деньги проводит мероприятие человек, который очень некрасивыми словами отзывался не просто о татарах, но и о татарском языке, меня очень сильно покоробило, — указывает собеседник газеты. — И самое главное, обвинял татар, которые разговаривают на татарском языке, в сепаратизме. Мне кажется, в национальной республике, такой как Татарстан, если люди так отзываются по такому чувствительному вопросу, то им вообще должен быть закрыт доступ на любые культурные мероприятия даже в качестве участника. Панджавидзе обзывает татарский язык, оскорбляет татар и при этом получает деньги из бюджета РТ. Мне кажется, это абсолютно неприемлемо, это унизительно для каждого человека, который чувствует причастность к Татарстану и татарскому народу. Получается, нас оскорбляют, и мы же из своего кармана подкармливаем, обеспечиваем такого человека».

Будет ли какая-то реакция на уровне ВФТМ? «Мы вели разговоры по данному поводу, не знаю, оформим ли заново это в некое обращение, — говорит Гарифуллин. — Если придем к общему решению, то в коллективном смысле слова отреагируем».