«Работа идет исключительно с местными. Это намного сложнее, чем в Казани. В Челнах мы привыкли переманивать гостей друг у друга, максимально стараться бороться за них», — объясняют рестораторы автограда причины своей экспансии. За последние годы их сфера влияния на рынок общепита республики выросла в несколько раз. «БИЗНЕС Online» изучил рынок ресторанов автограда и выяснил, что крупнейшие игроки уже давно плотно окружили центр Казани своими заведениями. Об историях самых перспективных королей общепита Челнов — в нашем материале.
Рестораны Набережных Челнов уже давно выбрались за пределы города и распространили свое влияние не только на республику, но и на другие регионы страны. Взять ту же Казань — в самом центре города расположены начинавшие в Челнах «Максимилианс», «Бинхартс», «Рокнроллы», «Грузинские истории», «Дуть» и другие заведения
Челнинский феномен: в чем секрет успеха рестораторов из автограда
Рестораны Набережных Челнов уже давно выбрались за пределы города и распространили свое влияние не только на республику, но и на другие регионы страны. Взять ту же Казань — в самом центре города расположены начинавшие в Челнах «Максимилианс», «Бинхартс», «Рокнроллы», «Грузинские истории», «Дуть» и другие заведения. Так в чем же секрет успешности челнинского бизнеса в сфере общепита?
Здесь важно напомнить, что Челны строились буквально в голом поле и рестораны имеют не такую богатую историю. В 1970–1980-х в городе было всего четыре заведения: «Дружба», «Татарстан», «Россия», «Москва». Перелом случился в конце 1990-х. Из-за проблем на градообразующем КАМАЗе люди были вынуждены идти в бизнес, чтобы выжить. Сегодня в городе официально зарегистрировано 611 предприятий общественного питания (для сравнения: в Казани — 2,5 тыс.). В их числе 26 ресторанов, 273 кафе, 6 столовых и 306 точек категории «закусочные», «бистро», «бары» и «мини-пекарни».
«У нас, в Челнах, из 540 тысяч населения лишь 7–8 процентов ходят по заведениям. Привлечь эту аудиторию к себе — большой труд. А рестораторов очень много, — рассказал „БИЗНЕС Online“ руководитель ассоциации рестораторов и отельеров автограда Раис Валеев, который, к слову, также и вице-президент ассоциации рестораторов РТ. — В Челнах на душу населения количество точек общепита очень большое. Мы город предпринимателей, и левые деньги в Челны не заходят. У нас нет туристов».
В Челнах действительно практически никак не развито туристическое направление. Во втором городе республики не проходят федеральные и мировые мероприятия, не говоря уже о крупных спортивных соревнованиях. У Челнов нет своего кремля, улицы Баумана, озера Кабан, университета, аквапарка, зоопарка, театра оперы и балета, стадиона на 45 тыс. мест, сильной хоккейной, баскетбольной или волейбольной команды. Сюда едут только за запчастями для машин. Да, есть КАМАЗ. Но для кого он? Автогигант уже давно отстранился от работы по созданию позитивного имиджа города. Гоночная команда «КАМАЗ-Мастер»? В Саудовской Аравии наверняка расстроились, что синие грузовики из Челнов не приедут в этом году в начале января. Для Челнов же ничего в этом смысле не поменялось. Как бы грустно ни звучало, город пока никак не может избавиться от клейма «спального района» для работников завода. И глобальных движений в сторону исправления ситуации не делается.
«Челнинские рестораторы не избалованы такими крупными событиями, как Универсиада, чемпионат мира по водными видам, Кубок конфедераций или чемпионат мира по футболу. Пока наши коллеги-рестораторы в эти дни буквально отбивались от гостей, мы никак не ощутили эти события на себе, — говорит Валеев. — Работа идет исключительно с местными. Это намного сложнее, чем в Казани».
Челнинские рестораторы — крутые ребята! Заходя в чужой город, будь то Казань, Елабуга или Нижнекамск, нам намного проще. До того в Челнах мощная школа. Каждый год конкуренция растет и игроки ресторанного бизнеса становятся сильнее.
Решать проблему непопулярности Челнов собираются сами рестораторы. Созданная в этом году ассоциация провела ряд встреч в Казани с руководителями автограда, где был поднят вопрос развития туризма. Сейчас они готовят новые проекты, которые, по их мнению, выведут из спячки туризм в городе.
Пока же этого не произошло, выжившие выбираются в поисках голодных ртов в другие города. Отсюда и такое мощное представительство челнинского бизнеса в ближайшем крупном туристическом городе.
От точки в ТЦ до «великих»: как зарождалась сеть «Бинхартс»
Говоря о королях ресторанного бизнеса Челнов, захвативших Казань, эксперты «БИЗНЕС Online» в один голос вспоминают сеть кофеен «Бинхартс», которую основал местный предприниматель Артем Лебедев. Первая точка была открыта в 2014 году, тогда как сегодня она представлена во всех крупнейших городах республики. Согласно открытым данным, на конец 2021-го выручка сети составила 218 млн рублей.
Лебедев не самая медийная персона. Тем не менее известно, что он учился в элитной челнинской школе «Золотая горка», а получать высшее образование отправился уже в США, где поступил в Хьюстонский университет штата Техас. После обучения работал финансовым аналитиком банка U.S., а после стал старшим аналитиком всемирно известной американской продовольственной компании Cargill, которая занимается производством и поставками ингредиентов для крупных корпораций общепита. Среди их клиентов, например, такие гиганты фастфуда, как «Макдоналдс», KFC, Coca-Cola и др.
Говоря о королях ресторанного бизнеса Челнов, захвативших Казань, эксперты «БИЗНЕС Online» в один голос вспоминают сеть кофеен «Бинхартс», которую основал местный предприниматель Артем Лебедев
Знания, полученные за границей, помогли ему вместе с партнерами основать в родном Татарстане производство «Татпромхолдинг», которое изготавливает расходные материалы для нефтяной индустрии на основе американских технологий. По данным системы «Контур.Фокус», на конец прошлого года оборот компании составил 1,3 млрд рублей, из которых 39,6 млн — чистая прибыль. Компанией, помимо Лебедева, в равных долях владеют Сергей Антипов, Эльвир Шарафетдинов и Карим Марданшин. За этой же группой числится ООО «Набережночелнинский трубный завод» (НЧТЗ).
Но, пожалуй, наибольшей известностью пользуется их актив в сфере общепита — сеть кофеен «Бинхартс». Разница лишь в том, что здесь 40% доли принадлежит Лебедеву, который и основал сеть, а остальные 60% разделено между оставшимися тремя партнерами в равных долях.
Несколько лет назад оперативное управление сетью было возложено на опытного директора из Москвы Александра Леусенко, который уже более 17 лет работает в ресторанном бизнесе
Посмотрев мир, в 2013 году Лебедев вернулся в Набережные Челны. Он увидел, что направление кофеен в родном городе никак не развито. Тут ему пришла идея открыть заведение в американском стиле. Первая точка появилась на первом этаже ТЦ «Омега» и внезапно стала одним из популярнейших мест города. Известно, что «Бинхартс» использует смесь зерен кофе одной из стран Латинской Америки. Какой именно — в сети не раскрывают. Затем зерна обжаривают на заводе в Ижевске и в течение недели поставляют в заведения.
«Он не стал изобретать велосипед и привез многие идеи из Штатов. Но для нас и это стало новым и неповторимым форматом, — говорят о Лебедеве источники „БИЗНЕС Online“. — Знаю, что изначально он сильно беспокоился, что нестандартные блюда не воспримутся местной публикой. Но, как видим, со временем это стало фишкой бренда».
Сеть представлена 17 точками, расположенными в Набережных Челнах, Казани, Нижнекамске и Альметьевске. Есть три концепции: 15 стандартных кофеен и по одной в форматах «Лайт» и «Гранд» (обе в Набережных Челнах). В общей сложности в сети трудятся около 650 человек. Несколько лет назад оперативное управление сетью было возложено на опытного директора из Москвы Александра Леусенко, который уже более 17 лет работает в ресторанном бизнесе.
«Бинхартс» сегодня уже не кофейня, а скорее семейное кафе. Зная наше меню, наше отношение к гостю, уровень сервиса и подачу блюд, мы, наверное, уже ближе к семейному кафе-ресторану.
Компания продолжает свое активное развитие и «завоевывание» территорий. Совсем недавно первое заведение появилось в Альметьевске. В следующем году планируется открытие заведения «Бинхартс Гранд» в Казани, на улице Чистопольской.
«„Гранд“ — это больше ресторанный формат. Там есть некоторые позиции блюд, которых нет в основном меню, например пицца в дровяной печи, стейки и так далее. Обслуживание уже более полное — с хостесами и возможностью брони столов. В стандартной концепции „Бинхартса“ мы столы не бронируем, — объясняет разницу гендиректор сети. — Мы за оборачиваемость стола и не можем позволить себе делать бронь. Из-за этого у нас в Казани и Челнах большие очереди. Если в обеденное время посмотреть трафик по центральным точкам, то увидите от 5 до 15 человек, которые ждут свободных столов. В наше время получить такие форматы очереди — это тоже своеобразная реклама. Значит, мы делаем то, что людям нравится. Они готовы ожидать».
Кроме того, сейчас рассматривают возможность открытия в Уфе. Планируется открытие 3–4 ресторанов и фабрики кухни. Это будут заведения самостоятельного формата под контролем центрального офиса в Набережных Челнах.
Летом сеть вышла на рынок франшизы. «У нас есть запросы из-за границы. В Дубае интересовались, в Казахстане. Есть интерес из Москвы, Санкт-Петербурга и других городов. Но из-за последних событий практически все переговоры, которые велись с зарубежными партнерами, были перенесены на следующий год», — рассказывает Леусенко.
Известно, что «Бинхартс» использует смесь зерен кофе одной из стран Латинской Америки. Какой именно — в сети не раскрывают
Заготовки для блюд происходят на фабриках-кухнях — это цеха производства, где «Бинхартс» делает 75% своих полуфабрикатов. Еще 25% — локальные поставщики зелени и овощей. Фабрики есть в Казани и Челнах. Оттуда продукты внутренней логистикой распространяются по всем ресторанам. «Это обеспечивает стандарт качества. Для нас важно, чтобы гость, который придет к нам в Казань, съел такое же блюдо, которое он ел в Челнах или Нижнекамске», — подчеркивает руководитель сети.
«Мы продолжаем ориентироваться в американском направлении. Это большие порции. У нас нет концепции премиальных ресторанов, где гость может заказать себе 3–4 блюда из меню. Они будут очень маленькими, и он сможет попробовать максимально все. У нас все-таки задача максимально накормить человека, — говорит Леусенко. — Те, кто нас не знает, приходя в первый раз, заказывают и салат, и что-то еще, а потом понимают, что можно было бы обойтись одним. Но на то он и формат, потому что в следующий раз гость заказывает одну порцию и удовлетворенно уходит».
Один из главных игроков ресторанного рынка Челнов — совладелец холдинга Cafegroup Раис Валеев. Его заведения буквально окружили центр Казани
Стало тесно в России: Cafegroup заходит в другие страны?
Один из главных игроков ресторанного рынка Челнов — совладелец холдинга Cafegroup Раис Валеев. Его заведения буквально окружили центр Казани. В ресторанный бизнес он пришел из общепита. Ранее он работал поваром в заведениях «Дикий Запад», «Чемпион» и РК «Батыр». Затем был сушефом в пивном ресторане в Челнах и уехал на 8 месяцев поработать в заведениях в Сочи. По возвращении устроился торговым представителем Nestle в компанию «Агат» в Елабуге, Заинске, Менделеевске и Мензелинске.
«Однажды я возвращался из Заинска. Меня развернуло на трассе, чуть в аварию не попал. Тогда я понял, что кататься так дальше — это не мое и надо что-то менять», — вспоминает свой путь в ресторанный бизнес Валеев.
Сегодня совместный холдинг Валеева и Муратова Cafegroup владеет 11 ресторанами в Татарстане: пять точек «Грузинских историй», два проекта хинкальной «Вай, Гоги», кафе «Веранда», чайхана «Хумо», BOCO kitchen и «Дадиани»
В 2009-м он открыл кафе «Матрица» с другом своего нынешнего партнера Ирека Муратова, скинувшись по 150 тыс. рублей. Своих денег на тот момент не было, пришлось брать кредит на сестру, вспоминает сегодня один из самых успешных рестораторов Челнов. Затем проект продали. В целом Валеев не стеснялся открывать и закрывать новые заведения в партнерстве с Муратовым. Так были открыты и вскоре проданы такие заведения, как Cafe del Mar, автосуши «Суши Тайм», пиццерия «Паприка», «Орловский дворик», Restaurant Royal Street и многие другие.
Сегодня их совместный холдинг Cafegroup владеет 11 ресторанами в Татарстане: пять точек «Грузинских историй», два проекта хинкальной «Вай, Гоги», кафе «Веранда», чайхана «Хумо», BOCO kitchen и «Дадиани». Общий оборот капитала по всем ресторанам Валеева, согласно только открытым данным, переваливает за 250 млн рублей.
«Всего работаем в четырех городах: Набережные Челны, Елабуга, Нижнекамск и Казань. Пять заведений в Челнах, четыре — в Казани и по одному — в Елабуге и Нижнекамске, — отмечает Валеев. — Мы развиваем проект грузинской кухни. Плотно движемся в данном направлении. В планах выходить с этим проектом в другие российские города. Сейчас рассматриваем помещения. Какие-то проекты, возможно, будут по франшизе. Пока это только мысли. Сейчас доупаковываем проект в плане маркетинга и системности работы».
Почему выбор пал именно на грузинскую кухню? В 2017 году в Челнах завершили строительство набережной им. Тукая под патронажем теперь уже бывшего помощника президента РТ Наталии Фишман-Бекмамбетовой. Тогда Валееву и Муратову удалось получить там точку под кафе. Партнеры долго думали о концепции и остановились на кухне Грузии. «Это не должен был быть фастфуд, это должно было быть по приемлемой цене и комфортно по ассортименту. К тому же мне самому нравится эта кухня. С этого все и началось», — вспоминает бизнесмен.
Когда мы открывались в Казани с проектом «Грузинские истории», мы реально удивили казанцев, хотя нам говорили, что в столице РТ рестораны намного круче, чем в Челнах. Но и «Бинхартс», и «Рокнроллы» зашли с челнинскими проектами в Казань и продолжают удивлять.
В качестве примера он привел заведения Самары, которые он не так давно посетил. Бизнесмен отметил для себя, что, несмотря на разную концепцию, почти у всех в меню есть один и тот же салат, хотя владельцы ресторанов разные: «То есть они так или иначе все друг у друга копируют, — говорит Валеев. — У нас же, несмотря на ту же концепцию, блюда отличаются. Соответственно, клиент уже будет удивлен».
Валеев и Муратов планируют дальше развивать свои заведения, выходя на новые рынки. Так, например, партнеры рассматривают возможность выхода на Казахстан и Беларусь: «В планах развивать бизнес в столицах регионов, которые находятся рядом. Чтобы не только все было в Татарстане. Не хотим складывать все яйца в одну корзину».
Один из самых громких проектов, который подготовила ассоциация рестораторов под руководством Валеева, — проект на набережной им. Табеева в Челнах. Ранее, напомним, рестораторы уступили на аукционе за территорию, но после отказа победителя все же получили землю для совместной точки общепита. Планируется, что в проекте Cafegroup представит ресторан «Вай, Гоги». «Будут хинкали, хачапури, шашлык, — приоткрыл секреты Валеев. — Установим демократичные цены. Думаем, хорошо „зайдет“».
AA Group созрела для выхода из Челнов
Мастодонтом челнинского ресторанного рынка наши эксперты назвали Альфию Лоханину, которая вместе с супругом владеет сетью ресторанов AA Group. Сегодня в их активе четыре заведения разного формата. По данным системы «Контур.Фокус», семейная пара владеет ООО «Пассаж», которое специализируется на работе ресторанов и оказывает услуги по доставке продуктов питания. На конец 2021 года выручка компании выросла на 173% и составила 49,1 млн рублей.
Мастодонтом челнинского ресторанного рынка наши эксперты назвали Альфию Лоханину, которая вместе с супругом владеет сетью ресторанов AA Group
«Альфия Анасовна — это один из сильнейших игроков ресторанного бизнеса, — говорят наши эксперты. — Но проблема в том, что она все еще не зашла в Казань. Если она это сделает, то, несомненно, получится один из лучших проектов в республике».
Рестораны AA Group пока не представлены в столице РТ, но такой возможности ее владельцы не исключают. Вместе с тем сеть рассматривает и другие города для расширения: «Посмотрим, будет ли это республика или другой регион. Мы все это сейчас рассматриваем. Готовим совместный проект и работаем с рестораторами других регионов. Есть интересные предложения, мы сейчас все взвешиваем, — говорит Лоханина. — Считаю, что сначала нужно правильно автоматизировать и систематизировать работу. Когда ты все соберешь в одно, ты это уже просто переносишь в другую точку. А заходить с бухты-барахты… Не хочу наломать дров. Нужно делать это четко и отчетливо».
По словам Лоханиной, челнинские рестораторы действительно одни из сильнейших в стране. Но при этом они несправедливо недооценены, уверена она. «Порой даже обидно становится, что мы в стороне остаемся, — говорит она. — Сегодня существует много рейтингов, престижных ресторанных премий. В один из таких рейтингов с сыроварней AndreAle мы стали 111-ми в России. В этом году с проектом Chojo я была уверена, что мы попадем если не в десятку, то в двадцатку точно. Но нас там не оказалось. Все потому, что нас банально не знают».
В качестве примера она назвала одного из рестораторов, который открыл «обычное по меркам Челнов» кафе в Казани: «Оно сразу попало в число лучших. Почему? Потому что есть туристы! Люди видят. Но если сравнить заведения столицы и нас, то мы просто на голову лучше многих признанных, — уверена она. — Шеф-повара из Казани, Москвы и Петербурга приезжают к нам и удивляются, что в Челнах есть настолько сильные заведения».
Лоханина по образованию — товаровед промышленных товаров. В Челны она приехала по распределению после обучения в Казани. Здесь она познакомилась с будущим супругом, который владел кооперативным магазином «Космос». «Это был ларечек, а он являлся одним из учредителей», — вспоминает Лоханина. Вскоре на этом месте появился магазин, а при нем они открыли маленькое домашнее кафе «Малибу».
«Когда ударил кризис, к нам, в Челны, приехал известный ресторанный критик Олег Назаров. Он проводил у нас форум в „Батыре“. Тогда он сказал: „Альфия, какой тут Малибу? Надо открывать восточную кухню“. Тогда мы открыли „Чайхону“ на улице Усманова. Это был 2001 год», — говорит Лоханина.
Лоханины выкупили у известного в Челнах фермера Равиля Миннехузина ресторан «Фергана» и открыли свою сыроварню AndreAle
Затем они выкупили у известного в Челнах фермера Равиля Миннехузина ресторан «Фергана» и открыли свою сыроварню AndreAle. В начале 2022-го на площади Азатлык, напротив мэрии, открылся изакая-бар Chojo. Все проекты, несмотря на разность форматов, пользуются большой популярностью у челнинцев. Кроме того, у AA Group есть соглашение с китайской корпорацией Haier: «Представители заводов, которые работают в Челнах, частенько приходят к нам, проводят мероприятия или мини-собрания, а потом остаются на обед или ужин. Они у нас часто бывают. Есть моменты, когда они заказывают доставку к себе, а есть дни, когда приходят и проводят у нас свои обеды».
В начале 2022-го на площади Азатлык, напротив мэрии, открылся изакая-бар Chojo
Лоханины большое внимание уделяют развитию своего персонала, отправляя их за свой счет на учебу к известным столичным поварам и, наоборот, приглашая специалистов на мастер-классы к себе. «Гости заведений в Челнах — это очень разные люди. Как заманить человека, который целый день отработал на КАМАЗе, в свое заведение? Только любовью и вниманием, — говорит ресторатор. — Зарабатывание денег — это вообще не о нас. Больше работаем за идею и любовь наших гостей».
Еще одна часть доходов AA Group — это продажа сыров. Сеть самостоятельно готовит сыры для своих ресторанов в производственном цехе. Кроме того, сыры приобретают и другие рестораторы города. Уже, например, заключены соглашения с рестораном «Круглый стол» и Open City, также ведутся переговоры с «Бинхартсом».
Довольно серьезный рост своего бизнеса, по словам экспертов «БИЗНЕС Online», в последние годы показывает владелец сети рестоклубов Chill Out Фархад Хайдаров
Как растет бизнес самого перспективного ресторатора Челнов
Довольно серьезный рост своего бизнеса, по словам экспертов «БИЗНЕС Online», в последние годы показывает владелец сети рестоклубов Chill Out Фархад Хайдаров. 29-летнего бизнесмена наши эксперты называют одним из самых перспективных рестораторов Челнов. В этом году он открыл пока что самый новый ресторан города — под названием Bird. Всего на его счету сегодня 8 заведений по Татарстану: четыре в Челнах и по одному в Казани, Елабуге и Альметьевске.
Хайдаров родом из Киргизии. В Челны вместе с родителями переехал в 2005 году. Учился в КамПИ, по образованию экономист-менеджер городского хозяйства. «Я должен был работать в мэрии, — смеется он. — Все мои одногруппники работают в исполкоме».
В этом году Хайдаров открыл пока что самый новый ресторан города — под названием Bird. Всего на его счету сегодня 8 заведений по Татарстану: четыре в Челнах и по одному в Казани, Елабуге и Альметьевске
Свой путь в ресторанном бизнесе, по его словам, он начинал с официанта и дорос до управляющего. После учебы он три года работал в США, где также почерпнул для себя какие-то моменты. Вернувшись в Челны, он два месяца трудился на одном из предприятий ОЭЗ «Алабуга», но очень быстро понял, что это не его. Свое первое заведение (кальянная «Империя») он открыл в 2014 году в Набережных Челнах с партнером. Но общий бизнес не задался, отношения с партнером испортились, и он решил открыть собственное заведение. Так в автограде появился первый Chill Out, который, несмотря на не самое удачное расположение, рядом с поселком Орловка, сразу же стал одним из популярнейших мест у молодежи города.
Свою роль в этом сыграла и маркетинговая стратегия, которую выбрал Хайдаров. В Chill Out приезжали совсем молодые, но уже известные стендап-комики. «Под его открытие я закладывал свою квартиру, брал кредит под бешеный процент. Но проект „выстрелил“, — вспоминает он начало своего пути. — У меня не было цели открыть свое дело. В студенческое время надо было чем-то себя занять. Я, как и многие, начинал официантом, был барменом. Вернувшись в Челны после США, работал над запуском Sky Lounge. Но, не найдя общего языка с владельцами, решил, что открою свое дело и покажу, что я был прав».
По словам бизнесмена, в первое время он едва ли не жил там, самостоятельно контролируя все процессы. Увидев, что проект приносит деньги, он стал расширяться. Заведения сети появились в Альметьевске и Москве. Столичный проект вскоре пришлось закрыть, тогда как в нефтеграде заведение продолжает оставаться одним из самых популярных в городе.
«Москва — это все-таки далековато. Мне приходилось в неделю по 3–4 раза летать туда, чтобы вести там работу. В какой-то момент я просто устал и решил отказаться от проекта, хотя он успешно начал свою работу, — говорит Хайдаров. — Это не единственный проект, который я закрыл. Не скажу, что все, за что мы брались, успешно работало. Мы открывали что-то, что-то закрывали».
Если сравнивать города, то в Казани намного проще работать. Во-первых, население города в 2 раза больше, чем в Челнах. Во-вторых, гости более лояльны. Челнинцы более придирчивы. Почему? Наверное, мы сами их приучили.
«Очень много челнинских ребят сегодня открываются в Казани. И у всех успешные проекты. Думаю, все из-за большой конкуренции в своем городе. Если ты смог стать успешным в Челнах, то Казань для тебя уже не проблема, — объяснят Хайдаров челнинский ресторанный феномен. — У нас, например, проект с первого дня стал популярным. Мы там ни копейки не потратили на рекламу. В Челнах же выживают только сильнейшие».
Что касается планов, то со следующего года ресторатор планирует расширяться в Казани: «Пока не могу конкретно сказать, что и где это будет. Скажу лишь, что сейчас мне становится интереснее делать акцент на кухню. Если проект Bird получится успешным, возможно, попробуем зайти с ним и в Казань».
Уже несколько лет на слуху проект владельцев сети клиник «Конкор-Оптика» Дмитрия и Максима Федоровых. На первом этаже своего офисного здания они открыли семейное кафе «Компот», которое сразу же полюбилось местным
Братья Федоровы: котлета как в детском садике и мультики как у Пригожина
Уже несколько лет на слуху проект владельцев сети клиник «Конкор-Оптика» Дмитрия и Максима Федоровых. На первом этаже своего офисного здания они открыли семейное кафе «Компот», которое сразу же полюбилось местным. Следующая цель — расширение в другие города, в том числе в столицу РТ.
«Рассматриваем возможность захода в ту же Казань. У нас очень востребованный формат, — рассказал „БИЗНЕС Online“ Максим Федоров. — Мы сейчас активно ищем варианты открытия второго заведения. Возможно, это будет франшиза, может, создадим сеть сами. Пока думаем».
Изначально открытие собственного заведения вообще не входило в планы глазных хирургов. На первом этаже своего здания на проспекте Мира братья планировали сделать обеденную зону для персонала своей клиники, но в итоге решили сдать помещение кому-то из рестораторов города: «Мы многим именитым нашим рестораторам предлагали это место, но все говорили: „Нет, у вас не первая линия“», — вспоминает Федоров. Когда арендатора вроде бы уже нашли, братья передумали и решили открыть свое заведение.
«Мы рестораторы, которые пришли из науки и медицины. У брата всю жизнь кулинария была хобби. Он с детства мечтал о кафе, любит поесть. Говорил: „Здесь невкусно, я бы сделал так“, — продолжает он. — В мае он ездил в Петербург на курсы поваров, там приезжали мишленовские звезды. И скажу, что Дима там был крутым. Он химик, кулинарию раскладывает с точки зрения химии: свариваемость белка, влияние углеводов, рецепторы. Он разрабатывает блюда именно по химии, знает тонкие нюансы, о которых многие опытные повара, возможно, не догадываются».
Любопытна история создания заведения. Когда братья разрабатывали концепцию, решили, что это будет семейное кафе с полезной едой, в том числе для детей. «Раз кафе для детей, то надо спросить у детей. Мы спросили у племянника: „Славик, вот тебе 20 наименований. Выбирай“. Он: „Компот“. Почему? „А потому что вкусно“. Вот так и начали».
«Делаем меню: „Славик, это вкусно?“. А он не ест. Говорит, что котлеты нравятся такие, как в садике, — улыбается Федоров. — Поехали в один садик. Не то. Поехали тогда в его садик, нашли повариху. Она показала, что и как. Сделали. Назвали „Котлета как в садике“. Понравилось. И ведь другие дети уплетают! А для родителей это важно».
Изначально управление кафе доверили внешним управленцам, но потом Федоровы взяли его в свои руки: «В первый год у нас насчитывалось 16 миллионов убытков. Мы поняли, что так продолжаться дальше не может, и взялись за кафе сами. В итоге получился проект с хорошей бизнес-моделью. Четыре года спустя мы научились быть рестораторами. Из похожих заведений мы, наверное, в первой десятке по России по показателям. Делаем все правильно. Людям нравится, они к нам возвращаются. Стараемся уделять много времени мелочам».
Учитывая профессию, братья неоднократно посещали европейские страны в ходе медицинских конференций. Так, в одном из заведений Парижа они увидели шоу Le Petit Chef, которое заключается в том, что проектор транслирует на стол мультфильм, в котором маленький повар готовит блюдо. В конце детям приносят такое же блюдо. «В России такое есть только у Евгения Пригожина в Санкт-Петербурге, — рассказывает Федоров. — Это разработка бельгийцев. Мы специально поехали туда, познакомились с авторами и приобрели у них лицензию на Россию сроком на пять лет. Ни один нормальный ресторатор это не купит. Оставлять миллионы, чтобы у тебя на столе был мультик? На это способны только мы».
«История сети «Рокнроллы» началась в 2009 году в городе Набережные Челны. Первое кафе представляло собой небольшое заведение на 8 посадочных мест. Но сеть очень быстро начала расти и полюбилась не только челнинцам», — говорится на официальном сайте кафе
Суши озолотили Зарипова, а семья Халикова создала самую большую челнинскую сеть
Еще один яркий пример челнинского бизнеса, который разросся далеко за пределы города, — холдинг Feed Food Family, которым владеют бизнесмены Артур Зарипов и Алексей Васильев. Их тандем развивает такие проекты, как кафе «Рокнроллы», кальянная «Дуть» и автокафе 1.08 Сoffее.
«История сети „Рокнроллы“ началась в 2009 году в городе Набережные Челны. Первое кафе представляло собой небольшое заведение на 8 посадочных мест. Но сеть очень быстро начала расти и полюбилась не только челнинцам», — говорится на официальном сайте кафе. Действительно, их заведения сегодня активно функционируют в Челнах, Казани, Елабуге, Альметьевске, Нижнекамске, Москве. Известно, что они продали франшизу кальянной бизнесменам из Минска и Ульяновска. Также кальянная сегодня работает в Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Сочи, Тольятти, Ульяновске, Уфе и Тюмени. Судя по открытым данным, предпринимателям принадлежит сразу несколько ООО с общим оборотом в более 90 млн рублей.
По слухам, средства на раскрутку своих проектов Зарипову дал его отец, который ранее работал вместе с экс-премьер-министром РТ Ильдаром Халиковым. Сам бизнесмен обсуждать с «БИЗНЕС Online» свою историю успеха и говорить о дальнейших планах отказался.
К слову, о Халикове. Супруга экс-мэра Челнов Гузель Халикова сегодня продолжает владеть рестораном «Максимилианс» в Казани. Ей принадлежит 63% компании. В состав учредителей также входят Евгений Венгер (25%) и Тимур Серазутдинов (12%). К слову, Венгер, который и открывал сеть, этим летом выкупил долю у сына Халикова, у которого было 37% прав на ресторанную сеть.
Первое заведение, напомним, открылось в Челнах в июне 2009 года. Тогда на церемонии открытия присутствовали Халиков, теннисист Марат Сафин и чемпион мира по боям без правил Олег Тактаров. Сейчас сеть ресторанов «Максимилианс» (принадлежит ООО «Максимилианс-Казань») насчитывает заведения в 9 городах России — Набережных Челнах, Казани, Самаре, Челябинске, Уфе, Новосибирске, Тюмени, Красноярске, Екатеринбурге. Выручка компании в 2021 году составила 107,4 млн рублей.
Положительные отклики челнинских рестораторов получил местный ресторан «Круглый стол» Валерия Чулакова, владельца бизнес-отеля «Татарстан» и европоселка «Маленькая страна»
Любимый ресторан Путина и Медведева в Челнах
Положительные отклики челнинских рестораторов получил местный ресторан «Круглый стол» Валерия Чулакова — владельца бизнес-отеля «Татарстан» и европоселка «Маленькая страна». Он привлекателен несколькими залами — большим на 160 мест и малым на 70 мест, конференц-залом с возможностью трансформировать его в банкетный зал на 150 человек и маленьким банкетным на 10 человек.
Ресторан «Круглый стол» находится при отеле на первом этаже, ему уже 14 лет. «Круглый стол» — это место, где люди договариваются и проводят празднества, не ругаются», — поделился с «БИЗНЕС Online» Чулаков идеей концепции и названия
«Это единственный в городе объект такого высокого класса. Все остальные заведения больше подходят, наверное, под стиль кафе. Это не рестораны в классическом понимании. Не зря там (в „Круглом столе“ — прим. ред.) проводят статусные мероприятия с первыми лицами города», — рассказали опрошенные нами эксперты.
Ресторан «Круглый стол» находится при отеле на первом этаже, ему уже 14 лет. «„Круглый стол“ — это место, где люди договариваются и проводят празднества, не ругаются», — поделился с «БИЗНЕС Online» Чулаков идеей концепции и названия. У ресторана есть даже свой слоган: «Если праздник, то это „Круглый стол“».
Когда Чулаков покупал отель, в 2002 году, часть нынешнего ресторана не принадлежала ему, там находился клуб «Жара». Но позже он закрылся, а отельеру нужно было расширяться — для всех гостей (а номерной фонд отеля составляет 238 мест!) в существующем кафе не хватало места, чтобы поесть.
«Мы за 14 лет провели в ресторане тысячи мероприятий, — рассказал он. — Люди приходят праздновать знаменательные события, юбилеи, дни рождения, свадьбы, проводить фестивали, к нам приходят, привозят гостей».
Как мы уже говорили, отличается ресторан хорошим сервисом и его любят высокопоставленные гости. Говорят, например, что глава Тукаевского района РТ Фаил Камаев часто проводит там рабочие встречи.
«Это правда. Когда приезжали президенты России Медведев и Путин, ФСО останавливалась на нашем ресторане. И на самом деле мы много раз пытались этого избежать, чтобы не брать такую большую ответственность, — рассказал Чулаков. — Мы проводим официальные мероприятия, потому что у нас заведение соответствует всем СНИПам, ГОСТам, помещения у нас большие, все товарное соседство соблюдено, санитарные зоны разделены. Мы выделили большие площади под все цеха. Это нам позволяет держать высокую скорость».
Валерий Чулаков: «Когда приезжали президенты России Медведев и Путин, ФСО останавливалась на нашем ресторане. И на самом деле мы много раз пытались этого избежать, чтобы не брать такую большую ответственность»
Еще один плюс ресторана — внутреннее обучение. Они сами готовят официантов, барменов, поваров, кондитеров, руководителей. Это позволяет подтягивать сервис. Особо отмечает ресторатор и шведский стол. «Это наша гордость. У нас есть определенное количество гостей, которые уходили в другой отель, но возвращались из-за шведского стола», — отметил он. Чулаков, по его словам, уделил ему много времени и внимания, сделав полноценным: «Он соответствует статусу пятизвездочного отеля».
Несмотря на успех, о расширении сейчас Чулаков не думает, он сконцентрирован на развитии других своих крупных проектов. Зато на следующий год уже намечена реконструкция ресторана «Круглый стол». «Мы хотим сильно вложиться в реконструкцию, в улучшение. Сейчас переделываем стратегию, меняем концепцию, хотим усилить национальные блюда», — добавил он.
На кого еще стоит обратить внимание в Челнах?
Несмотря на такую жесткую конкуренцию, не все рестораторы спешат покидать Челны. Так, наши эксперты отметили Яна Райскина — владельца сети кафе «Дача», ресторана «Бульвар Дежа Вю», рестоклуба Dum Balla и кофейни «Карамель». Последнее заведение, к слову, пользуется большой популярностью у власти и бизнес-элиты автограда. Говорят, именно там челнинцам прививали моду на кофе эспрессо, а в бытность мэром Челнов туда любил захаживать ныне вице-премьер РТ Василь Шайхразиев.
Вместе с тем, по словам наших источников, Райскин сейчас испытывает ряд проблем с бизнесом. В период пандемии он потерял ключевых сотрудников «Карамели», из-за чего уровень заведения заметно упал. Вдобавок бизнесмен набрал долгов за аренду помещения рестоклуба Dum Balla. Эксперты говорят, что Райскин даже отмечал, что совершил ошибку, открыв три заведения в Челнах. «Лучше бы открыл одно в Казани!» — передают его слова собеседники.
Регулярным обслуживанием звездных персон может похвастаться ресторан «Бордо» при пятизвездочном отеле «Расстал» Сергея Рачкова. В гостинице останавливаются звезды шоу-бизнеса и представители элит. Так, например, совсем недавно здесь со своими командами были рэпер Guf (Алексей Долматов) и группа «Звери», которая давала концерт в Нижнекамске.
Рачкову же принадлежит ресторан при отеле Open City, который регулярно выступает площадкой для деловых встреч и пресс-конференций. «У них какой там бар… Такого бармена, наверное, любой ресторан хотел бы себе. Он спокойно владеет английским, высокий уровень обслуживания», — подчеркивают наши эксперты. Ранее, напомним, стало известно, что его компания «Татпроф» выступит инвестором строительства экокурорта в Менделеевском районе.
Довольно популярным стал новый ресторан морской кухни Seazone, который открыл самый богатый депутат горсовета Челнов Харис Шарафуллин. Его заведение называют одним из лучших в городе с точки зрения качества. Известно, что морское направление дистанционно курирует шеф-повар из Крыма.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 30
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.