Пиульская.-1.jpg
Ольга Пиульская считает, что туристов в «Эрмитажном центре» немного, потому что экскурсии в Кремле длятся всего сорок минут: «До нас ли тут?»

РАБОТАТЬ НЕ ПОКЛАДАЯ РУК ЗА ПЯТЬ ТЫСЯЧ

- Ольга Иосифовна, Казань без "Эрмитажного центра" представить уже невозможно, мы вами гордимся. Но, тем не менее, мы знаем, что у ваших сотрудников небольшие зарплаты. Кто же работает в вашем музее и почему?

- Наши сотрудники получают жалование, как и во всех других музеях. Интервал от 6 до 13 тысяч рублей. Но поскольку музей-заповедник «Казанский Кремль», к которому мы относимся, периодически дает нам премии за перевыполнение плана, эти цифры чуть-чуть увеличиваются. Для нашего региона - зарплата небольшая. Кто-то уходит, ищет, где лучше, но большинство остается. Потому что радость общения с подлинными вещами никакими деньгами не измеришь.

- Ваши сотрудники – штучный товар. Откуда они к вам приходят?

- Наши сотрудники – гуманитарии. Для меня важно, чтобы вокруг меня были историки, филологи и искусствоведы. Если это молодые люди, то для нас принципиален диплом с отличием. Потому что мне нравятся люди, которые умеют добывать знания. Выставки сменяются быстро, и освоить весь этот огромный материал просто невозможно. Поэтому если есть базовые знания, полученные в университете, если сотрудник знает, что такое палеолит и не пытается это слов перевести, такой сотрудник у нас приживется.

- У вас сейчас есть вакансии?

- Есть. Зарплата пять с половиной тысяч, требование одно: желание работать, не покладая рук. Сейчас можно любую информацию получить в интернете, но наша задача театрализовать эту информацию и дать возможность нашему посетителю пожить в этом времени.

ВСЕ РЕШИЛА ЛЮБОВЬ ШАЙМИЕВА

- Когда в свое время прошел слух, что в Казани будет "Эрмитажный центр", мы пережили шок и долго не верили, что это возможно. Как вообще "Эрмитаж" к нам пришел?

- Мы тогда стали единственными в России. Сейчас, правда, открылся небольшой центр в Выборге. Естественно, выбрали нас не просто так. Перед этим "Эрмитаж" провел в Казани насколько успешных выставок. Еще один аспект – любовь к культуре нашего первого президента Минтимера Шаймиева. Именно он смог убедить директора "Эрмитажа" Михаила Пиотровского проводить в Казани такие выставки. А это ведь были лихие девяностые годы, когда никто никуда выставки не возил. Все боялись, а "Эрмитаж" не побоялся. Первая выставка была «Сокровища хана Кубрата», она открылась в музее ИЗО. Этот музей в то время был подготовлен для того, чтобы принять выставку, надо было соблюсти определенные условия, прежде всего это касалось охранно-пожарной сигнализации. Вещи были V -VII веков. Потом пошли другие выставки и в 2004 году было подписано соглашение об организации в Казани центра. Республика показала горячую заинтересованность и готовность поддержать проект материально. У нас ведь не коммерческое предприятие, и о прибыли не стоит говорить. У нас дивиденды иные.

- Сколько аналогичных центров в мире?

- Есть в Амстердаме – там огромный центр. Его холит и лелеет не только правительство, но и королевская семья. В Лондоне есть центр друзей "Эрмитажа", но выставок там нет.

- "Эрмитажный центр" – юридическое лицо?

- Нет, мы входим в структуру музея-заповедника "Казанский Кремль", мы, по сути, были его первым музейным объединением.

"МЫ НИЧЕГО НЕ ПЛАТИМ "ЭРМИТАЖУ"

- Как выстраиваются отношения с "Эрмитажем"?

- В 2005 году было подписано соглашение об условиях проведения программы до 2010 года, все запланированные выставки были проведены успешно. Сейчас подписано еще одно долгосрочное соглашение, и выставки, предусмотренные им, уже идут.

- Проблема всех выставок в мире – это страховка, как у вас это происходит?

- У нас это происходит своеобразно, наша страховка – гарантия правительства РТ. Ни одно правительство не дает таких гарантий, кроме нашего.

«СТРАХОВКА – СУММА СЕМИЗНАЧНАЯ»

- А все-таки каковы бывают сумму страховки?

- Я не могу их назвать, но поверьте, например, страховка выставки испанской живописи – это семизначные цифры. Один Гойя сколько стоит! Но это реальные цифры - так "Эрмитаж" страхует экспонаты, когда вывозит их за рубеж. Но когда "Эрмитаж" экспонирует свои вещи, ему за это платят деньги. Мы не платим ничего. Мы только оплачиваем транспортировку, работу над каталогом, оплачиваем оформление выставки, это делает дизайнер из "Эрмитажа", который должен создать образ. Мы же не знаем все экспонаты, их иногда и сотрудники "Эрмитажа" не знают. В "Эрмитаже" - три миллиона экспонатов, они в запасниках. Дай Бог, если из них выставляют 600 тысяч.

- На чем вообще центр «Эрмитаж – Казань» зарабатывает деньги?

- Это билеты, лекции, экскурсии, причем, не только по нашему центру, но и по кремлю. Мы придумали несколько интересных экскурсий по кремлю, например, ищем клад. Программы рассчитаны на школьников и студентов.

- А продажа сувениров?

- Продаем, но немного. Мы ведь находимся на третьем этаже, не все до нас доходят. Помимо эрмитажных выставок, мы делаем выставки и в нашем лекционном зале, когда он свободен. Перед новым годом делали шоколадную выставку, выставку стекла и серебра. Народ валом валил. Продаем билет с сувениром. Например, с шоколадкой или поделкой из серебра. Приятно же такое получить. Но денег на этом мы много не зарабатываем, хотя хотели бы получать больше. От этого зависят наши премии.

«СОРОК МИНУТ НА ВЕСЬ КРЕМЛЬ»

- Летом у вас наверняка много туристов…

- Вот туристов у нас немного, мы сами не понимаем почему. Может быть, это происходит от того, что экскурсия в кремле длится всего сорок минут, до нас ли тут?

- Сколько вообще посетителей бывает на выставках?

- У нас бывает около семидесяти тысяч в год.

«ГОЙЯ – ЭТО СЕНСАЦИЯ»

- У вас сейчас выставлены рисунки Гойи. В чем сенсационность этого показа?

- Это настоящая сенсация! Как вы знаете, выставлять графику можно на три-четыре месяца раз в год, потом она должна отлежаться. Первую половину графики мы уже убрали, она в хранилище и будет отвезена в "Эрмитаж". Мы выставили вторую половину… Гойю все знают как живописца и как гравера с его большими сериями, «Каприччос», например. Рисунки вообще редко сохраняются, это чаше всего наброски для чего-то. Здесь рисунки самостоятельные. Гойя уехал из Испании в Бордо, это был старый, больной почти глухой человек. Он ходил по этому городу и рисовал что видел – каких-то странных женщин, маргинальных личностей, люмпенов, казни, он не знал языка, у него было неладно с головой, он боялся каких-то покушений. Все эти рисунки были собраны в коллекцию одним немецким коллекционером, после войны вещи попали в "Эрмитаж". Их показывали один раз в жизни – в 1996 году в "Эрмитаже" была большая выставка Гойи. И вот во второй раз они выставляются в Казани.

- Что в ближайшее время увидят казанцы?

- Следующая выставка откроется в июне, она будет называться «Кочевники Евразии». Публика увидит экспонаты из могильников и курганов, от скифов до Золотой орды. Когда она закроется в феврале будущего года, мы откроем выставку, посвященную Универсиаде?

- И что на ней увидят посетители?

- Они увидят, как спортивная тема отражалась в культурах разных народов, это и Греция, и олимпийские игры.

Справка

Ольга Пиульская родилась в Казани. Окончила историко-филологический факультет КГУ. С 1976 года работала в музее ИЗО РТ, была научным сотрудником, заведующей отделом, заместителем директора по научной работе. С 2005 года возглавляет центр «Эрмитаж – Казань».