IMG_7255.jpg
Виталий Логинов: «Кто нам позволил делать ипподром в том месте, где он сейчас стоит? Мы украли у себя землю... А что происходит на Казанке? Тут засыпают, здесь разгребают, там углубляют. Кто? Что? Зачем? Непонятно»

ГДЕ ЗАПИСАН ГЕНЕТИЧЕСКИЙ КОД КАЗАНИ

Если архитектуре свойственно обсуждение творческих, художественных, эмоциональных вопросов и объективной аргументации почти нет, то градостроительство - это математический счет, логика доказательств, было заявлено на вчерашнем заседании. Суть градостроительства - деятельность, направленная на то, чтобы город осваивался максимально эффективно. Но, несмотря на ряд свежих властных инициатив, в этой области за последнее время в Казани ничего не изменилось – как раньше не было сформулированной градостроительной политики, например, в отношении центра, так нет ее и сейчас. А видимые изменения достигнуты исключительно за счет ручного управления на уровне воззрений отдельных руководителей. Возможна ли в таких условиях систематическая борьба с той же точечной застройкой, о чем сейчас столько говорят? Нет. Она закономерна – город, за отсутствием регламентов, стихийно осваивает территорию. Нужны научно обоснованная концепция развития центра Казани и закрепленные документами Городской думы правила игры.

Почему речь идет, прежде всего, о центре? Потому что, по выражению заведующего кафедрой градостроительства КГАСУ Александра Дембича, в центре Казани записан код ее генетической градостроительной информации. Здесь наиболее ярко проявляются и ошибки. О них весьма эмоционально высказался председатель правления Союза архитекторов РТ Виталий Логинов: «Мы сами себе создаем коллапс. Кто нам позволил делать ипподром в том месте, где он сейчас стоит? Мы украли у себя землю. Уверен, через 20 лет снесут эти конюшни… А что происходит на Казанке? Я, как специалист, не понимаю! Тут засыпают, здесь разгребают, там углубляют. Кто? Что? Зачем? Непонятно». Между тем, по Логинову, все градостроительные действия вполне просчитываются. «Город – это цифра», - подытожил он. Интуитивность в градостроительстве, где достоинства и недостатки тех или иных решений могут проявиться через годы, недопустима, поддержал коллегу Дембич. «Необходимо системное видение города и роли каждого его отдельного участка, - продолжила мысль доцент кафедры градостроительства КГАСУ Гульсинэ Токарева.

«ЧЕМ МЫ ОТЛИЧАЕМСЯ ОТ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО СОВЕТА»

«Согласен с мнением президента о «точечной застройке», - отметил директор ООО «Творческая мастерская архитекторов Токаревых» Виктор Токарев. – Правильно: видя, что идут неуправляемые процессы, я, чтобы не упереться лбом в стену, останавливаю процесс. Но после этого необходимо тут же вырабатывать приемы, как делать правильно». И цель нового экспертного сообщества как раз - вырабатывать профессиональные рекомендации и передавать их власти.

Но ведь при главном архитекторе Казани уже действует градостроительный совет. «Градостроительный совет – одно только название», - не стал разводить дипломатию архитектор-градостроитель Сергей Саначин. По его словам, дело не только в том, что градостроительная тематика на заседаниях совета почти не обсуждается, и не в том, что это совещательный орган, но и в непонятном статусе его членов: «Мы не знаем, доходит ли наше мнение до тех, кто принимает решения, мы и протоколы-то не получаем». То есть кто, как и почему принимает решения, связанные со строительством в Казани, профессионалы-градостроители не знают. Новый общественный орган – против кулуарности. Токарев подчеркнул: если экспертная мысль градсовета отсекается на уровне городского управления архитектуры и градостроительства, то «мы выступаем независимыми экспертами», которые направляют свои мысли муниципальной власти напрямую.

Вакуум градостроительного видения будут заполнять не только указанные выше эксперты. Первое заседание было установочным, а далее к работе подключат архитекторов, строителей, транспортников, экологов, экономистов, социологов, математиков. «Мы должны консолидировать профессиональные силы: не «нравится-не нравится», а обоснованное мнение», - резюмировал Токарев.

IMG_7238.jpg
Виктор Токарев пояснил, что на всю Казань должны быть разработаны поквартальные градостроительные задания с полным комплектом градостроительной информации. Приходит инвестор: «Дайте квартал». Вот вам, забирайте, все условия просчитаны

КАЖДОМУ КВАРТАЛУ КАЗАНИ ПРЕДЛОЖЕНО ВЫДАТЬ ПАСПОРТ

Несмотря на то, что заседание имело тему, - «Будущее центра Казани. Диагноз профессионалов», - фундаментального обсуждения каких-либо вопросов вчера не было. Скорее, авторы приводили примеры для обоснования своей концепции. Говорилось о том, что в Казани не востребован богатый водный ресурс; что плотность застройки в три-четыре раза меньше, чем в Лондоне и при этом невысоко качество использования территорий; помянули чудовищный вид дворов и свалок; напомнили об ущербности имеющейся городской проектной документации и отсутствии проекта охраны исторического наследия.

Впрочем, организаторы сообщества все же вынесли пару конкретных предложений из разряда «о давно выстраданном».

О первом пункте рассказал Токарев. На всю Казань должны быть разработаны поквартальные градостроительные задания – своего рода паспорта. В них будут детально расписаны все возможные параметры районов: где жилье, где - стоянки, где – магазины, где – памятники, где – современная застройка; какое количество человек будет жить и автомобилей парковаться; расчеты инженерных магистралей; количество скверов и скамеек. То есть полный комплект градостроительной информации, согласованный с медиками, экологами, полицией, культурным ведомством и так далее. Приходит инвестор: «Дайте квартал». Вот вам, забирайте, все условия просчитаны.

IMG_6935.jpg
По мнению Саначина, слишком много организаций имеют право проектировать в исторической части Казани: «С этим надо бороться. Пусть проектируют на периферии, в Константиновке, например, а не в историческом центре»

«Вместе с землей инвестор приобретает паспорт этой земли, - пояснил корреспонденту «БИЗНЕС Online» Токарев. - И что-то менять он уже не имеет права, а мы имеем гарантированные общие параметры освоения земельного участка, за исключением одной вещи – творчества: каким будет фасад, как он будет декорирован, каким материалом и так далее – это не суть градостроительства. Во Франции такой алгоритм используется очень широко». Токарев уверен, что к уже находящейся в собственности земле эти требования можно предъявить постфактум. При этом «паспорт» не становится прокрустовым ложем - инвестор может высказать свои «хотелки», но – лишь укладывающиеся в пределы градостроительных решений.

Второе предложение озвучил Саначин. По его мнению, которое поддержали Логинов и Дембич, «слишком много организаций имеют право проектировать в исторической части». «С этим надо бороться, - обозначил направление движения Саначин. - Пусть проектируют на периферии, в Константиновке, например, а не в историческом центре».

Следующее заседание экспертного сообщества градостроителей будет посвящено генеральному плану Казани.