Пожалуй, не осталось сфер, которых не коснулась бы частичная мобилизация. Но с логистикой ситуация может быть наиболее жесткой Пожалуй, не осталось сфер, которых не коснулась бы частичная мобилизация. Но с логистикой ситуация может быть наиболее жесткой Фото: «БИЗНЕС Online»

«С двух газовозов забрали водителей, и все — 70 процентов компании встало!»

Пожалуй, не осталось сфер, которых не коснулась бы частичная мобилизация. Но с логистикой ситуация может быть наиболее жесткой. Федеральные эксперты уже неоднократно высказывались, что частичная мобилизация может привести к торможению отрасли и росту цен на доставку грузов. Директор по развитию бизнеса крупной международной логистической компании FM Logistic Алексей Мисаилов заявлял в «Коммерсанте», что на межрегиональных направлениях уже чувствуется нехватка транспортных средств из-за того, что нет водителей. Если спрос и дальше не будет подпитываться предложением, это приведет к росту тарифов на перевозку грузов, которые и так начали идти вверх (в связи с началом сезона и повышением стоимости запчастей).

Президент национальной ассоциации грузового автомобильного транспорта «Грузавтотранс» Владимир Матягин в беседе с «БИЗНЕС Online» подтверждает сложную ситуацию у транспортников. Обращения в ассоциацию посыпались с первых дней после объявления частичной мобилизации. «Например, бетононасос — специализированная машина, и его водитель — это не просто человек, который баранку крутит, он оператор техники. Чтобы обучить такого специалиста, уходит от полугода до года. Когда такого водителя забирают, то с улицы замену не найдешь», — рассказывает Матягин. Если данная техника встанет, а она, как правило, находится в лизинге, то это станет серьезным ударом по предприятию.

Выучить водителя газовоза также требует и времени, и денег. В ассоциацию как раз поступило обращение от компании, которая владеет тремя газовозами, причем двух водителей призвали на СВО. «То есть 70% предприятия перестало нормально функционировать!» — возмущается Матягин. Также он приводит пример из Белгородской области, где у компании с большим парком тралов мобилизовали начальника колонны, на котором была завязана вся работа, да впридачу забрали порядка 50 — 60 водителей. «На трал не посадишь специалиста с улицы, — уверен Матягин, — Но у них контракт с минобороны, они с места боевых действий вытаскивают танки на ремонт, а туда затаскивают конструкции для ремонта мостов и так далее. И таких примеров масса!»

Еще один узкий момент, по словам Матягина, связан с мобилизацией руководителей микропредприятий, в которых директор — и руководитель, и коммерческий директор, и водитель. «У нас много ИП, которые имеют 1–2 машинки, когда руководитель работает на себя. Если его призывают, то он ни на кого не может переложить управление бизнесом, предприятие же просто остановится», — заключает Матягин. Если у наемных работников хотя бы есть гарантия сохранения рабочих мест, то сам предприниматель не может гарантировать сохранность своего бизнеса в случае призыва.

Если у наемных работников хотя бы есть гарантия сохранения рабочих мест, то сам предприниматель не может гарантировать сохранность своего бизнеса в случае призыва Если у наемных работников хотя бы есть гарантия сохранения рабочих мест, то сам предприниматель не может гарантировать сохранность своего бизнеса в случае призыва Фото: «БИЗНЕС Online»

Настроения в Татарстане: мобилизация только усугубит дефицит кадров

Татарстанские компании, которые оказывают услуги логистики и имеют собственный парк техники, уже встревожены: хотя масштабной кадровой потери из-за частичной мобилизации пока нет, но, по ожиданиям, на отдельных предприятиях могут призвать до трети сотрудников.

В миндортрансе РТ, где «БИЗНЕС Online» пытался выяснить количество мобилизованных работников транспортной сферы, назвать статистику отказались, сославшись на «военную тайну». Президент ассоциации НП «Логистика и автоперевозки Татарстана» и учредитель компании «АТЛ-Транс» Михаил Левашов говорит, что частичная мобилизация коснулась практически всех транспортных предприятий республики: кому-то пришли повестки, кого-то уже мобилизовали — водители сдают работодателям автомобили и идут на призывной пункт.

Михаил Левашов: «По предварительным оценкам ассоциации, частичной мобилизации подлежат 30% от численности всех водителей — междугородников и младшего обслуживающего персонала, механиков» Михаил Левашов: «По предварительным оценкам ассоциации, частичной мобилизации подлежат 30 процентов от численности всех водителей — междугородников и младшего обслуживающего персонала, механиков» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Частичной мобилизации подлежат мужчины в возрасте до 45 лет, это как раз механики, реже — водители. По предварительным оценкам ассоциации, частичной мобилизации подлежат 30 процентов от численности всех водителей — междугородников и младшего обслуживающего персонала, механиков, — рассказывает Левашов. — В „АТЛ-Транс“ частичной мобилизации, возможно, подлежат до 30 процентов сотрудников. Одного водителя у нас уже мобилизовали, два человека получили повестку, явились в военкомат, их отправили ждать. Так что пока они работают в обычном режиме».

Частичная мобилизация только усугубит застаревшую проблему с дефицитом кадров на рынке, сообщила «БИЗНЕС Online» директор по персоналу татарстанской логистической компании Delko Екатерина Сазонова. В первую и при необходимости вторую волну мобилизации в Delko могут быть призваны около 30% сотрудников.

У небольших перевозчиков ситуация схожая. Порядка 20–30% сотрудников (не считая тех, кто ограниченно годен) могут мобилизовать у казанской транспортной компании ООО «Техстрой» Константина Струицкого (специализируется на вывозе снега и льда). «Готовимся к зиме — отражать коллапсы снежные. Смотрим за чистотой нашего города. Так как мобилизация еще не массовая, будем искать новые кадры на замену мобилизованным, подавать объявления [о приеме на работу], — рассказывает Струицкий. — На рынке кадров почти нет. Машинисты и водители-механики — дефицитные профессии. Сейчас на них уже почти никто не учится».

«Грязными» могут заработать 500–600 тысяч. Но есть большое но…»: сколько получают водители в Казани?

Все пока благополучно у казанского транспортного предприятия ООО «Ак Буре», однако директор компании Альберт Рахимов считает образование кадрового дефицита неизбежным. «Водители в логистике — это чисто мужская профессия. Тут нет взаимозамещения, как в других профессиях, где можно женщин нанять», — рассуждает он. Вывод не самый оптимистичный: поскольку многие водители в свое время были на срочной службе, риск мобилизации для них велик.

Представитель ассоциации мусороперевозчиков РТ, учредитель казанского предприятия ООО «АлтынТехноТранс» Марат Алтынбаев говорит, что в его компании (специализируется на транспортировке ТКО) работают 8 водителей, троим из них уже пришли повестки. «Плюс повестку получил сварщик из бэк-офиса, который ремонтирует контейнеры, поддерживает состояние парка. Тоже важный кадр», — отмечает бизнесмен. Пока в его фирме забрали только одного сотрудника, другие явились в военкомат, но их отправили домой, сказали ждать. На восполнение кадров наш собеседник не рассчитывает — объявление о поиске сотрудников висит, а звонков нет.

На федеральном уровне звучат просьбы о бронировании водителей. В частности, минприроды России предлагает оградить от отправки на СВО работников региональных операторов по обращению с отходами и водителей мусоровозов. В компании Delko также надеются на бронирование до 30% своих сотрудников. Но это вовсе не значит, что все 30% военнообязанных совпадут с 30% забронированных. «100-процентной корреляции нет, — поясняет нам Сазонова. — Каждый конкретный случай рассматривается отдельно».

На федеральном уровне звучат просьбы о бронировании водителей. В частности, минприроды России предлагает оградить от отправки на СВО работников региональных операторов по обращению с отходами и водителей мусоровозов На федеральном уровне звучат просьбы о бронировании водителей. В частности, минприроды России предлагает оградить от отправки на СВО работников региональных операторов по обращению с отходами и водителей мусоровозов Фото: «БИЗНЕС Online»

«Мы прекрасно знаем, что техника может попасть под мобилизацию»

Немало беспокоит татарстанских транспортников мобилизация их транспорта — согласно «перечню транспортных средств, предоставляемых ВС РФ […]», под нее подпадает практически вся спецтехника. По словам Рахимова, весь транспортный парк ООО «Ак Буре» стоит на учете в военкомате.

«Раньше мы даже сначала ставили машину на учет в военкомате и только потом в ГАИ. Мы прекрасно знаем, что техника может попасть под мобилизацию», — рассказывает Рахимов. Но пока инструкций о том, как и когда ее могут забрать, никто из транспортников в республике еще не получал.

Алтынбаев также не исключает, что по мобилизации вполне могут «реквизировать» мусоровозы его «АлтынТехноТранса» — могут понадобиться для восстановительных работ.

«У нас оформлены тракторы, их пока не записывали для мобилизации. Грузовые машины не представляют интерес, потому что они рассчитаны ездить по асфальту, на бездорожье они не справятся. Но в других крупных организациях, таких как „Автодор“ (российская компания, строит дорогу М12 прим. ред.), уже и технику мобилизировали, и сотрудников», — рассказывает нам Струицкий.

Немало беспокоит татарстанских транспортников мобилизация их транспорта — согласно «перечню транспортных средств, предоставляемых ВС РФ […]», под нее подпадает практически вся спецтехника Немало беспокоит татарстанских транспортников мобилизация их транспорта — согласно «перечню транспортных средств, предоставляемых ВС РФ […]», под нее подпадает практически вся спецтехника Фото: © Александр Кряжев, РИА «Новости»

«На уровне страны сказано, что «оголять» бизнес не будут — значит, не будут»

«Я понимаю, что просто водителя, который баранку крутит на „Газели“ или фуре, можно заменить, но превышать определенный лимит все же нельзя», — уверен Матягин. Он обратился к президенту России Владимиру Путину, а также в Госдуму с просьбой ввести ограничения на мобилизацию водителей грузовиков. Его ассоциация просит рассмотреть возможность:

  • забирать с предприятий не более 10% специалистов;
  • предоставить компаниям лизинговые каникулы.

«Если в компании призвали водителей и руководитель не смог оперативно найти замену, то у него и фуры будут вставать, и лизинговая нагрузка при этом никуда не денется», — замечает Матягин. Говорит, что среди руководителей предприятий сегодня есть даже такие настроения: «Лучше заберите меня, но специалистов оставьте!»

Согласен с ним и Алтынбаев — мобилизация, по его мнению, может привести к волне банкротств, поскольку пока нет понимания, как будут решаться вопросы с лизинговыми платежами за технику, попадающую под «призыв». Кроме того, у предпринимателя могут быть кредиты или долги, которые напрямую к транспорту и не привязаны, но они также оплачиваются за счет эксплуатации машин.

По словам Матягина, первая реакция на письмо из российского минтранса уже последовала, но сейчас важно, чтобы подобные письма с просьбами к региональным властям направили транспортники из других регионов страны.

Левашов считает, что не стоит поддаваться панике. «Ясно же сказано в новых разъяснениях минобороны РФ, что до разорения бизнес доводить не будут, что на руководителей, учредителей предприятий, имеющих право подписи по лизинговым и кредитным договорам, распространяется бронь», — напоминает он. Если у предпринимателя под мобилизацию попадает половина или более половины штата, то ему нужно идти в военкомат и объяснять ситуацию, ставить брони на сотрудников, советует наш собеседник. Также руководителям предприятий не стоит сейчас влезать в необдуманные кредиты.

«На уровне страны сказано, что „оголять“ бизнес не будут — значит, не будут, — с оптимизмом заявляет президент татарстанской логистической ассоциации. — Да, небольшим компаниям может быть немного потяжелее, где два-три человека. Но там и предприниматель может сам сесть за руль, если не захочет, чтобы машина стояла!» Левашов отмечает, что в ассоциации такие примеры уже есть. «Руководитель не падает духом, говорит: „Сам сяду за руль, вспомню молодость“».