Федеральный бюджет четыре года подряд будет дефицитным, реальные доходы в 2022-м упадут на 6,8%, а зарплаты — на 3,8%. Такой суровый прогноз представил накануне минфин РФ на заседании комитета Госдумы по бюджету и налогам. Председатель Счетной палаты Алексей Кудрин предупредил, что все прелести западных санкций еще впереди, и призывал сделать так, чтобы бюджетные рубли тратились эффективно не только на бумаге. Антон Силуанов хвалился красивыми результатами 2021 года, а вот о том, что будет дальше, умолчал. О том, что в России с приватизацией и как осадили Айрата Фаррахова, — в материале «БИЗНЕС Online».
Антон Силуанов отметил, что если раньше оставалось много неизрасходованных средств, за что правительство справедливо ругали, то теперь ситуация улучшается
Силуанов рассказал, как хорошо все было в 2021 году…
Перед тем как планировать бюджетную политику на ближайшие три года, комитет обсудил итоги 2021-го. По отдельным показателям российская экономика продемонстрировала беспрецедентный результат, исполнение по расходам составило 97,5%, восхищался министр финансов РФ Антон Силуанов. Он отметил, что если раньше оставалось много неизрасходованных средств, за что правительство справедливо ругали, то теперь ситуация улучшается. Уровень безработицы к концу года снизился до доковидных 4,3%, а доходы бюджета составили 25,3 трлн рублей — на 6,5 трлн рублей больше, чем прогнозировалось. «ВВП увеличился на 4,7 процента год к году. Восстановление экономики происходило более динамично, чем в целом ряде стран, в первую очередь стран „двадцатки“, где ВВП так и не достиг допандемийного порога», — похвастался министр. При этом признал, что инфляция оказалась выше прогнозов — 8,4%. Виноваты в том числе «внешние факторы», а именно — страны – эмитенты резервных валют, которые печатают новые деньги и накачивают ими мировую экономику.
На этом хорошие новости не закончились. Налоговые и неналоговые доходы субъектов в прошлом году выросли на 26%, или на 3 трлн рублей. Профицит региональных бюджетов вышел на максимум и достиг 660 млрд рублей, а госдолг снизился, отметил министр. Как пояснил Силуанов, экономика в субъектах улучшается за счет дешевых бюджетных кредитов, которыми заместили дорогие коммерческие. Чуть позже депутат от КПРФ Евгений Бессонов заметил, что не все так радужно и, например, Ростовская область заменила бюджетный кредит на коммерческий, потому что с минфином РФ был «кабальный договор». Углубляться в проблемы области на заседании не стали и решили, что федеральное ведомство изучит ситуацию отдельно. «Антон Германович не может объяснить, чем руководствовалась Ростовская область! А мы хорошо помним, как субъекты брали кредиты в банках под безумные кредиты», — вступился за министра председатель комитета ГД по бюджету и налогам Андрей Макаров. «Все это, все меры как на региональном, так и, естественно, на федеральном уровне привели к решению основной задачи — повышению уровня благосостояния граждан, увеличению инвестиционной активности. Результаты очень неплохие», — заключил Силуанов.
Алексей Кудрин заметил, что ведомство оценивает реализацию госпрограмм по собственной системе, которая отличается от правительственной. И если кабмин признал плохо реализованной только одну программу, то СП насчитала 8 таких
…Но у Счетной палаты было другое мнение
Выводы Счетной палаты несколько отличались от красивой картины, представленной минфином. Как пояснил председатель СП Алексей Кудрин, доля неисполненных расходов снизилась за счет того, что попросту сократился резервный фонд. «А [неисполненные] расходы по направлениям и программам принципиально не уменьшились. Есть над чем работать», — констатировал спикер. Он также заметил, что ведомство оценивает реализацию госпрограмм по собственной системе, которая отличается от правительственной. И если кабмин признал плохо реализованной только одну программу, то СП насчитала 8 таких. Если углубиться, получается интересная ситуация, продолжил Кудрин. Он заметил, что в некоторых программах есть технические задачи («выполнить количество мероприятий», «расширить количество предоставляемой медпомощи»), но конечного результата нет. И такие программы, разумеется, выполнять проще. В итоге министерства, которые поставили себе пространные цели, получают хорошие оценки, а ведомства, прописавшие конкретные задачи, оцениваются хуже. Среди программ с низким качеством исполнения Счетная палата выделяет «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности», «Развитие здравоохранения» и «Космическая промышленность». К слову, с оценкой последней «Роскосмос» категорически не согласен.
Вне зависимости от того, хорошо исполняется программа или нет, деньги на нее идут каждый год, негодовал глава СП. «Сейчас Бюджетный кодекс предусматривает, что должны проводиться оценки эффективности госпрограмм и по итогам могут приниматься решения об их корректировке или прекращении на основе этих оценок. Но такой практики у нас нет», — подчеркнул он и указал, что программы должны быть эффективными не только на бумаге. Кудрин также констатировал, что приватизация в России «совсем сократилась» и за прошлый год составила всего 5,3 млрд рублей. Часть выступления касалась ситуации с бюджетами регионов. По словам Кудрина, субъекты по-прежнему сильно зависят от финансовой помощи из федеральной казны. Так, доходы 27 регионов более чем на 40% сформированы за счет безвозмездных поступлений из центра. И у этих же субъектов низкий прирост собственных доходов. У 15 регионов доходы прирастают меньше инфляции, т. е. в реальном выражении даже сокращаются, подчеркнул докладчик.
«Учитывая актуальность этой темы, очень много обращений, беспокойств избирателей, может быть, есть необходимость более подробно проанализировать, почему данная программа не исполняется?»
У депутата Госдумы от Татарстана, бывшего министра здравоохранения республики Айрата Фаррахова вызвала беспокойство ситуация с госпрограммой по фармацевтической промышленности. И в прошлом, и в позапрошлом году 50% целей не достигнуто. «Учитывая актуальность этой темы, очень много обращений, беспокойств избирателей, может быть, есть необходимость более подробно проанализировать, почему данная программа не исполняется?» — спросил Фаррахов. Макаров не дал ничего ответить гостям и осадил депутата:
— Айрат Закиевич, просто хочу напомнить, что вы председатель подкомитета, призванного решать эти вопросы. Правильно ли просить минфин проверить эффективность фармацевтической отрасли по предметам, которыми занимается или должен заниматься ваш подкомитет?
Возражений у Фаррахова не нашлось. Завершая первую часть заседания, Макаров заметил, что вопросы есть не только по фармацевтической программе. Что еще более важно, ни Силуанов, ни Кудрин в своих выступлениях не коснулись итогов реализации программ импортозамещения. А ведь это «важнейший вопрос», причем программы были завершены в прошлом году, посетовал Макаров. К кассе претензий нет, деньги потратили, но, насколько эффективно, это другой вопрос, указал депутат. И сделал неутешительный вывод: деньги на импортозамещение выделялись последние 10 лет, и вот время «Ч» наступило, а проблемы не решены.
В этом году все нефтегазовые доходы бюджета будут сразу тратить, а не складывать в фонд национального благосостояния (ФНБ)
Бюджет России будет дефицитным четыре года подряд
Вторая часть комитета была посвящена бюджетной и налоговой политике на ближайшую трехлетку. Макаров отдельно поблагодарил Силуанова, который «не побоялся» привезти на суд депутатов проект бюджетных правил. При этом депутат заранее подстелил соломку и подчеркнул, что это лишь предварительная версия. Раньше бюджетные правила вообще обсуждали кулуарно и они всплывали внезапно, а теперь рассматриваются заранее, радовался председатель профильного комитета «принципиально новому подходу» в работе. Глава минфина признал, что текущий год, безусловно, особенный: граждане столкнулись с «ценовыми ситуациями» (проще говоря, подорожанием), а бизнес — с ограничениями по капиталу и высокими процентными ставками. И поэтому нужно создать для «простых людей» и предпринимателей понятные условия. Министр заметил, что на фоне жестких решений ЦБ смягчилась бюджетная политика. Теперь процентные ставки снижаются и минфин планирует выходить на бюджетные ограничения, но постепенно.
В отличие от предыдущих лет в этом году все нефтегазовые доходы бюджета будут сразу тратить, а не складывать в фонд национального благосостояния (ФНБ). Всего в ФНБ сейчас порядка 11 трлн рублей, и для поддержки экономики может быть задействовано 3 трлн рублей, делал акцент Силуанов на невиданной доселе щедрости министерства. На что пойдут деньги? Главный приоритет — достижение национальных целей развития, которые «никто не отменял», нацпроекты, госпрограммы. К 2025 году объем бюджетных трат на реализацию целей вырастет вдвое до 20 трлн рублей, а сами программы модифицируют и дополнят, пообещал спикер. В качестве примера привел недавно анонсированные президентом России на ПМЭФ промышленную ипотеку и льготные займы по ставке не более 7% для резидентов промышленных кластеров.
На «нормализацию» бюджетной политики минфин РФ планирует выйти в 2025-м. А впереди — четыре года дефицитного федерального бюджета, где превышение расходов над доходами составит порядка 1% ВВП. В 2022-м, согласно проекту, дефицит составит 1,2%, 2023-м — 1,1%, 2024-м — 0,9%, 2025-м — 0,8%. Регионам минфин пообещал не трогать их доходы (как минимум в ближайшую трехлетку) и обеспечить дополнительные вливания через бюджетные кредиты и денежные трансферы в фонд развития ЖКХ. Отдельно Силуанов остановился на болезненной в том числе для Татарстана теме — износа коммунальных сетей. На ремонт как раз пойдут средства из ФНБ. Судя по всему, бюджетные деньги в скором времени рекой потекут в те сферы, которые обеспечат независимость России по «критическим технологиям»: глава минфина РФ несколько раз отметил эту часть расходов.
Также министерство прогнозирует, что в 2022-м реальные располагаемые доходы населения сократятся на 6,8%, а в 2023-м вырастут на 1,3%. При этом уровень безработицы снизится с 6,6% в 2023-м до 4,5% в 2025-м. В этом году ожидается уменьшение реальных заработных плат на 3,8%, а в следующем они вырастут на 0,8%. К слову, эти прогнозы Силуанов в своем докладе не приводил. Видимо, чтобы лишний раз не расстраивать депутатов.
Минфин РФ прогнозирует, что в 2022 году реальные располагаемые доходы населения сократятся на 6,8%, а в 2023-м вырастут на 1,3%. При этом уровень безработицы снизится с 6,6% в 2023-м до 4,5% в 2025-м
«Что там с налогами-то?»
Следом слово передали Кудрину, который остался недоволен выступлением Силуанова. На пресс-подходе перед заседанием Кудрин рассказал, что принципиальное повышение налогов в ближайшие годы не предвидится, и радовался «стабильности системы». Но министр финансов в своем выступлении ничего по этой теме не сказал. «Что вы понимаете под бюджетным правилом и вообще что там с налогами-то?» — поставил вопрос ребром Макаров.
Говорить о том, что налоги — это незыблемая составляющая бюджета, все-таки неверно, разрушил Силуанов «мечты» Кудрина, граждан и бизнеса. «Мы всегда подстраиваем налоговую политику под те задачи текущего дня, которые собираемся решать. <…> Мы проводим налоговые маневры, где-то увеличиваем налогообложение, где-то уменьшаем с учетом тех решений, которые требует сегодняшний период. В предстоящей трехлетке мы эти вопросы будем детально обсуждать, встречаться с бизнесом, смотреть наши приоритеты в финансово-экономической политике и принимать взвешенные решения», — сказал Силуанов.
— Решение по налогам будет взвешенным, — горько улыбнулся Макаров.
Кудрин на этих словах совсем погрустнел. «Если мы сегодня имеем неопределенность в части налоговых ставок, это снижает инвестиционные стимулы», — предупредил глава СП. И вспомнил, как не так давно кабмин обещал не повышать налоги в течение 6 лет.
В очередной раз Силуанов заступился за бюджетное правило, которое нужно сохранять, чтобы экономика оставалась стабильной, потому что нефть не всегда будет стоить дорого. Наконец, задался вопросом, а в чем хранить денежные резервы России? Это могут быть рубли и валюты дружественных государств, считает Силуанов. По словам министра, валюты «друзей» РФ можно использовать для влияния на курс. Т. е. Россия в теории может вкладывать свои «токсичные» доллары в валюты других стран, в которых уверена. Некоторые негативные процессы, возникшие из-за санкций, не до конца раскрутились, предупредил Кудрин. «Мы еще не видим всех последствий, они пока нарастают», — с сожалением признал глава СП и уточнил, что еще неясно, как сильно экономика просядет в этом и следующем году.
Кудрин также предостерег от таргетирования курса рубля вместо инфляции. Сейчас ЦБ устанавливает таргет (т. е. целевое значение) только по инфляции, цель — 4% в год. На то, что можно ввести таргет по курсу нацвалюты, ранее намекнул первый вице-премьер РФ Андрей Белоусов. Рубль слишком укреплен, оптимальным является курс 70–80 рублей за доллар, заявил Белоусов и заметил, что при заблокированных резервах ЦБ таргетирование по инфляции перестало работать. Дискуссия о том, надо ставить цель по курсу или нет, идет сейчас во властных структурах и экспертных кругах, указал первый вице-премьер. «Взятые ранее цели, который ЦБ поставил перед собой, абсолютно обоснованны, а таргетирование курса было бы альтернативной политикой», — не поддержал инициативу председатель СП. Позднее идею раскритиковал и подъехавший на заседание зампред ЦБ Алексей Заботкин. «Любые идеи, связанные с таргетированием курса, неизбежно в случае их реализации ведут к снижению эффективности и потере суверенитета экономической политики, — отметил Заботкин. — Если фиксированный обменный курс определяется каким-то заданным заранее диапазоном, мы, по сути дела, отказываемся от проведения самостоятельной денежно-кредитной политики в пользу той страны, к валюте которой свой курс привязываем». Интересно, что во время заседания курс доллара на Мосбирже опустился ниже 55,5 рубля впервые с 2015 года.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 12
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.