2044-1.jpg
Начался прием заявок на участие в ежегодной театральной премии «Тантана»

ЧТО НУЖНО ДЛЯ УСПЕХА

Приблизительный перевод татарского слова тантана - успех. Так те, кто придумал эту премию, решили назвать татарстанскую «Золотую маску». Идея зародилась в прошлом году в недрах Камаловского театра, в числе креаторов были директор театра Шамиль Закиров, главный режиссер Фарит Бикчантаев и заведующий литературной частью Нияз Игламов.

На соискание прошлогодней премии пришло сто пять заявок от четырнадцати татарстанских театров, жюри под председательством вице-премьера РТ – министра культуры Зили Валеевой отобрало сорок пять номинантов. Номинаций было десять, и некоторые из них вызывали вопросы.

КТО ОН, ЛУЧШИЙ ЗРИТЕЛЬ?

Пожалуй, больше всего нареканий вызвала номинация «Лучший зритель». Действительно, трудно сформулировать требования к тому, чтобы называться самым продвинутым театралом республики в течение года. Сначала жюри объявило, что оценивать будет по количеству купленных билетов за сезон. Но, естественно, использованные театральные билеты вряд ли кто хранит.

В результате – тайна сия велика есть – лучшего зрителя определили каким-то другим путем. Им стал известный промышленник Александр Лаврентьев. Очевидно, был учтены спонсорские заслуги господина Лаврентьева. Но в этом случае ему было бы уместнее называться «главным театральным меценатом».

Спорной оказалась и номинация «За честь и достоинство», минимум двое победителей из четырех вызывали вопросы в действительно трепетном служении сцене.

Еще одной недоработкой организаторов театральный люд счел то, что в одних и тех же номинациях соревновались и наш единственный музыкальный театр – оперный, и драматические театры.

2031.jpg
С этого года спектакли закамского региона жюри будет смотреть на месте, практика просмотра на дисках больше не приветствуется

ЦЕНА НОМИНАЦИЙ ОСТАЛАСЬ ПРЕЖНЕЙ

Наградной фонд «Тантаны» этого года – 1,3 млн. рублей. Награда за победу в номинации осталась прежней – 50 тысяч рублей. От номинации «лучший зритель» решено было вовсе отказаться. Оперный театр, как сказали бы юристы, «выделен в отдельное производство», для него создана специальная номинация, но, увы, – теперь опера будет соревноваться с балетом. Что, по большому счету, тоже не есть хорошо. Но при одном музыкальном театре на всю республику, похоже, ситуацию не исправить.

Жюри этого года еще не сформировано, но председатель уже есть – им по положению о премии является министр культуры РТ Айрат Сибагатуллин.

Среди новаций этого года есть и еще одна, очень важная. Спектакли закамского региона жюри будет выезжать смотреть на месте, практика просмотра на дисках больше не приветствуется.

Что касается денег, конечно, 50 тысяч – награда весьма символическая, но ведь российская» «Золотая маска» - это вообще не денежная награда. Картонная маска, покрашенная золотой краской, которую получают победители, вообще не предполагает денежный эквивалент, но копий вокруг нее ломается немало. Престиж – он дороже денег. Хочется верить, что и наша «Тантана» станет со временем такой же престижной и уважаемой наградой. Во всяком случае, оргкомитет прилагает все силы, чтобы так оно и было.

Церемония награждения пройдет 27 марта, в международный День театра, в зале Камаловского театра.

Комментарии:

Александр Славутский - директор, художественный рукоовдитель Качаловского театра:

- Сам факт, что учредили такую премию – он хороший. Вопрос в том, компетентным ли, неангажированным ли будет жюри? И насколько оно будет профессиональным? Театры не сами должны выдвигаться на премию, их должен выдвигать экспертный совет, как это делается на «Золотой маске». Это первое. Второе – председатель жюри каждый год должен меняться, и им не должен быть министр культуры. Он должен утверждать решение экспертного совета – это другое дело. И третье - в номинации «За честь и достоинство» номинанты не должны конкурировать друг с другом, как это было в прошлом году. В прошлом году, например, выдвинули шефа балетной труппы Татарского академического театра оперы и балета имени М. Джалиля Владимира Яковлева, а награду ему не дали. Хотя он, по-моему, более достоин, чем некоторые из тех людей, что получили награду в этой номинации. Награда в номинациях должна даваться за творчество, за успехи, а не по принципу «всем сестрам – по серьгам».

Жанна Мельникова - заведующая литературной частью оперного театра:

- По «модели устройства» «Тантана» отдаленно напоминает российскую «Золотую маску», только если в рамках последней проводится как бы несколько отдельных конкурсов, то в «Тантане» все смешано, как в доме Облонских. В номинации «За лучшую женскую роль» могут быть представлены и драматическая актриса, и оперная певица, и балерина. Каждая из них может быть безупречна, великолепна в своей сфере, а выбирать, несмотря на всю разность их талантов, приходится одну. Конечно, возникает вопрос критериев оценки: как можно сравнивать то, что сравнить нельзя? На мой взгляд, у членов жюри конкурса «Тантана» сложнейшая задача: мало того, что искусство само по себе подразумевает субъективное, личностное восприятие, так еще и необходимо сравнивать столь далекие друг от друга вещи. Если не ошибаюсь, на «Золотой маске» тоже есть специальная награда «За честь и достоинство», на соискание которой театры могут выдвигать кандидатов. Но номинантов в ней нет; никому не придет в голову устраивать соревнование между легендами сцены, к примеру, Вишневской и Синявской. У нас, увы, есть номинанты и они в этой номинации соревнуются.

Равиль Сабыр - драматург:

- Я очень рад появлению этой премии, потому что творческие люди, - они как дети. Им обязательно нужно услышать оценку своего творчества. И тут играет роль не то денежное вознаграждение, что прилагается к «Тантане», а то, что труд человека заметили. У Салавата Фатхутдинова есть такая шутка: если артисту предложат на выбор пятикомнатную квартиру или звание заслуженного, он без колебания выберет звание. То, что учредили эту премию, оценивают работу не только казанских театров, но и всей республики и оценивают, на мой взгляд, достаточно объективно, это здорово. Хочется пожелать жюри «Тантаны», чтобы оно продолжало в том же духе.