«Надежды, что выберут правильные локомотивные проекты, у меня связаны с вице-премьером Юрием Борисовым. Я вижу по тому же авиастроению, что он ездит по всем заводам, в том числе был в Казани, обсуждал Ту-214 и другие проекты на будущее», — делится мнением главный научный сотрудник Центрального экономико-математического института РАН Иван Грачев. В новом материале он объясняет, почему российское автомобилестроение ждет серьезное падение, для чего необходимы вложения в инфраструктуру Востока и Дальнего Востока и не кинет ли Россию Китай, испугавшись санкций.
Иван Грачев: «Понятно, что никакой катастрофы в I квартале в России не произошло. С ценами на основные продукты (хлеб, молоко) ничего кардинального не изменилось»
«Все, ребята, эти деньги Россия забрать не может»
Бодрый рапорт нашего Центробанка о том, что консолидированный долг РФ перед внешним миром за эти три месяца уменьшился на $21,5 млрд, меня удивил. Вообще говоря, если разобраться, это штука стратегически неверная. Какая схема до до санкций работала: Россия скидывала через бюджетное правило порядка $500 млрд западной финансовой системе. Скидывали под 0% и размещали в основном в частных банках. Дальше наши олигархи, наши крупные компании примерно те же самые суммы у тех же или у других банков (на самом деле у консолидированной финансовой системы Запада) брали под 5–10% (больше под 10, чем под 5). На этом страна теряла $40–50 млрд ежегодно. Кончилось тем, что Запад из 500 млрд примерно 400 млрд забрал. И при этом наши компании (а значит, имеется в виду консолидированная финансовая система России) продолжают выплачивать долги, несмотря на то, что бо́льшую часть скинутых туда резервов забрали.
Это вызывает огромное удивление. Очевидно, что более правильным стратегическим решением было бы прекратить эти выплаты. Грубо говоря, они деньги забирают, а Россия как ни в чем не бывало продолжает расплачиваться за ранее взятые займы. Кто-то может сказать, что это не государство, а частные компании, но российские-то деньги тоже в частных банках лежат. И там государство заявило, дескать, все, ребята, эти деньги Россия забрать не может. И никакие частные банки этому решению государства противиться не пытаются.
А наша страна почему-то аналогичного хода не делает, хотя юридически, корректно, это было бы очень легко сделать. Ну, например, взять у компании в залог либо полностью пакеты акций, забрав взамен на себя государственные долги, а потом всех западных кредиторов послать на замороженные счета. Сказать: «Вот, ребята, мы отвечаем перед вами теми деньгами, которые у вас лежат». И ничего бы они с этим не сделали. Я думаю, что можно было бы и другие варианты придумать. Но этот-то вариант уже использовали.
На деле картина какая? Когда наши олигархи в предыдущие кризисы (2008, 2014) расплачиваться не могли с Западом и, по сути, их ждало банкротство, за них расплатилось государство из резервов. И никто это не считал неправильным и юридически некорректным. Схема уже применялась, и ее можно было бы преспокойно сегодня использовать.
К стратегическим решениям я вернусь потом, а пока начну с текущей ситуации, с тактики. Понятно, что никакой катастрофы в I квартале в России не произошло. С ценами на основные продукты (хлеб, молоко) ничего кардинального не произошло.
В плане итогов года. Я прочел прогноз Всемирного банка, согласно ему российская экономика просядет примерно на 11,5%, ВВП сократится. Если это измерение осуществляется в долларах, я готов согласиться с этим как с верхней оценкой. Я считал для начала тоже в долларах, и у меня получилось, что в худшем случае это будет порядка 10,5%. Но вот что мы должны иметь в виду: прямого отношения к реальному снижению уровня жизни это не имеет. На самом деле у нас соотношение рубля и доллара изменится в любом случае. Оно уже сейчас изменилось, и по итогам года будет сильно изменено. Поэтому правильно посчитать эту ситуацию либо в паритете покупательной способности, либо просто в чем-то реальном.
Серьезное падение будет в автомобилестроении. Почему? Потому что понаделали заводов, где из западных комплектующих клепали якобы отечественные автомобили
Никто не оценивает, что безработица будет больше, чем в первый год пандемии
Как это выглядит в физическом смысле. Можно взять и пройтись по отраслям. Есть таблички, которые близки к моделям Леонтьева (экономико-математическая балансовая модель, характеризующая межотраслевые производственные взаимосвязи в экономике страны, — прим. ред.) в экономике, где обозначен вес каждой отрасли России в ВВП, например нефтедобыча, газодобыча, обработка и т. д. Т. е. это такие таблички, используя которые можно оценить, насколько повлияет, скажем, падение нефтедобычи, газодобычи на падение ВВП. Понятно, что в долларах отрасли существенно не упадут, — все это осознают, все уже спрогнозировали существенный рост в долларовом исчислении. В реальном исчислении, думаю, они примерно закончат год с нулевыми изменениями. Сколько добывали, примерно столько и будут добывать.
Никель растет в долларовом вычислении примерно в 2,5 раза, алюминий и медь — в 1,5 раза c тенденцией к дальнейшему росту. Так что в долларовом исчислении производство этих металлов вырастет, а в реальном, думаю, чуть-чуть упадет. Совсем незначительно.
Серьезное падение будет в автомобилестроении. Почему? Потому что понаделали заводов, где из западных комплектующих клепали якобы отечественные автомобили. Если по всем отраслям пройтись, то получается, что в сумме падение по итогам года — порядка 0–3,5%. Т. е. чуть меньше, чем в первый год пандемии. Если учесть, что бюджетное правило (сброс в те самые финансовые структуры $100 млрд) в этом году частично скорректируют, то что это значит? Что финансовая система России будет в принципе располагать дополнительными ресурсами, которые позволяют пройти год вообще без существенного снижения уровня жизни. Что именно так и будет — это, конечно, не факт, но возможность такая у страны есть. Что касается безработицы, то никто не оценивает, что она окажется больше, чем в первый год пандемии. Я таких оценок не видел и сам таким образом не оцениваю.
Но будут отдельные отрасли, которые упадут. Там нужна социальная поддержка из бюджета и перевод на другие рельсы, другие модели работы. То же автомобилестроение. Если доходов в стране столько же примерно, сколько раньше, то и продаваться должно столько же автомобилей , и производиться столько же. Вопрос, с какой скоростью произойдет переход. КАМАЗ, кстати, существенно падать не собирается. В общем, не думаю, что что-то катастрофическое произойдет по итогам этого года.
То, что Китай может в части бытовых или конвейерных технологий России предложить, он предложит
Испугается ли Китай санкций и кинет ли Россию?
Дальше пройдемся по более долгосрочным оценкам, не в пределах года, а на более долгий период времени. Здесь достаточно много алармистских высказываний, которые начинаются прежде всего с того, что технологически Россию задавят, что Китай кинет и не поддержит в этом плане. Что ж, о технологиях надо отдельно говорить, что там наша страна может, а что — нет. Но очень важна для прогнозирования развития событий оценка взаимоотношений с Китаем. Недавно прошло совещание у президента России Владимира Путина, которое концентрировалось на быстром совершенствовании логистики, развитии восточного направления железных дорог, автомобильных дорог, а также на форсированном освоении Севера, создании Северного широтного хода.
Правильное решение, но эффективность реализации его во многом зависит от сотрудничества с Китаем. КНР по факту впервые продемонстрировал очень жесткую поддержку России. Испугаются ли они санкций, аналогичных примененным к России, которыми им угрожают США? Думаю, не испугаются, потому что картина такая: эти адовы санкции против РФ продемонстрировали огромную уязвимость Запада. А наше государство по сравнению с Китаем в мировой экономике существенно менее значимо, в том числе в части связей с Европой и США. Серьезные санкции (не полные, потому что не затронули пока ключевые энергетические позиции России) уже привели к значимым, опасным для социально-экономического положения Запада, Штатов, последствиям. Понятно, что если такого же рода санкции Америка попытается распространить на Китай, который экономически с ними намного более связан, то последствия окажутся катастрофическими для США. Европа к таким санкциям, вероятнее всего, не присоединится.
На основании реальных фактов о санкциях против России, думаю, уже все реальные люди, реальные промышленники — частично политики — выводы сделают. Поэтому, на мой взгляд, китайцы не будут бояться «адовых» санкций ни со стороны США, ни со стороны Европы. То, что Китай может в части бытовых или конвейерных технологий России предложить, он предложит.
Но дальше возникает вопрос о взаимной выгоде. Китай, безусловно, во всем и всегда ищет для себя ее. В том числе и в экономических взаимодействиях с Россией он будет стремиться к своей выгоде. И здесь я хотел бы снова напомнить о самолетах и авиации. То путинское совещание касалось инфраструктуры. Если мы говорим, что дальше надо экономику существенно поворачивать на Восток, перестраивать, то должны быть отобраны локомотивные отрасли. Надо правильно выбрать то, на чем сосредоточиться, куда вкладываться. Вложения в инфраструктуру, перевод ее в значительной степени на Восток, на Дальний Восток — это штука правильная, и туда вкладываться надо. В освоение Севера — тоже, с учетом того, что там огромные ресурсы, роль которых в мире растет. Если оценивать по этому кризису, то все понимают, что это так, что дальше решающее значение будут иметь не финансовые услуги, а металлы, нефть, газ и зерно. Реальные ресурсы, которыми располагает страна. Соответственно, это правильное решение c точки зрения развития страны — форсированно осваивать «северные кладовые». Но дальше необходимы локомотивные проекты, на которых государство и сосредоточится.
«Надежды, что выберут правильные локомотивные проекты, у меня связаны с вице-премьером Юрием Борисовым. Я вижу по тому же авиастроению, что он ездит по всем заводам, в том числе был в Казани, обсуждал Ту-214 и другие проекты на будущее»
Промышленный и сельскохозяйственный блоки правительства работают правильно
Авиакосмическая отрасль и, в частности, гражданское авиастроение — это, безусловно, вторая локомотивная отрасль после энергетики. Энергетика — особая статья, но здесь, даже если перестанут поставлять сервисное оборудование, все это заменят. Как председатель комитета по энергетике в Думе я на эту тему разговаривал и с нашими производителями, и с китайскими. Никаких кардинальных проблем в этом нет. В авиастроении же картина складывалась другая: решения о том, что делаются свои самолеты и узкофюзеляжные, и широкофюзеляжные вместе с Китаем были приняты.
Но основной проект — то, что позарез нужно и Китаю, и России, — большой широкофюзеляжный самолет. Данный проект находится на самом стартовом уровне. И в принципе там имелись значимые разногласия с Китаем в части прежде всего продаж этого самолета. Вроде все понимают, что надо, но Китай долгое время считал, что они обойдутся иностранными двигателями. Сейчас очевидно, что это ерунда, что им в любой момент кислород перекроют. Тогда, соответственно, надо делать российский двигатель ПД-35, которого пока нет и который быстро не сделаешь. Чтобы вы понимали: ПД-14 начинали делать лет 30 назад.
Значит, надо форсировать все разработки — и науку, и НИОКРы, и производство. Это большие затраты, которые упираются в договоренности с китайцами. Надо делать, не нужно зависеть от того, как будут продаваться эти самолеты. Если в этом совместном проекте сразу определяются доли, тогда он выгоден и России, и Китаю. И, мне кажется, это одна из стратегических задач на сегодня. C учетом изменения объективной реальности убедить Китай, что именно так надо этот проект делать. Это частный пример, который показывает, что надо некоторые договоренности менять и фиксировать. В части будущих стратегических взаимоотношений с Китаем в экономике, думаю, это самое существенное.
Надежды, что выберут правильные локомотивные проекты, у меня связаны с вице-премьером Юрием Борисовым. Я вижу по тому же авиастроению, что он ездит по всем заводам, был и в Казани, обсуждал ТУ-214 и другие проекты на будущее. Но тогда в эти проекты надо всерьез вкладываться, в том числе изменив то самое бюджетное правило. В этой части я понимаю, что картина более или менее удовлетворительная, промышленный и сельскохозяйственный блок правительства работают правильно. Они либерал-фундаменталистскими бреднями не заражены, значит, в этой части все будет более-менее нормально.
Практически никто не говорит, что суть проблемы — в принципе в слишком высокой ключевой ставке. Ну да, сейчас ее понизили до 17%, но это тоже неправильно
Реально бороться за принципиальные решения никто из депутатов или промышленников пока не хочет
Стратегия же финансово-экономического блока вызывает огромное удивление. Я наблюдал две характерные дискуссии (не вживую, в описании) — в Госсовете Татарстана и в Государственной Думе — о мерах по поддержке промышленности и экономической системы страны в принципе. Один характерный для меня момент, который везде воспроизводится: все, кто реально разбирается в экономике, в промышленности, говорят, что кредиты совершенно невозможные. И дальше все начинают бодаться за то, чтобы конкретную отрасль или конкретные предприятия записали в список «льготников» — тех, кто через бюджет может получить льготные кредиты.
Практически никто не говорит, что суть проблемы — в принципе в слишком высокой ключевой ставке. Да, сейчас ее понизили до 17%, но это тоже неправильно. Ни 20, ни 17, ни даже 10 — это неприемлемо для того чтобы кредитовать реальный сектор! Но реально бороться за действительно принципиальные решения, к сожалению, никто из депутатов или промышленников, которые за ним стоят, пока не хочет.
На мой взгляд, это самая неправильная вещь, которую все равно надо пытаться откорректировать. Здесь изменения возможны только при участии всей промышленности, всего реального сектора. Хотелось бы, чтобы они подключались, занимались этим через своих депутатов, через СМИ, использовали все реальные возможности. Как в той же Европе реальные промышленники, реальные крупные энергетические химические компании ФРГ, Австрии, Венгрии убедили свои правительства, что нельзя в ближайшей исторической перспективе отказываться от российского газа и российской нефти.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 21
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.