Довольно неожиданный поворот сегодня получили фейсбучные баталии полуторанедельной давности, главным действующим лицом которых был оперный режиссер Михаил Панджавидзе Довольно неожиданный поворот сегодня получили фейсбучные баталии полуторанедельной давности, главным действующим лицом которых был оперный режиссер Михаил Панджавидзе Фото: «БИЗНЕС Online»

«Центробежные силы в Татарстане есть, я сам этому свидетель»

Довольно неожиданный поворот сегодня получили фейсбучные баталии полуторанедельной давности, главным действующим лицом которых был оперный режиссер Михаил Панджавидзе, много работающий в театре оперы и балета им. Джалиля. Тогда Панджавидзе оставил несколько комментариев под постом в «Фейсбуке» казанской журналистки Ольги Юхновской, выложившей ссылку на материал в СМИ об истории со спиленным крестом в Актанышском районе РТ.

«Давно уже благодаря националистическим кадрам татары настроены весьма „нетолерантно“. За 15 лет работы в Татарстане заметил, что, когда я приехал, татарской речи было мало на улицах Казани. А сейчас сплошь и рядом, и в основном молодежь», — удивляется режиссер. Это странное высказывание, автор которого вроде бы считает присутствие татарской речи на улицах Казани показателем отсутствия толерантности среди ее жителей, можно было бы списать на особенности стиля письма лауреата премии им. Тукая, но Панджавидзе продолжил и далее излагать свои мысли по «татарскому вопросу».

Фото: скриншот экрана

В частности, он считает, что «центробежные силы в Татарстане есть, я сам этому свидетель». А вот еще одно свидетельство бывшего главного режиссера оперных театров в Минске и Самаре: «Я замечаю и то, что многие ребята уже говорят по-русски с сильным акцентом и не очень правильно. А это означает, что русский для них неродной. Такая же история в кавказских республиках». В комментариях режиссеру ответили, что он, вероятно, как раз и перепутал молодых татар с выходцами из Средней Азии, говорящими «по-русски с сильным акцентом и не очень правильно» и живущими в столице РТ.

Фото: скриншот экрана

Ситуацию в системе образования наш герой не считает проблемой: «Научиться в школе татарскому нереально, как и английскому. Так что не в школе дело. Татары язык дома учат с детства». Попутно Панджавидзе назвал экс-руководителя ВФТМ, замдиректора Нацбиблиотеки РТ Табриса Яруллина «первым представителем сепаратизма», а также ответил тем, кто указал ему на многолетние солидные заработки в Казани (а театр им. Джалиля финансируется из республиканского бюджета), что «деньги я у вас не получал, а зарабатывал, и не ваши, а из госбюджета, а он не только из татарстанских денег сложен».

Уроженец Ашхабада и выпускник ГИТИСа, ныне 52-летний Панджавидзе работает с театром им. Джалиля с 2005 года и выпустил здесь добрый десяток спектаклей. Он никогда не был звездой оперной режиссуры и ставит исключительно в российских региональных оперных театрах (чаще всего в Волгограде и Самаре), а также в ближнем зарубежье (Минск, Нур-Султан, Караганда). При этом постановщик, крепкий профессионал, знающий свое ремесло, пришелся ко двору в казанской опере, художественная политика которой не терпит ярких и полемичных высказываний режиссеров. «Евгений Онегин» (музыкальным руководителем здесь был сам Михаил Плетнев) и «Турандот» (где использовалась только музыка Пуччини, композитор умер, не успев дописать финал) — безусловно, среди лучших постановок театра им. Джалиля за последнее десятилетие. Кроме того, Панджавидзе активно работал и с национальным репертуаром, выпустив оперы «Джалиль», «Любовь поэта», а также мюзикл «Алтын Казан».

Попутно Панджавидзе назвал экс-руководителя ВФТМ, замдиректра Нацбиблиотеки РТ Табриса Яруллина (на фото) «первым представителем сепаратизма» Попутно Панджавидзе назвал экс-руководителя ВФТМ, замдиректора Нацбиблиотеки РТ Табриса Яруллина (на фото) «первым представителем сепаратизма» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Прошло более 100 лет, и последователи Владимира Пуришкевича теперь получают Тукаевскую премию»

Сегодня всемирный форум татарской молодежи (ВФТМ) выступил с открытым письмом, адресованным президенту РТ Рустаму Минниханову и министру культуры республики Ираде Аюповой с предложением — лишить Панджавидзе звания лауреат премии им. Тукая. Главную государственную награду РТ в области культуры и искусства режиссер получил в 2008 году за постановку национальной оперы «Любовь поэта» (посвященной как раз жизни и творчеству Габдуллы Тукая) вместе с композитором Резедой Ахияровой, дирижером-постановщиком Виктором Соболевым и исполнителем главной партии Ахмедом Агади.

Режиссер также возмущался, что молодежь в последнее время все больше говорит между собой на татарском языке Режиссер также возмущался, что молодежь в последнее время все больше говорит между собой на татарском языке Фото: «БИЗНЕС Online»

«В татарском обществе негативный отклик получили откровенно шовинистические высказывания в социальных сетях режиссера, постановщика многих спектаклей в татарском театре оперы и балета имени Мусы Джалиля Михаила Панджавидзе, — сказано в письме. — В частности, он назвал татар, разговаривающих на своем родном языке, „нетолерантными“, ставшими таковыми благодаря „местным националистическим кадрам“ и объявил это признаком их стремления к сепаратизму. Режиссер также возмущался, что молодежь в последнее время все больше говорит между собой на татарском языке. Об этих далеко не безобидных высказываниях уже написал ряд СМИ, поэтому вновь дословно цитировать его татарофобские, разжигающие ненависть к татарскому народу цитаты не имеет смысла».

Всемирный форум татарской молодежи 

Президенту РТ Рустаму Минниханову 

Министру культуры РТ Ираде Аюповой 

 

В татарском обществе негативный отклик получили откровенно шовинистические высказывания в социальных сетях режиссера, постановщика многих спектаклей в татарском театре оперы и балета имени Мусы Джалиля Михаила Панджавидзе. В частности, он назвал татар, разговаривающих на своем родном языке, «нетолерантными», ставшими таковыми благодаря «местным националистическим кадрам» и объявил это признаком их стремления к сепаратизму. Режиссер также возмущался тому, что молодежь в последнее время все больше говорит между собой на татарском языке. Об этих далеко не безобидных высказываниях уже написал ряд СМИ, поэтому вновь дословно цитировать его татарофобские, разжигающие ненависть к татарскому народу цитаты не имеет смысла.

Особенное возмущение у нас вызывает тот факт, что в 2008 году Панджавидзе был удостоен Государственной премии Татарстана имени Габдуллы Тукая — премии, названной в честь символа татарского языка, человека, который всю свою жизнь воспевал татарский язык и как общественный деятель боролся с подобными проявлениями шовинизма и нетерпимости. Например, в 1907 году в ответ на высказывание в стенах Государственной Думы черносотенца Владимира Пуришкевича, который так же, как и Михаил Панджавидзе, негативно высказывался по отношению к татарскому народу и предложил татарам ехать в Турцию, чтобы там строить татаро-мусульманские школы, Габдулла Тукай написал свое известное стихотворение «Китмибез» («Не уйдем»). Не правда ли, знакомая ситуация и знакомые слова? Прошло более 100 лет, и последователи Владимира Пуришкевича теперь получают Тукаевскую премию, попутно оскорбляя татарский народ, благодаря которому они получили определенное признание.

Когда Михаил Панджавидзе в своих высказываниях в соцсетях неоднократно допустил ряд шовинистических и татарофобских высказываний, это не было чем-то спонтанным и непродуманным. Он упорно гнул свою линию и не допускал даже тени сомнения в опрометчивости своих слов.

Всемирный форум татарской молодежи считает такое поведение лауреата Тукаевской премии недопустимым и оскорбляющим память нашего великого поэта Габдуллы Тукая.

Уважаемый Рустам Нургалиевич!

В этой связи всемирный форум татарской молодежи выступает за лишение Михаила Панджавидзе звания лауреата Тукаевской премии. В современном мире, когда вопросам взаимоуважения и борьбы с национальной нетерпимостью и ксенофобией уделяется большое внимание, такие практики активно применяются. Например, американский ученый Джеймс Уотсон, удостоенный в свое время Нобелевской премии за открытие ДНК, впоследствии был лишен всех почетных званий за свои расистские высказывания. Подобная практика должна применяться и в нашей стране, Конституция которой гарантирует равноправие всех проживающих здесь народов и недопустимость ксенофобской пропаганды. Премия имени Тукая — это не частный проект, а государственная награда, присуждаемая за развитие татарского языка. Мы считаем, что люди, оскорбляющие татарский язык и татарский народ, недостойны носить это высокое звание.

С уважением, совет всемирного форума татарской молодежи.

Татарских активистов возмущает, что эти слова были произнесены лауреатом премии им. Тукая, поскольку сам поэт воспевал родной язык и боролся с проявлениями шовинизма и нетерпимости. «Например, в 1907 году в ответ на высказывание в стенах Государственной Думы черносотенца Владимира Пуришкевича, который так же, как и Михаил Панджавидзе, негативно высказывался по отношению к татарскому народу и предложил татарам ехать в Турцию, чтобы там строить татаро-мусульманские школы, Габдулла Тукай написал свое известное стихотворение „Китмибез“ („Не уйдем“). Не правда ли, знакомая ситуация и знакомые слова? Прошло более 100 лет, и последователи Владимира Пуришкевича теперь получают Тукаевскую премию, попутно оскорбляя татарский народ, благодаря которому они получили определенное признание», — считают члены совета ВФТМ.

Фото: скриншот экрана

«Когда Михаил Панджавидзе в своих высказываниях в соцсетях неоднократно допустил ряд шовинистических и татарофобских высказываний, это не было чем-то спонтанным и непродуманным. Он упорно гнул свою линию и не допускал даже тени сомнения в опрометчивости своих слов», — указано в письме, авторы которого считают, что оно оскорбляет память «татарского Пушкина».

Всемирный форум татарской молодежи — общественная организация, созданная всемирным конгрессом татар. Целью деятельности является поиск путей сохранения молодым поколением татар национальных ценностей, таких как знание родного языка, своей истории и культуры, определение ориентиров развития нации на ближайшую перспективу. Наибольшую известность ВФТМ получил, когда им руководил Табрис Яруллин, нынешний руководитель — Ленария Муслимова.

«В этой связи всемирный форум татарской молодежи выступает за лишение Михаила Панджавидзе звания лауреата Тукаевской премии, — резюмируют общественники. — В современном мире, когда вопросам взаимоуважения и борьбы с национальной нетерпимостью и ксенофобией уделяется большое внимание, такие практики активно применяются. Например, американский ученый Джеймс Уотсон, удостоенный в свое время Нобелевской премии за открытие ДНК, впоследствии был лишен всех почетных званий за свои расистские высказывания. Подобная практика должна применяться и в нашей стране, Конституция которой гарантирует равноправие всех проживающих здесь народов и недопустимость ксенофобской пропаганды. Премия имени Тукая — это не частный проект, а государственная награда, присуждаемая за развитие татарского языка. Мы считаем, что люди, оскорбляющие татарский язык и татарский народ, недостойны носить это высокое звание».

Историк Ильнар Гарифуллин: «Мы были возмущены шовинистическими по своему духу заявлениями, которые сделал режиссер многих постановок в Татарском театре оперы и балета Михаил Панджавидзе» Историк Ильнар Гарифуллин: «Мы были возмущены шовинистическими по своему духу заявлениями, которые сделал режиссер многих постановок в татарском театре оперы и балета Михаил Панджавидзе» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Если хотят лишить меня премии — да ради бога»

Член совета ВФТМ, историк Ильнар Гарифуллин так прокомментировал «БИЗНЕС Online» решение общественной организации: «Главная причина, по которой форум решил выступить с таким обращением, — это то, что мы были возмущены шовинистическими по своему духу заявлениями, которые сделал режиссер многих постановок в татарском театре оперы и балета Михаил Панджавидзе. Как мы знаем, он является лауреатом Тукаевской премии, а она дается за большой вклад в развитие в том числе татарского языка и культуры. И ассоциации с ней таких людей, как Панджавидзе, которые, по сути, выступают против использования татарского языка, желают того, чтобы татары потеряли свой язык, мы считаем недопустимыми».

Культура, на то она и культура, что должна нести в массы только прекрасные гуманистические идеи, говорит Гарифуллин: «А заявления, которые делал Михаил Панджавидзе, никак не совместимы с идеями культуры и гуманизма. Они могут быть совместимы только с идеями нетерпимости, ксенофобии и татарофобии».

В министерстве культуры РТ нам не смогли дать оперативный комментарий, впрочем, в положении о присуждении премии им. Тукая ничего не сказано о порядке ее отзыва или лишения.

Только за не самую выдающуюся постановку «Алтын Казан», премьера которой состоялась в декабре прошлого года, режиссер получил 2,16 млн рублей Только за не самую выдающуюся постановку «Алтын Казан», премьера которой состоялась в декабре прошлого года, режиссер получил 2,16 млн рублей Фото: «БИЗНЕС Online»

Сам Панджавидзе в разговоре с «БИЗНЕС Online» сообщил, что не знал о письме: «Думаю, все это надуманная история. Дело в том, что они почему-то пытаются меня сделать противником татарского языка, а речь шла о вандализме, который случился в одном из районов Татарстана, где на кладбище спилили крест. И, когда мы об этом заговорили, мои слова просто вырвали из контекста и сказали о том, что это все неправда и в РТ таких проблем нет. Я написал, что нет, правда и национальное самосознание действительно просыпается. Потому что я слышу много татарской речи, когда люди между собой в общении говорят на татарском языке на улицах Казани, чего 15 лет назад не замечал. Это говорит о том, что национальное самосознание у людей просыпается. Но, к сожалению, таким пользуются иногда националисты, которые призывают к сепаратизму даже. А это, как вы понимаете, я, как гражданин России, принимать не хочу и не буду. Что касается всей инсинуации относительно татарского языка… Ну это все вранье. Это просто выдернуто из контекста. Специально раздувается ситуация. Единственное, что могу сказать: я с Татарстаном последнее время не сотрудничаю. Если хотят лишить меня премии — да ради бога».

Кстати, после резонанса в соцсетях режиссер удалил свои вышеописанные посты, но оставил в этой же дискуссии следующее сообщение: «Я удалил свой комментарий. Мне, в принципе, эта тема понятна, и ни с кем ее обсуждать я не намерен».

Как татары в звериных шкурах доставали со дна «Алтын Казан»

Интересно, что только за не самую выдающуюся постановку «Алтын Казан», премьера которой состоялась в декабре прошлого года, режиссер получил 2,16 млн рублей. «БИЗНЕС Online» поинтересовался мнением о последних событиях соратников Панджавидзе по этой постановке — композитора Эльмира Низамова и либреттиста Рената Хариса, но они оказались не в курсе комментариев постановщика в соцсетях.

В афише стартующего в феврале 40-го Шаляпинского фестиваля только один его спектакль, да и тот «Борис Годунов» — римейк постановки Большого театра, которая идет в Москве с 1950-х В афише стартующего в феврале 40-го Шаляпинского фестиваля только один его спектакль, да и тот «Борис Годунов» — ремейк постановки Большого театра, которая идет в Москве с 1950-х Фото: республика21век.рф

В марте же 2021-го мы писали о странной истории, когда Панджавидзе и его художник Гарри Гуммель уже получили от казанской оперы на двоих 2,5 млн рублей за работу над спектаклем «Паяцы», но затем над этой постановкой начал работать режиссер Юрий Александров. «Я об этом ничего не знаю вообще, — сказал тогда Панджавидзе в разговоре с „БИЗНЕС Online“. — Для меня это (то, что приглашен ставить Александров, — прим. ред.) новость. Что касается работы над „Паяцами“ перед Шаляпинским фестивалем, мне сказали, что сейчас просто нет финансовых средств, для того чтобы поставить, мы не успеваем чисто организационно. И все. Больше мне ничего не говорили».

Сейчас оперный театр действительно не заказывает Панджавидзе новых спектаклей. В афише стартующего в феврале 40-го Шаляпинского фестиваля только один его спектакль, да и тот «Борис Годунов» — ремейк постановки Большого театра, которая идет в Москве с 1950-х. 6 из 8 названий, которые увидят в этот раз зрители, — постановки одного режиссера, того самого Александрова.