«Поменьше везде бродить, не ездить в общественном транспорте. Маски не забывать и лучше перчатки — тоже. Максимально ограждать себя от лишних контактов. И вакцинироваться точно надо!» — дает совет руководитель Росздравнадзора по РТ Любовь Шайхутдинова. В ходе интернет-конференции «БИЗНЕС Online» были даны ответы на вопросы о качестве медпомощи в Татарстане, квалификации врачей и фельдшеров, лекарственном обеспечении и об оптимизации системы здравоохранения.
Любовь Шайхутдинова: «Практически 80 процентов представителей частной медицины у нас оказались в низкой степени риска, в которую мы не вхожи с плановыми проверками, согласно сегодняшнему законодательству»
«В прошлом году казалось, что случаи смерти от ковида будут единичными»
— Любовь Николаевна, сколько и каких проверок в Татарстане провел Росздравнадзор за 2020 год и 9 месяцев 2021-го?
— Количество плановых проверок было сокращено. Прежде всего в силу того, что мы, как и все надзорные органы, перешли на работу по риск-ориентированной модели, когда кратность проверок зависит от того, к какой группе риска относится организация. Республиканские медучреждения традиционно относятся к чрезвычайной и высокой степени риска, а к самой низкой 6-й степени принадлежат все организации частной формы собственности. Тем самым в какой-то мере нам ограничили проверку частной системы здравоохранения.
— Но некоторые частные клиники оказывают большой комплекс медуслуг, например «АВА-Казань». Как же их не проверять?!
— Практически 80 процентов представителей частной медицины у нас оказались в низкой степени риска, в которую мы не вхожи с плановыми проверками, согласно сегодняшнему законодательству. А учреждения, относящиеся к чрезвычайно опасным, разрешено проверять каждый год, таких в республике в прошлом году было 9, в нынешнем всего одно, это республиканская клиническая больница. К группе высокого риска отнесено 19 учреждений, значительного — 47.
— Сколько же было проверок в итоге?
— В 2020 году у нас было 115 проверок, из них 6 плановых и 109 внеплановых. Довольно большое количество внеплановых проверок объясняется тем, что мы на этапе начала эпидемии анализировали каждую смерть от ковида. В прошлом году нам казалось, что случаи смерти от ковида будут единичными. К сожалению, ситуация развивалась по другому сценарию. Сегодня мы проводим проверки либо в плановом режиме, либо по конкретным жалобам. За 9 месяцев 2021 года было проведено 20 плановых проверок и 35 внеплановых.
«Невозможно нейрохирурга посадить в каждое село! Здесь другой должен быть принцип — надо повышать транспортную доступность»
«Советская медицина была достаточно примитивной»
— «Оптимизация системы здравоохранения России по западному образцу привела к тому, что она плохо справляется с обычным вирусом, и поэтому объявили пандемию на ровном месте?» (Андрей). Советская система здравоохранения была бы эффективнее в этой ситуации с ковидом?
— Думаю, это не совсем так. Советская система здравоохранения развивалась вширь, по горизонтали.
— Так ближе к народу!
— Да, но уровень медицинской помощи был низким. Я сама 10 лет отработала в районной больнице. Пенициллин, аспирин и еще пара лекарств. Советская медицина была достаточно примитивной. И существовало требование времени поднять ее на более высокий уровень. Появились узкие специальности, передовое оборудование — КТ, МРТ, ультразвуковые аппараты суперкласса…
— Вот если бы эти узкие специалисты и оборудование в 6-километровой доступности ото всех были, тогда можно было бы говорить, что у нас прогресс в здравоохранении!
— Это невозможно. Все-таки мы должны по-государственному мыслить. Невозможно настолько приблизить высокотехнологичную помощь. Например, у нас есть одно обращение из села: «Почему у нас нет нейрохирурга?» Ну невозможно нейрохирурга посадить в каждое село! Здесь другой должен быть принцип — надо повышать транспортную доступность. Сегодня работает один из пилотных проектов по повышению доступности медицинской помощи: у минсоцзащиты есть специальный транспорт для доставки людей старшей возрастной группы из села в центральную районную больницу. Могут быть использованы и рейсовые автобусы. Но пациент должен знать, где он может получить медицинскую помощь или услугу, например УЗИ. Все-таки эту «ширь» надо оптимизировать, концентрировать. Речь идет о создании межрайонных медицинских центров.
Вы, наверное, тоже слышали, что некоторые родильные отделения в ЦРБ были закрыты. Сколько там имелось проблем! Я согласна, что в селах надо закрывать маломощные родильные дома, потому что там нет возможности обеспечить родильниц высококвалифицированной помощью: неонатолог, анестезиолог-реаниматолог, владеющий знаниями и навыками по оказанию помощи беременным, обеспечение препаратами крови. Сегодня прямое переливание крови запрещено законом, потому что есть и гепатиты, и ВИЧ. Заготовкой и хранением крови в республике занимается четыре филиала Республиканского центра крови, доставка к месту требования занимает определенное время. А акушерство — это прежде всего опасность кровотечения. Поэтому, когда централизуется помощь роженицам в роддомах Альметьевска, Чистополя и так далее, мы понимаем, что кровь есть, круглосуточное дежурство анестезиолога обеспечено; если вдруг потребуется сделать кесарево сечение, то все условия для оказания высококвалифицированной помощи имеются. Конечно, такие «опасные» виды помощи должны быть сконцентрированы в межрайонных центрах. И хотя населению не всегда это нравится, но здесь надо поступать очень рационально, оценивая риски причинения вреда здоровью.
«Раньше у фельдшера было значительно больше полномочий, но современные требования ограничили их деятельность»
«Фельдшер должен быть маленьким врачом на селе»
— «Почему в современном российском здравоохранение нет места специалистам широкого профиля в среднем звене? Почему фельдшер оказался в роли администратора-логиста? А ведь в сельской местности он один на многие километры!» (Нурия)
— Да, во время своих проверок мы обращали внимание, что фельдшеры, мягко говоря, не в полной мере выполняют свои задачи и функции. Фельдшер должен быть маленьким врачом на селе: диспансеризация, наблюдение детей до года, готовность к оказанию неотложной помощи. Он каждого больного должен знать наизусть. Раньше у фельдшера было значительно больше полномочий, но современные требования ограничили их деятельность.
— Почему же фельдшеров этих полномочий лишили?
— Вот такая нормативная база. Фельдшеры сегодня физиопроцедуры отпускать не могут, лабораторные анализы не делают — это отдельные виды лицензии. Что-то идет от нормативных документов, а что-то уже и от собственной пассивной позиции фельдшеров.
Чем лучше у нас будет работать начальное звено здравоохранения — фельдшерско-акушерские пункты, амбулатории, ЦРБ, — тем меньше будет поток больных в республиканские медучреждения.
— Инициативу фельдшеров, наверное, расслабили эти нормы.
— У меня тоже такое впечатление складывается. Мы обсуждаем сложившуюся ситуацию и с нашим министром, и на федеральном уровне. Знаю, в настоящее время готовится типовое положение о центральной районной больнице. ЦРБ должна быть центром, и рекомендуемый норматив для нее — от 50 тысяч населения. В небольших районах статус ЦРБ может измениться на районный или даже на амбулаторию.
— То есть еще большее укрупнение?
— Да, укрупнение. Только так мы сможем оказывать квалифицированную помощь.
— Но разве вся эта оптимизация и укрупнение не из-за того, что бюджетных денег не хватает на здравоохранение?
— Скорее необходимость рационального расходования выделенных средств.
— Так, может быть, просто на здравоохранение надо больше денег требовать?
— Да, несомненно, у нас не самое богатое здравоохранение. Но это вопрос не моего уровня.
— Это понятно. Но многие люди так рассуждают: раз Росздравнадзор проверяет медучреждения, значит, и за всю систему здравоохранения в ответе.
— Да, такое есть. Хотя у нас механизм немного другой: мы выявляем нарушения и передаем акт в минздрав республики для их устранения. Сегодня у нас с министерством сложились хорошие рабочие отношения, мы результаты каждой проверки с министром обсуждаем, причем он приглашает и главврача медучреждения, которое мы проверяли, и курирующего замминистра. В ходе обсуждения вырабатываются решения, что нужно сделать, чтобы ликвидировать тот или иной дефицит. Условно, в медучреждении нет аппарата ЭКГ, значит, выделяются целевые деньги для его приобретения. То есть наша задача — выявить и проинформировать, а конкретная работа, выполнение предписания, причем в отведенный срок, идет со стороны министерства здравоохранения РТ. Невыполнение нашего предписания — уже протокол и штраф. Конечно, рациональнее закупить это оборудование, чем платить штраф.
«Что касается нарушений, то во многом они касаются оформления документов»
«Суды в период пандемии идут навстречу медучреждениям, предупреждением ограничиваются»
— Какие нарушения вы выявили за 9 месяцев 2021 года во время своих проверок? И как наказываете?
— У нас в основном суды принимают решение о наказании. На наш взгляд, суды в период пандемии идут навстречу медучреждениям, предупреждением ограничиваются. Наша задача — протокол составить и направить в суд.
Что касается нарушений, то во многом они касаются оформления документов. Например, нарушение при освидетельствовании на право владения оружием. В рамках последних событий нам было дано указание, что при проведении проверок необходимо обращать внимание именно на процедуру медицинского допуска к владению оружием. Аналогично проверяется и процедура допуска водителей автотранспорта к профессии. Есть отдельная статья в КоАП за невыполнение объема необходимых исследований. Если не все предусмотренные приказом специалисты осмотрели гражданина или были нарушены сроки, то в этом случае выносится предписание и составляется протокол в отношении медицинской организации.
— Как вы определяете, какую медицинскую организацию надо проверить?
— Приходим и выборочно проверяем 20–30 карточек тех, кто прошел медицинский осмотр, например на получение прав. Смотрим, какие обследования сделал человек. Бывает, что некоторые исследования и не проводятся, к примеру, водителям категории «Д» надо в обязательном порядке проводить электроэнцефалографию, но не все ее делают. А обследование должно проходить в том объеме, которое предписано нормативными документами.
— А какие обследования проводятся для выдачи разрешения на владение оружием?
— Смотрят четыре специалиста, основной из которых — психиатр. В работе психиатра при освидетельствовании на право иметь оружие две составляющие. Первая — врач прежде всего смотрит, не состоит ли данный человек на учете в психиатрическом стационаре. Если данные гражданина содержатся в этой базе, то все, дальше разговора нет. Если на учете не состоит, то с ним проводится беседа, во время которой доктор имеет возможность заподозрить отклонения в психике. Если что-то не в порядке, по мнению врача, то пациент может быть направлен в специализированную больницу для дополнительного обследования.
— А в больнице человека проверяют на аппаратуре или тоже только разговорами?
— Основной метод психиатра — это визуальный контроль, беседа. Человека даже могут госпитализировать, чтобы понаблюдать в течение определенного времени. Специальных методов для диагностики психических заболеваний нет, это все-таки больше индивидуальная работа. Конечно, есть определенные тесты. В военкомате любят задавать вопрос, чем самолет от птицы отличается. Призывники обычно отвечают: самолет большой…
— То есть психически больной может легко закосить под здорового, чтобы дали разрешение на оружие?
— Конечно, это возможно. Если человек достаточно умный, он будет вести себя спокойно, адекватно отвечать на вопросы, не нервничать, не махать руками. Не всегда латентные психические заболевания удается сразу диагностировать.
— Вы выявили нарушения во время проверок организаций, выдающих разрешение на оружие?
— В основном нет. Осмотр должны проводить четыре специалиста, и эта норма соблюдается. В этом году мы проверяли только ЦРБ, но это как раз именно те больницы, которые выдают подобные справки. Частникам ограничен вход на данный рынок, потому что регистр психически больных и страдающих наркоманией находится в распоряжении только государственных медучреждений. Даже если частники выдают подобные справки, то по вопросам психиатрии сами не проверяют — направляют в психдиспансер, где ставится государственная печать, и только после этого частная организация может выдать разрешение.
Надо сказать, нарушения довольно типичные, например, не все в порядке с ведением медицинской документации, не хватает какого-либо оборудования, специалистов. Порой медсестра проверяет зрение и расписывается за офтальмолога. Мы это тоже выносим как нарушение. Все-таки должны быть врачи, причем с соответствующим сертификатом.
«На стоматологов стали чаще жаловаться, причем больше на ортопедов»
«Долго трубку телефона не берут, врач на дом не приходит»
— Кроме плановых проверок, есть ведь и внеплановые, по жалобам. Их сколько было?
— Мы сегодня очень тесно работаем и со следственным комитетом, и с органами прокуратуры. В большинстве случаев заявления о смерти СКР направляет нам, чтобы мы оценили качество медпомощи, а потом уже они криминальную составляющую ищут. Эти заявления, пришедшие из СКР, мы по-разному рассматриваем. Если понимаем, что нужна глубокая проверка с привлечением экспертов, то оформляем как внеплановую проверку. Но иногда результат оформляем в виде справки, например, когда в самом заявлении не содержатся факты, указывающие на серьезное нарушение. В таких случаях мы тоже привлекаем эксперта.
— Коронавирус изменил статистику жалоб? Непонимание происходящего порождает недоверие к врачам и диагнозам.
— Такие жалобы, конечно, были. В основном они поступают через сайты Росздравнадзора или минздрава. При их рассмотрении мы стараемся работать с органами исполнительной власти — минздравом РТ, управлением здравоохранения городов, у которых в непосредственном подчинении находятся медицинские организации. Порой достаточно проведения рассмотрения в рамках внутреннего контроля качества медицинской деятельности поликлиники или больницы. Но если мы понимаем, что ведомственного контроля недостаточно, то в этом случае сами проводим проверку.
— Насколько я поняла, коронавирус большого увеличения жалоб не дал?
— Нет, почти не дал. Если в 2020-м мы рассмотрели 1,7 тысячи жалоб, а за 9 месяцев этого года — 1 120, к концу года, наверное, получим число, сопоставимое с прошлогодним. Просто немного поменялась структура жалоб. Понятно, что ковид стал ведущей темой, но все-таки основными вопросами остаются качество медпомощи (около 600 жалоб) и лекарственное обеспечение (около 400).
— «Помнится, несколько лет назад были большие претензии к деятельности клиник пластической хирургии. Сколько недобросовестных оказалось в РТ?» (Ирина Антонова)
— В то время мы провели проверку 39 медицинских организаций, из них четыре были без нарушений, а в 35 нарушения выявили. Мы составили 28 протоколов об административном правонарушении, в общей сложности было наложено штрафов на 300 тысяч рублей. В настоящее время 32 медицинские организации продолжают осуществлять свою деятельность. Но за 2021 год жалоб на пластическую хирургию не было. Может, в силу того, что у людей другие заботы, не до красоты…
А вот на стоматологов стали чаще жаловаться, причем больше на ортопедов. В таких случаях изучения документов недостаточно, поэтому мы рекомендуем пройти судебно-медицинскую экспертизу. Если эксперт сделает заключение, что работа ортопеда сделана некачественно, пациент может подать гражданский иск в суд, минуя Росздравнадзор.
— Вы сказали, у 35 организаций, которые делают пластические операции, были нарушения. Какие?
— У кого-то не хватало анестезиологического оборудования. А ведь любая операция, даже под местным наркозом, достаточно непредсказуема в своем развитии. Вот, например, анафилактический шок случился у пациента — у вас должен быть полный набор реанимационного оборудования: дефибриллятор, аппарат ИВЛ, кислород. Не у всех в полном объеме оно было. Мы и штрафы выписывали, и рекомендации давали, потому что готовность к неотложной помощи должна быть всегда.
— В каких сегментах системы здравоохранения в основном не устраивает качество медпомощи? В поликлиниках, наверное?
— Конечно. Долго трубку телефона не берут, врач на дом не приходит… Этот уровень жалоб даже не наш, а медучреждения. Думаю, если бы человек не нам пожаловался, а попытался разрешить вопрос на уровне заведующей отделением или главного врача поликлиники, то результат был бы достигнут быстрее. Но, тем не менее, получая жалобу, мы начинаем работать с поликлиникой, со страховыми компаниями.
— Но ведь часто бывает, что человек к руководителям поликлиники обращается, а решения своего вопроса не получает…
— Такая жалоба получает особый статус. Если жалоба повторная, если жалуются на нас за плохое рассмотрение жалобы, то ее рассматриваем уже не мы, а прокуратура или центральный аппарат Росздравнадзора. Поэтому мы стараемся ответить на все вопросы, заданные заявителем.
«Я доверяю отечественным вакцинам, наша страна со многими эпидемиями справилась. Считаю, что у России уровень разработки и производства вакцин очень высокий, и хорошо, что мы сохранили эти институты»
«Моя задача — призвать население к вакцинации. Другого выхода у нас просто нет»
— «Как вы оцениваете тот факт, что на время пандемии остановили плановую медицинскую помощь? Вы оценили ущерб здоровью и продолжительности жизни населения от этого?» (Петрова Л.)
— Несомненно, вопрос правильный, но это вынужденная мера. Мы должны акцентировать внимание на том, что угрожает здоровью.
Ковид — это действительно угроза. Поэтому ряд плановой помощи был отменен. Справедливости ради надо сказать, что некоторые виды плановой помощи на некоторое время можно отложить, например эндопротезирование, удаление грыжи. Но вот в сердечно-сосудистых центрах плановая помощь практически не приостанавливалась, потому что это чревато осложнениями.
Я думаю, когда министерство здравоохранения определяло, что можно отложить, специалисты исходили из опасности заболевания в случае неоказания помощи.
— А когда вернут прежний режим плановой помощи?
— Речи об этом пока не идет, в России уже зафиксировали четвертую волну коронавируса.
— Надолго ли четвертая волна?
— Трудно сказать, хотя вначале говорили о математической модели прогноза. На практике оказалось, что предсказать ход событий сложно. Конечно, осенние простудные заболевания предсказуемы — грипп, ОРВИ, и наслоение на них коронавируса было ожидаемым. И сегодня моя задача — призвать население к вакцинации. Другого выхода у нас просто нет.
— «Чем вакцинация отличается от иммунизации?» (Нурия)
— Иммунизация — это создание в целом иммунного состояния защиты у населения. А вакцинация — часть иммунизации. Потому что иммунизацию можно осуществлять путем вакцинации или введения других лекарственных средств, например, можно вводить кровь с антителами переболевших. Практически 90 процентов иммунизации составляет вакцинация.
— «Люди неохотно прививаются, потому что не доверяют отечественной вакцине. Как вы считаете, она безопасна, эффективна?» (Шайдуллин)
— Я доверяю отечественным вакцинам, наша страна со многими эпидемиями справилась. Считаю, что у России уровень разработки и производства вакцин очень высокий, и хорошо, что мы сохранили эти институты. Конечно, мы пользуемся теми наработками, которые были сделаны раньше. Лично я сделала две прививки «Спутником» и на днях по истечении срока сделала ревакцинацию вакциной «Спутник Лайт».
Росздравнадзор сегодня контролирует негативные последствия вакцин. Знаете, не так много подобных случаев. Во-первых, официальная статистика дает только 2 процента заболевших вакцинированных, то есть действительно вакцина защищает. Во-вторых, реакция на вакцину нами тоже фиксируется, и информация направляется в федеральную систему «Фармаконадзор». В течение трех суток мы сообщаем о летальных случаях, в течение 15 суток вносим информацию о серьезных нежелательных реакциях. Эта система была создана до коронавируса, так мы отслеживали нежелательное воздействие лекарственных препаратов. Центральный аппарат Росздравнадзора видит информацию из всех медучреждений, анализирует и принимает соответствующие решения, вплоть до снятия лекарства с производства.
Сегодня идет анализ состояния вакцинированных. Медицинские учреждения активно включились в эту работу, мы ежедневно имеем информацию, сколько ими направлено извещений. Подчеркну: направить извещение не значит, что все плохо, наоборот, это показатель ответственного отношения медиков к данной ситуации. Даже о малейшем проявлении симптомов заболевания после вакцинации они направляют информацию в эту систему.
«Возвращаясь к цифрам о случаях заболеваний у привитых: Татарстан входит в первую десятку по количеству поданных извещений»
«Мы будем кривить душой, если скажем, что вакцина действует 100-процентно»
— А это разве нормально, что вакцинированные заболевают? Разве раньше такое бывало?
— Это возможно. Формирование иммунитета очень индивидуально, у кого-то он вообще не формируется. Мы будем кривить душой, если скажем, что вакцина действует 100-процентно.
Возвращаясь к цифрам о случаях заболеваний у привитых: Татарстан входит в первую десятку по количеству поданных извещений. Понятно, что эта информация требует дальнейшего анализа.
— Главврачи и просто врачи тоже на что-то в Росздравнадзор жалуются?
— Могут. Но в большинстве случаев это не жалобы, а сбор информации при реализации наших мониторинговых программ. Например, у нас есть система, фиксирующая выявление фальсифицированных и недоброкачественных лекарств. Еженедельно ответственный врач в медицинской организации отправляет сведения о наличии или отсутствии подозрительных лекарств. Это постоянная наша работа, которую никто не видит. Но когда мы суммируем информацию и видим, что на один и тот же препарат поступило два-три извещения о недоброкачественности, то прежде всего сверяем свою информацию с данными из других регионов. При наличии идентичных сведений начинается работа с производителями по выработке корректирующих мероприятий, а может быть, и по приостановке обращения данного лекарственного препарата.
— «У нескольких моих знакомых был отрицательный результат ПЦР-теста, а коронавирус потом обнаруживался. Как это объяснить?» (Ильгизар)
— Причин этому может быть несколько. Даже состояние слизистой человека способно повлиять на анализ — сегодня есть насморк, а завтра его нет. И нарушение технологии тоже влияет — один медработник глубоко заводит зонд, другой поближе взял. Тесты относятся к медицинским изделиям, и мы их тоже проверяли.
В Татарстане были попытки продажи незарегистрированных тестов на ковид, но мы совместно с МВД пресекли это, было заведено уголовное дело.
Также были попытки продажи бесконтактных термометров производства Китая, два уголовных дела в 2020 году было заведено за реализацию незарегистрированных медицинских масок.
— Незарегистрированные изделия могут быть качественными? Просто предприниматель не захотел с волокитой связываться. Или все-таки незарегистрированное — это обязательно некачественное?
— Когда регистрируют изделие, оно проходит три вида испытания: техническое, токсикологическое и клиническое. Если изделие не зарегистрировано, значит, ни того, ни другого, ни третьего испытания оно не прошло и нельзя говорить об их безопасности и эффективности. Не надо верить приборам, не зарегистрированным как медицинское изделие.
«Понятие «медицинская ошибка» можно ввести, потому что врач тоже человек»
— «Как вы оцениваете профпригодность медперсонала в РТ? Часто ли в ходе ваших проверок причиной некачественного оказания медуслуг оказывается низкая квалификация врачей?» (Дамир Мустафин)
— Вопрос непростой… Согласно квалификационным требованиям, у врача должен быть диплом о высшем медицинском образовании, ординатура и сертификат или аккредитация по специальности. Вот чтобы чего-то из этого перечня не было, во время наших проверок не выявлено. То есть формальная часть соблюдается. Что касается индивидуальных профессиональных возможностей, то бывает разное, например, один хирург сказал: «Я не оперирую». Но в целом, я думаю, работают профессионально.
Во время внеплановых проверок мы порой находим случаи низкой квалификации врачей. Например, у нас были ситуации, когда ЭКГ прочитали неправильно. Здесь есть медицинская ошибка, хотя в законодательстве слова «ошибка» нет, там сразу статья Уголовного кодекса — «Халатность», «Причинение смерти по неосторожности». На мой взгляд, понятие «медицинская ошибка» можно ввести, потому что врач тоже человек и может заблуждаться, но он неумышленно это делает.
— «О профилактике заболеваний путем плановых медосмотров трубят много лет. Но на практике они так и остаются для галочки — никому мы не нужны на этих осмотрах, они проводятся формально. Почему Росздравнадзор не меняет ситуацию?» (Маршида)
— Да, у нас есть полномочия контролировать диспансеризацию, ее объем. Знаете, я с автором этого вопроса не соглашусь. Чтобы получить оплату по законченному случаю диспансерного осмотра, врач должен провести все необходимые обследования, которые есть в приказе. Иначе его работу за конкретного пациента просто не оплатят.
— Экономический механизм давно включили?
— С появлением обязательного медицинского страхования. Фонд ОМС оплачивает только законченный случай медицинского осмотра. А вот что касается формального подхода, то в нынешних условиях это есть, наверное. Началась диспансеризация тех, кто перенес ковид. Последствия заболевания могут быть самыми разными — от когнитивных нарушений до поражения различных органов. Поэтому, конечно, углубленное обследование переболевших проводить надо, чтобы скорректировать их состояние.
«В Татарстане довольно серьезная сеть санаторных учреждений»
«С реабилитацией переболевших ковидом мы справимся, санаторная система у нас не разрушена»
— «Реабилитация после ковида играет большую роль в восстановлении здоровья. Как вы оцениваете систему восстановительной терапии в РТ?» (Оксана Григорьева)
— Недавно на «Казанской ярмарке» прошла выставка, посвященная реабилитационным технологиям. Если раньше в основном выставляли оборудование, то в этот раз выставка была направлена на технологию реабилитации. Все наши санатории выставились! В Татарстане довольно серьезная сеть санаторных учреждений. Да, это классические санатории, но они сегодня разработали специальные программы реабилитации. Причем эти программы сопровождаются приобретением специального медицинского оборудования. Так что, думаю, с реабилитацией переболевших ковидом мы справимся, санаторная система у нас не разрушена. Они, конечно, частично в частные руки перешли, но тем не менее работу продолжают — и с предприятиями, и с гражданами персонально.
«С вакциной частники не хотят работать — настолько сложно хранение, транспортировка и учет»
— Предложение читателя: «Многие льготники по получению бесплатных лекарств не пользуются своими льготами. Предлагаю проверить, почему они не пользуются, что мешает им регулярно получать необходимую лекарственную помощь».
— Лекарственное обеспечение — второе по количеству обращений в наш адрес. Все началось в 2005 году, когда внедрили такую систему, как монетизация. Раньше денежную компенсацию на лекарства льготникам не выделяли, и все выделенные средства шли на закупку лекарств для всех льготников. Причем, если тебе не нужно было лекарство, ты просто его не получал. Но зато его получал тот, кто в нем очень нуждался.
После введения возможности выбора (лекарство или денежная компенсация) человек получил право отказаться от лекарства, но получить за него деньги. Таких отказников у нас на сегодняшний день около 70 процентов от всех льготников, и они ежемесячно получают компенсацию около 800 рублей.
Какая-то часть граждан, наверное, действительно тратят их на лекарства. А оставшиеся 30 процентов — те, кто нуждается в дорогостоящих препаратах, им этих 800 рублей не хватает, поэтому они остаются в программе, надеясь получить лекарства на бо́льшую сумму.
Сегодня в медицине появились технологии, которые требуют последующего серьезного лекарственного обеспечения. Например, установка помпы для диабетиков — с одной стороны, это благо, но расходные материалы к ней очень дорогие. На них человеку надо ежемесячно около 8 тысяч рублей. Аналогичная ситуация у больных, перенесших трансплантацию органов.
Надо сказать, система льготного лекарственного обеспечения довольно сложная: есть федеральные льготники — инвалиды; есть региональные льготники, которым деньги выделяются из республиканского бюджета; есть льготники по 12 видам высокозатратных нозологий. Сегодня работают программы льготного обеспечения больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями, заболевших COVID-19.
«Надо сказать, система льготного лекарственного обеспечения довольно сложная»
— Сегодня есть дефицит лекарств для льготников? Одно время на это очень жаловались.
— Да, такие жалобы поступают. У аптеки есть 10 дней, чтобы обеспечить выписанный врачом льготный рецепт. Это так называемое отсроченное обеспечение лекарственными препаратами. Но здесь большую роль играет то, что закупки по заявкам поликлиник аптеки совершают в начале года, а в течение года появляются новые льготники. Поэтому постоянно приходится маневрировать и минздраву, и Росздравнадзору, и медучреждению, потому что обеспечить лекарствами все равно нужно. Работа ведется постоянно, порой даже в ручном режиме.
— «Аптеки сегодня в большинстве своем частные, для которых важна прибыль, а не здоровье людей. Как считаете, государственных аптек должно быть гораздо больше, чем сейчас?» (Ислам Ахатович)
— Пусть будут и те, и другие. У частников больше маневров: они могут заказать одну упаковку лекарства, могут заказать напрямую с доставкой из Владивостока или еще откуда. Государственная система более традиционная, закупка препаратов проводится в плановом порядке. Но зато государственная аптека надежная. У нас в каждом районе существует такая аптека. А есть регионы страны, где их ликвидировали. Частники работают, пока им выгодно. Кроме того, не все лекарства частники хотят продавать, например наркотические средства для обезболивания онкобольных. И с вакциной частники не хотят работать — настолько сложно хранение, транспортировка и учет. Без государственных аптек мы просто не сможем. И частники пусть работают, составляют конкуренцию.
«Госзаказ частникам дают, но в большинстве своем они заинтересованы в дорогой медпомощи»
— «Прошу давно и неоднократно о прикреплении меня к платной зубной поликлинике в Альметьевске. Помогите в решении этой „нерешаемой“ проблемы». (Хакимова Рушания)
— Напомню, каким образом у нас сегодня осуществляется финансирование медпомощи. Это система обязательного медицинского страхования. У нашего территориального фонда ОМС есть определенная сумма средств. И в первую очередь они распределяются государственным медучреждениям, потому что они для того и созданы, чтобы выполнять госзаказ. А вот там, где государственные учреждения не справляются, начинают привлекать частные организации, например стоматология, КТ, МРТ. В принципе, заявиться на госзаказ частные клиники могут, но их доля небольшая.
— Мнение читателя о том же: «Пусть частные медицинские пункты работают с населением, имеющим полисы медицинского страхования! И пусть их услуги оплачиваются страховыми компаниями наравне с услугами государственных медиков. А так что получается — у человека весь его рабочий стаж отчисляются взносы на медицину, и все это пропадает как в черной дыре — воспользоваться своими накопленными страховыми взносами у нас нет возможности. Приходится платить за визиты к медикам еще и еще раз».
— Госзаказ частникам дают, но в большинстве своем они заинтересованы в дорогой медпомощи, например, купили аппарат МРТ и хотят делать только это исследование по госзаказу. Или проводить операции по эндопротезированию. ЭКО у нас делают только частники, для них госзаказ — это гарантированные деньги.
— Может быть, частникам сложно получить госзаказ?
— Нет, там не очень сложные требования: наличие лицензии и готовность работать с пациентами по госзаказу.
— А вот предложение нашего читателя: «Уважаемая Любовь Николаевна, вы никогда не делали попытку записаться к участковому врачу или специалисту? Вы узнали бы много интересного».
— Проведем эксперимент.
— «В некоторых поликлиниках Казани, например в 8-й, людям, которые предварительно не записались на прием, приходится ожидать в очередях по 4–5 часов, даже если есть температура. Причину таких очередей называют одну — нехватка врачей. Как Росздравнадзор решает эту проблему?» (Джамиль)
— В 90-е годы вообще была большая нехватка участковых врачей из-за низкой зарплаты. Потом им сделали надбавку 10 тысяч рублей, и ситуация выправилась. Несомненно, материальный стимул играет роль. Сегодня поликлиники ощущают наплыв пациентов из-за коронавируса. Участковые врачи по 50 вызовов в день получают. Даже представить невозможно, как можно 50 вызовов обслужить! А если еще кто-то из врачей заболеет и его больных перераспределят другим…
Конечно, нехватка врачей наблюдается, но здесь нет быстрого решения проблемы. Надо искать точечные решения. В такой ситуации, как сегодня, поликлиникам нужно помогать, и студенты медуниверситета этим занимаются. Я думаю, что сейчас идет настоящая битва и надо искать решения, которые на данный момент позволят немного убрать напряжение.
«Чиновником становятся очень долго и медленно. Считаю, настоящим государственным чиновником становятся лет через пять работы, и любовь к своему делу подогревает душу»
«Я люблю традиционные лекарства из Советского Союза»
— «Как при такой стрессовой работе вам удается хорошо выглядеть? В чем секрет вашей энергии — в семье, спорте, хобби?» (Наталья)
— Знаете, я работу свою люблю. Чиновником становятся очень долго и медленно. Считаю, настоящим государственным чиновником становятся лет через пять работы, и любовь к своему делу подогревает душу. А из спортивных занятий — 2 раза в неделю плаваю в бассейне.
— Но вы же вы в чиновники из практики пришли. Как это получилось?
— Да, я 10 лет проработала хирургом в ЦРБ. Потом прошла ординатуру по акушерству и гинекологии, работала в роддоме. А в министерство здравоохранения я пришла временно — вместо ушедшей в декретный отпуск подруги, оттуда — в Росздравнадзор.
— «Когда болеете, чем вы лечитесь — лекарствами или народными средствами?» (Светлана Моисеева)
— Я люблю традиционные лекарства из Советского Союза, головную боль снимаю только анальгином. Это замечательный препарат. У нас есть лекарства, которые действуют не хуже новомодных, к примеру ацетилсалициловая кислота, парацетамол, но-шпа. Но, конечно, уровень современных лекарственных препаратов невозможно сравнивать с советскими, они гораздо эффективнее, бьют в точку, так называемые таргетные препараты. Появилась большая линейка лекарств для химиотерапии.
— Вы сейчас об отечественных препаратах говорите?
— К сожалению, в большинстве своем об импортных.
— Какой ваш совет нашим читателям в это непростое коронавирусное время?
— Поменьше везде бродить, не ездить в общественном транспорте. Маски не забывать и лучше перчатки тоже. Надо максимально ограждать себя от лишних контактов. И вакцинироваться точно нужно!
— Любовь Николаевна, спасибо за своевременный разговор. Успехов вам и всем докторам!
Шайхутдинова Любовь Николаевна родилась 6 июля 1958 года. Окончила Казанский медицинский институт, лечебный факультет (1981). Кандидат медицинских наук.
Отличник здравоохранения РФ.
1981–1990 — врач-хирург Черемшанской ЦРБ РТ.
1990–1992 — клиническая ординатура по акушерству и гинекологии, КГМУ.
1992–2006 — ведущий специалист, главный перинатолог министерства здравоохранения РТ.
2006 – март-2018 — заместитель руководителя территориального органа федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по РТ.
С 19 марта по август 2018-го — врио руководителя территориального органа федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по РТ.
С августа 2018 года по настоящее время — руководитель территориального органа федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по РТ.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 80
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.