Опрос недели: А вы запрещаете детям видеоигры?
В Китае школьникам запретили играть в онлайн-игры более трех часов в неделю, для этого провайдеры таких сайтов, в частности, вводят систему опознавания лиц участников. Помогут ли подобные меры в борьбе с детской игровой зависимостью? И что вы думаете о киберспорте, который превращается в настоящую мировую индустрию? «БИЗНЕС Online» отвечают Евгений Сатановский, Виктор Ерофеев, Павел Шмаков, Виктор Дьячков, Егор Холмогоров и другие.
Евгений Сатановский политолог— Я не стал бы никому ничего запрещать, да и дети мои уже выросли. Моим внукам конкретное время для игр устанавливает мой сын — их папа. И он к этому вопросу подходит гораздо жестче, чем китайцы. Поскольку сын — компьютерщик, он существенно лучше меня понимает, что можно, а что нельзя. И, работая в этой сфере всю жизнь, очень жестко относится к такого рода вещам. Более того, у него и телевизора дома нет. Чтобы не вредил развитию мозгов ребенка. И знаете, помогает.
Что касается киберспорта, который превращается в мировую индустрию, ничего не думаю о нем. Я ведь действительно не знаю, что это. Может быть, это какая-то вещь, которую правда есть смысл обсуждать. А что такое киберспорт? Вот у меня сын занимается греблей, роликами, велосипедом, сноубордом, лыжами. Чертовой тучей всего такого рода. Внук ходит еще и на скалолазание, играет в футбол, стреляет хорошо. Миллион всякого разного у него. Это я понимаю. От этого появляются мышцы, от этого появляется здоровый сон. И вообще человек приобретает массу всякого разного интересного. А киберспорт? Тренажеры или игрушки какие-то? Я, честно говоря, не знаю. Ну зашел в зал с тренажерами. Может, от них есть толк, если у человека нет возможности заниматься спортом на свежем воздухе. А если это какие-то игрушки… Ну наркоторговля — тоже индустрия. И наверняка приносит денег больше, чем киберспорт. И что теперь?
Павел Шмаков директор школы «СОлНЦе»— Как папа запрещаю, как директор школы — нет. У нас в школе сложная ситуация, мы договорились с детьми так, что, если им что-то надо, в том числе и поиграть, они подходят к любому взрослому и договариваются об этом, а взрослым рекомендовано не отказывать. То есть чтобы ребенок сознавал свое отношение к играм и разрешенному ему времени на это. А взрослый бы, если разрешил, посмотрел через 10 минут, закончил ребенок или нет. Мы пытаемся через понимание решать вопрос.
А введенные в Китае меры помогут, но появятся другие вещи. Когда появляются запретительные меры, у детей возникает не очень хорошее отношение к взрослым. То есть ребенок начинает думать, что взрослый — враг, что надо от него скрываться. Это хуже. Так что, как я уже сказал, помочь поможет, бесспорно. Скажем, если есть хорошая полиция, то преступности меньше. Но побеждает не полиция, а разъяснительные меры, чтобы люди не хотели преступление совершать. С детьми точно так же: если они осознают, как с этим жить, — это одно. А если им, например, запрещают кофе пить в школе, они собираются перед школой и толпой начинают пить кофе. Что касается киберспорта. Это нормальная интеллектуальная вещь, с которой необходимо грамотно коммуницировать. Вот возьмем бокс. Это ведь просто драка. Но мы же ввели правила. Значит, если мы не можем с чем-то бороться, то вводим правила игры. Нужно осознавать, что есть что.
Дамир Фаттахов министр молодежи РТ— Мы в семье не запрещаем игры, но всегда даем детям альтернативу. Благо у нас получается их заинтересовать чем-то иным, и компьютерные игры не на первом месте для них. Например, мы вместе занимаемся спортом, танцами, чтением, настольными играми, готовим еду и просто общаемся. Поэтому у нас нет серьезных проблем с компьютерными играми. Все хорошо в меру. Мы договариваемся.
Что касается игровой зависимости, то зачастую это попытка ребенка уйти от реальности, которая ему не нравится: проблемы с родителями, в школе, с друзьями, незанятость. То есть игровая зависимость — это следствие. Да, просто запретить можно, но насколько это решит проблемы ребенка? Нужно разбираться, откуда взялась зависимость у каждого отдельно взятого человека. В то же время для кого-то игры — это не болезненная зависимость, а нормальное хобби в рамках разумного потребления медиаконтента. И если это не приносит вреда человеку, то пусть будет одним из вариантов, как провести свободное время.
Киберспорт уже стал серьезной частью и мировой экономики, и мировой культуры. Это факт, мы должны его принять и адаптироваться к новой реальности. Например, в наших подростковых клубах и молодежных центрах появляются киберспортивные клубы. Но, подчеркну, мы во всех наших направлениях работы стараемся продвигать идею разумного потребления — учиться контролировать свое время, проводить его по-разному, критически мыслить, ценить свое психологическое и физическое здоровье.
Виктор Дьячков председатель совета директоров ГК ICL— Мои дети уже выросли, чтобы можно было им запрещать или разрешать компьютерные игры, и уже сами устанавливают правила для своих детей. Знаю, что старшие внуки, которые живут в Москве, любят компьютерные игры. Младших, живущих в Казани, родители ограничивают и во времени просмотра ТВ, и в использовании гаджетов.
Мое мнение относительно компьютерных игр следующее. Если исходить из идеи того, что человек рождается, чтобы улучшить этот мир, киберспорт точно тому не способствует. Эффект для человечества был бы куда более значительный, если бы усилия, которые тратятся на разработку игр и индустрию киберспорта, — время и талант разработчиков, дизайнеров и других специалистов — шли на разработку программных продуктов для различных дисциплин в сфере образования. Еще в советское время проводились исследования, которые показали, что внедрение интерактивного, игрового компонента в образовательный процесс позволяет в разы быстрее усвоить информацию. Мы даже вели переговоры с академией имени Жуковского, которая занимается подготовкой летчиков-космонавтов, с тем чтобы внедрить в образовательный процесс интерактивные продукты, позволяющие в краткие сроки освоить большой объем знаний инженерного и технического характера. Именно это я вижу приоритетом для дальнейшего развития такого сегмента компьютерных технологий. И, несмотря на рыночную привлекательность направления игр, для себя мы приняли решение данное направление не развивать.
Егор Холмогоров публицист— В целом такая проблема игровой зависимости объективно существует. Причем она наблюдается не только у детей. Она имеется и у взрослых, просто для детей это в целом значительно более разрушительно, чем для взрослых. Потому что игры выедают тот ресурс, который детям в этом возрасте нужен для расширения своих знаний. А удастся ли ограничить их с помощью таких мер, как распознавание лиц и так далее, — еще неизвестно. Потому что всегда любая тема распознавания лиц вызывает определенную тревогу, связанную с тем, что это может запросто привести к ограничению множества других свобод. Гораздо более важных, чем свобода играть. То есть, удастся ли таким образом побороть этот недуг, я, честно говоря, не уверен. Потому что есть ощущение, что игромания — это такое мощное явление нашего времени. Оно занимает определенную нишу в обществе, что, между прочим, напрямую связано с другими пороками. Сейчас, кстати, молодое поколение гораздо меньше употребляет алкоголь. То есть одна форма зависимости вытесняет другую. В этом смысле я пока не уверен, что такие меры перспективны. Но проблема реальная, и каким-то образом надо пытаться ее решать, потому что, в самом деле, зависимость детей от компьютерных игр — иногда очень тупых, иногда довольно небезопасных по их идеологии, иногда очень тяжело влияющих на психику — все это объективный факт, который действительно имеет место. Это не высосанная из пальца проблема. (Фото: By Government.ru, CC BY 4.0, commons.wikimedia.org)
Фатих Сибагатуллин депутат Госдумы РФ— Нет, я не запрещаю, у меня двое сыновей-близнецов учатся в третьем классе — очень продвинутые. Никто не знает, что такое игровая зависимость, на самом деле. И если запрещать, то найдется другое что-то. Может, в Китае эта мера и эффективна, там народ управляемый, а у нас даже вакцинацию провести не могут. Хотя если бы меня поставили главой района, то за месяц организовал бы.
Сейчас время такое, что его не хватает детям для игр на компьютере на самом деле. Вот мои сыновья все время учатся, ходят на плавание, какой там играть на компьютере! На один урок приходится два часа делать домашнее задание. Что касается киберспорта, то всякие стрелялки, игры, способствующие агрессии, вредны, а вот в шахматы играть на компьютере — хорошо. А, допустим, в футбол надо играть на улице, а не перед монитором.
Ильдус Янышев председатель совета директоров группы предприятий безопасности «КОНТР»— Игры играм рознь. Есть игры развивающие, а есть стрелялки, бродилки, компьютерные автогонки всевозможные, хотя от них тоже определенный толк есть, но даже он должен быть дозированным. В нашей семье игры моего сына Наиля, который увлекался спортивными играми, привели к тому, что он выбрал себе профессию спортивного менеджера, и это превратилось в реальную профессию, в которой он достиг определенных успехов — работает в сфере организации спортивных мероприятий. Есть игры, где моделируется сельскохозяйственный цикл, градостроительный, есть экологические игры — они полезны. Но мир объективно катится к тому, что описано у героев фильма «Матрица», хотим мы этого или нет: работа в удаленном режиме, создаются системы управления городами на основе цифровых двойников и так далее.
Вообще, думаю, запрет должен быть избирательным, полностью запрещать компьютерные игры однозначно нельзя. Когда мы говорим о футболе или хоккее, то речь идет об утилизации негативных, воинственных эмоций человека через «боление» за команду. Но это дорогое развлечение. Киберспорт с данной функцией тоже будет хорошо справляться, найдет себе достойное место и вытеснит дорогостоящие развлечения, для которых арендуются высокооплачиваемые легионеры. А строительство огромных спортсооружений — тупиковый путь, все уйдет в виртуализацию.
Виктор Ерофеев писатель— Нет, подобные меры не помогут. Наоборот, запретный плод сладок. И вообще, борьба с чем-то с помощью запретов — это худший, и тупой, и самый глупый способ. Потому в этом плане ничего нельзя запрещать. Понятно, что можно запрещать какие-то вещи криминального порядка, а это все — просто для галочки и разжигания страстей. А насчет киберспорта… Я думаю, что это мода и в какой-то степени она болезненная, как всякая мода. Да, она имеет свои, прямо скажем, неприятные стороны. Но мы с ней не сладим, если будем только плеваться. Пусть она пройдет, как любая другая мода. (Фото: By Иван Абатуров – Own work, CC BY-SA 4.0, commons.wikimedia.org)
Артем Прокофьев депутат Госсовета РТ— Если мы посмотрим на реакцию общества, когда появилось телевидение, и как оно влияет на детей, то сейчас об этом же говорят применительно к компьютерным играм. Регулирование в каких-то разумных пределах, безусловно, возможно. Но я считаю, что этим регулированием и воспитанием молодых людей преимущественно должна заниматься все-таки семья. Именно семье необходимо вводить ограничения, объяснять, почему ребенку нельзя «уходить» в компьютерные игры. В конце концов, есть книги, есть какие-то научно-популярные передачи, есть много другой информации, которая и интересна, и полезна для молодежи. Но заменять семью каким-то регулированием… Здесь надо быть крайне осторожными. Потому что мы понимаем, у каждого решения, связанного с ограничениями, есть обратная сторона. Ну вот это распознавание лиц. Насколько это безопасно с той точки зрения, что какая-то камера будет что-то там сканировать и проверять? И кто станет контролировать такую информацию? С этим есть большие вопросы. Потому я считаю, что нельзя подменять семью. Прогресс идет. Когда-то появились книги, потом — радио, потом — телевидение, интернет. Сейчас эти онлайн-игры. Потом возникнет еще что-то новое. Но мы с вами должны понимать, что в любом случае основа всего, с точки зрения воспитания детей и молодежи, — семья.
Геворг Акопян специалист по компьютерным играм, бывший главный редактор журнала «Игромания»— Против системы сложно воевать. Если будут установлены жесткие ограничения при помощи провайдеров и паблишеровых игр и ограничения станут работать, то, конечно, куда дети денутся? Начнут играть меньше. А в случае с киберспортом, насколько мне известно, ограничения пока не вводились. Ну и все-таки киберспорт — это другой опыт, это надо понимать. Это медиабизнес. Самая удачная аналогия здесь — просмотр спортивных трансляций. В общем, думаю, что он не должен никак пострадать. Даже наоборот, не имея возможности поиграть, люди станут больше смотреть киберсоревнования.
Айдар Шагимарданов президент ассоциации предпринимателей-мусульман РФ— Конечно, однозначно запрещаю. Потому что в этом ничего хорошего нет. Все компьютерные игры построены на том, чтобы вытягивать из людей, а прежде всего из детей, деньги. Они сначала затягивают ребенка в игру, а потом эти игры начинают с него доить деньги. Тогда у него встает вопрос: где взять деньги? И начинаются более серьезные проблемы. Компьютерные игры во всем вредят человеку, тем более ребенку. А с точки зрения ислама это харам. Я думаю, меры, введенные в Китае, помогут. Любые ограничения всегда приносят пользу.
А киберспорт абсолютно к спорту никакого не имеет отношения — это игровая индустрия, игровая мафия, они просто пролоббировали и прикрепили приставку «спорт». Вот было казино, потом стало онлайн-казино. А сейчас они придумали этот киберспорт. Это все звенья одной цепочки, это все игромания.
Фото на анонсе: © Владимир Астапкович, РИА «Новости»
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 40
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.