«Все, кто связан с диагностикой коронавируса, — в плюсе. Остальные — в глубоком минусе», — говорят владельцы платных медучреждений Казани. Впрочем, производитель экспресс-тестов на ковид «Эвотэк-Мирай Геномикс» побил все рекорды, заработав 4 млрд рублей — половину своей выручки. Неплохо себя чувствуют и изготовители антисептиков и масочных тканей. О том, как китайцы потеснили местных производителей масок и почему Нуру Шакирову пришлось закрыть производство зондов для ПЦР-тестов, — в материале «БИЗНЕС Online».
«Эвотэк-Мирай Геномикс» наладил в Татарстане выпуск японских приборов LifeRing — систем для быстрой генетической диагностики инфекционных заболеваний, которые используются в том числе для диагностики коронавируса
«Эти тесты были как золото!»: миллиарды продавца «коронавирусных чемоданчиков»
Ни одна татарстанская компания, связанная с борьбой с коронавирусом, не показала столь впечатляющих результатов, как «Эвотэк-Мирай Геномикс». По данным «Контур.Фокуса», выручка молодой компании в 2020 году достигла 7,8 млрд рублей, а прибыль — 3,9 млрд рублей! И это при нулевых показателях 2019-го. Такой рентабельностью не может похвастаться ни один вид бизнеса, кроме, пожалуй, казино или финансовых пирамид.
«Эвотэк-Мирай Геномикс» наладил в Татарстане выпуск японских приборов LifeRing — систем для быстрой генетической диагностики инфекционных заболеваний, используемых в том числе для диагностики коронавируса. В Казани была зарегистрирована российско-японская компания во главе с Ленаром Валеевым, который более известен как гендиректор и совладелец фирмы «Эйдос-Медицина». «Эвотэк-Мирай Геномикс» на 50% принадлежит ООО «Генетические технологии» (66% у Алексея Козлова, 30,56% — у Максима Викторова, 2,44% — у компании «Легал Интеллидженс Групп Лимитед» и 1% — у Николая Ишметова) и на 50% — японской компании К.К. Mirai Genomics. Объем инвестиций К.К. Mirai Genomics в проект заявлялся на уровне 2,5 млрд рублей.
Благодаря максимально чувствительной реагентике тесты могут использоваться в местах с большой проходимостью людей, что позволяет быстро выявить и пресечь очаги заболевания. В частности, «коронавирусные чемоданчики» от татарстанской фирмы используют в московских аэропортах, они применялись на ралли «Шелковый путь», лаборатории приобретали клубы РПЛ. Российско-японскими тестами проверяли на COVID-19 даже зарубежных гостей парада 9 Мая в Москве.
По информации базы данных «Маркер», за два года «Эвотэк-Мирай Геномикс» получил 31 госконтракт на общую сумму 575 млн рублей. Но в 2021-м был заключен только один — на 2,9 млн рублей, с центром гигиены и эпидемиологии в Москве, речь в нем шла о поставке набора реагентов. Агентство по закупкам департамента здравоохранения столицы заказывало наборы тестов на сумму 192 млн рублей, такие же поставлялись в ЯНАО (156,3 млн рублей) и Московскую область (72 млн рублей). В Татарстане Республиканская инфекционная клиническая больница закупала у «Эвотэк-Мирай Геномикс» экспресс-наборы на общую сумму 24 млн рублей, минздрав РТ — на 27,9 млн рублей.
«Конечно, у них были нереальные продажи с высокой доходностью, — рассказывает наш источник. — Российский фонд прямых инвестиций им оказывает серьезную поддержку, у них есть гарантированный сбыт. Компании удалось достичь значительной степени локализации. В то время цена являлась высокой, а себестоимость — низкой. Конечно, маржинальность большая. Это вполне нормальная ситуация — опять же, товар повышенного спроса. Эти тесты были как золото!» Руководитель компании Валеев от комментариев нам отказался.
«На данный момент линия по производству масок в работе, снижать объемы не планируется»
Производители масок: кто в плюсе, кто в минусе
Менее удачным по сравнению с «Эвотэком» стал бизнес компаний по производству материалов для защитных масок и костюмов. Впрочем, и ему не на что жаловаться. В Татарстане есть два крупных производства спанбонда и мельтблауна, из которых шьют маски и костюмы. Это компания «Полиматиз», принадлежащая ТАИФу, и аффилированная с «Татнефтью» фирма «Завод Эластик». Оба производства активно обеспечивали рыночный спрос, но вот первому удалось хорошо заработать, а второй оказался в убытке — по не связанным с «короной» или конкуренцией причинам.
«Полиматиз» в 2020 году произвел более 10 тыс. т спанбонда и мельтблауна. Кроме того, на предприятии ввели в строй производство медицинских и гигиенических масок, которых выпустили 17 млн штук. Выручка же компании, по данным «Контур.Фокуса», в 2020-м по сравнению с 2019-м выросла в 1,5 раза до 1,6 млрд рублей, а прибыль увеличилась аж в 12,4 раза и составила 372 млн рублей. «На улучшение показателей повлиял повышенный спрос потребителей, а также расширение ассортимента выпускаемой продукции. В том числе увеличено производство нетканых материалов медицинского назначения за счет перераспределения доли выпускаемой продукции по группам номенклатуры, — рассказали нам в „Полиматизе“. — На данный момент линия по производству масок в работе, снижать объемы не планируется».
«Эластик» же в 2020 году при росте выручки аж на 81% до 1,9 млрд рублей получил убыток в 54,2 миллиона. Это случилось из-за того, что компания на время пандемии расторгла контракты с производителями матрасов, такими как «Орматек» и «Аскона», предполагают наши источники. «Они просто потеряли реальные контракты, системные, из-за медицины», — полагают наши собеседники. Впрочем, по данным «Контур.Фокуса» видно, что финансовые результаты компании всегда являлись шаткими: в 2015 году убытки составили 874 млн рублей, в 2018-м — 668,2 млн рублей. За год до пандемии завод был в плюсе на 189,2 миллиона.
Завод не первый год работает, существовали сложности. Материал оказывался невостребованным. Приходилось тяжело производителям нетканого полотна, предложение превышало спрос. А в пандемию ситуация развернулась. В этом году рассчитываем на положительный результат.
Те, кто непосредственно шьет маски и защиту, можно сказать, особо на этом не заработали: сворачивать шитье они стали еще в прошлом году. Так, например, шить маски в 2020-м начал резидент ТОСЭР «Нижнекамск» «Айрон Индастри Компани», выпускающий трубы, который изготовил 1,5 млн масок. Сейчас производство масок загружено лишь на 30–40%, рассказал «БИЗНЕС Online» первый замруководителя исполкома Нижнекамского района РТ Радмир Беляев. На пике пандемии резидент продавал маски за 12 рублей, сейчас цена еле доходит до 3 рублей. Но даже так они не могут конкурировать с китайскими масками по 1,5 рубля, сетует он.
Основная проблема в том, что сложно конкурировать с китайскими производителями. Они поставляют большие объемы, демпингуют. У них получается дешевле. Если бы существовали ограничения по китайским производителям, тогда наши предприятия были бы загружены.
Вышли на сверхприбыльный рынок и более мелкие производители. Так, к примеру, челнинская фабрика «Школьная мода» увеличила прибыль с 2,2 млн до 4,5 млн рублей. Для пошива масок она приобрела оборудование на 500 тыс. рублей, в день производили 5–6 тыс. штук. Но ажиотаж прошел. «Сейчас мы нисколько не производим, может, 50 штук в день, если есть заказ. Спроса нет. Не знаем, что дальше будет», — поделилась представитель компании Татьяна Кондратьева.
На хороший результат повлияла и другая деталь, связанная с пандемией COVID-19: россияне стали чаще мыть руки и пользоваться санитайзерами, что негативно отразилось на состоянии кожи
Как мытье рук увеличило продажи кремов
Казанский производитель косметики и бытовой химии «Нэфис Косметикс» в 2020 году увеличил выручку на 20% (18,9 млрд рублей), чистая прибыль также выросла в 1,8 раза до 1,6 млрд рублей. Особенно выраженный всплеск продаж пришелся на март – апрель 2020-го, период локдауна, когда основная часть населения была вынуждена находиться дома, рассказала нам гендиректор компании Дина Лаврикова. «Впрок закупались предметы гигиены и продукты питания, а продажи мыла и чистящих средств выросли на 30–40 процентов», — отметила она.
Понимая социальную значимость и востребованность антисептической бытовой химии, сетевые ретейлеры оперативно ставили новинки на полки, хотя обычно этот процесс занимает до 6 месяцев, поделилась Лаврикова. «Результат — по итогам года доля антибактериальных новинок в структуре производства и продаж составила около 2,5 процента, 6 тысяч тонн», — сообщили в «Нэфис Косметикс».
Если говорить по рынку в целом, то рост наблюдался по всем товарным группам моющих, чистящих средств и мыла (от 20% до 40%), но носил кратковременный характер, привели цифры в компании. Уже с мая прошлого года объемы потребления пришли к обычному уровню, а в 2021-м «Нэфис» видит даже сокращение потребления (от минус 7% до 14% по разным категориям), которое происходит за счет роста интереса к компактным, концентрированным версиям продуктов.
Казанская парфюмерно-косметическая фабрика «Аромат» в начале пандемии расширила производство антисептиков. В апреле прошлого года организация увеличила выпуск гигиенических гелей до 2,6 млн штук. По данным «Контур.Фокуса», в 2020-м по сравнению с 2019-м «Аромат» поднял выручку в 1,2 раза — до 1,3 млрд рублей, чистая прибыль выросла в 1,3 раза — до 72 млн рублей.
В компании не ответили на запрос нашего издания, но интересные детали можно почерпнуть из публичного отчета «Аромата» за 2020 год. В нем говорится, что значительное падение продаж косметики во время карантина в апреле – июне 2020-го было компенсировано резким повышением спроса на гигиенические гели для рук, продажи которых увеличились более чем в 30 раз по сравнению с аналогичными периодами прошлых лет. «За отчетный период предприятию удалось существенно нарастить мощности по производству гигиенических гелей и косметической продукции, что позволило по итогам года значительно превысить показатели производства и продаж продукции в натуральном выражении по сравнению с предшествующими периодами», — отмечают в организации.
На хороший результат повлияла и другая деталь, связанная с пандемией COVID-19: россияне стали чаще мыть руки и пользоваться санитайзерами, что негативно отразилось на состоянии кожи. И люди начали брать больше кремов для рук, которые также производит «Аромат». «Наибольший вклад в увеличение продаж внесли санитайзеры и средства по уходу за кожей, к которым относятся кремы для рук», — отмечается в отчете.
Большинство российских клиник и лабораторий использует для ПЦР-тестов урогенитальные зонды, которые в принципе не подходят для носа и ротоглотки. Неправильный забор мазка может приводить к травмам, а если это часто повторяется — к онкологии
Битва зондов
С прибылью в 8,4 млн рублей 2020 год закончило ООО «ФармМедПолис РТ», управляющее промышленным медицинским парком в МВЦ «Казань Экспо». Гендиректор компании Альберт Гайфуллин признался, что 90% выручки (256,5 млн рублей) обеспечило производство масок, респираторов и средств индивидуальной защиты. По его словам, пандемия простимулировала предприятие выйти на производство медизделий, в обычных условиях на данный рынок попасть не так просто. В этом году, по его оценке, прибыли у компании не будет.
«Если бы мы такие шаги не совершили, наверное, все закончилось бы нашим банкротством. Потому что нечем было бы платить зарплаты. Инвесторы в такой период средства держат в безопасности», — отметил Гайфуллин.
На сырье и линии для масок выделили около 50 млн рублей, на швейное производство — 30–40 млн рублей. «ФармМедПолис» поставил свыше 20 млн медизделий в более чем 50 медорганизаций республики. Производство масок уже окупило себя, из-за снижения спроса (оно наметилось в ноябре – декабре 2020-го) после Нового года оно было законсервировано.
Другой проект компании — производство зондов для мазков из носа и ротоглотки — зарождался еще до пандемии. Специалисты ФМП обратили внимание на то, что на российском рынке нет качественных аналогов изделий американского и итальянского производства. Опять-таки ситуация с коронавирусом и удачный опыт с масками подстегнули инвесторов вложиться в эту линию. Общий объем инвестиций в проект составит до 100 млн рублей, из них 37 млн уже внесено.
Большинство российских клиник и лабораторий, уверяют в компании, использует для ПЦР-тестов урогенитальные зонды, которые в принципе не подходят для носа и ротоглотки. Неправильный забор мазка может приводить к травмам, а если это часто повторяется — к онкологии, предупредил Гайфуллин.
Из-за того что зонд урогенитальный, он очень толстый, и человек не может долго его терпеть, будет дергаться, травмироваться. Этот зонд негибкий, не проникает так глубоко в нужные каналы. В итоге мы получаем неточный результат.
Говоря об обычных свабах из ваты и вискозы, Гайфуллин считает, что с таким же успехом можно брать мазок карандашом. Кроме того, с засильем подобных зондов из Китая, которые стоят по 2 рубля, компания намерена выходить со своим продуктом на экспорт в те же страны, куда поставляют американцы и итальянцы. Это США, Австралия, государства Европы. В зависимости от объемов татарстанские зонды стоят от 10 до 25 рублей.
Зонды для забора анализов также производит Казанский медико-инструментальный завод. По просьбе президента РТ Рустама Минниханова мощности предприятия расширили с 1 млн до 7 млн штук в месяц и ставили цель в 20 млн зондов. Под данное дело гендиректор завода Нур Шакиров выделил около 10 млн рублей.
Для меня это очень большие деньги. Организовал все на нашем заводе в селе Кирби, в Лаишевском районе. А зонды стали ненужными. Их себестоимость — 2 рубля, а разные жулики завозят сюда всякое дерьмо из Китая и опускают цену на торгах до 65 копеек.
Кроме того, «Нижнекамскнефтехим» поднял цену на полистирол, который используется для основания зонда, продолжил глава предприятия. Если в декабре 2020-го 1 кг материала стоил 82 рубля, то в этом апреле — 200 рублей. В итоге в апреле производство пришлось законсервировать.
Зонды КМИЗа изначально были созданы для гинекологии, т. е. они по форме урогенитальные, что и критикует Гайфуллин. Но его доводы гендиректор завода не признает. «Зонды я делаю как минимум с 1985 года, а они (ФМП — прим. ред.) работают три дня. У меня есть 26-летний опыт работы. Если бы они не подходили, я бы не стал их выпускать», — ответил Шакиров.
«Все, кто связан с диагностикой коронавируса, — в плюсе. Остальные — в глубоком минусе»
Платные клиники: кто выиграл, а кто проиграл?
Как на пандемии смогла заработать отрасль частной медицины? С одной стороны, медики, рискуя жизнями, перелопачивают тысячи ПЦР-тестов и мазков крови на антитела клиентов. Кроме того, платные клиники весной 2020-го три месяца стояли в локдауне. С другой — мы уже писали о том, как стандартный ПЦР-мазок в случае коронавируса оказался для пациентов в разы дороже реальной себестоимости.
И тут, как оказалось, ситуация неоднородная. «Все, кто связан с диагностикой коронавируса, — в плюсе. Остальные — в глубоком минусе», — утверждает директор и владелец Центра неотложной медицинской помощи Григорий Эйдлин. Речь идет о медцентрах с лабораториями, в которых можно сдать ПЦР-тест на коронавирус, кровь на антитела к COVID-19 либо сделать КТ легких.
Таковых, как писал «БИЗНЕС Online», в Казани больше десятка: «Айболит», «Биомед», KDL и т. д. Если проанализировать чисто финансовые показатели этих контор, то увидим похожую картину: рост выручки примерно в 1,5 раза, а прибыли — в десятки раз. Однако стоит принять в расчет, что, как правило, подобные сети имеют целые «зонтики» юрлиц и смотреть нужно по всей группе. А кроме того, клиники могли открывать либо закрывать новые площади. Поэтому расчет можно назвать весьма условным.
Например, выручка медицинского центра «Айболит» в 2020-м выросла в 20,6 раза до 95 млн рублей. Но тут стоит учитывать, что центры Азата Рызванова имеют несколько юрлиц, не по всем есть улучшение финпоказателей. Так, клиника на Меридианной показала снижение прибыли в 1,1 раза до 2,1 млн рублей. Новый филиал на Максимова, открытый только в прошлом году, сработал с убытком в 3,4 млн рублей при выручке в 12,6 млн рублей.
Сеть клинико-диагностических лабораторий «Ситилаб» одной из первых начала делать ПЦР-тест на коронавирус. «Ситилаб» в Казани в 2020 году увеличил выручку в 1,3 раза до 676 млн рублей, чистая прибыль выросла в 3,6 раза до 161 млн рублей. Выручка лечебно-диагностического центра «Биомед» в 2020-м увеличилась в 1,3 раза до 438 млн рублей, прибыль составила до 55,5 млн рублей (в 2019-м у них был чистый убыток в 9 млн).
Улучшились показатели и диагностического центра «Барсмед», который делает компьютерную томографию (в том числе легких), магнитно-резонансную томографию, УЗИ, рентгены и т. д. По итогам 2020 года у компании выросла выручка в 1,5 раза до 425 млн рублей, прибыль увеличилась в 4,5 раза до 140 млн рублей.
Маржинальность производства анализа ПЦР на ковид по сравнению с другими видами ПЦР-диагностики может быть, на первый взгляд, выше
На ПЦР-тесты приходится не более 5–7% от всех анализов
Однако сами руководители частных клиник наотрез отвергают тезис о том, что заработали исключительно на пандемии. Например, в казанской клинике «Биомед» в беседе с «БИЗНЕС Online» подчеркнули, что рост прибыли в 2020-м объясняется другим: на убытки в 2018 и 2019 годах повлияло большое количество ремонтов, которые проводила компания. В отдельных случаях эти расходы были обусловлены сменой локаций филиалов, в других — необходимостью обновить помещения. Во время локдауна речи о таких затратах и быть не могло, приходилось еще и договариваться с арендодателями об отсрочке платежей. «Долгое время мы не исключали повторения локдауна и вели крайне экономную бюджетную политику. Только в конце 2020-го позволили себе открыть новый центр на Зорге. То есть почти весь год жили в режиме затянутых поясов. И подобное положительно сказалось на финансовом результате», — рассказал нам главный бухгалтер «Биомеда» Олег Марус.
В структуре выручки за 2020 год 70% занимают анализы, и при этом на ПЦР-тесты на COVID-19 приходится не более 5–7%, говорят в «Биомеде». «То есть говорить о том, что на нас свалилась „манна небесная“, — грешить против истины», — подчеркнул бухгалтер.
Генеральный директор «Биомеда» Римма Гизатуллина добавила, что пандемия вынужденно изменила структуру услуг компании — была потеряна доля выручки от многих других видов деятельности, например косметологии, профосмотров, вакцинации и т. д. Т. е. ПЦР и «постковидные» анализы (антитела, Д-димер, С-реактивный белок и фибриноген) просто заменили собой эти выпавшие услуги.
Маржинальность производства анализа ПЦР на ковид по сравнению с другими видами ПЦР-диагностики может быть, на первый взгляд, выше, продолжил Марус. «Однако все этапы — забор материала, логистика, лабораторное исследование, оплата ставок специалистов — осуществляются в повышенном размере. То есть повышенная выручка от этих тестов оборачивается увеличенными расходами и потерями по другим позициям», — отметил он.
В 2021-м спрос на «ковидные» ПЦР-тесты снизился в 3 раза по сравнению с прошлым годом. Но в 2021-м растет спрос на исследования на антитела к коронавирусу. То есть мы постоянно вынуждены вводить новые услуги, закупать новое оборудование и тест-системы, нести дополнительные затраты для удовлетворения спроса. Поэтому для нас ПЦР-тест никогда не являлся основным источником дохода.
Директор «Барсмеда» Альберт Гарифуллин также отметил, что хотя пандемия и дала поток пациентов, которые делали КТ легких, но больше с ней было связано затрат. «Когда к нам приходят потенциальные „ковидные“, нам приходится останавливать исследования по МРТ, потому что мы не можем допустить пересечения потоков. Здесь даже потеряли больше. Количество пациентов в день значительно снижалось за счет этого», — посетовал Гарифуллин. Кроме того, управление здравоохранения Казани внесло центр в перечень «ковидных», и «Барсмед» по госгарантиям принимал пациентов бесплатно, иногда круглосуточно.
Также в прошлом году медучреждение открыло пять новых центров по Татарстану, в которых тоже проводится МРТ, что дало дополнительный вклад в итоговую выручку. «Основная прибыль за счет МРТ, новых центров, которые были запланированы еще до пандемии. Мы просто реализовали свои планы. Привязывать это к ковиду я бы не стал», — подчеркнул Гарифуллин.
Полученную прибыль компания направит на приобретение гамма-ножа — установки для радиохирургии патологий головного мозга и верхних шейных позвонков. «Все, что мы делали, было с прицелом на привлечение пациентопотока, которому необходимо лечение на указанном оборудовании. Оно лечит как онкологические, так и другие образования, болезнь Паркинсона. В ПФО нет такого вида оборудования, а востребованность есть. Шли к этому давно, и сейчас идут реальные шаги по реализации данного проекта. Очень многим людям нужно дальнейшее лечение на оборудовании такого класса», — пояснил наш собеседник, добавив, что в целом реализация проекта потребует 400–450 млн рублей.
Согласно данным «Контур.Фокуса», выручка Центра неотложной медицинской помощи в 2020 году снизилась на 39% и составила 20,9 млн рублей, компания показала убыток в 2,5 млн рублей
Клиники без тестов на ковид: «Продажи снизились в 3 раза»
Весенняя самоизоляция 2020-го больно ударила по финансам платных клиник. Только в апреле медцентры, по оценке наших собеседников, теряли до 80% выручки. Во-первых, на продажах сказывается резкое снижение доходов населения, рассказал «БИЗНЕС Online» директор и владелец Центра неотложной медицинской помощи Эйдлин. Как и любой другой продукт, медуслуги нуждаются в покупательной способности, отметил он.
Согласно данным «Контур.Фокуса», выручка Центра неотложной медицинской помощи в 2020 году снизилась на 39% и составила 20,9 млн рублей, компания показала убыток в 2,5 млн рублей (в 2019-м прибыль была 3,7 млн рублей).
У нас средний чек 2,5–3 тысячи рублей. Это не так дорого. Люди, которые могли регулярно пользоваться нашими услугами, теперь начали приглашать нас намного реже. В целом обращений в платную медицину стало гораздо меньше. У нас продажи снизились в 3 раза.
Многих клиентов с жалобами клиники не могут принимать, если у тех есть признаки заболевания коронавирусом. Ведь тогда нужно вводить ограничения и нельзя будет обслуживать других пациентов. «Мы вынуждены отказывать людям, если есть реальные симптомы COVID-19. Если бригада выехала и обслужила такого человека, машине требуется обработка, а это значительные деньги. И персонал нужно будет выводить на карантинные меры», — отметил владелец «неотложки».
Ситуацию усугубляет рост цен на расходные материалы: бензин, ГСМ, медикаменты (особенно в дешевом сегменте). Стоимость всего этого за год увеличилась в 2 раза, добавил наш собеседник. Кроме того, медучреждения, по словам Эйдлина, стали платить больше налогов и страховых взносов, лишившись льгот.
Похожую ситуацию обрисовал владелец сети клиник «Звезда» Артур Уразманов. В прошлом апреле он просил правительство РФ и президента Татарстана Минниханова включить платные клиники в список пострадавших отраслей и «не мешать лечить людей в важных случаях». «Ничего мы не получили от государства», — вздыхает он сейчас. Наши собеседники говорят о «совсем печальных» случаях в Казани: некоторые клиники планируют закрыться или серьезно снизить объемы услуг.
При этом компании Уразманова сработали «коронавирусный» 2020-й с ростом прибыли. Так, прибыль ООО «Звезда-Мед» выросла в 6,1 раза до 5,5 млн рублей, ООО «Звезда» — в 1,8 раза (2,7 млн рублей), ООО «Звезда-Эксперт» — в 1,4 раза (13,8 млн). Видимо, на улучшение показателей повлиял отложенный спрос, который сработал прошлым летом в пору «коронавирусных» послаблений. В разгар пандемии, объясняет Уразманов, все частные медучреждения были закрыты, пациенты нигде не могли получить плановую помощь.
«Хронические пациенты с кардиологической патологией, урологической и другими, которым требуется постоянный контроль, постоянно находились дома. Поэтому сформировался некий отложенный спрос. Мы его отрабатывали, после того как послабления ввели. Но все равно остались требования по социальной дистанции не менее 1,5–2 метров, заполняемость зала была ограничена», — рассказал нам Уразманов.
Он напомнил и о дополнительных затратах, которые понесли медучреждения: это закупка масок, антисептиков, дезаров (рециркуляторов воздуха), заливка дезраствора. «Мы до пандемии маску покупали за 1,5 рубля, а во время — по 35–40 рублей. А это же наша расходная часть. Подобное существенно затратную часть клиники увеличило. В среднем на одного пациента дополнительная расходная часть возросла на 70 рублей. Раньше ее просто не было», — сказал Уразманов.
Рециркуляторы тоже взлетели в цене, продолжил собеседник издания. Прибор доходил в цене до 50 тыс. рублей, когда раньше его продавали за 15 тысяч. «А их количество нужно было увеличивать кратно во многие кабинеты. И если стоимость приема одного пациента — 1 тысяча рублей, допустим, то эти 70 рублей (7 процентов от стоимости приема) нами не были компенсированы, мы стоимость приема не увеличивали», — подчеркнул Уразманов.
Эксперты отмечают рост обращений по «постковидным» последствиям: заболевание «тащит» за собой осложнения, связанные с сердечно-сосудистой, нервной системами, гинекологией и т. д. «К великому сожалению, пациентов [с осложнениями] становится все больше и больше», — сказал Уразманов.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 129
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.