Книга «Моя сестра саляфитка» стала событием в интернет-пространстве страны, рассказывает известный мусульманский и общественный деятель Рустам Батыр. По мнению постоянного автора «БИЗНЕС Online», роман писательницы из Иркутска действительно достоит внимания, поэтому у него и уже немало поклонников, а «интернет-хейтеры шипят и негодуют». Это крик души искренней мусульманки, всем сердцем переживающей за будущее уммы и ислама.
Рустам Батыр: «Моя сестра саляфитка» рассказывает историю русской девушки Киры из небольшого сибирского города, которая приняла ислам и стала частью джамаата «на истине», не признающего «мечетских чинуш» и собирающегося по квартирам
Правда об оборотной стороне салафизма
Интернет-хейтеры шипят и негодуют. Роман Gulnara Esse (Гульнара Гиниатулина) «Моя сестра саляфитка», который еще на стадии публикации в формате «инста-сериала» наделал много шума, вышел теперь и на бумаге. Одни читатели сочли роман откровенной провокацией против устоев ислама, а ее автора — предательницей мусульман, достойной самого жестокого шариатского линчевания и вечных адских мук. Другие увидели в тексте правдивое отражение самих себя и засыпали молодую писательницу письмами благодарности за то, что она нашла смелость рассказать людям правду об оборотной стороне салафизма, о которой другие предпочитают умалчивать. Бесспорно одно — на российском небосклоне литературы зажглась новая звезда весьма яркого и самобытного таланта.
«Моя сестра саляфитка» рассказывает историю русской девушки Киры из небольшого сибирского города, которая приняла ислам и стала частью джамаата «на истине», не признающего «мечетских чинуш» и собирающегося по квартирам. Роман написан от первого лица и представляет собой исповедь неофитки, прошедшей сложный путь от восторженного обретения новой жизни до глубокого разочарования в ней. Если обычно салафизм знаком широкой аудитории сквозь призму доктринальных дебатов о такфире, джихаде, хиджре, следовании мазхабам и запрете религиозных «новшеств», то в романе мы видим совсем иное: женский взгляд на то, как салафитская жизнь выглядит изнутри. Впервые у российского читателя появляется возможность оказаться там, куда путь лежит только через длинную бороду, короткие штаны, ну или, как в случае с автором, строгий хиджаб.
В связи с этим невольно вспоминается двухтомник Павла Мельникова-Печерского «В лесах» и «На горах», в котором классик русской литературы описал жизнь староверов и хлыстов (помните скит матушки Манефы или артель диких лесорубов, потрясших даже видавшего виды Патапа Максимыча?). Для русского общества XIX века роман Печерского, чиновника особых поручений, долгие годы изучавшего жизнь сектантов и многократно с экспедициями выезжавшего к ним, стал настоящим открытием. Он показал мир людей, которые находятся совсем рядом, но о которых толком ничего и неизвестно. «Разные фрейлины восхищаются моими сиволапыми мужиками и раскольничьими монахинями, — писал о своем произведении сам автор, — которых, если бы они предстали живьем, конечно, и близко к себе не подпустили бы». Так вот, Гиниатулина — Мельников-Печерский наших дней. Только вместо Дуни на радениях у нее Кира на намазе, а вместо «кормчего» Николая Александровича — шейх Умар.
Автор словно снимает кальку с действительности. При чтении романа трудно избавиться от ощущения, что читаешь о своих старых знакомых — короткобрючных братьев и платочниц: настолько узнаваемо переданы характеры и типажи
В этот мир фальшивой праведности мы и погружаемся вместе с главной героиней романа
«Божьи люди» показаны у Гиниатулиной вовсе не такими, какими сами салафиты рисуют себя в пылких проповедях, на страницах богословских книг и в «Инстаграме». Автор выворачивает их мир наизнанку, показывая все то неприглядное нутро, которое сами братья «на истине» предпочли бы скрыть. Гиниатулина так говорит об этом закулисье: «Красивые странички, блоги пестрят благоухающими картинками красивой мусульманской семьи, дагватом и фоточками „гурабашек“… А за кадром — на реальных, живых форумах — все наоборот. Вопросы отчаяния, пустоты и несправедливости. Тут и там мы видим брошенные семьи, сборы средств на поддержание жизни многодетных матерей-одиночек, которых оставили „праведные“ мужья (причем настолько „праведные“, что не платят алименты, не помогают воспитывать детей, находя причину в том, что придется встречаться по делам с бывшей женой, а это харам, она теперь чужая женщина, надо избегать прелюбодеяния и бла-бла-бла-бла… — откровенная никчемность, простите, прикрытая „богобоязненностью“), ранние браки, общую нереализованность уммы, детей, родители которых отказываются давать им образование, а порой — и медицинскую помощь, прикрывая это религиозными правилами и догматами…»
Именно в этот мир фальшивой праведности мы и погружаемся вместе с главной героиней романа. Мы видим арабского шейха, который днем учит благочестию, а по ночам ведет похотливую переписку с новообращенными девушками. Мы видим бородатых, как положено по Сунне, муслимов, которые кидают своих же собственных братьев по вере на деньги или элементарно не возвращают долги. Мы видим соблюдающих — ма ша Аллах! — сестер, основным досугом которых стало промывание косточек другим. Мы видим таджикского устаза, к которому за «непродажными» знаниями в религии люди едут в Египет из всех уголков СНГ, но который втихаря употребляет наркотическое вещество и бьет собственного сына за ошибку при чтении Корана. Мы видим откровенных уголовников, трактующих отсидку за совершенные преступления как преследование тагутом истинно верующих. Мы видим никахи на второй день знакомства и многоженцев, живущих за счет своих жен. Склоки, ссоры, нескончаемые взаимные такфиры, вражда из-за оттенков в толковании мелочных богословских вопросов и даже слежка салафитов друг за другом по поручению ФСБ — вот та реальность, с которой столкнулась в итоге Кира, поначалу очарованная величием мусульманской женщины в хиджабе и теплотой встреч на квартирах, где угощали вкусным пловом новообращенных, знакомящихся с исламом.
Автор словно снимает кальку с действительности. При чтении романа трудно избавиться от ощущения, что читаешь о своих старых знакомых — короткобрючных братьев и платочниц: настолько узнаваемо переданы характеры и типажи. Она демонстрирует прекрасное владение предметом. Так, например, исследователи давно подметили, что лица салафитского вероисповедания, дошедшие в своих убеждениях до крайности и осужденные по экстремистским и террористическим статьям, могут иметь разное образование, доход, социальный статус, но всех их объединяет одно — дефицит внимания отца (именно отца!) в детстве. Они либо выросли в неполных семьях, либо имеют отца, который де-факто отсутствовал в их жизни (он или алкоголик, которому ни до чего нет дела, или трудоголик, у которого на ребенка просто не хватало времени). Отсюда и рождается тяга к авторитетным шейхам, пользующимся этой слабостью и превращающим их в послушные пешки своей идеологии, которые садятся за руль шахидомобилей. Механизм компенсации в чистом виде. Вот и у Гиниатулиной главная героиня — безотцовщина. Весьма тонкое наблюдение.
Роман написан ярким, живым языком, в котором чувствуется самобытный авторский стиль. Признаться честно, я не большой фанат экспериментов с формой в литературе. Но Гиниатулина вовсе не экспериментирует. Она именно так и мыслит, как пишет в романе, — будто просто размышляет вслух, только на бумаге. Это создает ощущение неподдельности и настоящности. Вообще, роман поражает удивительной честностью и искренностью. Нужно обладать стальным бесстрашием, чтобы решиться вот так раскрыть публично душу и поделиться сокровенными мыслями о вере и религии. Но именно предельная честность и подарила автору возрастающий с каждым днем круг поклонников, равно как и люто ненавидящих ее хейтеров.
Роман читается очень легко. И хотя он написан о тяжелых вещах, в нем много юмора. Автор умеет заставить читателя улыбнуться и даже посмеяться в голос. Но и грустных сцен, от которых в буквальном смысле слова наворачиваются слезы, тоже немало.
«Эта наша история. История нашего поколения. Это наш ислам»
Хейтеры уже устроили автору настоящую травлю. На одной из известных платформ в аккаунте «Антифеминизм.Кавказ» две недели назад Гиниатулина была внесена в некий черный список. Анонимные авторы данной публикации выложили ее личные данные, включая сотовый телефон и даже ИНН, с припиской: «Муртадиня (вероотступница — прим. Б.Р.). Надсмехается над религией. Вы знаете, что делать».
В публичных чатах и соцсетях также находятся бравые поборники мнимого благочестия, которые в лучших традициях салафитских дискуссий вовсю декларируют свои намерения в отношении автора. Так, некий Иба Дзагиев пишет: «Я *** вашу гульнару эта сучка еше ответит за свои слова» (орфография и пунктуация автора сохранены — прим. Б.Р.). В том же духе высказывается и пользователь Мурад Сепар: «Я просто хотел посоветовать попрощаться с Гулей. Времена нынче неспокойные. Сегодня есть человек, а завтра уже нет».
Вот они, настоящие мужчины и воины, «львы Аллаха», которые умеют постоять за ислам и не перед кем-нибудь, а перед хрупкой женщиной и матерью двоих детей! Словом, та отвага, с которой Гульнара отстаивает свои принципы и ценности, дается ей весьма непросто, как она сама признается, порой со слезами по ночам.
И все же благодарных откликов больше. Их Гульнара публикует у себя в сториз, но без имен, поскольку ее читательницы часто находятся в окружении, где не прощают публичного высказывания своего мнения (орфография и пунктуация авторов сохранены — прим. ред.):
«Гульнара, я не знаю вас лично, но очень хочу обнять, потому что вы — лучшее что случилось в моей жизни за последние годы. Я прочитала вашу книгу за одну ночь и просто не могу понять, где же вы были раньше? Пока я не оказалась в таком дерьме, как сейчас. Я такая же как Кира и встречала всех ваших героев в жизни. Как я попала в эту секту? Сама не могу понять сейчас. Спасибо вам за книгу».
«Эта наша история. История нашего поколения. Это наш ислам. Наша жизнь. Долгих лет вам жизни и бесконечного счастья».
«Читаю и реву душой прямо. Это все про меня и сразу хочется найти 70 и даже 70 000 оправданий».
«Гульнара, твоя „Саляфитка“ для меня, как целый курс психологов. От главы к главе она исцеляла меня. Зажимы, установки, травмы. Это лучшая психотерапия 100%. Спасибо тебе, родной уже человек!»
«У меня чувство, что мы были знакомы потому, что дела, события и даже имена — это все из моего круга общения 10-летней давности. Один в один. Место действия — Казань. Читаю и думаю — ну хоть бы имена поменяла, нельзя же так».
«Ты меня из дерьма вытащила. И всю семью. Считаю, что книгу твою вообще надо раздавать новообращенным мусульманам прямо при мечети, чтобы дурь из головы сразу гнать, пока делов не натворили».
И так далее и так далее.
Роман нельзя назвать автобиографичным
Гиниатулина родилась и выросла в пригороде городе Черемхово Иркутской области, куда в 30-е годы ссылали репрессированных. Ее предки — раскулаченные крестьяне и религиозные деятели из Башкирии. Впрочем, сама она татарка. Сейчас автор живет в областной столице, где с отличием закончила два вуза, получив религиоведческое и журналистское образование. До декрета Гиниатулина была татарской активисткой. Более 10 лет жизни посвятила работе с молодежью: проводила мероприятия, тренинги, различные фестивали, профильные смены. Занималась общественной работой в сфере межнациональных отношений. Так она познакомилась со своим будущим супругом Ринатом, вместе с которым пришла к исламу.
Гиниатулина признается, что в 2012–2014 годы находилась под большим влиянием салафизма и потому знает жизнь салафитских джамаатов изнутри. Однако роман нельзя назвать автобиографичным. Это скорее обобщающий портрет салафитского движения, чем литературное селфи самого автора, хотя главная героиня и приходит в конце романа к мысли написать о своих злоключениях. На мой вопрос, относит ли она себя к салафитам в настоящее время, Гиниатулина отвечает: «Я сейчас просто верующий человек. Ни к каким группам, течениям, школам себя не отношу». Чуть подумав, она добавляет: «Меня называют кораниткой, муртадкой, феминисткой, но и это не так».
«Моя сестра саляфитка» — не невзоровская критика религии, не манкуртство, не поиск оснований для выхода из ислама. Нет. К Гиниатулиной все сказанное не имеет ровным счетом никакого отношения. Она верующий человек и практикующая мусульманка, которая постится и совершает пятикратный намаз. Ее роман — другое. Это именно честный разговор о жизни мусульман. Без купюр. «Наблюдательные, критически мыслящие верующие все чаще и больше замечают, — говорит сама Гиниатулина, — что в исламе творится, мягко говоря, что-то не то, а прямо говоря — откровенное мракобесие и уничтожение личности. Знаете, уже просто странно не „бить в колокола“». «Моя сестра саляфитка» и стал таким набатом, криком души искренней мусульманки, всем сердцем переживающей за будущее уммы и ислама.
Автор изобличает не только мусульманских мужчин
Набат Гиниатулиной касается прежде всего «женских» вопросов: бесправия мусульманок, насилия над ними, многоженства, мизогинии и т. д. «Популярный религиозный „догмат“ о том, что именно ислам освободил женщину от несправедливости джахилии, — делится со мной автор своими рассуждениями, — увы, не оправдан в нынешней реальности. Мусульманки в ряде стран, регионов, семьях по-прежнему имеют бесправное положение. И здесь можно услышать: „Это все от джахилии“, „Женщины сами виноваты, что не знают своих шариатских прав, не умеют отстаивать границ“, „Все плохое от нас самих“ и так далее и тому подобное. А знаете, что — нет! Какие границы можно отстоять определенной женщине, если вся ее жизнь в системе? Выверенной, слаженной, „сугубо патриархальной“, где, если она заикнется о своих правах, в лучшем случае посмеются, а в худшем — прибьют. В этой системе женщину воспитывают уже с мышлением бесправности. А если это неофитка в исламе, то приводятся самые разные доводы о послушании мужу, проклинании ангелами за отказ от секса, о покорности на уровне „слизывания гноя с тела мужа“».
«Терпеть многоженство. Чувствовать боль предательства. Через день. Через ночь. А то и чаще, — негодует автор, перечисляя „моменты“, которые ее не устраивают. — Отдавать детей мужу после развода. Не иметь возможности развестись по собственной инициативе. Проходить ужас сватовства, когда девушку выбирают в жены по критериям, мягко говоря, очень обидным, даже скотским. Внешность — фиг с ней! Должна быть молоденькой девственницей без образования. Чтобы тупая. Чтобы иметь. Чтобы молчала и терпела».
Кстати, в самом романе есть комично-грустная сцена «сватовства», в которой бородатые «праведники» отказывают в замужестве 29-летней полноватой «сестре» («старому сушеному финику» — в понятиях салафитских самцов, падких на «свежатину») и тогда главная героиня в форме вопроса возвращает лидеру джамаата шейху Умару всю лицемерную лживость проповедуемых им идей: «Почему же если в исламе выбирают по набожности и уму, такой акцент на внешности и возраст?»
Впрочем, автор изобличает не только мусульманских мужчин, но и женщин. Устами одной из героинь она говорит: «Мы научились носить широкие абайи и завязывать платки, чтобы скрыть подбородок, но не перестали сплетничать, ругаться с родными, плеваться в окружающих». Чуть позже добавляет: «Ислам — это Истина. Но нам пора, наконец, перестать разрушать и ненавидеть». Именно эта героиня и задается риторическим вопросом, который обнажает всю бездонную пустоту салафитской демагогии: «А почему счастливых среди нас так мало? А тех, у кого на душе „покой“, и вовсе нет?»
«Знаете, что парадоксально? — продолжает свои рассуждения Гиниатулина. — Когда человек только приходит в ислам, — верующие говорят ему: „Ты молодец, что думаешь! Только размышляющий приходит к Аллаху. Вот наука, космос, природа — все окружающее нас — это доказательство истины ислама. Думай, размышляй!“ А как только человек принимает ислам — все! Дальше попробуй-ка, поразмышляй! „Об этом думать нельзя!“, „Зачем эти вопросы“, „Брат, ты просто не понимаешь“, „Сестра, такие мысли от шайтана“, „Мы просто не понимаем весь смысл“, „Это испытание, в этом мудрость, прояви сабр“». И тут же автор резюмирует: «Может, уже пришло время говорить о таких вещах открыто, что-то анализировать? Должна ли бояться „Истина“ вопросов?»
Словом, если вы еще не читали роман «Моя сестра саляфитка», торопитесь. На Wildberries он улетает как горячие пирожки.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 135
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.