«Мы с семьей хотели в Крым поехать, но посмотрели, что цены нереальные. Так что автопутешествия сейчас актуальны!» — приводят аргументы владельцы «спальных прицепов» в разговоре с «БИЗНЕС Online». Спрос на аренду жилья на колесах перед майскими и летними каникулами вырос, а предложений крайне мало. Отдохнуть «на колесах» можно от 2 тыс. до 15 тыс. в сутки. Отрасль надо развивать, отмечают в казанском исполкоме: в столице РТ всего два места, где могут остановиться автотуристы, да и в стране их кот наплакал. Подробности — нашем материале.
Успеть забронировать: предложений мало
Подскочивший ценник на российские курорты и битком забитые отели подстегнули туристов к автопутешествиям. Российская ассоциация автомототуризма и караванинга накануне презентовала 7 маршрутов, куда можно отправиться за впечатлениями на машине. Названия завораживают: «Заповедные земли Русского севера», «Золотое кольцо России», «Ладожское кольцо», «Легенды Эльбруса», «Сибирский тракт», «Чуйский Тракт» и «Государева Дорога»… Как оказалось, среди них нет ни одного города Татарстана: сервис и дорожная инфраструктура в республике пока, мягко говоря, хромают. Мы попытались выяснить, реально ли снять автодом в Казани и уехать в трип своим ходом.
Караванинг — понятие для России пока еще абсолютно новое. Это автомобильный туризм, путешествие с проживанием в автодомах или автоприцепах. Данный вид отдыха особенно популярен для жителей Европы и США, где хорошо развита система кемпингов — оборудованных лагерей для автотуристов c местами для установки палаток или легкими домиками, местами для стоянки и туалетами. Автодом же — это то самое транспортное средство, на котором передвигаются путешественники. Рассчитаны они на «гостей» от 2 до 8 человек, со спальным местом, своей кухней, если повезет — и туалетом. Как вы понимаете, многое зависит от размеров этого «отеля на колесах».
Поиск и выбор автодома, как поначалу казалось автору этих строк, не займет много времени. Браузер выдал несколько предложений от частных лиц и пару компаний. В ходе беседы с владельцами выяснилось, что изобилием автодомов Казань не блещет. На весь город можно насчитать с десяток «спальных» авто и кемперов (прицепов). Услугу предоставляют энтузиасты, которые возят машины из других регионов (обычно из Москвы). В наличии у арендодателей их, как правило, не бывает. Так что с бронированием лучше определяться заранее.
По данным Avito, на платформе сервиса объявлений можно найти около 6 тыс. предложений с автодомами. Самый дорогой вариант на базе автобуса 2006 года выпуска стоит 44 млн рублей, но это класс люкс. В Татарстане, понятно, выбирают что-нибудь сильно попроще. Разберемся, сколько закладывать в бюджет при аренде и какими удобствами может похвастать дом на колесах.
Куда же едут в основном колесить с автодомом? Основное направление путешествий — это черноморские курорты России: Сочи, Геленджик, Крым, говорит Горностаев. Как правило, берут дом в аренду на 10–12 дней
«Лакшери комфорт»: своя кухня, туалет, душ за 100 тыс. рублей в неделю
Цены на аренду машин для автопутешествия зависят от типа автодома и продолжительности поездки. Самый дорогой вариант мы обнаружили за 12 тыс. рублей в сутки. Это а-ля премиум на базе микроавтобуса Fiat Ducato — здесь до 8 спальных мест, санблок с туалетом и душем, мини-кухня, розетки. Салон имеет независимое от двигателя отопление и вентиляцию, большой багажник.
По словам предпринимателя из Казани Андрея Горностаева, который сдает в аренду этот «отель на колесах», спрос на подобный вариант отдыха особенно вырос в пандемийный год. Преимущества очевидны: минимум контактов с окружающими и автономность. В этом году участники данного бизнеса ожидают еще большего ажиотажа. «Звонят, активно интересуются. Но поскольку эта услуга недешевая и стоимость аренды составляет 10–12 тысяч рублей в сутки, интерес после того, как люди узнают цену, снижается», — признается бизнесмен.
У нас оживление на рынке идет ближе к лету. Но уровень цен пока такой, что немногие могут себе позволить. Если две семьи поедут, еще нормально. А если мама, папа и ребенок, то выходит затратно. Возьмем аренду машины в летний сезон на 10 дней — это будет стоить 120–150 тысяч рублей.
Удовольствие и правда недешевое. К этой сумме также нужно заложить расходы на топливо — 5–20 тыс. рублей в зависимости от расстояния, питание, парковку в кемпинге (500–1000 рублей в сутки), непредвиденный ремонт и автозапчасти в дороге. Кто-то скажет — за такие деньги лучше по путевке на Черное море, да на самолете! Но везде свои прелести: «Романтика!» — поднимают палец кверху заядлые путешественники. К тому же не нужно платить за гостиницу. Сравним тур на неделю в Сочи — в сезон двухзвездочный отель начинается от 40 тыс. на человека. Если прибавить затраты на обеды и ужины, выходит небольшой разбег в цене. Однако чем и балуют себя автопутешественники, выдвигая аргументы за такой вид отдыха, — это свобода. И возможность сделать остановку практически в любой живописной точке страны, охватить больше городов. А если и с кемпингом повезет, можно жить прямо у моря, жарить шашлыки, не переплачивая за съем квартиры и обеды в ресторанах.
Куда же едут в основном колесить с автодомом? Основное направление путешествий — это черноморские курорты России: Сочи, Геленджик, Крым, говорит Горностаев. Как правило, берут дом в аренду на 10–12 дней. Если срок больше, можно получить скидку. А вот для поездок по Татарстану такие авто берут очень редко. И это понятно — расстояния маленькие, да и остановиться в республике и переночевать в спокойном месте особо негде. Но об инфраструктуре мы еще поговорим чуть позже.
Что еще надо предусмотреть, арендуя дом? Залоговую сумму! Так как стоимость авто доходит до нескольких миллионов рублей, нужно будет оставить 40–80 тыс. рублей владельцу. Сумма возвращается после поездки в течение нескольких недель — если водитель «поймает» штрафы, их вычтут из залога. И еще: взять в аренду автодом на сутки не получится, минимальный срок — от трех дней.
«Чтобы зарабатывать, таких автодомов нужно сразу штук 10 изготовить, а на это надо сразу около 3–4 миллионов рублей для простой комплектации»
Есть что подешевле? Да! Дома-прицепы и кемперы
Бюджетный вариант автопутешествий — кемперы. Это специальные прицепы к машине, в которых также есть спальное место и кухонный уголок. Арендовать такие мини-форматы значительно дешевле — в пределах 2–5 тыс. рублей в сутки в зависимости от комплектации. Нюанс: ваша машина должна быть оснащена тягово-сцепным устройством (фаркопом).
Зиля Павлова решила купить сразу два кемпера в августе прошлого года, вложив около 700 тыс. рублей. За два теплых месяца от арендаторов не было отбоя, говорит она
Почувствовав интерес к такому формату, предприниматели уже начали скупать жилые прицепы у производителей. Стоят кемперы в пределах 200–700 тыс. рублей в зависимости от «начинки». Предпринимательница из Казани Зиля Павлова решила купить сразу два кемпера в августе прошлого года, вложив около 700 тыс. рублей. За два теплых месяца от арендаторов не было отбоя, говорит она. «Этот сезон только начинается, и прогнозы хорошие. В прошлом году выезжали многие на Каму, в Марий Эл. В основном брали на три дня или на выходные, — рассказала Павлова „БИЗНЕС Online“. — Мы сами семьей хотели в Крым поехать, но посмотрели, что цены на самолет нереальные, билеты на поезд были все проданы, а вот такие путешествия с прицепом сейчас актуальны!»
Прицеп оснащен мойкой с краном на 20 л, газовой плитой, ящиками для продуктов и вещей, розетками
Места в кемперах, конечно, маловато — но для ночевки для одной семьи с двумя детьми хватит. Прицеп оснащен мойкой с краном на 20 л, газовой плитой, ящиками для продуктов и вещей, розетками. Подпитывает электричеством солнечная батарея на крыше прицепа, так что в прохладное время здесь будет отопление.
Цена аренды в сутки — 2 тыс. рублей. Чем больше срок, тем больше скидка. На четыре дня снять кемпер стоит 1,7 тыс. рублей в день, а сразу на 10 суток — 1,5 тысячи.
Практически забронированы все даты на лето и у бизнесменов-производителей из Азнакаево. Ильдар Сунагатов и Эдуард Петкеев делают автодома под заказ на продажу. В этом сезоне решили сдать один жилой прицеп в аренду в качестве эксперимента за 2,2 тыс. рублей в день. Заниматься сдачей постоянно и зарабатывать на этом пока не собираются: для этого необходим большой автопарк, полагают производители прицепов.
«Чтобы зарабатывать, таких автодомов нужно сразу штук 10 изготовить, а на это надо сразу около 3–4 миллионов рублей для простой комплектации, — говорит Сунагатов. — Я понимаю, что они окупятся за сезон. Но таких единовременных вложений нет, мы производственники. У нас покупают те, кто хочет освоить этот бизнес. На Сахалин недавно сразу четыре штуки отправили, по всей России спрос есть, в том числе для аренды. На них уже очередь выстроилась, спрос большой».
Автодома у азнакаевцев есть в разных комплектациях и на любой кошелек — экономвариант за 200 тыс. или до 700 тыс. рублей в полной комплектации. Берут рыбаки и охотники, путешественники и просто те, кто считает это модным. Запчастями татарстанского производства также интересовались чехи и испанцы.
В Москве на территории парковой зоны «Сокольники» построен одноименный экокемпинг, который пользуется большой популярностью у иностранных и российских туристов, путешествующих в автодомах
Где припарковаться в Татарстане?
По данным сервиса RV Land, который разрабатывает карты для автопутешественников, в стране насчитывается чуть более 170 кемпингов. Места притяжения автотуристов — Москва и Подмосковье, Карелия, Калуга, Санкт-Петербург, Владимирская область, Адыгея, Астрахань, Крым. В основном кемпинги расположены в популярных туристических районах. Согласно же международному опыту развития караванинга, в крупных городах специализированные стоянки для автодомов в большинстве своем расположены в черте города, вблизи парковых зон или общественных пространств, например в таких городах, как Берлин, Рим, Париж, Лондон, Будапешт. В России с недавнего времени также появилась успешная практика — в Москве на территории парковой зоны «Сокольники» построен одноименный экокемпинг, который пользуется большой популярностью у иностранных и российских туристов, путешествующих в автодомах.
В Татарстане пока есть четыре специализированные парковки с удобствами. По данным комитета по развитию туризма Казани, в столице РТ их всего две. Одна стоянка для автодомов и караванов находится на территории выставочного центра «Казанская Ярмарка» на Оренбургском тракте. Локация хорошая — до Казанского кремля 10 минут на машине. Для автодомов предоставляются электричество, заправка водой, слив серой воды, пользование стационарным санузлом (умывальник, туалет), душевой блок с умывальниками (в летнее время), слив капсул биотуалетов, видеонаблюдение. Территория стоянки охраняется. Также можно заказать экскурсии по городу, поесть в кафе. Цена за стоянку здесь — 1 тыс. рублей в сутки.
Вторая кемпинг-стоянка находится на территории отеля «Ирбис-транзит», она расположена на трассе М7 в 10 минутах от города. Здесь и удобная транспортная доступность с одной стороны, и лесной массив с чистым свежим воздухом — с другой. В нескольких километрах от отеля располагается уникальная природная достопримечательность — Голубые озера. На территории отеля есть кемпинг-стоянка с возможностью подключиться к электричеству, заправка чистой водой, слив серой воды, слив туалета, общий туалет и душ. Размещение автодома или каравана на территории стоит от 400 рублей в сутки.
На карте сервиса RV Land также есть еще две точки в Татарстане — рядом с нацпарком «Нижняя Кама». Одна из них находится на базе отдыха «Радуга» в 11 км от Челнов. Здесь доступно подключение к электричеству, есть возможность залить свежую воду и слить серую, а также слить кассету туалета. Стоимость — по договоренности с владельцем. Другая расположена по соседству, на базе отдыха «Дружба» на берегу озера Подборное. Размещение автодома или каравана стоит 1 тыс. рублей в сутки, в стоимость входит подключение электричества, слив отходов, заправка свежей водой.
«Развитие автотуризма в России идет очень медленно из-за нашей бедности»
Автотуризма как массового явления в России, да и в Татарстане пока нет: скорее это инициатива отдельных энтузиастов, говорит известный автопутешественник из Челнов Сергей Фаизов. Отчасти поэтому инфраструктура кемпингов практически не развита. Свой автодом мужчина купил 7 лет назад и за это время объездил всю Европу, Турцию, Грузию, а прошлым летом добрался до Кольского полуострова. Пробег на машине уже превысил 170 тыс. километров.
«Татарстан в этом плане сильно отстает. У нас даже своего клуба нет. Поскольку нет финансирования, мы развиваемся, как можем, — сетует Фаизов. — Да, есть несколько десятков баз, но, куда ни приедешь, если ты домик, номер или баню у них не снимаешь, тебя просто не пускают на территорию. Все сводится к тому, что приезжают попариться, водку попить со всеми вытекающими последствиями».
Автотуризма как массового явления в России, да и в Татарстане пока нет: скорее это инициатива отдельных энтузиастов, говорит известный автопутешественник из Челнов Сергей Фаизов
По словам 55-летнего путешественника, в России также слабо развита сеть по ремонту автодомов. Если нужны запчасти, за этим только в Москву. Все ввозится из-за границы в евро, что не по карману обычному туристу. Не развито и российское производство автодомов. В 2014 году мужчина купил свой дом на колесах за 2,5 млн рублей, сейчас такие на рынке, по его словам, стоят 5 миллионов. Но свое авто в аренду Фаизов не сдает — говорит, жалко.
Развитие автотуризма в России идет очень медленно и из-за нашей бедности. Цены поднялись на все. Сложно что-то приличное купить, а что осталось на вторичном рынке — продаются «гнилушки». Конечно, дешевле купить прицеп за 350 тысяч. Зачастую ведь люди начинают заниматься этим бизнесом, обзаведутся парой машин — а потом все остается невостребованным. Пока у нас нет культуры и желания собираться компаниями.
По данным комитета по развитию туризма Казани, крупных компаний, предоставляющих услуги по аренде, в городе нет. Арендовать машину можно у частных собственников. В целом представителей, работающих в сфере автокемпинга, не много даже в масштабах всей страны. Здесь все дело в экономике, считает член ассоциации автомототуризма и караванинга Горностаев. «Поскольку спрос в Татарстане пока на дома небольшой по сравнению с той же Москвой, свои компании у нас вряд ли скоро появятся. Целесообразно эту услугу оказывать тогда, когда машина не стоит, а ездит и приносит доход», — говорит эксперт. Поэтому, как правило, частники берут автодома в аренду из соседних регионов и сдают их жителям Татарстана.
Автодом Фаизов купил 7 лет назад и за это время объездил всю Европу, Турцию, Грузию, а прошлым летом добрался до Кольского полуострова. Пробег на машине уже превысил 170 тыс. километров
«Должен развиваться рынок: и количество путешествующих должно расти, и те точки, куда путешественники могут поехать. Для создания этих услуг не нужно больших инвестиций. Если уже есть придорожный сервис, кафе, база отдыха, небольшие вложения позволят создать условия для приезда автодомов», — добавляет Горностаев.
Получается некий замкнутый круг: караванеров, которые бы заказывали в кемпингах платные услуги, мало из-за слабой технической базы отдыха. А их и не создают, потому что мало автопутешественников. Хотя по логике вещей туристические уголки Татарстана вроде Болгара, Елабуги, Свияжска могли бы стать такими точками притяжения.
В России слабо развита сеть по ремонту автодомов. Если нужны запчасти, за этим только в Москву. Все ввозится из-за границы в евро, что не по карману обычному туристу
К нам поедут иностранцы?
Впрочем, задел для развития автопутешествий в Татарстане есть. Комитет по развитию туризма Казани совместно с госкомитетом РТ по туризму совместно работают над подбором подходящих муниципальных земельных участков под кемпинговые стоянки. К решению вопроса также подключено управление архитектуры и градостроительства города.
«Мы заинтересованы в развитии автотуризма в столице и республике в целом, так как это даст дополнительные возможности для привлечения туристов и раскроет Казань с новой стороны», — ответили в исполкоме столицы РТ на запрос «БИЗНЕС Online». Рынок еще молод и только формируется, отмечают здесь: «Самое важное сейчас — организация автокемпингов. Нам необходимы специальные площадки для подобных путешественников. Как только будет создана качественная инфраструктура, возникнет спрос на подобные виды путешествия».
Актуальности добавляет и то, что в 2022 году федеральное агентство по туризму совместно с «Лигой караванеров» планирует провести первый международный форум по автотуризму (караванингу) в рамках международного фестиваля «FICC International Rally 2022». Проведение форума поможет раскрыть туристский потенциал России для нескольких миллионов автопутешественников из стран Европы, Турции и Китая, а также даст толчок активному развитию автотуризма, в том числе в Татарстане.
Некоторые питают надежду и на иностранных туристов. С этого года в России была введена единая электронная виза для граждан 52 государств, которые в упрощенном формате могут получить право на въезд, пребывание и свободное перемещение по всей территории нашей страны в течение 16 дней. Механизм позволит увеличить иностранный турпоток, в том числе туристов, путешествующих на автодомах — было бы только где их арендовать по прилете в Россию.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 77
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.