Сегодня компании Татарстана пытаются спрогнозировать последствия наступающего кризиса, выбрав выгодную для себя конъюнктуру. Однако ясности крайне мало, известно лишь, что для кого-то кризис станет толчком вперед, а кого-то, наоборот, потянет на дно. В такой ситуации интересны воспоминания основателей и управленцев ныне успешных казанских компаний, которые смогли пережить кризис 1998 года.

ТАТИНК

Своих денег у компании практически не было, она проводила сделки по аналогии с РЕПО: брала у юрлиц ценные бумаги в аренду под комиссию, перепродавала их и зарабатывала на разнице.

Выйти из кризиса компания смогла, работая с реальным сектором экономики. До 2000 года "ТатИнК" продавал лакокрасочные изделия завода "Хитон", одежду, сшитую в "Адонисе", валенки Кукморского валяльно-войлочного комбината.

Кроме того, "ТатИнК" помогал предприятиям покупать новые площади и сдавать их в аренду, проводил оценочные и маркетинговые работы. Тогда же стала зарождаться услуга по подготовке бизнеса к продаже.

ИФК "СОЛИД"

Во время кризиса на собственные средства компания занялась активной скупкой подешевевших акций своего основного акционера – Татнефти – у частных инвесторов. Собранный пакет ценных бумаг, которые значительно возросли в цене, перепродали.

ТРАНСТЕХСЕРВИС

Многие банки-партнеры оказались неплатежеспособными, и ТТС просто не мог снять деньги с собственных счетов. Рубль стремительно обесценивался, задачей номер один стало спасение активов.

- Нам удалось "вытащить" с расчетных счетов порядка 90% собственных средств, которые компания тут же направила на закупку товара, - рассказывает Вячеслав Зубарев, генеральный директор ЗАО "ТрансТехСервис". Иномарки, закупленные на "спасенные" деньги, компания продавала потом в течение года.
Строительство автоцентров пришлось отложить на полтора-два года, компания начала снижать издержки на всех этапах – от закупки авто у дистрибьютора до выдачи машины клиенту.

АКОС

Основную прибыль "Акосу" в 1998 году приносили продажи автомобилей ГАЗ, единственной иномаркой в портфеле компании была Daewoo. Кризис обрушил продажи.

- Мы заметили, что ажиотажным спросом начали пользоваться "Жигули", - вспоминает Михаил Котляров, коммерческий директор компании. "Акос" подписал дилерское соглашение с "АвтоВАЗом". За первые три месяца работы продажи "Жигулей" выросли с 30 до 80 машин ежемесячно.

АЛЕКСАНДР ЛТД

"В августе 1998 года я был в Алма-Ате, узнал по телефону, что курс доллара "летит" вверх, а мы плавно уходим на "дно", - вспоминает Александр Сергеев, основатель компании "Александр ЛТД". Ежедневная выручка компании после конвертации в валюту уже не позволяла закупить столько же товара, сколько было продано в предыдущий день. Взвесив за и против, Александр Сергеев дал по телефону команду закрыть магазины на неопределенный срок. Открылись только через пару месяцев, когда курс стабилизировался. "У нас было на миллион долларов неоплаченного товара и еще миллион валютных кредитов. "Попали" мы по полной. Потеряли половину оборотных средств. Ситуация, в которой мы тогда оказались, с точки зрения экономики означает "конец", — рассказывает бизнесмен. Отдавать долги компании нужно было в валюте, а на руках были только рубли — по курсу в 6 раз ниже прежнего. Из "ямы" компания выбиралась долго. В ноль вышла только через год.

DOMO

Компания была создана всего за три месяца до кризиса, поэтому он стал для нее толчком к развитию. Компания мгновенно остановила продажи и собрала нереализованную технику. "В тот момент мы приняли решение пересмотреть стратегию развития компании и переориентироваться с оптовых продаж на розничные", - рассказывает Дина Сайфутдинова. Сохраненные товарные запасы в ноябре 1998 года стали базой для открытия первого розничного магазина в Казани.

ФОН

Благодаря избытку ликвидности застройщики не привлекали кредиты вплоть до 2006 года, ведя строительство исключительно за счет дольщиков. Ни одна из пяти крупных строительных компаний - "ФОН", "Унистрой", "МЖК-Союз", "Строймедсервис", "Стройинвест" - не понесла финансовых потерь. Наоборот, все они вышли из кризиса 1998 года с возросшим портфелем договоров долевого строительства.

МЖК-СОЮЗ

Компании способствовала удача - буквально за неделю до обвала государственных краткосрочных облигаций она вывела собственный капитал из этих бумаг, вспоминает Ильдар Мухаметшин, финансовый директор строительной компании ООО "МЖК-Союз". Тогда перед компанией встала другая проблема - какому банку их доверить? "Выбирали между "Казанским" и "СБС-Агро", и снова угадали, выбрав первый. "СБС-Агро" вскоре разорился, потянув с собой клиентов. А "Казанский" выжил, и вместе с ним и наша компания".

По материалам журнала "Деловой квартал. Казань"