Выручка АО «Транснефть — Прикамье» сократилась на 10%: с 48,4 млрд рублей в 2019 году до 43,4 млрд рублей в 2020 году, следует из опубликованной на днях бухгалтерской отчетности общества Выручка АО «Транснефть – Прикамье» сократилась на 10%: с 48,4 млрд рублей в 2019 году до 43,4 млрд рублей в 2020-м, следует из опубликованной на днях бухгалтерской отчетности общества

Меньше добычи — меньше прокачки

Выручка АО «Транснефть – Прикамье» сократилась на 10%: с 48,4 млрд рублей в 2019 году до 43,4 млрд рублей в 2020-м, следует из опубликованной на днях бухгалтерской отчетности общества. При этом чистая прибыль компании обвалилась в 5 раз до абсолютного исторического минимума 596 млн рублей. Предыдущий антирекорд был зафиксирован в 2009 году, но тогда транспортная монополия заработала почти втрое больше — 1,5 млрд рублей.

Основная предпосылка для падения выручки в «ковидном» 2020 году — это, безусловно, резкое снижение объемов добычи и, соответственно, транспортировки нефти. Так, предприятия группы «Татнефть» добыли 26,01 млн тонн черного золота — на 3,78 млн тонн, или на 13% меньше, чем в 2019-м. И для падения добычи у всех крупных российских компаний были объективные причины, и дело не только в эпидемии коронавируса, в какой-то момент почти остановившей деловую активность в мире. Напомним, что прошлой весной Россия подписала капитуляцию, повлекшую принудительное сокращение экспорта нефти из страны на четверть, после жестких ценовых разборок с Саудовской Аравией в марте – апреле, когда цена нефти Brent за считанные недели обвалилась с $45 до $20 за бочку. При текущих уровнях около $68 за баррель котировки весны 2020-го вспоминаются как страшный сон.

Составители отчетности АО «Транснефть – Прикамье» прямо указывают на основную причину спада оборотов. «Уменьшение выручки с 2020 году по сравнению с 2019-м произошло в основном за счет снижения грузооборота нефти», — пишут авторы отчета.

Что касается тарифов «Транснефти» на прокачку, то они традиционно индексируются на 0,9–1% уровня инфляции. Т. е. по итогам 2019-го тариф должен был увеличиться на 2,7–3%, а по итогам прошлого года — на 3,4–3,8%. Собственно, падение добычи, скорректированное на рост тарифа, дает искомый провал выручки на одну десятую.

Консолидированные показатели ПАО «Транснефть» пока не опубликованы, итоги года по МСФО будут подведены позже. Но за 9 месяцев выручка «большой» «Транснефти» также снизилась на десятую часть до 716 млрд рублей. С учетом того что кардинально ситуация в нефтяной отрасли в четвертом квартале не изменилась, можно считать, что местное отделение сократило выручку на уровне среднего по всей системе «Транснефти».


Издержки обуздать не удалось, «операционка» рухнула в 10 раз до антирекорда

Выручка — лицевая сторона финансовой «медали», оборотная сторона которой — издержки. Совладать с последними в унисон падению выручки «Транснефть – Прикамье» не удалось: себестоимость снизилась только на 0,1 млрд до 35,8 млрд по итогам 2020 года. Такой диссонанс выручки и расходов стал причиной падения валовой прибыли компании в 1,6 раза до 7,6 млрд рублей (в целом по «Транснефти» валовая прибыль за 9 месяцев просела не так драматично — в 1,2 раза). Тем не менее сумма приличная, и от нее на первый взгляд могло бы еще немало остаться в итоге. Но нет, управленческие затраты (оплата труда непроизводственного персонала, расходы на административные здания и т. д.) АО «Транснефть – Прикамье» коварно выросли на 560 млн до рекордных 7 млрд рублей. К слову, с 2015 года, уже после двукратного падения рубля, управленческие расходы компании удвоились.

Результат от основной деятельности ухудшился радикально: операционная прибыль рухнула в 10 раз до минимальных в истории 614 млн рублей. Предыдущий минимум остался за 2009 годом — 1,15 млрд рублей, — но тогда и рубль был вдвое сильнее, примерно 31 за доллар. Де-факто прошлогодняя «операционка» оказалась в 4 раза меньше предыдущего минимума — настоящее нефтетрубное фиаско татарстанского крыла госмонополии.

Если же принять во внимание, что процентные расходы компании выросли на 43 млн до 642 млн рублей, то итоговый результат без учета оставшихся статей мог быть и вовсе около нуля.


Как наскрести по сусекам 1,2 млрд рублей

Но на помощь пришли прочие доходы, которые подросли на 600 млн до 2,09 млрд рублей. В детализации данных доходов указано, что в результате инвентаризации было выявлено активов на 1,15 млрд рублей — на 620 млн больше, чем после проверки 2019 года. Вот это резерв учета в монополии! А пройтись несколько раз кряду? Того гляди, найдется активов сразу на несколько миллиардов.

В то же время прочие расходы, напротив, уменьшились на 1,74 млрд до 1,23 млрд рублей. Однако какие именно расходы (возможно, спонсорские и т. п.) сократились столь резко, составители отчетности раскрывать не стали, обозначив их как «другие прочие расходы». Но благодаря этому компания в 2020 году вышла на положительное сальдо прочих статей в размере 860 млн рублей против отрицательного сальдо 1,47 млрд за 2019-й.

Итак, подведем итоги: выручка от основной деятельности АО «Транснефть – Прикамье» обвалилась, расходы обуздать не удалось, управленческие издержки взлетели до рекордного уровня, а операционная и чистая прибыль установили исторический минимум, оказавшись в разы меньше, чем в разгар кризиса 2009 года. При этом прибыль компания получила за счет прочих доходов, а точнее, активов, выявленных в результате инвентаризации.