Айдар Нуриев: «В автоспорте я с 2012 года: много раз был вторым, третьим, но за 9 лет никак не удавалось завоевать итоговое первое место в чемпионате России. А этой зимой все получилось, как в чемпионате, так и в кубке страны» Айдар Нуриев: «В автоспорте я с 2012 года: много раз был вторым, третьим, но за 9 лет никак не удавалось завоевать итоговое первое место в чемпионате России. А этой зимой все получилось, как в чемпионате, так и в кубке страны»

«Недавно на тренировке взорвался двигатель…»

— Айдар, в феврале 2021 года ты оформил дубль: стал чемпионом РФ по зимним трековым гонкам и выиграл кубок РФ в той же дисциплине. Это выдающийся результат. За счет чего удалось его достичь?

— У меня одна задача на любую гонку, в которой я участвую, — победить. В автоспорте я с 2012 года: много раз был вторым, третьим, завоевывал победы на отдельно взятых этапах, но за 9 лет никак не удавалось занять итоговое первое место в чемпионате России. А этой зимой все получилось, как в чемпионате, так и в кубке страны. Честно говоря, даже не знаю, кому-то еще из татарстанских гонщиков удавалось брать два кубка в один сезон?

Одно из слагаемых успеха — новая команда. На зимних соревнованиях я представлял клуб Innostage-AG Team под руководством Айдара Гузаирова. Он является основателем этой команды. Здесь у механиков и инженеров иной подход к сборке автомобиля и его настройке под каждую трассу. Более того, Innostage-AG Team поставила мне и моему напарнику Рустаму Фатхутдинову задачу на кубке России — победить в общекомандном зачете. А для этого каждый из нас должен был выигрывать по очкам в своем классе. Что мы и сделали. Честно говоря, я и не сомневался в победе Фатхутдинова. На мой взгляд, это один из самых талантливых гонщиков страны на текущий момент. В свои 18 лет он уже выступает в российской серии кольцевых гонок «Туринг», где соревнуются сильнейшие гонщики страны.    

«Innostage-AG Team поставила мне и моему напарнику Рустаму Фатхутдинову задачу на кубке России — выиграть общекомандный зачет» «Innostage-AG Team поставила мне и моему напарнику Рустаму Фатхутдинову задачу на кубке России — победить в общекомандном зачете»

— Ты долгие годы участвуешь в летних и зимних гонках. Есть ли для тебя разница, в каких условиях кататься: в мороз или жару?

— Конечно, есть. Зимние гонки для меня невероятно тяжелые — страшно, когда летишь по льду 150 километров в час и не видишь, что за поворотом: у всех гонщиков, кто идет на второй и последующей позиции, перед глазами всегда снежная пыль от впереди идущей машины. Порой вообще ничего не видно, едешь буквально «на ощупь». Страшно. Каждую гонку зимой я еду со стиснутыми зубами. Морально это очень тяжело. Я рад, что сумел настроиться на каждый заезд и показал достойный результат.

— Как ты себя настраивал на зимние гонки в этом году? Что было главной мотивацией?

— Во-первых, я считаю, что профессиональный автогонщик должен участвовать в максимально большом количестве заездов. Я заявляюсь везде, где можно, чтобы поддерживать свой уровень. Например, в этом году у меня еще не было выходных — с 10 января каждый уик-энд я где-то соревнуюсь. Хоть я и не очень люблю зимние гонки, но пропускать их не могу — потеряю тонус, а это значит, что и в летний сезон не «вкачусь» и претендовать станет не на что.    

Во-вторых, зимние гонки — своя школа. Совсем другой стиль вождения, где машина ведет себя совершенно иначе. Это дополнительный и очень необходимый опыт. В-третьих, я всегда выхожу на старт с одной целью — победить. Однако не всегда все зависит от стремления гонщика, поскольку у нас технический вид спорта. Например, недавно на одной из тренировок у меня взорвался двигатель. И если бы такое случилось во время гонки, потерял бы много очков, и не видать кубка.

«Я эпизодически участвовал в небольших соревнованиях, чтобы поддерживать форму. А зимой мы начали тренироваться с AG Team за три недели до начала чемпионата России» «Я эпизодически участвовал в небольших соревнованиях, чтобы поддерживать форму. А зимой мы начали тренироваться с AG Team за три недели до начала чемпионата России»

«Хороший старт увеличивает шансы на победу на 70 процентов»

— Как ты поддерживал форму во время пандемии?

— Поначалу никак — в первый месяц самоизоляции всей семьей уехали в деревню. А после случилось очень неприятное событие — прежде у меня был спонсор в лице компании «Ферекс», однако в пандемию нам пришлось прекратить сотрудничество. Надеюсь, что это временная мера и мы продолжим наше взаимодействие. Все-таки мы вместе дошли до победы на кубке России 2017 года и в чемпионате Европы по ралли-кроссу в 2019-м. Кстати, из-за пандемии и отмены соревнований я остался номинальным победителем и на 2020-й.   

С уходом спонсора я потерял возможность регулярно участвовать в стартах, которые возобновились в России в июле 2020 года. Начал искать работу. По образованию я инженер-строитель теплогазоснабжения и вентиляции. Устроился в небольшую строительную компанию и занимался прокладкой инженерных сетей: газа и воды в различных населенных пунктах.

— Как тебе удалось набрать форму к зимним заездам, раз летом ты почти не выступал?

— Я эпизодически все же участвовал в небольших соревнованиях, чтобы поддерживать форму. А зимой мы начали тренироваться с AG Team за три недели до начала чемпионата России. Плюс перед каждым этапом ты приезжаешь на трассу за два-три дня до стартов, и у тебя есть время основательно подготовиться: настроить машину, адаптироваться к погодным условиям. От температуры за бортом очень многое зависит.

«В этом году я действительно показал прекрасные старты на последнем этапе, войдя в первый поворот лидером в 5 из 6 заездов» «В этом году я действительно показал прекрасные старты на последнем этапе, войдя в первый поворот лидером в 5 из 6 заездов»

— В одном из интервью ты отметил, что самое главное в зимних гонках — успешный старт…            

— Хороший старт действительно увеличивает шансы на победу примерно на 70 процентов. Но гонка не заканчивается на первом повороте, потому очень важно не растерять преимущество, добытое в первые секунды. В этом году я в самом деле показал прекрасные старты на последнем этапе, войдя в первый поворот лидером в 5 из 6 заездов. Но на другом этапе я не выиграл ни одного старта, уехав в 5 из 6 заездов последним со стартовой линии. Тем не менее сумел где-то обогнать соперников, ловил их на ошибках и финишировал в группе лидеров в каждой гонке.

— В твоей коллекции кубков теперь не хватает только летнего чемпионата России. Планируешь его завоевать в этом году?

— Если появится спонсор, то приму участие в чемпионате России и сделаю все возможное, чтобы выиграть. Может, получится выступить за AG Team, посмотрим. Если говорить о глобальных планах и мечтах, то хотелось бы попробовать свои силы в мировом чемпионате по ралли-кроссу. Очевидно, что в 2021 году это вряд ли исполнимое желание, но надеюсь, что в 2022-м появится возможность его реализовать.