«Проект в том виде, который есть сейчас, точно не поддерживается», — заявила вице-премьер Виктория Абрамченко по итогам совещания в правительстве, где обсуждали реализацию проекта по строительству в стране мусоросжигательных заводов. Пандемия помешала инвестору получить иностранное оборудование, что вынуждает их на год сдвинуть сроки сдачи объектов. А это чревато крупными санкциями. Противники мусоросжигания ликуют от неожиданной поддержки и собираются активизировать акции протеста.
Строительство мусоросжигательного завода под Казанью могут отложить на год
COVID-19 ВНЕС СВОИ КОРРЕКТИВЫ В «МУСОРНУЮ» РЕФОРМУ?
Строительство мусоросжигательного завода под Казанью могут отложить на год. Об этом сообщили представители «РТ-Инвеста» — дочерней компании «Ростеха» — на прошедшем накануне совещании у вице-премьеров Александра Новака и Виктории Абрамченко. По словам представителей компании, они испытывают проблемы с поставкой иностранного оборудования, задерживающегося из-за пандемии. Изначально планировалось, что заводы (четыре в Подмосковье, один — в Казани) должны начать поставки электроэнергии от утилизации мусора с 1 декабря 2022 года. Однако теперь объекты могут ввести в эксплуатацию только ближе к концу 2023-го.
В пресс-службе «РТ-Инвест» «БИЗНЕС Online» сообщили, что строительные работы на всех пяти заводах по энергоутилизации отходов ведутся строго по графику. Но подтвердили то, что звучало на совещании — сейчас сроки корректируются «в связи с глобальными защитными санитарными мерами из-за пандемии COVID-19». «Поставка части основного оборудования для проекта была ограничена, производители из-за локальных локдаунов и производственных ограничений официально уведомили компанию о невозможности поставки оборудования в ранее определенный срок. С учетом этих обстоятельств планы-графики ввода в эксплуатацию всех пяти заводов были скорректированы на срок от 8 до 12 месяцев (сдача всех объектов в 2023 году)», — сказано в ответе компании.
Напомним, несмотря на четырехлетнее противостояние противников строительства МСЗ в Казани, 3 июня 2020 года официально объявили о старте строительных работ на площадке под столицей РТ. Согласно плану, основной этап должен был начаться в июле, после подготовки площадки, а 30 ноября 2022 года строительство предполагали завершить.
Суммарный объем инвестиций «РТ-Инвеста» в строительство пяти МСЗ оценивается в 155 млрд рублей
БУДУТ ШТРАФНЫЕ САНКЦИИ?
Задержка в строительстве может иметь для инвестора последствия. Согласно договорам о предоставлении мощности (ДПМ) (строительство ведется за счет оптового энергорынка), за каждый месяц отставания от графика инвестору грозит штраф в размере 25% от гарантированного платежа за мощность. Как отмечает «Коммерсантъ» со ссылкой на аналитическую службу «ВТБ Капитала», штраф за каждый месяц такой задержки может составить 557 млн рублей, за целый год — 6,7 млрд рублей. Плюс ко всему прочему компания за этот же период не получит 26,7 млрд рублей платежей с рынка из-за непоставки мощности.
Что такое 6,7 млрд рублей штрафов для компании? Суммарный объем инвестиций «РТ-Инвеста» в строительство пяти МСЗ оценивается в 155 млрд рублей. Так что это примерно четверть цены одного завода.
Однако на совещании у Абрамченко и Новака представители «РТ-Инвест» попросили смягчить санкции. Уже есть проект постановления правительства, освобождающий от штрафов сроком на один год все объекты возобновляемых источников энергии с запуском во втором полугодии 2021-го.
«РЕЧЬ ИДЕТ О ПРОЕКТЕ НЕ ОДНОГО ДЕСЯТКА «ПЛАТИНОВЫХ» МУСОРОСЖИГАЮЩИХ ЗАВОДОВ»
Шансы «РТ-Инвеста» избежать штрафов высоки, ведь часть капитала компании контролируется «Ростехом» во главе с таким лоббистом, как Сергей Чемезов. Однако в самом правительстве идея восторга не вызывает. Абрамченко, как отмечает «Коммерсантъ», заявила, что речь идет о коммерческих рисках самой компании.
В подобном же ключе вице-премьер несколько недель назад высказывалась в прямом эфире передачи «Полный контакт» Владимира Соловьева. «Относительно технологий и оборудования. Возникла дискуссия относительно технологий, которые применяются. Сама была удивлена. Есть в Подольске завод „Росатома“, который производит оборудование, в том числе для таких заводов, и это оборудование мирового уровня. Кроме того, каждый завод по энергоутилизации прошел экологическую экспертизу», — отмечала вице-премьер.
Недовольна она и проектом «РТ-Инвест» в целом. Накануне Абрамченко в своем «Инстаграме» написала, что «вопрос, мягко говоря, тонкий», ставя под большие сомнения судьбу еще 25 проектов готовящихся МСЗ стоимостью 650 млрд рублей, которые частично предлагается финансировать через ДПМ. Как отметила Абрамченко на своей странице в соцсети, вопросы у нее вызывают как экологические, так и экономические аспекты. «Пока речь идет о проекте не одного десятка „платиновых“ мусоросжигающих заводов, которые фактически предлагается оплачивать из федбюджета и из тарифа для населения (за электроэнергию или вывоз мусора). Так не пойдет, — пишет вице-премьер. — Зачем нужна дорогостоящая электроэнергия и „золотой“ мусор? Вместе с Александром Валентиновичем [Новаком] по итогам совещания поручили ведомствам вместе с минфином детально проанализировать финансовую модель нового инвестпроекта по строительству заводов и представить отчет в правительство. К этой работе также подключится ФАС. В том виде, который есть сейчас, точно не поддерживается».
Наконец, еще одним важным вопросом Абрамченко назвала целесообразность «такого количества объектов как таковых». Вместе с Новаком она поручила минприроды с ППК РЭО «проанализировать потребность страны в подобных объектах и таком виде утилизации».
Известие о сдвиге сроков строительства завода с торжеством встретили многочисленные казанские активисты, выступающие против МСЗ
«ВОЗМОЖНО, ВСЕЛЕННАЯ НАМ ПОМОГАЕТ»
Известие о сдвиге сроков строительства завода с торжеством встретили многочисленные казанские активисты, выступающие против МСЗ. Кто-то считает, что активную роль в этом сыграл их протест, кто-то благодарит за неожиданный подарок высшие силы. «Некоторые верят в святое провидение, некоторые — в карты, звезды складываются. Я верю в то, что все, что происходит, происходит к лучшему. Насчет заслуги активистов… Скорее всего, это очень большой поток энергии людей, которые работают в одном направлении», — рассказала «БИЗНЕС Online» активист Екатерина Мингалиева.
«Я думаю, что в данном случае все в комплексе. Здесь и протестные акции, пандемия сыграла роль, возможно, из-за санкций, а возможно, Вселенная нам помогает, тоже не исключено. А может, там кто-то образумился», — уверена другой активист Ирина Никифорова.
В безусловной заслуге противников мусоросжигательных заводов, которые работают по всей России, уверена и экоактивист движения «Нет МСЗ в Казани» Елена Изотова. Свою роль, по ее словам, внесли и прошедшие по стране митинги в поддержку Алексея Навального: «Возможно, правительство таким образом пытается погасить очаги волнения. Все становится печально, они понимают, что рейтинги падают, а скоро выборы». Общественный деятель скептически отнеслась к заявлению Абрамченко о неэффективности 25 заводов, которые собирается строить «РТ-Инвест». Через некоторое время позиция властей может измениться, считает Изотова. «Сейчас говорят, что что-то не так, санкции, дорогой проект. А что им мешало три года назад об этом подумать? Мы говорили об этом, что это дорогой и неэффективный опасный проект», — посетовала активистка.
В связи с такой радостной новостью участники движения начнут активизироваться по всем направлениям, планируются различные акции против строительства МСЗ под Осиново, поделилась Изотова. Что именно это будет — пока не разглашается, чтобы избежать давления на лидеров протеста. «Я думаю, весной после карантина люди проснутся, и мы что-нибудь начнем делать», — кратко отметила собеседница издания.
При этом другой позиции придерживается Вера Керпель, один из лидеров протестного движения против МСЗ в Казани. Она считает, что от митингов пока нужно отказаться и добиваться отмены строительства в судах. Процессы, которые затеяли активисты, напомним, длятся с 2018 года. «Мы будем продолжать. У нас в отличие от выгодоприобретателей [МСЗ] нет недвижимости за границей, личных самолетов, на которых мы можем в любой момент улететь от этих заводов по соседству, — рассказала нам Керпель. — Митинги плохо согласовывают с учетом пандемии, и все-таки созвать народ на акции, на которых люди могут заразиться… Не хочется такого. Плюс формально проведение митинга никак не помешает строительству завода. А вот если мы добьемся в суде отмены разрешения на строительство, какое-то время хотя бы они работать не смогут».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 123
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.