Банки предлагают блокировать переводы и расходы по карте на 25 дней, если клиент заподозрил получателя средств в мошенничестве. Об этом пишет РБК со ссылкой на законопроект, разработанный ассоциацией банков «Россия».

Согласно поправке, для блокировки клиент должен успеть сообщить, что операции по карте проводятся без его ведома, не позднее следующего дня после того, как банк получил уведомление о совершении транзакции. Сейчас закон позволяет оспорить транзакцию только до зачисления средств на счет получателя, а максимальный срок приостановки транзакции составляет 5 дней.

«Для противодействия мошенничеству сейчас оперативно и законным путем осуществить действия, препятствующие снятию или переводу похищенных денежных средств с промежуточного или конечного счета, не представляется возможным, так как отсутствуют правовые основания для блокировки уже зачисленных на счет злоумышленника средств», — говорится в пояснительной записке к законопроекту.

По мнению банков, в случае принятия поправок объем возвращенных средств может составить 15−30% от общего количества похищенных денег. По данным ЦБ, за первое полугодие 2020 года мошенникам удалось совершить свыше 360 тыс. несанкционированных операций и похитить у банковских клиентов около 4 млрд рублей — из них банки вернули клиентам 485 млн рублей (12%).

Отмечается, что сейчас закон не работает в отношении краж, если они совершены самим клиентом в результате обмана или злоупотребления его доверием (методами социальной инженерии).

Однако необходимо проработать и вопрос возможного злоупотребления механизмом блокировки со стороны недобросовестных клиентов или банков, говорит представитель Тинькофф Банка: «Злоупотребление механизмом может быть со стороны отправителя средств. Например, если он купил телефон с рук и перевел деньги получателю, а потом решил сообщить банку, что это была мошенническая транзакция, то у отправителя не будет никаких подтверждающих документов».