Михаил Мишустин предложил начать оптимизацию штата госслужащих с 1 января 2021 года и завершить ее в течение трех месяцев — до 1 апреля Михаил Мишустин предложил начать оптимизацию штата госслужащих с 1 января 2021 года и завершить ее в течение трех месяцев — до 1 апреля Фото: government.ru

«ПРЕДЛАГАЮ НАЧАТЬ ОПТИМИЗАЦИЮ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ»

Сегодня премьер-министр России Михаил Мишустин предложил начать оптимизацию штата госслужащих с 1 января 2021 года и завершить ее в течение трех месяцев — до 1 апреля. «Откладывать реформу больше нельзя, — заявил он на совещании с вице-премьерами. — Важно быстро и качественно настроить систему государственного управления, как и поручал президент». По словам Мишустина, кабмин проанализировал работу всех федеральных органов исполнительной власти и подведомственных им структур и подготовил по ним кадровые решения.

Сокращение штатов в министерствах и региональных подразделениях составит от 5% до 10%, в том числе за счет вакантных должностей. В центральных аппаратах, где около 20% вакансий, штат должен быть сокращен на 5%. В территориальных органах ведомств, в которых сегодня среднее количество вакансий — около 18%, решено сократить штат на 10%.

По словам источников «Коммерсанта», основной смысл данной реформы не в увольнениях и сокращениях, а в приведении в рациональный вид системы управления в министерствах. Дело в том, что с момента последней унификации в 2004 году центральные аппараты федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) стали сильно отличаться друг от друга, что мешает их взаимодействию, существенно разрослись и «обеспечивающие» подразделения. Остро стоит и проблема оплаты труда: у чиновников низкий оклад, зато высокий уровень премиальных. Основная суть реформы — прописать конкретные требования к формированию штатов органов исполнительной власти. Т. е. в зависимости от количества подчиненных рассчитают допустимое число начальников и помощников, а штат обеспечивающих подразделений должен быть менее 30% от общего. Особая численность штата для отдельных органов власти с отходом от нормативов возможна, но такую необходимость надо будет обосновывать перед комиссией по административной реформе.

После приведения в соответствие с указанными правилами только в аппарате правительства под сокращение могут попасть несколько десятков заместителей руководителей, в том числе 25 замминистров. Ожидается, что сокращения коснутся в основном незаполненных вакансий, которых на сегодня куда больше, чем заявленные Мишустиным 5–10%. По подсчетам «Коммерсанта», после реформы предельная численность сотрудников центральных аппаратов органов власти установится на уровне 22,8 тыс. человек (вместо нынешних 23,9 тыс.) и 302,8 тыс. в территориальных органах (336,5 тыс.). Отмечается, что в регионах сокращения могут идти чуть дольше заявленного трехмесячного срока. По информации издания, наибольшие в абсолютных цифрах сокращения в регионах придутся на самые многочисленные ФОИВ: ФНС, казначейство, ФТС, Росреестр и Росстат.

Сокращения расходов на оплату труда госслужащих реформа не предполагает. Программа реформы в 2021–2023 годах — направить сэкономленное на повышение общего уровня зарплат, ограничив госрасходы на данные цели: должностные оклады должны вырасти, размер премий в общей зарплате — сократиться до 30–40%, а также снизится «ежемесячное денежное поощрение».

В 2011 году Дмитрий Медведев постановил сократить число гражданских служащих и федеральных чиновников на 20% к 2013 году. Но выполнить план удалось лишь на 7% Еще в 2011-м Дмитрий Медведев постановил сократить число гражданских служащих и федеральных чиновников на 20% к 2013 году. Но выполнить план удалось лишь на 7% Фото: government.ru

«ЭКОНОМИЯ НЕ САМОЦЕЛЬ РЕФОРМЫ, ОЧЕВИДНО…»

Впервые об административной реформе как первом за последние годы плане реформирования ФОИВ заговорили еще в сентябре 2019-го. Данную тему неоднократно обсуждали в высоких залах, но пандемия и смена правительства в начале 2020-го сдвинули сроки преобразований.

Когда о реформе было объявлено осенью прошлого года, первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко рассказывала, что без сокращения госслужащих их зарплаты возможно проиндексировать только на уровень инфляции, а для увеличения зарплат всех чиновников до конкурентного уровня придется искать дополнительно 100 млрд рублей в год. «Экономия не самоцель реформы, очевидно. Но высвобождающиеся при этом средства будут направлены на повышение зарплат гражданских служащих. Если не провести запланированное сокращение, конкурентного уровня оплаты труда на госслужбе не достичь», — заметила замглавы минфина.

Пресс-секретарь президента РТ Лилия Галимова прошлой осенью говорила нашему изданию, что в Татарстане не ведется никакой работы по подготовке к сокращению чиновников в 2020 году. «Насколько нам известно, у указанной инициативы пока нет итогового решения. В правительстве Российской Федерации сообщили, что еще не определились с критериями реформы, поэтому говорить об этом рано. Соответственно, и на уровне республики подобной работы в данный момент не ведется», — сказала Галимова. А сегодня же уточнила, как появились официальные решения: «В республике вопрос регулирования штатного расписания и повышения эффективности деятельности органов государственной власти ведется системно и решается как за счет сокращения, так и за счет ротации».

Напомним, в России уже были попытки провести подобную реформу. В 2011-м Дмитрий Медведев постановил сократить число гражданских служащих и федеральных чиновников на 20% к 2013 году. Но выполнить план удалось лишь отчасти — численность чиновников сократили на 7%. В апреле 2016-го стало известно, что тогда еще премьер-министр Медведев направил президенту письмо, в котором написал, что система госуправления в стране во многом сохраняет советские черты, опирается на старые методы контроля и мотивации, и призвал президента создать комиссию по совершенствованию данной системы.

От сокращения мелких чиновников должны уберечь параметры реформы: они предполагают укрупнение подразделений федеральных органов исполнительной власти От сокращения мелких чиновников должны уберечь параметры реформы: они предполагают укрупнение подразделений федеральных органов исполнительной власти Фото: «БИЗНЕС Online»

«НАГРУЗКА НА ПОДЧИНЕННЫХ ОБЯЗАТЕЛЬНО ВОЗРАСТЕТ: ТРОЕ БУДУТ ВЫПОЛНЯТЬ РАБОТУ ПЯТЕРЫХ»

Опрошенные «БИЗНЕС Online» эксперты сошлись на том, что масштаб перемен переоценивать не стоит. «На административную реформу это не тянет», — так считает, например, вице-президент Института современного развития Борис Макаренко. По его словам, реформа, скорее всего, ограничится сокращением вакантных мест и выводом на пенсию пожилых чиновников. Так думает и профессор КНИТУ политолог Владимир Беляев. По его мнению, количество чиновников «сократят» в первую очередь за счет пенсионеров и вакантных мест. «Это разовая кампанейщина, которая была уже не раз и не два. Нагрузка на подчиненных обязательно возрастет, только так всегда и бывает. Трое станут выполнять работу пятерых, чтобы можно было сэкономить фонд зарплаты и направить ее начальству. Мелкие чиновники очень плохо живут и мало получают, — говорит Беляев. — Штат разбухает обратно после любых сокращений, и команда Мишустина тут вряд ли что-то сможет изменить».

«Судя по всему, причины у обнародованных подобных инициатив — что у сегодняшних, что у инициатив недельной давности — чисто информационные. Потому что в начале ноября для власти сложилась крайне неблагоприятная информационная картина, связанная с тем, что транзитные ожидания среди российского политического класса, элиты и политически активного меньшинства России предельно обострились», — объясняет причины появления административной реформы Мишустина директор центра политологических исследований финансового университета Павел Салин.

По его словам, административная реформа на самом деле никакой реформой не является — это лишь чисто технический шаг, технические меры, которые даже если и будут реализованы, то ни к чему не приведут. «Это сигнал для бюрократии: ребята, расслабьтесь, никого серьезно резать не станут. Он сам сказал, что в федеральных органах власти число вакантных должностей — до 20 процентов, а резаться будет 5 процентов. То есть в 4 раза меньше, чем вакантных должностей! А в региональных органах власти, сказал он, вакантных должностей — 18 процентов, а сократят 10 процентов», — отмечает политолог. Все это, по словам нашего собеседника, говорит о том, что речь идет ни о какой не о реформе в том контексте, в каком высказался господин Мишустин, а о неполном сокращении незаполненных ставок. И названо все подобное реформой лишь для того, чтобы это все обсуждали и заполняли информационную повестку.

«В принципе, общая тенденция, которая здесь просматривается, — это цифровизация. То есть онлайн-работа, онлайн-методы, особенно в эпоху коронавируса, показали, что какое-то присутствие людей (на рабочем месте — прим. ред.) зачастую не требуется, иногда кого-то можно сократить. Электронный документооборот постепенно замещает „офлайновый“ и так далее. То есть новые технологии помогают оптимизировать и освобождают рабочие места, как во всех отраслях промышленности, — отмечает политолог, политтехнолог Олег Матвейчев. — На самом деле количество чиновников в России на душу населения меньше, чем в других странах — и в Америке, и в Европе, и даже в Китае. Поэтому в данном смысле не получилось бы так, что будет даже недостаток служащих и что мы сократим, а потом граждане не смогут получить госуслугу вовремя. Не нужно бездумно увлекаться всякими сокращениями».

Но в целом же данное начинание целиком укладывается в «стиль современного премьера-технократа», который ставит во главу угла сокращение расходов и прочую оптимизацию. «Над Мишустиным огромное бремя и ответственность. Ему нужно крепко держать руль в условиях все еще высокой волны коронавируса, как-то перезапускать национальные проекты. Поэтому премьер как человек, умеющий считать деньги и ресурсы, делает это», — говорит Макаренко.

От сокращения мелких чиновников должны уберечь параметры реформы: они предполагают укрупнение подразделений федеральных органов исполнительной власти. «Это значит, что Мишустин опытный чиновник и знает все уловки», — считает эксперт. По  словам Макаренко, правительство сможет хорошо проконтролировать сокращение в центральных аппаратах, но до региональных подразделений им дотянуться будет труднее. С другой стороны, региональные отделения, как правило, очень немногочисленны по составу.

То, что чиновники плохо поддаются сокращению, — беда каждой такой реформы, которые проводятся регулярно еще с советских времен. Но правительство Мишустина выгодно отличается тем, что за время «коронакризиса» набило руку на том, чтобы не только раздавать, но и контролировать исполнение поручений. Поэтому не исключено, что данная реформа будет более эффективна, чем предыдущие, считает политолог.