Напомним, что в соответствии  с соглашением, подписанным в декабре прошлого года между Правительством Татарстана и Всемирным банком, эксперты этой службы проводили диагностику инвестиционного климата Татарстана, в частности на этот момент получены предварительные результаты  первого раунда мониторинга административных барьеров на пути развития предпринимательства в республике. 

О необходимости "в корне поменять идеологию административных процедур, связанных с открытием и ведением бизнеса" неоднократно говорилось  и говорится в высших правительственных кругах Российской Федерации и на местах. Выступая на сессии Государственного Совета Республики Татарстан 12 ноября 2008 года, Президент М.Ш.Шаймиев отметил медленное  снижение уровня административных барьеров в республике. "Как и ранее, они еще достаточно высоки, особенно при регистрации субъектов предпринимательской деятельности, получении земельных участков, разрешении на строительство, приобретении объектов недвижимости из муниципальной собственности или в аренду, подключении к объектам электро-, тепло-, водо- и газоснабжения и в ряде других сфер", - подчеркнул Глава Татарстана. 

Целью заключенного между Татарстаном и международной финансовой организацией  соглашения  является подготовка для Правительства республики комплекса проектов по улучшению среды для привлечения инвестиций и предпринимательской деятельности в республике.  Всемирный банк был привлечен Правительством Татарстана в качестве независимого эксперта для содействия в формировании "благоприятной, открытой и понятной для сторонних инвесторов экономики". 

При проведении  комплексной оценки инвестиционного климата республики  особое внимание уделялось таким направлениям, как выявление основных направлений развития предпринимательства в муниципальных образованиях Республики Татарстан (помимо нефтедобычи), определение тенденций спроса и предложения товаров и услуг на территории республики с учетом административного регулирования соответствующей деятельности МО. Также проводился  анализ административных процедур, применяемых МО по отношению к местным и внешним инвесторам, оценка готовности крупнейших городов Татарстана оказывать содействие инвесторам в плане предоставления достаточной информации о наличии ресурсов и различных производственных факторов в МО. 

В качестве объектов изучения в Татарстане были выбраны 10 городов:  Казань, Нижнекамск, Набережные Челны, Елабуга, Зеленодольск, Альметьевск, Лениногорск, Бугульма, Чистополь и Лаишево, и для них  составлены  специальные муниципальные бизнес-карты.

При проведении исследовательских работ в республике преследовались следующие цели и задачи: выявить наиболее серьезные барьеры на пути инвестиций и развития предпринимательства; выявить субъективные оценки предпринимателей бюрократической нагрузки на бизнес; собрать информацию о фактических денежных и временных затратах, которые несет бизнес при прохождения различных процедур.

В этой связи эксперты FIAS проанализировали процедуры, связанные
     А) с началом предпринимательской деятельности (регистрации нового предприятия или ИП, лицензирование);
      Б)  с размещением бизнеса (получение земельного участка под строительство, согласование предпроектной и проектной документации на строительство; получение разрешения на строительство объекта и получение разрешения на ввод в эксплуатацию; перевод помещения (здания) из жилого фонда в нежилой; получение земельных участков в собственность или аренду собственниками расположенных на них зданий; получение в аренду объекта недвижимости (здания, строения, помещения), находящегося в муниципальной или государственной собственности;
     В) с ведением предпринимательской деятельности (бухгалтерский учет и налогообложение; ведение внешнеэкономической деятельности; сертификация; проверки и инспекции).

В качестве респондентов выступили представители 300 предприятий и 100 индивидуальных предпринимателей в крупных городах республики - г.Казани, Набережные Челны, Нижнекамск. В ходе изучения вопроса проинтервьюированы и представители регулирующих этот вид деятельности ведомств. 

Как отметили  специалисты Консультативной службы  по иностранным инвестициям "прохождение большинства бюрократических процедур в Республике Татарстан для бизнеса не является проблемным". Наименее сложной и незатратной при создании бизнеса отмечена  процедура регистрации. Однако, этот процесс имеет такие слабые стороны, как очереди, многочисленные согласования, а также превышение нормативных сроков прохождения процедуры по схеме "одного окна" реальных временных затрат предпринимателей.   В качестве  "большой проблемы"   классифицированы процедуры получения земли под строительство, получение разрешения на строительство и эксплуатацию, перевод объекта недвижимости из категории жилого в нежилое. 

В беседе с  прибывшими в Татарстан гостями  министр экономики Марат Сафиуллин дал высокую оценку проведенным  независимыми экспертами исследованиям. Он отметил, что сторонняя  оценка в целом  совпала с результатами "внутренних замеров", проведенных  в предпринимательской деятельности в республике. Уже сегодня, как с учетом имеющихся выводов, так и во исполнение задач, поставленных Президентом республики М.Ш.Шаймиевым, формируется комплексный план действий, направленных на их решение.
В рамках пребывания представителей Консультативной службы  по иностранным инвестициям в Татарстане  специалистами FIAS также проведен семинар для сотрудников органов, осуществляющих "контрольно-регулирующую" деятельность в республике, на котором по полученным результатам исследований даны рекомендации по дальнейшей работе.

В качестве справки:
FOREIGN INVESTMENT ADVISORY SERVICE - FIAS). Служба находится под совместным управлением Банка международных финансов, Агентства многосторонних инвестиций и МЕЖДУНАРОДНОГО БАНКА РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ. По просьбе правительств развивающихся стран служба оказывает консультативные услуги по вопросам привлечения прямых заграничных производственных капиталовложений. После изучения инвестиционного климата в стране КСИИ помогает соответствующим должностным лицам или правительственным ведомствам, отвечающим за ин. инвестиции, определить их цели, разработать инвестиционную политику, правила, организационные структуры, необходимые для привлечения прямых ин. инвестиций, могущих содействовать экон. развитию соответствующих стран. КСИИ также проводит исследовательскую работу по вопросам, возникающим в процессе ее консультативной деятельности, а также организует семинары и конференции с участием офиц. представителей правительств, ин. инвесторов и специалистов, на к-рых обсуждается комплекс вопросов, связанных с ин. Инвестициями.