Автопроизводители пересматривают планы по выпуску автомобилей. Спрос на машины снижается повсеместно, в том числе и в республике. Сегодня даже самые популярные модели Renault, Ford, Honda, Сhevrolet, очереди на которые в автосалонах Татарстана доходили до нескольких недель и месяцев, исчезли совсем или стремительно сокращаются.

Renault снизит производство в IV квартале 2008 года на 25%, из-за кризиса компания уже продала на 14% автомобилей меньше, чем в прошлом году. По данным газеты "Ведомости", Skoda выпустит в этом году на 31 000 машин меньше запланированного объема, BMW - на 65 000, Opel - на 40 000.

Впрочем, если раньше автопроизводители наращивали темпы производства для восполнения дефицита, то сегодня его просто нет. Как сообщила газете "Бизнес Онлайн" руководитель отдела продаж автосалона Renault (ТТС, Набережные Челны) Юлия Бубнова, очереди на Renault Logan популярной комплектации сейчас нет. Хотя еще летом покупатель получал автомобиль в течение месяца. А в прошлом году машину приходилось ждать в течение трех месяцев. Аналогичная ситуация и в Казани. "Приходите и покупайте, все свободно", - сказал руководитель автоцентра Renault в столице Татарстана Владимир Денисов. По словам Бубновой, очередь на популярную модель начала уменьшаться в сентябре.

Другой лидер продаж - Ford - в аналогичной ситуации. Сейчас у автосалона Ford ("ТТС-Южный") продажи расписаны на несколько месяцев вперед, рассказал газете "Бизнес Онлайн" руководитель отдела продаж Руслан Файзуллин. Однако заявки были сформированы в докризисный период, а в октябре-ноябре спрос снизился. Но увеличилось количество покупателей, которые расплачиваются за наличные.

Возможно, это не рискнувшие оставить на счетах в банках или в домашних сейфах свои сбережения казанцы. После того, как их поток иссякнет, последние очереди, видимо, совсем пропадут.

- Если раньше у нас запись была на полгода вперед, то теперь очередь сократилась до 1,5-2 месяцев, - подтвердил газете "Челны ЛТД" сотрудник отдела продаж в автосалоне "Сапсан" ситуацию на рынке.

В итоге мировые, российские производители заявляют – сохранить бы производство на уровне 2007 года – и то было бы успехом. Но очевидно, что падение ажиотажного спроса на популярные модели заставит их неоднократно пересматривать производственные планы. В следующем году, по прогнозам экспертов, платежеспособный спрос населения будет только уменьшаться.

Владимир Казанцев