Ставший уже традиционным для Болгар праздник Мавлид ан-Наби проходил в этом году с соблюдением всех санитарных мер Ставший уже традиционным для Болгара праздник Мавлид ан-Наби проходил в этом году с соблюдением всех санитарных мер

«ЕСТЬ ТАТАРСКИЕ БАБУШКИ, КОТОРЫЕ ЕЩЕ ПОМНЯТ, КАК ИХ ПРОВОДИТЬ»

Ставший уже традиционным для Болгара праздник Мавлид ан-Наби проходил в этом году с соблюдением всех санитарных мер. В Белую мечеть на послеполуденный намаз пускали не более 35 человек, сотрудники строго следили за наличием масок, а свои намазлыки были почти у всех имамов. В общем, за последние месяцы Роспотребнадзор уже приучил священнослужителей уповать не только на Аллаха.

Торжества же прошли в стенах Болгарской исламской академии уже после закатной молитвы, и оставшиеся до ахшам намаза почти полтора часа гости, съехавшиеся на день рождения пророка Мухаммада, ждали с интересом: какая программа приготовлена на этот раз?

По словам муфтия Забайкальского края Фарита Мингалиева, в Иркутске также проходят мавлиды. «Есть татарские бабушки, которые еще помнят, как их проводить, у некоторых есть даже рукописи, оставленные им родителями, еще более древними предками. Это в основном люди, в послевоенные годы приехавшие сюда за лучшей жизнью из Татарстана, Башкортостана. Среди молодежи же с особенностями проведения дня рождения пророка Мухаммада знакомы больше представители Дагестана, Чечни, Ингушетии, соседнего Таджикистана», — сказал Мингалиев «БИЗНЕС Online». А, например, в Уфе новое поколение с интересом участвует в подобных мероприятиях, считает имам местной мечети «Ихлас» Мухамет Галлямов. «Молодые люди умнее нас, понимают, что к чему», — высказал свое мнение нашему корреспонденту Мухамет хазрат.

Мавлид, он и в Африке мавлид, просто есть разные формы его празднования, считает гражданин Чада, преподаватель арабского языка в казанской мечети «Ярдэм» Мухтар Махмат Абдулай. Ему довелось пожить и в Европе, так что он знает, что говорит: «Во Франции очень строго, там некоторые собираются, читаются зикры, а вот в Чаде мавлид проводят более массово. Кстати, там тоже не все участвуют в праздновании дня рождения пророка. Зависит все от того, какого мазхаба человек придерживается», — говорит собеседник газеты.

Автор и исполнитель религиозных песен Ильяс Халиков, известный многим как «халяльный тамада», признается, что, создавая собственные произведения, старается обогатить их современным ритмом: «Произведений про мавлид действительно много. Да, когда создаешь новое, обязательно нужно смотреть на то, что было создано предками, наши татарские мунаджаты. Основа должна быть именно эта, в то же время нужно учитывать и современные тенденции. Не секрет, что если мунаджат долго звучит, то люди устают его слушать. Я внимательно прослушиваю турецких, арабских исполнителей, молодежь ведь больше любит зарубежные ритмы, поэтому стараюсь писать в таком стиле».  

Камиль Самигуллин: «До революции всегда с особым почтением относились к мавлиду. Приверженцы мнения, что мавлид является нововведением, считают, будто сам пророк не отмечал день своего рождения» Камиль Самигуллин: «Пророк был лучшим человеком на земле. Самым милосердным, щедрым и терпеливым. Он защищал слабых, сочувствовал обездоленным, уважал права каждого человека и говорил, что все люди между собой равны…»

«ЭТО ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ ПОВОД, ЧТОБЫ ВСПОМНИТЬ О ПРОРОКЕ И ЕГО ВЕЛИЧАЙШЕЙ МИССИИ»

У приехавшего в Болгар задолго до начала торжества муфтия Татарстана Камиля Самигуллина мы поинтересовались об особенностях татарских мавлидов.

— Камиль хазрат, насколько тема мавлида близка татарской культуре?

— Многочисленные книги о мавлиде и жизнеописании пророка, которые печатались на старотатарском и арабском языках и широко распространялись среди татар, свидетельствуют о том, что у нашего народа была традиция отмечать мавлид. Например, самой известной из них была книга «Алтыбармак». В этом году, хвала Аллаху, мы переиздали ее в переводе со старотатарского на русский язык. Это объемная книга до сих пор хранится во многих личных домашних архивах. Настолько популярной она была! У меня в мечети есть с десяток ее старинных экземпляров. Наши предки активно перечитывали также книгу «Касыда Бурда». А «Маулид» Сулеймана Челеби даже переиздавался многократно. Татарский народ любил религию, соответственно, любил пророка Мухаммада и радовался тому, что наступил месяц, в котором он родился.

— Каковы были особенности проведения мавлида у татар?

— Татары собирались в мечетях, слушали истории из жизни пророка, вспоминали его. Некоторые посвящали целый месяц чтению сиры (жизнеописание пророка Мухаммада — прим. ред.)… Это замечательный повод, чтобы вспомнить о пророке и его величайшей миссии, стараться быть похожим на него в своих делах и поступках.

— В 90-е годы стали говорить, что проведение Маулид ан-Наби является нововведением, мол, этого не было…

— До революции всегда с особым почтением относились к мавлиду. Приверженцы мнения, что данный праздник является нововведением, считают, будто сам пророк не отмечал день своего рождения. И возникает недопонимание. Что подразумевается под словом «отмечать»? Это значит проявлять радость, выделять этот день из всех остальных. Пророк Мухаммад отмечал день рождения постом, о чем свидетельствует известный хадис. Когда его спросили, почему он постится в понедельник и четверг, пророк сказал: «Понедельник — день, когда я родился». То есть он выделил этот день среди других дней недели! Да, Мухаммад не отмечал свой день рождения чаепитием с праздничным тортом, но он выделял его поклонением. Человек ведь рождению собственного ребенка радуется, делает акику (жертвоприношение в знак благодарности Богу за рождение ребенка — прим. ред.), угощает близких. Неужели мы не должны радоваться рождению Пророка и выделять его мавлид?!

— Чтят ли должным образом сегодня пророка Мухаммада?

— К сожалению, мусульмане часто забывают о его сунне. Казалось бы, что может быть проще: Пророк показал нам, как жить, как работать, как любить и дружить, как поклоняться, как общаться с соседями, родителями и детьми. Но, попав в трудную ситуацию, человек забывает о том, что в каждом своем поступке он должен следовать примеру Пророка. А Мухаммад был лучшим человеком на земле. Самым милосердным, щедрым и терпеливым, справедливым. Он защищал слабых, сочувствовал обездоленным, уважал права каждого человека и говорил, что все люди между собой равны и имеют преимущество только в благочестии и богобоязненности, призывал беречь свое здоровье и был крепким, не кичился своими победами… Пророк был лучшим отцом, мужем, соратником, другом, учителем… Он был совершенным! Мухаммад — печать всех пророков, самый любимый из них для Всевышнего. И очень важно вспоминать его не только в месяц мавлида, а весь год. Сподвижники Мухаммада никогда его не забывали, старались подражать посланнику Аллаха во всем. 

Каждый должен задавать себе вопрос: а как бы на моем месте поступил наш Пророк? Например, отвечал ли он грубостью на грубость? Находим в Коране аят: «И рабы Милостивого — это те, кто ходит по земле смиренно, а когда к ним обращаются невежды, они говорят: „Мир! (Идите с миром, мы не собираемся с вами спорить)“» (Сура аль-Фуркан (Различение), 63 аят). А пророк следовал божественному приказу. Если бы каждый следовал Корану и Сунне нашего пророка, наше общество было бы идеальным! Каждый человек нуждается в примере, и лучший пример во всем этом мире — только пророк Мухаммад. Вот почему важно отмечать мавлид.

Праздник Мавлид ан-Наби наряду с Татарстаном проходит и во всех местах, где живут наши соплеменники «Татары собирались в мечетях, слушали истории из жизни пророка, вспоминали его. Некоторые посвящали целый месяц чтению сиры… Это замечательный повод, чтобы вспомнить о пророке и стараться быть похожим на него в своих делах и поступках»

«У НАС РЕЛИГИОЗНЫЕ И ТАТАРСКИЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ ПРОВОДЯТСЯ НЕРАЗДЕЛЬНО»

Открыл мероприятие в Болгаре заместитель муфтия Татарстана Ильфар Хасанов, после чего он предоставил трибуну для чтения Корана известному исполнителю религиозных песен и нашидов из Египта Мустафе Атифу. Далее с мольбой к Аллаху обратился сам муфтий республики. Он рассказал короткий вагаз о ценностях упоминания пророка и изучения его жизненного пути.

Ведущий вечера Ильфар хазрат зачитал приветственное письмо председателя Госсовета РТ Фарида Мухаметшина. Поздравления гостей чередовались нашидами и мунаджатами. Так, музыкальные номера продемонстрировали Халиков, заслуженный артист РТ Марсель Вагизов. Умилительно смотрелись 6-летний Арслан Сибгатуллин, спевший лирическую касыду на татарском языке, и  школьники из села Бурбаш Балтасинского района, исполнившие нашиды на татарском языке.

Стоит отметить, что весь вечер Мавлида шел на татарском языке, и лишь некоторые выступления от приглашенных гостей были озвучены на русском. Заместитель председателя ДУМ РФ и муфтий Москвы Ильдар Аляутдинов тоже поприветствовал участников и начал свое выступление на татарском. Но предупредил: «Татарский язык не знаю, поэтому буду говорить на русском» и  добавил, что в Болгар приехали и делегаты из других национальных республик России. «Мне на самом деле легче на русском, нежели на татарском, но надо стремиться к тому, чтобы родной язык не забывать», — уже по-русски сказал московский гость и зачитал приветствие своего шефа Равиля Гайнутдина, после чего рассказал целую проповедь о посланнике Аллаха.

Кстати, тема родного языка и его сохранения была одной из ключевых на Мавлиде. Так, новый руководитель исполкома Всемирного конгресса татар Данис Шакиров подчеркнул связь религии и национальных традиций: «У нас религиозные и татарские национальные праздники проводятся нераздельно, они переплетены между собой. Праздник Мавлид ан-Наби наряду с Татарстаном проходит и во всех местах, где живут наши соплеменники. Особую благодарность хочется выразить Камилю хазрату за то, что в ДУМ РТ большое внимание уделяется вопросам сохранения национально-религиозных обычаев и родного языка, надеюсь, что и в других регионах страны этому также будут уделять внимание».

Любопытно, но впервые за восьмилетнюю историю празднования Мавлид ан-Наби в Татарстане завершился он исполнением неофициального гимна татарского народа «Туган тел», где запевалой был Мустафа Атеф, а остальной зал подпевал ему стоя.