Нефть по $43,3 за баррель и 70,8 рубля за доллар — в таких сценарных условиях верстался татарстанский бюджет – 2021, который, увы, снова оказался дефицитным. COVID-19 проделал серьезные дыры в поступлениях от налогов на прибыль и НДФЛ, зато спасают акцизы на водку и пиво. В условиях бюджетного дефицита под нож ожидаемо пошли капитальные расходы, которые относительно безболезненно можно отложить. А кто шикует в тяжелые времена? «БИЗНЕС Online» составил рейтинг главных министров-лоббистов Татарстана.
Минфин РФ идет на все меры и ухищрения, чтобы собрать побольше налогов в казну
$43,3 за баррель и 70,8 рубля за доллар
В Государственный Совет РТ президентом республики Рустамом Миннихановым внесен проект бюджета Татарстана на 2021 год. Сегодня (15 октября) он будет обсуждаться в рамках так называемого нулевого чтения — парламентских слушаний. Формирование бюджета идет в не простой для страны экономической ситуации. Российский бюджет на будущий год сформирован с дефицитом в 2,75 трлн рублей при доходах в 18,8 трлн рублей и расходах в 21,5 трлн рублей. Для сравнения: бюджет в 2020 году изначально был сверстан с профицитом. Растет дефицит бюджетов регионов, ожидается рост объема государственного долга страны…
Неудивительно поэтому, что минфин РФ идет на все меры и ухищрения, чтобы собрать побольше налогов в казну. А откуда собрать? Разумеется, с предприятий, с людей! В свете этого, как известно, были отменены льготы по налогу на добычу полезных ископаемых (пострадает в первую очередь «Татнефть» — главный налогоплательщик Татарстана), увеличены акцизы на табак и табачные изделия, вводится прогрессивная шкала по НДФЛ (ставку до 15% хотят повысить для тех, кто зарабатывает свыше 5 млн рублей). Кроме того, планируется ввести налог на доход от процентов по депозитам и налог для российских бизнесменов, владеющих долями в иностранных компаниях. С 1 января отменяется ЕНВД, что также грозит повышением налоговой нагрузки для малых и средних предпринимателей.
Ситуация в федеральном бюджете неизбежно коснется и татарстанской казны. Министр экономики РТ Мидхат Шагиахметов на одном из бюджетных совещаний в кабмине назвал текущий год одним из наиболее сложных: «Мы столкнулись с ограничением и спроса, и предложения, с волатильностью цен на энергоресурсы». Бюджет республики формировался в следующих сценарных условиях на 2021-й: цена на нефть марки Urals — $43,3 за баррель, курс доллара — 70,8 рубля, ожидаемая инфляция — 4%. Отметим, что на момент написания материала $1 стоил 77,1 рубля, а нефть — порядка $41,8 за баррель, т. е. прогнозируется значительное укрепление рубля при росте цен на черное золото.
По словам Шагиахметова, темп роста валового регионального продукта Татарстана в 2021 году составит 103,9%, объем ВРП республики будет равен 2,6 трлн рублей, индекс промышленного производства — 105,2%. Прогноз очень оптимистический в наших реалиях. Доля безработных в общей численности рабочей силы в 2021–2023 годах, как ожидается, снизится с 1% до 0,6%, а численность зарегистрированных безработных сократится с 20 тыс. человек в 2021-м до 12 тыс. в 2023-м.
Мидхат Шагиахметов на одном из бюджетных совещаний в кабмине назвал текущий год одним из наиболее сложных: «Мы столкнулись с ограничением и спроса, и предложения, с волатильностью цен на энергоресурсы»
доходы — 268,6 млрд, расходы — 271,5 млрд рублей
Доходы бюджета РТ прогнозируются в 2021 году в объеме 268,6 млрд рублей (в 2022-м — 275 млрд, в 2023-м — 271,6 млрд). Это на 5,8 млрд меньше, чем уровень доходов, который прогнозируется в казне республики в текущем году, а именно: 274,4 млрд рублей (здесь и далее данные по 2020-му приводятся согласно актуализированной версии закона о бюджете от 26.02.2020 №1-ЗРТ). Но если сравнивать с первоначальной версией бюджета-2020, то разница по доходам выходит не столь уже значительная — всего минус 1,5 млрд рублей.
А вот расходы отличаются уже очень сильно. Если в 2020 году траты бюджета закладывались на уровне 310,6 млрд рублей, то в 2021-м аппетиты были очень сильно урезаны — до 271,5 млрд рублей. Т. е. без малого на 40 млрд рублей меньше. Правда, опять же в изначальном варианте бюджета-2020 расходы составляли только 273,2 млрд рублей, что плюс-минус на уровне будущего года.
Если в 2020 году траты бюджета закладывались на уровне 310,6 млрд рублей, то в 2021-м аппетиты были очень сильно урезаны — до 271,5 млрд рублей
Дефицит бюджета в 2020 году изначально планировался на уровне 3,1 млрд рублей, но после распух до огромных 36,1 млрд рублей. Дефицит в 2021-м также пока заявлен на уровне приемлемых 3 млрд рублей, но то ли еще будет? Муниципальные бюджеты в республике при этом, как и в предыдущие годы, сверстаны бездефицитными, весь дефицит берет на себя республиканский бюджет.
Внутренний государственный долг Татарстана, по данным с сайта минфина РТ, на 1 октября 2020 года составляет 84,3 млрд рублей, также имеется внешний долг в японских иенах — в рублевом выражении он составляет 12,5 млрд рублей (госгарантии в рамках использования целевых иностранных кредитов, вероятно, выданные еще под проект «Аммоний»). Таким образом, общий объем государственного долга Республики Татарстан в рублевом выражении составляет 96,8 млрд рублей. Нужно отметить, что за год госдолг РТ несколько вырос — на 1 октября 2019-го он составлял 94,4 млрд рублей (увеличился объем выданных госгарантий). Проектом бюджета-2021 устанавливается верхний предел госдолга на 1 января 2022 года: не более 84 млрд внутреннего долга и не более 16,5 млрд иен внешнего долга РТ (те самые 12,5 млрд рублей). Т. е. занимать на стороне республика в этом году не планирует, а отдавать — совсем чуть-чуть.
Но в ближайшие три года Татарстан может не беспокоиться по поводу возврата долгов. Как сообщил министр финансов РТ Радик Гайзатуллин на совещании в кабмине 11 сентября, в этом вопросе проделана большая работа по изменению структуры и суммы возврата долга. «В федеральный бюджет на 2021–2023 годы намного продлен срок возврата долга. В итоге в предстоящие три года мы должны будем вернуть около 947 миллионов рублей вместо 10 миллиардов 143 миллионов рублей», — рассказал министр. В частности, в 2021-м на погашение госдолга Татарстану придется отдать всего 286 млн рублей. Расплата по долгам Универсиады откладывается все дальше и дальше.
Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов и городов в РТ (помощь районам Татарстана, у которых возникает недостаток отчислений от НДФЛ) составят в 2021 году почти 13,9 млрд рублей, что примерно на уровне 2020-го. Самыми дефицитными по НДФЛ оказались Аксубаевский, Алькеевский, Балтасинский и некоторые другие районы, которым татарстанская казна замещает более 85% отчислений от НДФЛ. Дотации из бюджета начисляют из расчета 1 530,7 рубля в расчете на одного жителя городского поселения и 277,7 рубля в расчете на одного сельского жителя.
Помимо этого, бюджетам городов и районов традиционно перечисляются субсидии и субвенции на осуществление разного рода полномочий: обеспечение детей в детсадах и школах, организация отдыха во время каникул, молодежная политика, работа органов по опеке и попечительству, архивное дело и проч. Впервые появились субсидии на организацию бесплатного питания детей (1,2 млрд рублей). Из нового — 108,8 млн рублей Казань получит в виде субсидии на переселение граждан из аварийного жилищного фонда в рамках федерального закона «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» на 2021 год. А вот на благоустройство сельских территорий пока выделено не так много субсидий — только 217,2 млн рублей против почти 800 млн рублей в 2020-м, но, возможно, сумма еще вырастет в течение года. В целом местные бюджеты на 2021-й спрогнозированы в объеме 32,1 млрд рублей, а с учетом финансовой помощи, закрепленных субсидий и субвенций общий объем поддержки составит втрое больше — 94 млрд рублей.
Чуть более 1 млрд рублей Казань получит для компенсации расходов общественному транспорту, который возит людей по льготному тарифу
Не радуют бюджетные ассигнования дорожного фонда РТ, средства из которого идут на строительство и реконструкцию дорог, в будущем году составят всего 24,2 млрд рублей, для сравнения: в 2020-м было 38,7 млрд рублей. Дорожная отрасль вообще самая пострадавшая в представленном проекте бюджета.
Чуть более 1 млрд рублей Казань получит для компенсации расходов общественному транспорту, который возит людей по льготному тарифу, это лишь на 19 млн больше, чем в этом году, а это значит, что проблема неполной компенсации расходов транспортников за провоз льготников системно решена в будущем году, увы, не будет. Зато по-прежнему порядка 50 млн нашлось на работу, например, медвытрезвителей.
В бюджет РТ на 2021 год заложено 15,5 млрд рублей (примерно на уровне 2020-го, с небольшим ростом) в виде бюджетных ассигнований в бюджет федерального фонда обязательного медицинского страхования для уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
По словам Гайзатуллина, бюджет-2021 сохранит свою традиционную социальную направленность — около 77% средств пойдет на социально значимые и первоочередные расходы. При этом уровень капитальных расходов снижается. К тому же предусмотрены средства на повышение заработной платы отдельных категорий бюджетников до средней по экономике, учтено повышение минимального размера оплаты труда, индексируются все социальные выплаты.
Как и в предыдущие годы, самую большую долю составляют расходы на образование
от транспорта и сельского хозяйства отрезали, безработным прибавили
Как и в предыдущие годы, бюджет республики сохраняет свой программный характер — по госпрограммам распределяется основная часть средств. В бюджете заложена реализация почти трех десятков госпрограмм на общую сумму более 252 млрд рублей, непрограммные направления расходов составляют лишь 19,4 млрд рублей.
Как и в предыдущие годы, самую большую долю составляют расходы на образование, но если в бюджете на 2020-й на госпрограмму «Развитие образования и науки РТ» было заложено 66,2 млрд рублей, то в казне 2021-го только 62,4 млрд рублей. Впрочем, в течение года власти традиционно могут добавить пару-тройку миллиардов, в зависимости от наполняемости бюджета. В новом бюджете несколько выросли расходы как на общее, так и на дошкольное образование, нашли свое отражение доплаты педагогам школ за классное руководство и на горячее школьное питание. А вот выплат учителям, прибывшим на работу в село, а также помощь школам с низкими результатами обучения в новой редакции бюджета мы не нашли (хотя, возможно, эти траты были зашифрованы в другие строчки). Капитальные затраты, а именно: подпрограмма развития социальной и инженерной инфраструктуры, в рамках которой осуществлялся ремонт школ, была сокращена с 20,4 млрд в 2020 году до 13,7 млрд в 2021-м. Новому министру образования Ильсуру Хадиуллину придется обновлять обветшавший фонд школ на эту скромную сумму. Любопытно, что расходы на создание детских технопарков «Кванториум» увеличены в несколько раз — до 65 млн рублей. Казалось, бы в условиях «коронакризиса» совсем не первоочередные расходы.
Министру здравоохранения Марату Садыкову придется решать всевозрастающие в связи с COVID-19 задачи в весьма стесненных бюджетных обстоятельствах
Значительную долю расходов бюджета, как и в прошлом году, занимает государственная программа «Развитие здравоохранения РТ». На 2021-й по ней запланированы расходы на 41,6 млрд рублей, тогда как в 2020 году трат было немного больше — 43 млрд рублей. Ожидаемо увеличено финансирование мер по профилактике инфекционных заболеваний и закупке вакцин, возросли расходы на мероприятия по дезинфекции, несколько увеличено финансирование на развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи. На борьбу с сердечно-сосудистыми заболеваниями (одно из основных последствий коронавируса) средства будут брошены немалые — 337 млн рублей вместо 248 млн годом ранее. Появилась новая строчка «Финансовое обеспечение дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи…» объемом в 3,7 млрд рублей: возможно, здесь зашифрована закупка дополнительного антиковидного оборудования или доплаты врачам, работающим с коронавирусными больными. А вот расходы на борьбу с онкозаболеваниями сокращены с 870 млн до 317 млн, но, может быть, будет еще прибавка в течение года, т. к. больных раком год от года становится все больше. Существенного увеличения расходов бюджета на лечение орфанных заболеваний, в том числе муковисцидоза и проч., увы, не произошло — как и прежде, в пределах 10,5 млн рублей. С 7,5 млрд до 5,5 млрд рублей снижены расходы на развитие социальной и инженерной инфраструктуры, на эти средства обычно строят и ремонтируют ФАПы в сельской местности, ремонтируют и оснащают поликлиники, но в условиях коронавируса капитальные расходы, как и в случае с образованием, было решено ужать. Так что министру здравоохранения Марату Садыкову придется решать всевозрастающие в связи с COVID-19 задачи в весьма стесненных бюджетных обстоятельствах.
Социальная политика под управлением министра труда и социальной защиты Эльмиры Зариповой — одна из немногих сфер, которым бюджетное финансирование хоть чуть-чуть, но прибавили: бюджет госпрограммы «Социальная поддержка граждан РТ» составил 30,1 млн рублей. При этом ключевые расходы (социальные выплаты гражданам, помощь при оплате услуг ЖКХ, повышение качества жизни граждан пожилого возраста, модернизация и развитие социального обслуживания населения) были довольно ощутимо сокращены. Обеспечение жильем детей-сирот, выплаты почетным донорам остались на прежнем уровне, на жилье ветеранам будет потрачено меньше, чем в 2020-м, но их и физически, увы, с каждым годом становится все меньше. Зато ежемесячное пожизненное содержание, выходное пособие и прочие меры материального и социального обеспечения судьям Конституционного суда РТ были проиндексированы — до 10,4 млн рублей. Неплохо, учитывая, что в КС РТ всего 6 действующих судей и еще 9 в отставке. Значительный прирост расходов мы обнаружили в подпрограмме «Улучшение социально-экономического положения семей» — с 13 млрд до 14,1 миллиарда. Сюда входят самые разнообразные меры поддержки — выплаты пособий по уходу за детьми, беременным женам военнослужащих и проч. Повышается финансовая поддержка семей при рождении детей. Все в свете борьбы с бедностью, которая, как выяснилось, в основном пожирает вовсе не пенсионеров (так думали раньше), а молодые семьи с детьми.
Новому шефу минтранса Фариту Ханифову придется завоевывать авторитет в абсолютно не знакомой ему отрасли в условиях весьма ограниченных финансовых возможностей, что еще больше усложняет задачу
Самый существенный секвестр получила программа «Развитие транспортной системы РТ». С уходом министра транспорта и дорожного хозяйства Линара Сафина программа сдулась с 45 млрд до 25 млрд рублей. Любопытно при этом, что Татарстану с нового года переданы полномочия по госконтролю за соблюдением правил технической эксплуатации внеуличного транспорта и правил пользования таким транспортом. Заметим, что к внеуличным видам транспорта относят метрополитен, монорельсовый транспорт, транспортные подвесные канатные дороги и фуникулеры. Значит ли подобное, что у нас появятся наконец все эти виды транспорта? В целом новому шефу минтранса Фариту Ханифову придется завоевывать авторитет в абсолютно не знакомой ему отрасли в условиях весьма ограниченных финансовых возможностей, что еще больше усложняет задачу.
Для сравнения: государственная программа «Обеспечение качественным жильем и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения РТ», которую теперь поручат министру строительства Марату Айзатуллину, была сокращена, но в пределах арифметической погрешности — до 12 млрд рублей. Как и прежде, в ней — и предоставление жилья детям-сиротам, и переселение людей из аварийного жилья, и программа капремонта жилья, энергосбережения, федеральный проект «Чистая вода», расходы на оздоровление реки Волги и проч.
Программа «Экономическое развитие и инновационная экономика РТ» была секвестрирована с 13,5 млрд до 11,9 млрд рублей. При этом подпрограмма «Развитие малого и среднего предпринимательства и господдержка фермеров» устояла практически в прежнем виде. А субсидии гарантийному фонду, фонду поддержки предпринимательства — на поддержку бизнеса, равно как и на цифровизацию государственного управления, — были существенно увеличены.
С 10,3 млрд до 8,9 млрд рублей ожидаемо скатилась поддержка бюджета на «Развитие культуры в РТ»
С 10,3 млрд до 8,9 млрд рублей ожидаемо скатилась поддержка бюджета на «Развитие культуры в РТ». Содержание музеев, развитие кинематографа и театрального искусства — все эти направления неизбежно пошли под финансовый нож. В условиях кризиса не до прекрасного и вечного — главное, выжить, видимо, так решили создатели главного финансового документа. Пожелаем мужества и терпения министру культуры Ираде Аюповой, которой предстоит донести эту мысль до и без того небогатых работников культуры. С 18,8 млрд до 13 млрд рублей сокращена программа «Развитие сельского хозяйства в РТ». Вдвое похудела (с 8 млрд до 4 млрд рублей) «Программа развития физкультуры и спорта».
Программа «Развитие рынка газомоторного топлива в РТ» тоже пострадала очень сильно — расходы по ней урезали с 351 млн до 56 млн рублей. Зато появилась новая программа — «Строительство автомобильных газонаполнительных компрессорных станций на территории РТ» с финансированием в 280 млн рублей. Программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в РТ», которая годом ранее финансировалась в размере 8,4 млн рублей, в бюджете-2021 отсутствует. Программу «Развитие сферы туризма и гостеприимства в РТ» усушили с 266,9 млн до 95 млн рублей. Зато программа «Формирование современной городской среды на территории РТ» сохранилась почти целиком (3,6 млн рублей).
Секвестр также получили следующие программы: «Развитие молодежной политики в РТ» (6 млрд), «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в РТ» (2,3 млрд рублей), «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, «Обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах в РТ» (1,2 млрд), «Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов» (610 млн рублей), «Управление государственным имуществом РТ» (243 млн), «Реализация государственной национальной политики в РТ» (58,5 млн) и др.
Зато расходы управления делами президента Республики Татарстан, аппарата кабмина РТ и Госсовета РТ, Конституционного суда РТ, Счетной палаты РТ секвестр не коснулся, даже произошла небольшая индексация расходов.
Разумеется, в условиях коронавируса появились программы, которые, вопреки общему тренду, получили существенную прибавку. Так, серьезно приросла рублями программа «Содействие занятости населения РТ» — с 1,8 млрд в текущем году до 4,3 млрд в будущем. Это вполне объяснимо с связи с резким ростом безработицы летом этого года из-за коронавируса. Непосредственно на выплаты безработным запланировано в 4 раза больше средств (3,4 млрд рублей).
Из года в год наращивает мощь госпрограмма «Управление государственными финансами» — рост расходов по ней произошел с 10,9 млрд до 16 млрд рублей. Но сильно радоваться не приходится, ибо в эту программу «зашито» предоставление субсидий, дотаций и субвенций городам и районам, которым не хватает своего финансирования. Прибавку финансирования также получила программа «Развитие информационных и коммуникационных технологий в РТ „Открытый Татарстан“» (3,4 млрд).
В два с лишним раза увеличена программа «Создание условий для сохранения и развития национальной идентичности татарского народа в РТ и за ее пределами», но в абсолютных цифрах это совсем немного — 109,4 млн рублей. В то же время близкая к ней программа «Реализация государственной национальной политики в РТ» немного сокращена (58,5 млн), программа «Создание условий для сохранения, изучения и развития татарского, русского и других языков в РТ…» осталась в тех же скромных рамках (123 млн). Программу «Оказание содействия добровольному переселению в РТ соотечественников, проживающих за рубежом» ужали вдвое, до 1,2 млн рублей.
На первое место главных лоббистов бюджета вновь выходит министр финансов Радик Гайзатуллин
у Гайзатуллина — треть бюджета, Айзатуллин и Зарипова — в тройке главных лоббистов
Интересно вглядеться в ведомственную структуру расходов бюджета РТ. На первое место главных лоббистов бюджета вновь выходит министр финансов Гайзатуллин. На его долю приходится распределение 81,7 млрд рублей, или 30% всех расходов бюджета. Несмотря на кризис, он еще больше усилил свое влияние на экономику РТ. Вряд ли подчиненные министра изводят такие баснословные средства на одну только бумагу «Снегурочка» и чернила для принтеров. Через минфин проходят межбюджетные трансферты, финансируются непрограммные расходы, а также ряд государственных программ. Но тенденция обозначена вполне очевидная — бюджетные средства год от года все больше концентрируются в руках всесильного Гайзатуллина.
Марат Айзатуллин, растерявший 18 млрд былого финансового величия, тем не менее держит в руках огромную сумму почти в 50 млрд рублей
На втором место, несмотря на большие потери, по-прежнему остается минстрой РТ. Айзатуллин, растерявший 18 млрд былого финансового величия, тем не менее держит в руках огромную сумму почти в 50 млрд рублей, а это 18% от всего бюджета республики. Он курирует программу обеспечения качественным жильем и услугами ЖКХ населения РТ, нацпроект «Жилье и городская среда», переселение граждан из ветхого жилья, создание социальной и инженерной инфраструктуры и др. На обустройство парков и скверов (программа «Формирование современной городской среды…») в будущем году будет выделено 3,2 млрд рублей вместо 3,7 млрд годом ранее, но все равно сумма весьма внушительная, а значит, помощница президента РТ Наталия Фишман-Бекмамбетова уверенно остается в финансовой повестке дня. На строительство метрополитена в будущем году будет выделен только 1 млрд рублей (в актуализированной версии бюджета-2020 — 2,7 млрд), а это значит, что рывкообразного ускорения строительства казанской подземки ждать не приходится.
На третье место нашего рейтинга лоббистов бюджета выходит министр труда Эльмира Зарипова. На фоне роста безработицы она нарастила свое влияние с 30,6 млрд до 33 млрд рублей. Как мы уже писали выше, были увеличены меры поддержки семьям с детьми, а также пособия по безработице. Лишь на четвертом месте в этом году расположился миндортранс РТ с 27,3 млрд рублей из бюджета. В поле деятельности Ханифова — курирование строительства дорог и прежде всего платной магистрали Москва – Казань. Помимо этого, новому министру не стоит забывать про развитие железнодорожной инфраструктуры, речных перевозок, воздушного транспорта и аэронавигации, повышение безопасности дорожного движения и проч. На пятом и шестом местах рейтинга без особых потерь расположилось министерство образования и науки, а также здравоохранения — 20,3 млрд и 13,2 млрд рублей соответственно.
На третье место нашего рейтинга лоббистов бюджета выходит министр труда Эльмира Зарипова. На фоне роста безработицы она нарастила свое влияние с 30,6 млрд до 33 млрд рублей
С 17,2 млрд до 12 млрд сокращено финансирование министерства сельского хозяйства и продовольствия РТ. Однако ключевые виды поддержки СХП остались практически в неизменном виде, либо сокращение стало не таким уж существенным — например, это оказание несвязанной поддержки в области растениеводства, поддержка животноводства, малых форм хозяйствования, субсидии гражданам на покупку поголовья животных и др. (на самом деле программ гораздо больше). Значительно выросли расходы в рамках федерального проекта «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации», развития экспорта в АПК, увеличились расходы на возмещение затрат на приобретение сельхозтехники др. Пострадали из-за сокращения меры поддержки гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, сокращены субсидии на строительство мини-ферм, хлебопекам, поддержка кредитования в АПК, развития мелиорации и некоторые другие направления. Однако будем надеяться, что по ходу года деньги по этим строчкам бюджета добавят.
Кроме того, значительно потерял в финансировании министр спорта Владимир Леонов — с 3,3 млрд до 2,2 млрд рублей. На 200 млн рублей меньше будут профинансированы многочисленные госСМИ, входящие в структуру агентства «Татмедиа» (1,5 млрд рублей). И совсем уж мало досталось любимице президента — главе агентства инвестиционного развития РТ Талие Минуллиной: только 93 млн рублей вместе 290 млн годом ранее. Но мы уверены, что таким ценным кадрам, как Талия Ильгизовна, финансирование добавят в течение 2021-го, из дополнительных доходов. Искренне надеемся, что таковые появятся.
«Физики» (исходя из темпов роста труда и размеров безработицы) принесут в виде налога на доходы физических лиц только 57,2 млрд рублей
от налога на прибыль — 77 млрд, от ндфл — 57,2 миллиарда
Что касается доходной части бюджета. Более 80% наполняется из четырех основных источников: налоги на прибыль и доходы физических лиц, а также акцизы и налог на имущество организаций. С учетом негативных явлений в экономике, связанных с волатильностью цен на нефть и курса доллара, а также в результате распространения коронавирусной инфекции поступлений от налога на прибыль ждут в пределах 77 млрд рублей (в первом проекте бюджета на 2020 год ждали 100 млрд).
«Физики» (исходя из темпов роста труда и размеров безработицы) принесут в виде налога на доходы физических лиц еще меньше — только 57,2 млрд рублей (в текущем году от них ожидалось 82 млрд рублей). А вот акцизы не подкачали — в общей сложности они дадут 40 «ярдов» (плюс 7 млрд в план-2020), из них акцизы на алкоголь — 10 млрд, на пиво — 12,5 миллиарда. Видимо, пить народ, сидя на самоизоляции, стал гораздо больше. Акцизы на нефтепродукты осядут в бюджете приятным осадком в виде 17,5 млрд рублей.
Налоги на совокупный доход дадут 8,4 млрд рублей, причем «упрощенка» принесет внушительные 8,3 млрд (после отмены ЕНДВ с 1 января 2021 года число плательщиков УСН станет гораздо больше), а поступления от налога на профессиональный доход составят 157,7 млн рублей. Налог на имущество организаций добавит в казну еще 26 млрд рублей, транспортный налог — 5,5 млрд рублей. Госпошлина пополнит казну на 739,2 млн рублей. Налог на игорный бизнес добавляет по 16,8 млн рублей ежегодно, налоги и сборы за пользование природными ресурсами — 9,1 млн рублей. Неналоговые доходы (дивиденды на госпакеты акций, поступления от аренды земли и госимущества, перечисления части прибыли ГУПов, средства от продажи госимущества) дадут еще 12,7 млрд дохода.
Межбюджетные субсидии, подлежащие перечислению из местных бюджетов в бюджет Республики Татарстан, составят в 2021 году 110,6 млн рублей, это та сумма, которая изымается у «богатых» городов РТ и районов в пользу «бедных». Поясним: согласно Бюджетному кодексу РТ (ст. 44.10), бюджеты городов, районов или сел, где налоговые доходы превышают 1,3-кратный средний уровень по РТ, должны перечислить часть избытка в бюджет региона. Ранее планировалось, что с 2021 года доля изъятия должна была резко вырасти, в абсолютном выражении — с 66,7 млн рублей в 2020-м до 268 млн в 2021-м, однако, видимо, с учетом непростой экономической ситуацией сумму изъятий сократили. Список доноров понятен — более половины суммы «состригается» с Казани, далее идут Челны, Альметьевский, Лаишевский, Верхнеуслонский, Нижнекамский, Тукаевский и Новошешминский районы, а также ряд сельских поселений.
Межбюджетные трансферты и безвозмездные поступления, получаемые от федерального бюджета в 2021 году, составят 40,8 млрд рублей (плюс 100 млн к уровню 2020-го). Однако, если сравнивать с тем, сколько Татарстан ежегодно перечисляет налогов в Москву (по оценкам Гайзатуллина в предыдущие годы, по 800 млрд рублей), крайне мало. Зато на 20 млн рублей больше в этом году Татарстан получит от фонда содействия реформированию ЖКХ, а именно: 90,8 млн рублей. А вот от фонда моногородов и пенсионного фонда РФ, в отличие от предыдущего года, поступлений не предвидится.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 56
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.