Еще до пандемии коронавируса более сотни челнинских туристов приобрели путевки на отдых в местном агентстве «Мировой тур+», но так и не могут ни вылететь на отдых, ни вернуть свои средства. Компания, работавшая под вывеской туроператора «Пегас туристик» в крупнейших торговых центрах автограда, во всем винит «полную стагнацию отрасли туризма на протяжении пяти месяцев». Эксперты тем временем считают, что ситуация имела признаки пирамиды, и советуют не покупать туры в мелких агентствах.
Пятно на репутацию «синего коня» нанесло туристическое агентство ООО «Мировой тур+», которое работало в двух ТЦ города в офисах под логотипом «Пегаса»
все случилось стремительно
В челнинских пабликах в соцсетях на днях стали появляться гневные сообщения в адрес федерального туроператора «Пегас туристик». Компанию буквально атаковали разъяренные жители автограда, хотя на самом деле она оказалась непричастна к их беде. Пятно на репутацию «синего коня» нанесло туристическое агентство ООО «Мировой тур+», которое работало в двух ТЦ города в офисах под логотипом «Пегаса». По нашим данным, за право функционировать под их брендом по франшизе челнинское ООО заплатило взнос 200 тыс. рублей.
По словам обманутых туристов, агентство, которое занималось продажей турпутевок, в начале недели уволило всех своих сотрудников и закрыло офисы. Кроме того, «Мировой тур+» в начале этой недели сообщил о намерении обратиться в Арбитражный суд с заявлением о признании себя банкротом. Информация дошла до «Пегаса», который в одностороннем порядке срочно расторг соглашение с агентством. Оператор уже подготовил всю необходимую документацию, а дальнейшие заявки от «Мирового тура» забронировать уже не получится.
Согласно данным системы «Контур.Фокус», владеет агентством Марина Петрова, а ее директором является Алексей Разуваев. За 2019 год компания выручила 13,2 млн рублей, чистая прибыль составила 537 тыс. рублей. Любопытно, что за Петровой числится еще одно агентство — ООО «Камский центр туризма» (выручка — 8 млн, чистая прибыль — 221 тыс.). К слову, оно тесно сотрудничает с Менделеевском в плане развития туризма. Что касается Разуваева, то он был руководителем компании «Посуда-центр сервис», которая закрылась минувшей весной.
За 2019 год компания «Мировой тур» выручила 13,2 млн рублей, чистая прибыль составила 537 тыс. рублей
Связаться с кем-то из руководства «Мирового тура» нашему изданию не удалось, по указанным в открытых источниках номерам телефонов нам никто не ответил. В офисах тоже никого не оказалось. Накануне корреспондент «БИЗНЕС Online» побывал в двух ТЦ города, где расположены отделы продаж турпутевок агентства «Мировой тур+». По словам продавцов соседних магазинов, персонал не был готов к увольнению, все случилось стремительно. Руководство дало всего 10 минут, чтобы менеджеры смогли забрать свои личные вещи. Внутри офиса, на столах, все еще лежат папки с договорами, стоит вся мебель и компьютеры. С полок выглядывают толстые папки, которые подписаны с января по август. На стеклянной двери висит объявление с текстом, что с 14 сентября компания не работает «вследствие пандемии коронавируса». По всем дальнейшим действиям, турам, депозитам и выдаче документов агентство будет лично связываться с клиентами по номерам телефонов, которые те указали в договорах.
«Данное тяжелое решение является для ООО „Мировой тур+“ вынужденной мерой, ставшей следствием полной стагнации отрасли рынка туризма на протяжении пяти месяцев „высокого сезона“, произошедшей из-за COVID-19, что беспрецедентно в мировой истории», — говорится в объявлении.
На деле же пострадавшие никакой обратной связи до сегодняшнего дня не получили. По их словам, им просто сказали, что агентство больше не работает, а за дальнейшими разъяснениями перенаправили к туроператорам. Те в свою очередь лишь разводят руками.
Руководство дало всего 10 минут, чтобы менеджеры смогли забрать свои личные вещи. Внутри офиса, на столах, все еще лежат папки с договорами, стоит вся мебель и компьютеры
«ХОЗЯЙКА АГЕНТСТВА ГОВОРИТ, ЧТО ДЕНЕГ У НЕЕ НЕТ, ИЗ ИМУЩЕСТВА — ТОЛЬКО СТАРАЯ «ДЕСЯТКА»
Как сообщили «БИЗНЕС Online» в пресс-службе государственного комитета РТ по туризму, жалоб по данному вопросу им не поступало. «При возникновении подобной ситуации туристу необходимо обратиться в головной офис туроператора указанного в договоре забронированного тура с запросом о поступлении денежных средств и бронировании тура турагентом. После официального письменного подтверждения туроператора информации о том, что денежные средства за тур, купленный в агентстве, туроператору не поступали, необходимо обратиться с заявлением в полицию», — объяснили нам в комитете.
Впрочем, пострадавшие так и поступили: «Конечно же, мы к ним обращались, — рассказала нам одна из туристов Ольга Еремина. — Вывеска у них висит „Пегас туристик“, а сами они называются „Мировой тур+“. Я даже смогла связаться с хозяйкой агентства Марией Петровой. Я с ней вообще работала на протяжении 7 лет. У нас были очень доверительные отношения. Никак не ожидала, что они мою заявку не проплатят, потому что я ее оплатила 100-процентно еще до начала пандемии. Мы должны были вылететь 1 мая, но границы уже закрыли. Мне сказали, что у меня 100-процентный депозит и тур перенесли на следующий год».
Услышав новости о «Мировом туре», Ольга забеспокоилась за свои средства и решила лично проверить состояние заявки у туроператора. Оказалось, что на счет поступило только 30% от стоимости тура. Через знакомых она нашла контакты Петровой и созвонилась с владелицей агентства: «Она говорит, что денег у нее нет, возвращать ей нечего. Я говорю: „Марина, я тебе все оплатила еще до пандемии. Почему ты мою заявку не закрыла?“ Она ответила, что оплатой занималась не она. Потом стала говорить, что у нее только старая „десятка“, другого имущества нет, по прописке она не живет и так далее. Выплатить нам деньги она никак не может».
Далее Еремина связалась напрямую с представителями «Пегаса» из Казани. Там ей объяснили, что Петрова просто купила франшизу и сделать это может любой предприниматель. Компания перенаправила ее на специалиста, которая сориентировала ее и других туристов, что делать дальше. В «Пегасе» ей сообщили, что большинство заявок от «Мирового тура» оплачено полностью, а те, кто стал жертвой данной ситуации, получат помощь.
«Но дело в том, что от „Пегаса“ нас всего-то 10 процентов. Остальные бронировали у „Анекс тур“, у Sunmar, как у меня или других. Мне лично сказали, чтобы я доплатила разницу, ту сумму, которой не хватает. „А с турагентством разбирайтесь сами“. То есть я дала деньги агентству, а они не дошли до туроператора. Некоторые операторы даже не хотят говорить, какой остаток у нас, сколько есть на счету, прикрываясь тем, что договор заключали не с нами и не знают, кто мы вообще такие. Отправляют нас в полицию, информацию не передают», — возмущается Еремина.
По ее словам, туристы не знают, что им делать дальше. Не зная номера заявки, невозможно узнать сумму на счету. У клиентов на руках имеются лишь договоры и чеки на оплату, но там заявка не прописана.
«Менеджеров нет, в «Сити молле» все закрыто. На связь сама Петрова не выходит, трубку не берет. Номер Разуваева вообще никто не дает. Менеджеры стали всем втихушку отписываться: «Нас закрывают»
ПОСТРАДАВШИЕ ГОТОВЯТ ОБРАЩЕНИЕ К НАФИКОВУ. УГОЛОВНОГО ДЕЛА ПОКА НЕТ
«Я путевку оплатил 19 ноября 2019 года, хотел возврат сделать в феврале. Они обещали в течение двух недель, в итоге не вернули. Потом начали ссылаться на пандемию, — рассказал нам Рафаэль, который попросил не упоминать его фамилию. — Сказали: мы ничего сделать не можем, хоть в суд подавайте. Мы подали в суд на оператора „Туи“, а надо было — на Петрову».
Когда пришел отказ от суда, их семья решила забронировать новый тур на следующий год. Лишь спустя некоторое время выяснилось, что из 80 тыс., которые они оплатили, до оператора дошли лишь 20. «Менеджеров нет, в „Сити молле“ все закрыто. На связь сама Петрова не выходит, трубку не берет. Номер Разуваева вообще никто не дает. Менеджеры стали всем втихушку отписываться: „Нас закрывают“, — рассказывает наш собеседник. — Мой менеджер сказала, что утром они пришли на работу и их просто поставили перед фактом, дали 10 минут — забрать губную помаду. Неизвестно, куда деньги переведены. Туроператоры, кому они средства должны были перечислить, отвечают, что в основном 10–20 процентов оплачено. Хотя многие заплатили по 100 процентов».
«У всех ситуация разная: у кого-то 8 тысяч пропало, у кого-то — под 200 тысяч и больше, — говорит одна из обманутых туристов по имени Гульназ. — Мы сейчас создаем инициативную группу. Нас уже свыше 100 пострадавших. С нас была взята 100-процентная предоплата путевок, но на этом все. Мы подготовили заявления в органы, в частности в отдел экономической безопасности и противодействия коррупции».
«Мне позвонила мой менеджер Ирина, которая пытается как-то нам помочь. Я брала путевку в Турцию в марте. Сейчас узнаю в „Анекс тур“, сколько денег они отправили — всю сумму или нет. Я с ними на связи. Пока еще не выяснила, — поделилась с нами своей историей Лилия. — В „Анекс тур“ меня отправили в отдел бронирования. Когда я пришла в турагентство, мне сказали: сейчас будем искать по цене то, что выходит подешевле. Я купила у них, но вопрос в том, какую сумму они отправили. У многих людей так, оплатили они 157, а у них 5 тысяч рублей на счету. Еще когда случился этот кризис, там был Разуваев, он сказал, что нам не нужно беспокоиться, что все будет хорошо. Так успокаивал, уверял, что у них там все стабильно. Что у них такой бардак творится, я, конечно, не знала. Через знакомых выяснили, что Петрова просто смеется над всей этой ситуацией, ей абсолютно плевать, она ничего не боится».
На этой неделе обманутые челнинские туристы начали объединяться. Так, например, в одном из мессенджеров был создан канал для общения, где они консультируют друг друга и делятся своей ситуацией. 15 сентября многие из них обратились с заявлениями в прокуратуру города. Но, по их словам, уголовного дела пока нет.
Сегодня туристы встретятся, чтобы подписать коллективное обращение к прокурору РТ Илдусу Нафикову, в котором попросят принять меры прокурорского реагирования по защите их прав и интересов, обязать руководство агентства вернуть им средства и привлечь к ответственности. По их подсчетам, общий размер ущерба составил около 11 млн рублей.
По словам гендиректора компании AVT Азамата Сабирова, вся эта история напоминает ему финансовую пирамиду: «Если они оплатили туры туроператорам, то, по идее, у туриста должна быть путевка. Если путевок у клиентов нет, то это уже уголовное дело, потому что получается, что им просто пообещали туры, взяли деньги и ушли. Остается заводить уголовное дело и надеяться, что у этих людей есть какая-то сумма и с них что-то можно взять. Думаю, те, кто так сделал, совершал все осознанно. И, видимо, сейчас с них ничего не стрясешь. Они обанкротятся, в суде будут говорить, что они отдадут деньги, но сейчас их нет, они все потеряли. Это классика».
Чтобы не попасть в такую ситуацию, он советует обращаться в крупные фирмы и не вестись на крупные скидки. У больших игроков туристического рынка есть свои международные договоренности, и просто так закрыться они не могут. «У нас активы есть, обязательства. Компания, которая имеет международную аккредитацию, не имеет права быть неприбыльной и получать прибыль меньше 30 процентов от прошлого периода. Убыточному агентству аккредитацию просто не дают. Все хотят сэкономить. Сейчас, когда произошел COVID-19, нужно работать с реально крупными компаниями. Надо смотреть, есть ли у агентства аккредитация IАТА. Если да, то ей доверять финансово можно. У них очень жесткий финансовый контроль. Как другие компании оценивать — это уже на свой страх и риск».
Сабиров отмечает, что туристам сложно квалифицированно оценивать компанию: «К нам приходят туристы, говорят: „Мы хотим путевку. А дайте нам скидку 10 процентов“. Мы такую скидку не даем. Они идут в какую-нибудь контору с двумя столами, берут со скидкой, тратят деньги, а потом им говорят: „Конторы нет“. Скупой платит дважды».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 21
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.