В фигурном катании стартовал сезон 2020/21, который из-за пандемии пройдет в необычном формате: юниорский Гран-при отменен, а взрослый пройдет только в формате национальных соревнований. Чтобы действующая чемпионка мира среди юниоров Камила Валиева не осталась без стартов, ее тренер Этери Тутберидзе решила выставить 14-летнюю фигуристку во взрослые на год раньше положенного. Несмотря на некоторые ошибки в произвольной программе, в целом выступление Камилы можно оценить положительно.
Камила Валиева — юное дарование в фигурном катании, которая начинала карьеру в Казани
ВОКРУГ ВАЛИЕВОЙ БЫЛО МНОГО СКЕПСИСА, НО ОН ПРОПАЛ
Камила Валиева — юное дарование в фигурном катании, которая начинала карьеру в Казани: попала на контрольные прокаты отдельным решением федерации фигурного катания и тренерского штаба, так как на них приглашают обычно членов взрослой сборной. По факту 14-летняя фигуристка остается среди юниоров, но из-за отмены юниорской серии Гран-при у нее не будет конкуренции. Поэтому тренер Этери Тутберидзе решила форсировать переход Валиевой во взрослые.
К факту участия Валиевой в прокатах вместе со взрослыми относились скептически. Многие не понимали как необходимости торопить развитие юниорки, так и ее исключительного статуса. Юниорскую серию Гран-при отменили для всех, но во взрослую сборную определили только Валиеву.
Тем не менее стоило Камиле выйти на лед, как все скептики забыли свои аргументы. В короткой программе она выдала лучший прокат вечера: практически идеальное исполнение технически сложной программы, интересный новый образ и намеки на мощную произвольную. В короткой композиция не самая известная, зато цепляющая своей новизной — «Шторм» от Эрика Редфорда.
14-летняя Камила остается среди юниоров, но из-за отмены юниорской серии Гран-при у нее не будет конкуренции. Поэтому Этери Тутберидзе решила форсировать переход Валиевой во взрослые
В произвольной ее прокат вновь можно назвать лучшим. Самая молодая участница, которую допустили отдельным решением федерации, не стушевалась в окружении признанных лидеров сборной России. Хореограф Даниил Глейхенгауз обещал раскрыть Камилу в этом году с новых сторон — и пусть кардинально ее стиль в сравнении с прошлыми сезонами не изменился, образ действительно смотрится свежо и интересно. «Болеро» Мориса Равеля — одна из самых популярных композиций в фигурном катании, но Валиева под руководством Глейхенгауза с Тутберидзе смогла показать известную всем мелодию иначе. Сама спортсменка говорит, что ориентировалась на итальянку Каролину Костнер. Некие черты катания Костнер действительно чувствуются, но, главное, остался собственный стиль и шарм катания Камилы.
И пусть четверной тулуп она смазала, отсутствие ошибок на прочих элементах показывает, что к сезону действующая чемпионка мира среди юниоров готова хорошо. «Немного переволновалась, — говорит о своем падении фигуристка. — В принципе, я всем рада, за исключением некоторых ошибок в произвольной. Готова где-то на 70–80 процентов».
Мы до сих пор скучаем по «Девочке на шаре» — программы 2020-го не перебили прошлогодний шедевр. Но невозможно катать одну и ту же три сезона подряд (только если ты не Юдзуру Ханю), тем более фигуристке крайне необходимо развиваться с точки зрения хореографии. А к образам Пабло Пикассо можно вернуться в следующем году — к Олимпиаде в Пекине. Программы 2020-го еще раз мы увидим через месяц — на двух этапах Кубка России в Москве.
Евгений Плющенко бросил дерзкий вызов сильнейшей российской школе последних лет, забрав у нее Александру Трусову (на фото) и Алену Косторную
КОСТОРНАЯ С ТРУСОВОЙ ПОКА НЕ ГОТОВЫ БИТЬСЯ С ТУТБЕРИДЗЕ
Несмотря на успешный дебют, в центре внимания была не Валиева, а противостояние между группами Тутберидзе и Евгения Плющенко. Межсезонье-2020 в фигурном катании прошло не под повесткой коронавируса. К Плющенко от Тутберидзе за это лето перешло больше фигуристов, чем из всей сборной переболели COVID-19. Евгений бросил дерзкий вызов сильнейшей российской школе последних лет, забрав у нее Александру Трусову и Алену Косторную. Смог ли он достойно ответить?
Судя по контрольным прокатам, пока нет. Мало пригласить известных и успешных спортсменов, с ними еще нужно добиваться результата. Косторная перешла в «Ангелы Плющенко» относительно недавно, и ее слабую форму и проблемы в подготовке произвольной понять можно. Тем более первый этап Кубка России у нее — казанский — только в ноябре. Времени достаточно. Другое дело, что обманывать зрителей, которые покупали билеты, возможно, ради произвольной Алены, некрасиво. Если заранее стало понятно, что пока она может презентовать короткую, почему бы об этом не объявить до начала прокатов?
В отсутствие Косторной единственной возможностью обыграть Тутберидзе для Плющенко осталась Трусова. Двукратная чемпионка мира относится к короткой программе как к прелюдии, репетиции перед главным боем. Ее ключевое оружие — четверные прыжки — разрешены только в произвольных прокатах.
Весь прошлый сезон Трусова билась с предыдущим тренерским штабом, споря о количестве квадов. Александре понравился эксперимент с пятью четверными. Тутберидзе с коллегами ставила на более разумный вариант с тремя, а также была против форсированного изучения нового четверного — риттбергера.
Получила ли Трусова творческую свободу после ухода из «Самбо-70»? Не сказать. Плющенко также не видит смысла, по крайней мере на данном этапе, ставить ей в программу экстремально большое количество ультра-си. Он выбрал максимально сбалансированный вариант с тремя прыжками повышенной сложности.
«Пока с тремя четверными прыжками, но считаю, что надо к более важным стартам подготовить максимум пять», — прокомментировала для Sports.ru свое выступление Трусова. Про риттбергер, который Плющенко анонсировал летом, в интервью ничего не слышно.
Другое дело, что пока Трусова не может справиться даже с таким упрощенным контентом. Из трех четверных чисто вышел всего один. Четверной лутц Александра не докрутила, и, как следствие, — падение. Сольный четверной тулуп также с ошибкой — касание льда при приземлении и недокрут. Хорошим вышел только каскад с двух тулупов — четверного с тройным.
Что касается выбранного для произвольной образа Ромео и Джультетты, то он как минимум интересен. Если короткую, которую очевидно ставил Сергей Розанов определенно нужно менять, то произвольная, с которой работали уже подкованные в хореографии специалисты — Дмитрий Михайлов с Еленой Ильиных, — оставляет куда более цельное впечатление.
Единственное, чувствуется, что программа пока сырая и нуждается в доработках. Видимо, полноценный и готовый вариант нам стоит ждать уже на Кубке России — Трусова выступит вместе с Косторной в Казани через два месяца.
ЩЕРБАКОВА ПОКАЗАЛА ВТОРИЧНЫЙ ОБРАЗ И НЕ МОЖЕТ ВОССТАНОВИТЬ ЛУТЦ
Двойственные впечатления оставил прокат Анны Щербаковой. Двукратная чемпионка России пока не вернула свои четверные (лутц был всего один, и то с падением), но чисто и легко сделала все тройные.
«Падения бывают, особенно в начале сезона, — объясняет ошибки спортсменка. — Возможно, могла лучше. Но это хорошая отправная точка. Была неплохая, очень близкая попытка четверного, даже подумала, что выехала».
Щербакова также призналась, что выступала на контрольных прокатах неуверенно. После долгого перерыва появилась боязнь проката на публику. Не получилось оценить по достоинству творческую задумку Глейхенгауза для фигуристки. Ее Forgiveness выглядит пока вторично — как переработка прошлогоднего «Парфюмера» из короткой. Наверняка сказывается и отсутствие платья — костюм еще готовится.
На сезон у Щербаковой большие планы — она хочет вернуть четверной флип, делать два лутца, вычистить тройной аксель. По отдельности элементы получаются, но пока не выходит собрать их в одну программу. Скорее всего, нужно время. Проблема только в том, что его, по сути, нет: первый этап Кубка для Щербаковой уже на следующей неделе в Сызрани.
У МЕДВЕДЕВОЙ ТРАВМА?
Но для Щербаковой ситуация не такая критичная, как для Евгении Медведевой. Последняя в это межсезонье прошла через непростые приключения — в условиях закрытых границ летала из одной страны в другую и сидела на карантине, тренировалась на чужих катках в Японии и в Москве на катке ЦСКА, а своего тренера Брайана Орсера вживую видела в последний раз еще в марте.
Да, Орсер постоянно находился с ней на связи, а в столице РФ с Евгенией работали также Елена Буянова и Татьяна Тарасова, но такая нестандартная подготовка к сезону не могла не сказаться на состоянии спортсменки. И, как мы видим, на данный момент Медведева выступать на высоком уровне точно не готова. Она упала с тройного лутца, а также не стала прыгать аксель. На флипе она сделала прыжок в один оборот. Также спортсменке не удалось исполнить хореографический элемент.
Прокат вышел настолько скомканным и трагичным, что по его итогам Медведеву поддержала даже бывший тренер Тутберидзе — оператор ловко выхватил сдержанные овации Этери после выступления Евгении.
Перед выступлением Медведевой в произвольной известный журналист Елена Вайцеховская написала о том, что у Евгении травма — растяжение спины. Сама спортсменка этого не подтвердила. «Все нормально со здоровьем, давайте не будем об этом говорить, — сказала она после проката. — Сейчас делаем все, что возможно, чтобы состояние здоровья не мешало рабочему процессу, как и всегда, так постоянно поступают. Конечно, утомительно, но от этого никуда не деться».
Не смогла показать хороший прокат и Елизавета Туктамышева. Единственная немосковская фигуристка, претендующая на высокие места, также провела странное межсезонье
ТУКТАМЫШЕВА ПРИЗНАЛА, ЧТО НЕ УСПЕЛА ПОДГОТОВИТЬСЯ К СЕЗОНУ
Не смогла показать хороший прокат и Елизавета Туктамышева. Единственная немосковская фигуристка, претендующая на высокие места, также провела странное межсезонье. Ставила программы через интернет, долго не выходила на лед из-за ограничений на тренировки в Санкт-Петербурге, где руководство города жестче остальных отнеслось к пандемии (на третий этап снятия ограничений в Северной столице перешли только что). Не поехала вовремя Туктамышева и на сбор в Кисловодск. По слухам, из-за того, что ее тренер Алексей Мишин не хотел работать на закрытой базе с постоянными проверками от Роспотребнадзора.
Как итог — первый выход на лед в этом сезоне у Туктамышевой вышел смазанным. Фигуристка упала с первого тройного акселя, а затем прыгнула каскад из двойного акселя и двойного тулупа вместо тройных прыжков.
В интервью после проката она признала неудачи, но отметила, что для текущей формы выступила не так уж плохо. «Для моего сегодняшнего состояния это хороший прокат. Я довольна. Первый опыт выхода после длительного перерыва, — цитирует фигуристку Sport24. — Надеюсь, что я справлюсь. Непривычная ситуация для всех. Нужно ее принять».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 25
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.